Отчет по апробации учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»
статья (химия) по теме

Отчёт по апробации учебника Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара "Химия. 8 класс" в МБОУ ДР "Дубовская СОШ №1" (в рамках работы областной пилотной площадки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Отчёт по апробации учебника58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по апробации учебника

Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»

Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.

Общие сведения: с. Дубовское Ростовская обл.

                                      МБОУ ДР «Дубовская СОШ № 1».

 Количество часов на предмет в неделю:  3.

 Апробируемый учебник: Е. Н. Кузнецова И. М. Титова Н. Н. Гара «Химия 8 класс»

                                               Москва издательский цент «Вентана-Граф» 2013 г.

Профиль класса: общеобразовательный.

Количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 26 человек.

ФИО учителя: Полковникова Марина Владимировна.

Стаж работы: 27 лет.

Категория: высшая.

   Учебник предназначен для обучения химии в общеобразовательных учреждениях. В нем прослеживаются  авторские идеи и принципы, которые ориентированы на развитие личности  ученика, на отражение специфики химии как науки и методологии химического познания, на раскрытие огромного практического значения химии в обществе и отдельно для каждого человека, проникновения химии во многие сферы жизни человека.

   Большой плюс этого учебника – двухуровневая структура и богатый дополнительный материал для любознательных, который способствует углублению и расширению знаний. Учебный материал курса химии – 8 в данном учебнике рассматривается с позиций двух важных теорий:

  • атомно-молекулярного учения;
  • электронной теории.

   Доступный язык и логическая последовательность изложения материала способствует быстрому усвоению информации. Для облегчения усвоения программного материала в учебнике представлены практически в каждом параграфе большое количество  рисунков, таблиц и схем, иллюстрирующие наиболее важные теоретические положения, в целях развития практических умений и навыков приводится ряд различных видов алгоритмов:

  • определения валентности элемента по формуле его соединения;
  • составления химической формулы по валентности;
  • составление уравнений химических реакций;
  •  составления названий химических соединений;
  • составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства веществ;
  • определения степени окисления элемента  в соединении;
  • расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР.

Выделенное – это новое, что я встретила в учебнике, и ранее  такого в других учебниках мне не встречалось.

   Разнообразная цветовая гамма оформления и различные символико-графические средства наглядности учебника позволяют:

  • выполнять задания, способствующие овладению учащимися логических умений;
  • использовать демонстрационный, лабораторный и мысленный эксперимент в целесообразном и рациональном сочетании;
  • широко реализовывать внутрипредметные связи и устанавливать межпредметные;
  • на уроке осуществлять постановку и решение учебных задач и проблем;
  • развитию различных видов памяти (зрительную, механическую и др.).

   Отдельные темы, параграфы составляющие содержание учебника тесно взаимосвязаны. Изучение предмета строится сначала  на основе атомно-молекулярного учения, а затем на уровне электронной теории. Это позволяет учащимся углублять и расширять свои представления о строении вещества и проявляемых им свойств (принцип «от простого к сложному»).

   Положительным моментом является и тот материал, который  расположен в конце параграфа: основные понятия, выводы – это как итог изученному материалу. Также указанные в конце параграфа задания разного содержания и уровня сложности способствуют формированию универсальных учебных действий:

  • познавательные: «подумай перед уроком или в ходе урока», «прочитай параграф и подумай»;
  • регулятивные: «вам поможет компьютер», «творческое задание или проект»;
  • коммуникативные: «химический эксперимент», «работайте с товарищем или в группе»;
  • личностные: при выполнении выше указанных заданий ученик учится аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных (в т. ч. учебных) ситуациях, осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей.

В следствии всего этого порой я – учитель не источник знаний на уроке , а организатор и помощник.

   Значительную помощь в организации учебного процесса оказывают пособия для учащихся и учителя:

  • задачник по химии 8 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений. Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин;
  • химия. Готовимся к государственной итоговой аттестации 8 – 9 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М. А. Ахметов;
  • уроки химии, методическое пособие для учителя. М. А. Шаталов;
  • химия 8 класс рабочая тетрадь, Н. Н. Гара, М.А. Ахметов.

   К сожалению РПТ была предложена с опозданием и в одном экземпляре, а потому апробировать её не удалось.  

   Много свежего, оригинального, удобного в структуре данного учебника, но на мой взгляд:

  • очень скупо изложен материал о химических свойствах солей;
  • удобнее было бы отдельным блоком выделить практические работы;
  • главу 5 «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение» объединить с главой 11 «Водород – рождающий воду и энергию» и дать название «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Водород». Рассмотреть данную главу в разделе «Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории»;
  • главу 12 «Галогены» вернуть в курс химии – 9, тем самым не разрывая «химию элементов»;
  • рассмотреть теорию растворов (реакции ионного обмена) в курсе 8 класса;
  • это позволит рассмотреть все химические свойства кислот, солей.

   Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Авторы Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова и Н. Н, Гара постарались создать учебник, отвечающий задачам современного химического образования и это им на мой взгляд удалось.

   В следующем 2014 – 2015 учебном году я планирую работу по апробации учебника «Химия – 9» этого авторского состава, а так же использовать вновь учебник «Химия – 8», дорабатывая, корректируя и совершенствуя опыт первого года апробации этого УМК.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Конспект урока к учебнику Н. Е.Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара.

 Тема урока:      «Химические свойства кислот»

Цели:

  • опираясь на определение понятия «кислота» помочь учащимся определить химические свойства соединений данного класса, тем самым обобщая и развивая знания учащихся о кислотах;
  • формирование  умений:    

                                       - учебно-организационных: нацелить себя на выполнение

                                          поставленной задачи, организовывать своё рабочее место;

                                         

                                        - учебно-информационных: работать с устным и письменным

                                           тестом, составлять план-конспект;

                                             

                                         - учебно-логических: пользоваться исследовательскими умениями,  

                                            чисто и скоро писать, сравнивать явления, классифицировать

                                            материал, выделять главное и существенное;

                                         

                                         - учебно-коммуникативных:  умение слушать и слышать, работать

                                           в группе, слушать и одновременно записывать учебный материал

                                           участвовать в дискуссии;

  •    создание благоприятной атмосферы и комфортной обстановки.

 

Средства обучения: набор реактивов и приборов стационарной минилаборатории;

                                           таблицы по неорганической химии; ряд активности металлов.

 

Методические приёмы: фронтальная беседа, постановка и решение учебных

                                            проблем, химический эксперимент, самостоятельная работа с

                                            текстом учебника.

Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация знаний.

   Учитель обращается к школьникам с приветствием,  далее продолжает словами:

О сколько нам открытий чудных,

 Готовит просвещенья дух.

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг!

    Эти слова А. С. Пушкина очень подходят эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, тема которого «Химические свойства кислот».

 Исследуя вещество, изучая его свойства возможны ошибки, над которыми следует работать, а в результате этого накапливается опыт.

   Сталкиваясь с парадоксами при исследованиях  и выявляя путь их решения, вы становитесь гениальнее.        

                                 Ну тогда в перёд за новыми открытиями…

               

          ?   Какие химические соединения называются «кислотами»?

Укажите признаки состава вещества? (сложное вещество водород и кислотный остаток).

А что означает «способного замещаться на атомы металла»?

II. Изучение нового материала.

     1. Разъяснение целей          - выявить общие химические свойства кислот, приобре-

         и задач урока.                     тая практический опыт исследователя;

                                                     - выполнение химического эксперимента;

                                                     - новая форма записей в рабочей тетради – план – конспект.

                                   

                             Учитель объявляет тему урока и начинает разъяснение нового материала.

     2. От понятия «кислота»      Учитель организует фронтальную беседу, переходящую в  

        к выявлению химичес-    дискуссию в ходе которой предполагаются химические  

        ких свойств кислоты.       свойства кислот:

                                                        Ещё раз: какие вещества называются «кислотами»? 

                                                        В каких веществах содержатся атомы металлов? 

                                                       (оксидах, основаниях, солях, простые вещества металлы). 

                                                          Затем учитель организует работу с учебником страница                                                    

                                                         150. В тетрадях учащиеся оформляют лабораторный

                                                          опыт.

                                                          Вывод: кислоты реагируют с простыми веществами

                                                          металлами в ряду активности расположенные до Н2.

                                                             Далее учащиеся выполняют второй лабораторный

                                                         опыт и приходят к выводу:

                                                            кислоты реагируют с основаниями – реакция нейт -

                                                        рализации.

                                                           С какой группой реакций мы знакомы при изучении

                                                          свойств оксидов?

                                                         Вывод: кислоты реагируют с оксидами металлов.                                                                   

                                                       

                                             

III. Закрепление.                       Учитель предлагает выполнить упр. 2 стр.152;

                                                    затем упр. 1 а стр. 152.

     

IV. Задание на дом.

                                                    Пар. 35; упр. 1 (б), 3  стр. 152.     

 

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии. Программа Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова

Рабочая программа составлена с учётом авторской программы по химии под редакцией Н.Е.Кузнецова. И.М.Титова...

Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М ФГОС

Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Рабочая программа по химии для 8-9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной основной ...

Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 8 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 8 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...

Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 9 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 9 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...

Анализ использования учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»

Выступление на РМО учителей химии и биологии с анализом использования учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»...