Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
статья на тему

Сомова Лилия Анатольевна

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_shkola.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СКОШИ №3 VIII ВИДА.

«Современная школа – школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы».

Доклад

Сомова Л.А. учитель математики

31.10.2014


                                 « В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»       Сократ

                                                                                                                     

Современная школа – современный учитель   (школа для всех)

         На современном этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется проектированию образовательного процесса в условиях инновационных изменений. В теории и практике педагогики учебно-воспитательный процесс рассматривается как сложная организационно методическая система, на функционирование которой оказывают влияние ее структурные элементы (учебно-воспитательные задачи, содержание образования, методы обучения и формы организации учебной деятельности), объективные и субъективные факторы, условия.      Инновации позволяют объединить научные, технические, образовательные ресурсы для обеспечения эффективности образовательного процесса.

       Происходящие изменения  в образовании  заставляют меняться и   педагога – это требование профессионального стандарта. Изменяется система оценивания результатов ученической и педагогической деятельности.

Профессиональные компетенции педагогической деятельности включает:

          1. Компетентность в области личностных качеств

          2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

          3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников)                      на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

          4. Компетентность в области обеспечения информационной основы    деятельности.

          5. Компетентность в области разработки программы, методических,           дидактических материалов и принятии  педагогических решений.

          6. Компетентность в области организации педагогической  деятельности.

Общие требования к деятельности педагога:

  • Педагог реализовывает и модернизирует содержание, формы, методы и средства  учебно  – воспитательного процесса с учетом новых задач, стоящих перед образованием.
  • Педагог разрабатывает принципиально новые подходы к обучению, воспитанию и развитию учащихся, пользуется авторской методикой, поддерживает опыт детского творчества, состояние раскрепощённости и оригинальности мысли; применяет инновационные технологии.
  • Педагог осуществляет самоанализ и самооценивание труда; совмещает новые знания с уже приобретёнными,  вовремя избавляется от предубеждений; имеет внутреннюю духовную потребность в перестройке, не зависящей от материальных благ.
  • Педагог проводит самоанализ  и творческое обобщение своей работы.
  • Педагог умеет приспосабливаться к новой ситуации, не противиться нововведениям, не жалеет сил и времени на самосовершенствование.
  • Педагог воплощает в практику работы принципы педагогического сотрудничества.
  • Педагог умеет научно обосновывать выбор действий в конкретной педагогической ситуации.
  • Педагог обладает формами и методами управления и организации  учебно – воспитательной деятельности учащихся с целью развития их потенциальных возможностей; умеет побуждать детей к интеллектуальному напряжению.
  • Педагог проявляет гибкость в выборе оптимального управленческого решения в нестандартных ситуациях; умеет брать на себя ответственность в выявлении сложных педагогических проблем.

        Ведущим принципом государственной политики в сфере образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

        В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учереждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности  специальных (коррекционных) образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

    Л.С. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

     Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

    Инклюзивное (франц. inclusiv – включающий в себя, от лат. шnclude – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

     В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

     Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

     Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

       Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ  для  обучающихся  в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.

Специальная (коррекционная) школа для детей с нарушением интеллекта в свете современных условий образования. (ФГОС, ПРОЕКТ),   Варианты  С, D.

      Федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

    Требования к структуре, условиям и результатам освоения АООП (адаптированной основной образовательной программе) общего образования обучающихся с умственной отсталостью учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся.

     Стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью  обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом,  счетом и др.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

    Стандарт направлен на обеспечение:

   равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью ;

   государственных гарантий качества образования обучающихся  с умственной отсталостью на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения;

   вариативности содержания образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью , возможности формирования ОП  различных по уровню сложности, а также с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

   единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия видов образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью .

       В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью   положен деятельностный и дифференцированный подход осуществление которых предполагает:

     признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с  умственной  отсталостью  организацию  познавательной  и  предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;

    признание  того,  что  развитие  личности  обучающихся  с  умственной  отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности;

    развитие  личности  обучающихся  с  умственной  отсталостью  в  соответствии  с требованиями  современного  общества,  обеспечивающими  возможность  их  успешной социальной адаптации;

   разработку  содержания  и  технологий  образования  обучающихся  с  умственной отсталостью,  определяющих  пути  и  способы  достижения  ими  социально  желаемого результата  личностного  и  познавательного  развития  с  учетом  их  особых  образовательных потребностей;

    ориентацию  на  результаты  образования  как  системообразующий  компонент  Стандарта, где общекультурное и личностное развитие составляет цель и основной результат образования обучающихся с умственной отсталостью;

   признание  решающей  роли  содержания  образования  обучающихся  с  умственной отсталостью,  способов  организации  образовательной  деятельности  и  взаимодействия участников  образовательных  отношений  в  реализации  права  обучающихся  на  свободный

выбор мнений и убеждений,  развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии  его  личности  в  соответствии  с  принятыми  в  семье  и  обществе  духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

   учет  возрастных,  типологических  и  индивидуальных  особенностей  обучающихся  с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

  вариативность  основных  образовательных  программ,

дифференцированно  учитывающих  специфические  образовательные  потребности  разных  групп  обучающихся  с умственной отсталостью.

        Образовательная область «Математика» является обязательной предметной областью «Математика». Основными задачами реализации содержания предметной области «Математика» являются:

      -Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).

       -Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

      Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования.       Обучающиеся  с  умственной  отсталостью  не  проходят  итоговой  аттестации,  но получают  свидетельство  об  обучении  по  образцу  и  в  порядке,  установленном законодательством в сфере образования.

       Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся  с умственной отсталостью, освоивших  АООП   общего образования.

 Описание результатов овладения обучающимися  с умственной отсталостью  АООП имеет интегративный характер и включает в себя:

требования  к  оценке  овладения  социальными  компетенциями  (личностные результаты); требования  к  знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике (предметные результаты).

  Личностные  результаты  включают  овладение  обучающимися  социальными  компетенциями, необходимыми  для  решения  практико - ориентированных  задач  и  обеспечивающими  становление

социальных отношений обучающихся в различных средах.

Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы с учетом специфики содержания образовательной области «Математика», включающая в себя учебный предмет «Математика», отражают:

  1. Элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления;
  2. Начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  3. Навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
  4. Способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;
  5. Оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи.

Инновационная деятельность в специальной школе.

        Математика как учебный предмет играет особую роль в развитии познавательных процессов школьников с проблемами в развитии. С психологической стороны процесс обучения математике отражает основные положения теории учебной деятельности, среди структурных компонентов которой ведущую роль играет познавательный интерес.        Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был для детей посильным и личностно значимым.

       В связи с этим весьма актуальным является переход от предметной, наглядной основы обучения к формированию доступных математических понятий методом проектной деятельности. Метод проектирования в обучении способствует развитию способностей детей, интеллектуальному поиску, отходу от стандартного мышления, помогает использовать имеющиеся знания, умения в новых обстоятельствах, в  тех или иных жизненных ситуациях, и , таким образом, в определенной мере готовить учащихся к социальной адаптации.

     Реализация проекта в специальной коррекционной школе 8 вида отличается от аналогичной деятельности в массовых школах. Учитывая, что самостоятельная исследовательская деятельность школьников с недостаточной интеллектуальной деятельностью практически невозможна, то необходима руководящая роль учителя.

     Мышление данной категории детей носит конкретный характер, поэтому логически излагать мысли им сложно, но в ходе реализации проекта учащиеся могут преодолевать  эти трудности. Работа с проектом предусматривает и коллективную работу, которая по своей сути достаточно сложный вид деятельности для учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности, но в ходе реализации проекта данный вид деятельности показал умение детей данной категории работать вместе, поддерживать друг друга.

     Дети с нарушением интеллекта зачастую не умеют осмысленно подходить к усвоению прочитанного, рассказанного, объясняемого на уроке. Причина кроется в отсутствии процесса целенаправленного формирования и развития мышления учащихся, в стихийности и неосознанности возникновения мыслительных процессов. Чтобы усовершенствовать процесс умственного развития ребенка, необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить.

    Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы работы. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной  практически или теоретически значимой проблемы.

    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

    Организация проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда.

   Положительные эмоции, которые возникают в процессе работы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, логического мышления, математической речи.

    Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов

Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...

План работы МО учителей специальной коррекционной школы на 2010 - 2011г.

Тема, задачи на год. Содержание рабоы по четвертям....

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...

"Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида" (с презентацией)

Круглый стол "Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов".  Доклад "Проектная деятельность  в специальной (коррекционной...

Доклад "Инновационная деятельность учителя в современной школе"

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса....