Формирование умений при самостоятельной работе учащихся 8 класса
статья по химии (8, 9 класс) по теме

Галкина Татьяна Юрьевна

Для работы в современном  обществе учащиеся должны быть широко образованы,уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянного растущего потока информации,быстро осваивать новую технику и технологию.

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся и совершенствования ее организации важный шаг к дальнейшему самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умений самостоятельной работы  учащихся

Для  работы в современном обществе учащиеся должны быть широко образованы, уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянно растущего потока информации, быстро осваивать новую технику и технологию. Увеличение роли самостоятельной работы учащихся и совершенствование ее организации -важный шаг в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса ,к дальнейшему самообразованию

Для четкой организации самостоятельной работы учащихся по химии необходимо формировать следующие умения:

-выделять главное в тексте

-составлять простой и развернутый план

-составлять конспект

-переводить текст в таблицы и схемы

-работать с несколькими источниками

-слушать изложение преподавателя

-пользоваться справочной литературой

-работать с периодической системой элементов Д.И.Менделеева и таблицей растворимости

-решать экспериментальные и расчетные задачи                                                                                                                    

Все перечисленные умения совершенно необходимы для подготовки учащихся к лекциям,семинарским занятиям,научно-практическим конференциям,зачетам и другим  активным формам обучения.

Установлено,что при самостоятельной работе с книгой учащиеся встречаются с целой группой трудностей психологического плана:

-Трудности ориентации в теоретическом содержании текста

-трудности синтезирования отдельных теоретических положений и фактических данных,результатов опытов в единую систему

-трудности анализирования текста,деления его на логически законченные части,соотнесения главного и второстепенного,частного и общего

Исходя из этого,в процессе самостоятельной работы необходимо научить учащихся ориентироваться в понятиях и терминах,которые встречаются в тексте,правильному соотнесению частного и общего,теории и фактов

Самостоятельной работе с текстом учебника должно предшествовать проведение консультаций по изучению химического языка,который слагается из химических знаков,формул ,уравнений

Беседы с учащимися показывают, что для многих из них (вернее, незнание) химического языка

затрудняет учение, снижает интерес к химии; наличие уравнений хим. реакций часто является тор-

мозом в усвоении учебного материала. Это в большей степени относится к учащимся, имеющим

пробелы в знаниях и умениях за курс основной школы.

   Понятия хим. языка находятся в тесной связи со многими др. понятиями химии. Например,

химические формулы и уравнения, отражающие состав и превращения веществ, связаны с такими

понятиями, как относительная атомная и молекулярная масса, валентность элементов, закон сохра-

нения в-в и др. Для успешного владения химическим языком учащиеся должны хорошо усвоить эти понятия и законы.

    Учитывая важную роль хим. языка при работе с учебником химии, для реализации межпредмет- ных связей, полезно проводить уроки для обучения учащихся хим. языку по темам: «Химические формулы» «Химические уравнения»

    В методическом плане уроки строятся так: беседа с учащимися с использованием приемов мотива-

ции (раскрыть знание и особенности хим. языка в познании химии, в проведении различных расчётов в хим. производствах, в сельском хозяйстве; показать, что для усвоения химии очень важно названия хим. элементов и веществ, химические знаки, уметь составлять хим. формулы и уравнения объяснять их, что избавит от необходимости хранить их огромное число в памяти); ознакомление с правилами написания формул, уравнений; отработка умений написания знаков, формул, уравнений и навыков их чтения путем выполнения ряда упражнений.

   Для обработки навыков составления формул оксидов и солей по валентности большую помощь мо-

гут оказать самостоятельные работы с компьютером. Задания в обучающе-контролирующей программе составляются в порядке их усложнения. В случае неправильного выполнения задания уча

щимся поможет подсказка ( например, правило валентности и пример использования его для составления формул оксидов). Правильно составив формулы оксидов, учащиеся приступают к составлению формул солей.

   На уроке по теме «Химические уравнения» отрабатываются умения: записывать хим. уравнение, расставлять коэффициенты в уравнении реакции на основе понимания закона сохранения массы веществ, объяснять смысл хим. уравнения.

   Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому с него нужно начинать обучение

основным приемам самостоятельной работы. Правильная организация самостоятельной работы с уче

бником необходима для прочного и глубокого усвоения материала. Поэтому первейшая задача препо

давателя – научить правильно работать с учебником. В противном случае  - неумение использовать

учебник приводит к поверхностному усвоению материала, механическому заучиванию, быстрой уто-

мляемости и потери интереса к изучаемому предмету.

    Прежде всего необходимо, чтобы учащийся хорошо ориентировался в учебнике. Для этого на пер-

вом уроке ознакомить учеников со структурой учебника изучаемого предмета (разделы, главы, параграфы), порядок расположения материала, рисунков, таблиц, способов выделения главного и

второстепенного материала.

   В.А.Сухомлинский говорил: «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного уственного труда. Плохое чтение – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно»

   Учащимся надо научить размышлять, обдумывать, выделять и запоминать основные мысли автора,

включать в систему ранее приобретенных знаний.

    Необходимо учить читать быстро, под этим подразумевается чтение, которое, увеличивая объем полученоной иформации, вместе с тем обеспечивает полноценное смысловое усвоение и запоминание.

Надо отметить – быстрое чтение – это не поверхностное скольжение по тексту, а активный процесс

изучения. Можно читать материал дважды: первый раз быстро для ознакомления с текстом, а второй

медленно для запоминания и изучения.

   Также целесообразно ознакомить учащихся с типами хим. текстов. Объясняя,чтохим. тексты можно разделить на описательные, теоретические, производственного описания, смешанные. В свою очередь, каждый вид текстов делится на: содержащие хим. уравнения и не содержащие их. Рекомендуется рассмотреть тексты, относящиеся к каждому из указанных типов.

   Формирование умения самостоятельной работы с учебником, целесообразно на материале основных тем неорганической химии в процессе внеклассной работы, консультаций, предусмотренных учебным

планом школы

    На материале темы «Теория электролитической диссоциации» у учащихся формируется умение самостоятельной работы: выделение главного в тексте, составление планов, конспектов, таблиц и схем. При этом умение выделять главное – является основой формирования всех др. умений. Для формирования этого умения требуется правильная ориентация не только в содержании текста, но и в его структуре. Поэтому при чтении первого параграфа по теме «Электролиты и неэлектролиты» учащимся предлагается выполнить следующие задания:

-Определить тип прочитанного текста

-Определить,о чем и что говорится в тексте

-выделить теоретические положения и факты

-определить соотношение и последовательность фактов и теории

-разделить текст на логически законченные части, исходя из структуры;

-сформировать в каждой части главную мысль.

   В процессе беседы, ученики приходят к решению поставленных перед ними вопросов. При этом

разбор структуры текста должен стать для учащихся средством понимания его.

   По следующему параграфу учащимся предлагается ответить на вопросы преподавателя. Но вопрсы

должны поставлены так, чтобы исключить машинальный подбор ответов, а настраивали на  логический   разбор текста.

 Разбору текстов,содержащих химические  уравнения,должна предшествовать беседа о роли химического языка.

При чтении соответствующего  параграфа можно использовать специальный прием под условным названием»соотнесение уравнений и текста».Например,дается задание:определить,какая часть текста выражается данным химическим уравнением:AL2(SO4)3=2AL3++3SO42-

Далее учащиеся обучаются составлению плана.Необходимо напомнить,что план показывает,какие основные вопросы и в какой последовательности излагаются в тексте.

Для обучения составлению плана можно использовать следующий прием:учащимся выдаются карточки с формулировками пунктов плана(перечисление основных вопросов,которые излагаются,но не в том

порядке, который соответствует структуре текста в учебнике)Они должны изменить нумерацию согласно последовательности материала в учебнике.

   Специальное занятие посвящается составлению конспекта. При обучении составления конспекта мож-

но использовать прием под названием «анализ предъявляемых вариантов конспектов»: перед ученика-

мичвывешивается плакат с тремя вариантами конспекта к тексту. Два варианта конспекта неправиль-

ные и один правильный. Внимательно прочитав и проанализировав все варианты, ученик рецензирует

каждый из них, выбрав правильный.

   Используется такой прием: ученики получают карточки с отдельными частями конспекта, из которых

складывают полный конспект. Такая работа позволяет научить составлению текстов в логической пос-

ледовательности, показать примеры сокращенного изложения текста и связь текстом химических урав-

нений. Выполнению этих заданий предшествует работа по определению типа и структуры текста. Затем

 ученики самостоятельно составляют и рецензируют их.

   Научившись выделять главное в тексте, составлять планы, ученики легче справляются с переводом

текста в таблицы и схемы, что является важной формой самостоятельной работы. При этом они выделя-ют существенные признаки изучаемых явлений, процессов, находят в них черты сходства и различия,

определяют основные свойства веществ и сравнивают со свойствами ранее полученных. Работа по ана-

лизу и составления таблиц имеет большое значение для развития мыслительной деятельности учеников.

Ведь для того чтобы составить таблицу, надо хорошо разбираться в тексте, уметь отобрать нужный ма-териал, обобщить и систематизировать его. Составление таблиц – сложная, но интересная форма работы

с текстом.

   Работа над рефератом – одно из средств формирования самостоятельности при обучении химии. При

написании рефератов применяются все умения самостоятельной работы, которыми овладели ученики

на уроках химии.

   

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Самостоятельная работа учащихся 7-9 классов по формированию математических понятий

Проблема исследования состоит в  создании условий, способствующих  самостоятельной работе учащихся по формированию математических понятий в условиях уровневой дифференциации, которая обеспеч...

Формирование умений самостоятельной работы учащихся 8 класс

Для работы в современном  обществе учащиеся должны быть широко образованы,уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянного растущего потока информации,быстро осваивать новую техн...

Формирование умений самостоятельной работы учащихся

Для работы в современном обществе учащиеся должны быть широко образованы,уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянного растущего потока информации,быстро осваивать новую технику и ...

Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках информатики

В статье говорится,о том как можно сформировать самостоятельное мышление и  подготовка учащихся к творческой деятельности....

«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...