Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов
статья по теме

Марина Юрьевна Щеголихина

Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) классах в соответствии с требованиями коррекционной педагогики.

(Сб. "Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы" материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Артемовские чтения", Пенза, 2010).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon IT_kak_innovacionnaya_deyatelnost.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ

М. Ю. Щеголихина

Процессы, происходящие в обществе на современном этапе развития, характеризуются тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века. Педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных задач современной педагогической инноватики является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу, прежде всего для того, чтобы разбираться в объекте развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств.

В последние двадцать лет проблема педагогических инноваций была рассмотрена в работах отечественных педагогов и психологов: А.В. Хуторского,   Н.В. Горбуновой, В.И. Звягинского, С.Д. Полякова, М.В. Кларина, Ю.С. Борцова,  Б.С. Гершунского, Э.Д. Днепрова, Ю. С. Колесникова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева, В.Я. Ляудис, А.И. Пригожина, и др. 

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и социальной педагогики МГОУ В.И. Беляев в своих работах пишет, что рождение инноваций имеет объективно-субъективную природу, что их проявление обусловлено необходимостью приводить цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания в соответствие с постоянно изменяющимися требованиями общества к личности.

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителя изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь проводником новой практики. Готовность учителя к инновационной деятельности, по мнению ряда исследователей (Н.И. Лапин, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и др.), определяется следующими критериями:

  1. осознание необходимости в инновационной деятельности;
  2. потребность в творчестве;
  3. уверенность в том, что новшество принесет позитивный результат,
  4. осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения;
  5. способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития;
  6. организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества;
  7. способность свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности;
  8. уровень технологической готовности к выполнению инновационной деятельности,
  9. умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую себя и других;
  10. способность к профессиональной рефлексии.

Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов, а для этого необходим определенный уровень  сформированности информационной культуры.

Информационная культура учителя – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений для результативной профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде. Основными ориентирами формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности становятся:

  1. повышение профессиональной компетентности;
  2. умение работать в информационно-образовательной среде;
  3. толерантность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству;
  4. готовность к самообразованию на протяжении всей жизни;
  5. умение применять полученные знания в области информационной культуры в практической деятельности.

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. На протяжении нескольких лет мы работаем над проблемой внедрения информационных технологий в образовательный процесс, целью которой является  разработка системы педагогических условий, обеспечивающих развивающую образовательную среду для детей с проблемами в развитии.

В связи с тем, что для специальной (коррекционной) школы применение учителем этого средства обучения пока не является повседневной реальностью, принято говорить об инновационной деятельности педагогов, использующих информационные технологии.

Основными целями использования информационных технологий в специальных (коррекционных) классах являются развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества и мотивация учебно-воспитательного процесса через:

- развитие основ конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером,

- развитие основ творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности,

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий,

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В образовательном учреждении, где традиции обучения и воспитания существенно отличаются от традиций общего образования, хотя и имеют единую дидактическую основу, особо следует отметить специфику информатизации образовательного процесса.

В изучении школьных курсов можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений;

- использование анимации, моделирования;

- система тестового контроля и самоконтроля;

- использование виртуальных экскурсий.

Формами применения информационных технологий в специальных (коррекционных) классах являются:

1. Использование готовых электронных продуктов - позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций - позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

3. Использование ресурсов сети Интернет – позволяет находить и систематизировать  учебно-значимую информацию.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке и осуществляется на разных этапах урока:

  1. как способ создания проблемной ситуации,
  2. как способ объяснения нового материала,
  3. как форма закрепления изученного,
  4. как форма проверки домашнего задания,
  5. как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Наиболее часто в образовательном процессе мы используем презентации. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация фильмов, анимации.

2.     Выделение (нужной области).

3.     Гиперссылки.

4.     Последовательность шагов.

5.     Интерактивность.

6.     Движение объектов.

7.     Моделирование.

Для создания презентации, формулируется тема и концепция урока; определяется место презентации в уроке. Если презентация является основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты) и создаются слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности вводятся настройки демонстрации презентации.  Создаются заметки к слайдам, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания, т.е. методическое оснащение презентации.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то четко формулируется цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирается, структурируется и оформляется материал. В данном случае четко ограничивается время показа презентации, продумываются варианты работы с презентацией, вопросы и задания учащимся.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. Информационно-коммуникационные технологии на уроке-беседе активизируют работу класса и делают урок наиболее эффективным. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно показать иллюстрацию фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". 

В ходе такого урока учащиеся обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

Задача обобщающего урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы появляются постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации все время контролирует работу класса.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление; решаются задачи интегративного и проблемного обучения.

Влияние использования разных форм информационно-коммуникационных технологий  способствует углублению знаний учащихся, усвоению знаний в системе межпредметных связей. Работа с компьютерными технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

  1. способствует повышению познавательного интереса к предмету и повышению качества образования по предмету;
  2. содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  3. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  4. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  5. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Учащийся берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Следующим этапом применения информационных технологий в специальных (коррекционных) классах, как нам видится, должна стать проектно-поисковая деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, что позволит активизировать работу обучающихся по самообразованию.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога.

Инновационная деятельность позволяет не только генерировать новые знания, но и осуществлять их конверсию в образовательную среду. Создание новшеств неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности учителя, его способностей осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, на этой основе структурировать новые знания и реализовывать их в своей педагогической практике. Инновационная деятельность при этом становится важнейшим фактором развития информационной культуры педагога, позволяющей добывать, приобретать и создавать новые знания, а, следовательно, продолжать собственное саморазвитие в условиях «информационного взрыва», ускоряющего инновационные процессы.

Таким образом, эффективность инновационной деятельности учителя специальных (коррекционных) классов во многом зависит от комплекса мер по ее обеспечению — методологическому, программно-методическому, организационно-педагогическому и техническому. При этом очевидно, на наш взгляд, что определяющим фактором, существенно влияющим на результат, является отношение педагога, других субъектов образовательного процесса к нововведениям, степень принятия нового и готовность к его применению, способность к рефлексии и проблемному анализу происходящих изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ 8 ВИДА

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ   СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ VIII ВИДА....

Выступление «Применение информационных технологий в образовательной деятельности»

Слайдовый доклад на заседании педагогического совета «Применение информационных технологий в образовательной деятельности»Что изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения?Какие задачи можно решать с...

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

Применение информационных технологий в образовательном процессе

Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках иностранного языка". Использование ИКТ в обучении английскому языку....

Применение информационных технологий в образовательном процессе

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ...