Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, А.Ю.Жегин (8 – 9кл.); Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин (10 -11кл.)
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Насырова Галия Гелемхатовна

программа по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_himii_n.e.kuznetsova_primernaya.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса химии

для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений

Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, А.Ю.Жегин (8 – 9кл.); Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин (10 -11кл.)

Пояснительная записка

В настоящее время человечество живёт в условиях созданной им техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающаяся технология. Вместе с тем НТР, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки, технологий и производства имеют и оборотную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды, обеднением энергетических и природных ресурсов. Существующая идеология потребления и экологическая несостоятельность современной цивилизации вошли в глубокое противоречие, обусловили возникновение таких глобальных проблем человечества, как продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая. Важным средством их разрешения является не только понимание их сущности и причин возникновения, но и поиск эффективных способов и методов решения, осознание важности собственности вклада в него каждого человека. Для этого необходимо повышение уровня естественнонаучного образования и экологической культуры всего населения.

В системе общего образования на данном этапе его развития по-прежнему лидирующей остаётся предметная система обучения, но с усилением в ней интегративных учебных предметов, курсов, тем, обеспечивающих формирование научного мировоззрения, общей культуры и всестороннего развития обучаемых. Главным приоритетом развития общего образования являются его гуманизация и демократизация.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используют химические средства и методы. Это подчёркивает значимость учебного предмета химии, необходимость усиления химической компоненты в содержании экологического образования. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем, хемофобию. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Она вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся. Учёт современных проблем и состояния окружающей среды требует внесения в содержание учебного предмета соответствующих изменений.

В разработанной нами программе выражена химико-экологическая направленность содержания. В нём отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Изменена структура содержания. Оно представлено тремя взаимосвязанными и равными блоками знаний, развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и обобщения знаний. Эти блоки знаний определяются непреходящей задачей химической науки – получение веществ и материалов с заданными свойствами. Все другие виды знаний и способов деятельности включаются в эти блоки и концентрируются в их понятиях. Содержание блоков знаний пронизано и экологическими сведениями. На заключительном этапе обучения, в 11 классе, экологические знания систематизируются и углубляются в самостоятельном экологическом блоке знаний, представленном в виде интегративного мини-курса «Химия окружающей среды». В программе усилены также гуманистические, методологические и мировоззренческие аспекты химического образования. Формирование основных химических понятий и выделенных нами систем знаний о веществе, реакции, технологии, гуманистически ориентированного научного мировоззрения и экологического образования базируется на целенаправленном раскрытии материальных основ окружающего мира, химической картины природы с показом первоначальной значимости природы и её целостности как высшей ценности человечества, с ориентацией на другие, непреходящие, общечеловеческие ценности. Этому способствует реализация системного подхода. Он выражен в усилении внимания к обобщению и систематизации знаний и их блоков с помощью символико-графических средств, в раскрытии и использовании таких функций, как интегративная, объяснительная и предсказательная.

Курс химии рассчитан на четырёхлетнее обучение. Его содержание, последовательность и методы раскрытия, отражаемые в данной учебной программе, учитывают возрастные и типологические особенности учащихся с целью обеспечить связанную с ними доступность учебного материала на каждом этапе обучения.

В отборе содержания мы исходили из наличия в нём четырёх основных компонентов (знаний, умений, ценностных отношений, элементов творчества). В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям химии, современным проблемам общества, в решении которых необходимы знания химии. Нарастание научной информации, новые задачи обучения, решаемые на данном этапе развития школы, и связанное с ними включение новых знаний в учебный предмет, изучение которого ограничено всё уменьшающимися рамками учебного времени, непременно ведут к повышению абстрактности и оторванности учебного материала от жизни, а следовательно, и к снижению их качества. Это противоречие авторы программы устраняли следующими способами: усилением внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний и умений, фундаментализации курса, функциональности теоретических знаний с одной стороны и увеличением прикладных вопросов содержания, усилением их методологической, экологической и практической направленности – с другой. Его устранению способствовало также отведение значительного места систематизации, обобщениям и компактной подаче сущностного содержания с помощью символико-графических и информационно-ёмких форм его выражения.

В целях предоставления учителю возможности более глубокого учёта особенностей учебно-воспитательного процесса в каждом конкретном классе и применения более гибких форм организации учебной деятельности мы не рекомендуем жёстко придерживаться предложенной в программе «расчасовки», а даём её лишь в качестве возможного варианта.

Помимо основ науки, представленных указанными выше системами знаний, в содержание учебного предмета включаем ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Названные выше методологические и методические подходы к построению курса химии позволяют представить его как целостное развивающееся и необходимо полезное для учащихся знание. Они создают нужные условия для системного и действенного усвоения этого курса, для развития личности учащегося, присвоения его гуманистических ценностных ориентиров и формирования научного мировоззрения.

В числе ведущих целей обучения химии мы выделяем следующие:

1.Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.

2.Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.

3.Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.

4.Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.

5.Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.

6.Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.

Предлагаемая программа для 8 – 11 классов ориентирована на общеобразовательные классы.

Краткие разъяснения относительно разделов и тем предлагаемого курса химии.

Курс химии 8 класса (2ч в неделю) предполагает изучение двух разделов. Первый посвящён теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создаёт прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как атомно-молекулярном, так и на электронном уровнях. Второй раздел посвящён изучению электронной теории и на её основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций.

Курс химии 9 класса посвящён систематике химических элементов неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подходя. Он рассчитан на 2ч в неделю для общеобразовательных классов. Курс представлен тремя системами знаний: 1) вещество; 2) химические реакции; 3) химическая технология и прикладная химия.

Курс химии 10 класса предлагает ознакомление учащихся с органической химией. В числе важнейших содержательных особенностей курса важно отметить его ориентацию на выделение и поэтапное развитие блоков знаний о веществе, реакции и химической технологии. Знания об особенностях реакций органических соединений и способах осуществления их в производственных условиях представлены в отдельных темах. Изучение органической химии предполагается строить на основе широкого использования сравнительного метода.

Курс химии 11 класса построен из двух разделов: теоретические основы общей химии и химия окружающей среды.

Изучение первого раздела предполагает последовательную систематизацию, обобщение и углубление знаний об основных теориях химии, законах и понятиях.

Раздел «Химия окружающей среды» представляет собой попытку изложения интегрированного курса химической экологии. При изучении данного раздела программы первостепенное значение приобретает внутри- и межпредметная интеграция.

Данная программа реализована в учебниках: «Химия» для 8 – 11 классов под редакцией Н.Е.Кузнецовой, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф».

8 класс

(2ч в неделю, всего – 68ч, из них 2ч – резервное время)

Введение (2ч).

Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие исторический путь развития, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.

Практическая работа №1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

Раздел 1

Вещество и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения.

Тема 2.

Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (10ч.).

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Фазовые переходы. Описание веществ.

Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные.

Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязнённость окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространённых простых веществ.

Атомно-молекулярное учение в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов Д.И.Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность.

Количество вещества. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкости ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение теплопроводности и электропроводности веществ. 5. Опыты с коллекцией «Шкала твёрдости». 6. Модели атомов и молекул. 7. Коллекция металлов и неметаллов. 8. Получение углекислого газа разными способами. 9. Электролиз воды. 10. Возгонка йода. Кипячение воды. Накаливание кварца. Нагревание нафталина. 11. Опыты по диффузии. 12. Коллекция простых веществ, образованных элементами I – III периодов. 13. Набор кодограмм: «Образцы решения расчётных задач». 14. Коллекция веществ количеством 1 моль. 15. Динамическое пособие: «Количественные отношения в химии».

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.). 2. Испытание твёрдости веществ с помощью образцов коллекции «Шкала твёрдости». 3. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 4. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 5. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.). 6. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).

Расчётные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному его количеству и наоборот.

Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.

Тема 3.

Химические явления в свете атомно-молекулярного учения (8ч.).

Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Понятие об энтропии и внутренней энергии вещества. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчёты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.

Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита, бихромата аммония, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др. 2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы вещества: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения, окисление металлов в закрытых сосудах со взвешиванием, обменные реакции в приборах для иллюстрации закона. 3. Опыты, иллюстрирующие превращения различных видов энергии друг в друга. Набор моделей атомов.

Лабораторные опыты. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия; взаимодействие растворов хлорного железа и красной кровяной соли; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашёной извести.  2. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие растворов едкого натра и хлорного железа.

Расчётные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию; б) образовавшихся в результате реакции.

Тема 4.

Вещества в окружающей нас природе и технике (6ч.).

Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ: фильтрование, дистилляция, кристаллизация, экстрагирование, хроматография, возгонка.  Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.

Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами – основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Вещества органические и неорганические. Первоначальные сведения о химической технологии. Планетарный характер влияния техники на окружающую среду. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.

Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твёрдых веществ и газов. Изменение растворимости кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.

Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; методом колоночной хроматографии. 2. Коллекция различных сортов нефти, каменного угля. 3. Коллекция природных и синтетических органических веществ. 4. Растворение веществ с различным коэффициентом растворимости. 5. Условия изменения растворимости твёрдых и газообразных веществ. 6. Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород. 2. Разделение смеси серы и железа, разделение смеси нефти и воды. 3. Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков). 4. Изучение влияния примесей в веществе на его физические и химические свойства (взаимодействие лабораторного и технического карбоната кальция с соляной кислотой). 5. Обугливание органических веществ. 6. Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоёма. Знакомство с образцами продукции химических и смежных с ним производств.

Практические работы. 2. Очистка веществ методами фильтрования, кристаллизации, перегонки, возгонки, хроматографии, экстрагирования.

3. Приготовление растворов заданной концентрации.

Расчётные задачи. 1. Построение графиков растворимости веществ при различной температуре. 2. Использование графиков растворимости для расчётов коэффициентов растворимости веществ. 3. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной концентрации) по массе растворённого вещества и объёму или массе растворителя. 4. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определённой концентрации раствора.

Тема 5.

Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8ч.).

Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух – смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород – химический элемент и простое вещество. История открытия кислорода. Схема опытов Д.Пристли и А.Л.Лавуазье.

Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности. Повышение содержания озона в приземном слое атмосферы.

Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Тенденции изменения состава воздуха в ХХв. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Круговорот кислорода в природе. О всемирном законе об атмосфере.

Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода, серы, угля, красного фосфора, натрия, железа. 3. Получение озона. 4. Взаимодействие озона с растворами индиго и иодида калия. 5. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 6. Опыты по воспламенению и горению.

Практическая работа. 4. Получение кислорода и изучение его свойств.

Расчётные задачи. 1. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. 2. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.

Тема творческой работы. Источники загрязнения атмосферы и способы его преодоления.

Тема 6.

Классы неорганических соединений (10ч.).

Оксиды – состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах – кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот, их состав,  названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.

Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на характер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Общие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислотные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация неорганических веществ. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений (на примере оксидов, гидроксидов и водородных соединений).

Демонстрации. 1. Образцы соединений – представителей кислот, солей, нерастворимых оснований, щелочей, оксидов. 2. Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция. 3. Взаимодействие кальция и натрия с водой. 4. Действие индикаторов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). 2. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция, меди в воде. 3. Определение среды полученных растворов с помощью индикатора. 4. Рассмотрение образцов солей и определение их растворимости. 5. Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося гидроксида с помощью индикатора. 6. Взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты. 7. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. 8. Исследование свойств соляной и серной кислот с использованием индикаторов. 9. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. 10. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. 11. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 12. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями. 13. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка).

Практическая работа. 5. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

Раздел 2.

Вещества и химические реакции в свете электронной теории.

Тема 7.

Строение атома. Ядерные реакции (4ч.).

Строение атома. Постулаты Бора. Строение электронных оболочек атомов элементов: s-, p-, d-, f-электроны. Место элемента в периодической системе и электронная структура атомов. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Уравнения ядерных реакций. Причины возникновения радиоактивных осадков и их биологическое значение.

Демонстрации. 1. Схемы опытов Томсона, резерфорда, Милликена. 2. Схемы опытов, подтверждающих свойства электрона как частицы и как волны. 3. Модели атомов различных элементов.

Тема 8.

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева (3ч.).

Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.

Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение атома». 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.

Лабораторные опыты. 1. Исследование свойств амфотерных гидроксидов и щелочей.

Тема 9.

Химическая связь и строение веществ в свете электронной теории (5ч.).

Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Неполярная и полярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Степень окисления.

Природа химической связи и её типы. Относительность типологии химической связи. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.

Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решётки: атомная, ионная, молекулярная – и их характеристики.

Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от  их  строения.

Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с хлором. 2. Модели кристаллических решёток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. 3. Воссоздание целостной структуры хлорида натрия путём наложения набора кодокарт. 4. Возгонка йода. 5. Испарение твёрдого углекислого газа.

Тема творческой работы. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).

Тема 10.

Химические реакции в свете электронной теории. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (3ч.).

Физическая сущность химической реакции.

Электронные уравнения Льюиса. Реакции , протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. Окислительно – восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления ; их единство и противоположность. Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций , расстановка коэффициентов  методом электронного баланса, общая характеристика.

Классификация химических реакций в свете электронной теории.

Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ , взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом,(образование нитрита лития), растворами кислот и солей.

Практическая работа. Составление и использование алгоритма расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях.

 

Практических работ - 5

  9класс

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 2ч — резервное время)

Тема 1

Повторение некоторых вопросов курса неорганической химии 8 класса (2ч).

Химические элементы и их свойства. Периодический закон. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Относительная электроотрицательность, степень окисления. Валентность. Типы химической связи. Типы кристаллических решеток. Сведения о составе (общие формулы состава) и номенклатуре основных классов неорганических соединений.

Демонстрации. 1. Образцы неорганических соединений. 2. Модели кристаллических решеток. 3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения и свойств: а) возгонка йода; б) нагревание нафталина и кварца; в) нагревание серы и поваренной соли. 4. Комплект кодограмм и слайдов «Основные понятия химии».

Лабораторный опыт. Работа с образцами оксидов, солей, кислот, оснований.

Тема 2

Химические реакции в свете трех теорий химии (5ч)

Энергетика химических превращений. Энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Энергия Гиббса. Возможность протекания химических реакций. Сравнение термохимического и термодинамического подходов в описании химической реакции. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Химическое равновесие, принцип Ле Шателье. Катализ. Энергия активации, общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе. Понятие о промежуточных комплексах.

Демонстрации. 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. 2. Зависимость скорости реакции

от температуры. 3. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. 4. Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие (на примере взаимодействия хлорида железа (III) с роданидом калия). 5. Взаимодействие алюминия с йодом в присутствии воды. 6. Взаимодействие пероксида водорода с оксидом марганца (VI). 7. Димеризация оксида азота (IV).

Лабораторные опыты. 1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру гранул цинка с соляной кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие оксида

меди (II) с серной кислотой различной концентрации при разных температурах). 2. Получение оксида серы (IV) и окисление его в присутствии катализатора.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление скорости химической реакции по кинетическому уравнению. 3. Вычисление скорости химической реакции по графику ее протекания.

Тема 3

Теория электролитической диссоциации (8ч)

Сведения о растворах: определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов.

Предпосылки  возникновения теории электролитической диссоциации. Идеи С. Аррениуса, Д.И. Менделеева, И.А. Каблуков и других ученых.

Структура и значение научной теории. Электролиты и неэлектролиты.

Дипольное строение молекулы воды. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов с разным типом химической связи. Тепловые явления, сопровождающие процесс растворения.

Степень диссоциации. Константа диссоциации. Кислотность растворов. Понятие рН. Индикаторы.

Основные положения теории растворов.

Сильные и слабые электролиты. Свойства ионов. Ионный состав природных вод. Гидраты и кристаллогидраты, нахождение их в природе.

Гидролиз солей. Обменные реакции. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Краткие сведения о неводных растворах.

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Демонстрации. 1. Испытание веществ, их растворов и расплавов на электрическую проводимость. 2. Влияние разбавления на степень диссоциации. Сравнение электрической проводимости концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты. 3. Движение ионов в электрическом поле. 4. Получение неводных растворов. 5. Влияние растворителя на диссоциацию (в качестве растворителей — соляная кислота, диэтиловый эфир, этиловый спирт, толуол). 6. Гидратация и дегидратация ионов (на примерах безводных солей и кристаллогидратов хлорида кобальта (II), сульфатов меди (II) и никеля (II).

Лабораторные опыты. 1. Работа с индикаторами. 2. Реакции обмена между растворами электролитов. 3. Разделение окрашенных веществ методом тонкослойной хроматографии. 4. Химические свойства растворов кислот, солей и оснований. 5. Гидролиз растворов солей.

Тема 4

Неметаллические элементы и их важнейшие химические соединения (25ч)

Химические элементы неметаллы. Положение элементов-неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева. Неметаллы — р-элементы. Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность. Степени окисления, валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменения значений этих величин в периодах и группах периодической системы. Радиоактивные изотопы. Изотопы неметаллов, их применение. Характеристика углеродного метода, применяемого в разных областях науки. Загрязнение окружающей среды радиоизотопами; основные источники их поступления. Типичные формы водородных и кислородных соединений неметаллов. Распространение неметаллических элементов в природе.

Простые вещества — неметаллы. Особенности их строения. Обусловленность физических свойств (агрегатного состояния, температуры плавления, кипения, растворимости в воде) строением. Конкретизация закономерности на примере галогенов.

Аллотропия. Прогнозирование способности элементов к образованию аллотропных видоизменений на основе особенностей строения их атомов. Аллотропия углерода и кремния, фосфора, серы. Обусловленность свойств аллотропов особенностями строения, их применение.

Обзор химических свойств неметаллов. Причины химической инертности благородных газов, низкой активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения серы, азота, углерода и кремния в окислительно-восстановительных реакциях.

Распространение простых веществ-неметаллов в природе.

Получение и применение неметаллов (на примере хлора, азота, серы).

Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений.

Закономерности изменения физико-химических свойств водородных соединений в зависимости от особенностей строения

атомов образующих их элементов (на примере соединения элементов второго периода). Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Кислотно-основная характеристика их растворов.

Оксиды неметаллов, их состав и отражение его в структурных и электронных формулах. Общая характеристика их строения, свойств, применения.

Гидроксиды неметаллов. Их состав и отражение его в структурных и электронных формулах. Обзор физических свойств. Общие химические свойства. Качественные реакции на анионы кислот. Сила и устойчивость различных кислот. Кислые и средние соли (карбонаты, гидрокарбонаты, фосфаты и гидрофосфаты). Слабые кислоты (плавиковая, сероводородная, сернистая, угольная, кремниевая). Особенности их строения и свойств. Кислоты- окислители (азотная, серная, хлорная) и особенности их химических свойств. Применение кислот в технике. Роль кислот в процессах, протекающих в живых организмах.

Характеристика представителей IV, V, VI групп элементов. Сера и ее соединения. Азот и фосфор, их соединения. Кремний и углерод, их соединения, роль в природе.

Понятие о полимерных химических соединениях. Мономер. Полимер. Способность атомов углерода и кремния к образованию полимеров.

 Демонстрации. 1. Образцы простых веществ-неметаллов и их соединений. 2. Коллекция простых веществ-галогенов. 3. Растворимость в воде кислорода, азота, серы, фосфора. 4. Электропроводность неметаллов. 5. Получение озона. 6. Получение моноклинной и пластической серы. 7. Получение белого фосфора и его возгорание на воздухе. 8. Получение оксидов азота (II) и (IV). 9. Окисление азота воздуха в его оксиды (II) и (IV). 10. Взаимодействие азота, фосфора и углерода с металлами и водородом. 11. Взаимодействие брома с алюминием. 12. Восстановление меди из оксида меди (II) водородом. 13. Взаимодействие серы с водородом, медью, натрием, кислородом. 14. Восстановление свинца из оксида на поверхности угля. 15. Получение кремния и силана. Окисление силана на воздухе. 16. Получение аммиака и исследование его свойств. 17. Получение и исследование свойств диоксида углерода. 18. Опыты, подтверждающие общие химические свойства кислот. 19. Получение азотной кислоты в растворе. 20. Горение серы и угля в азотной кислоте. Воспламенение скипидара в азотной кислоте. 21. Взаимодействие натрия с концентрированной серной кислотой. 22. Получение кремниевой кислоты. 23. Получение оксида азота (II) и окисление его на воздухе. 24. Получение оксида серы (IV) и окисление его в присутствии катализатора. 25. Качественные реакции на анионы: сульфид, сульфат, карбонат, хлорид, бромид, иодид, нитрат, фосфат.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений. 2. Ознакомление с образцами соединений галогенов. 3. Получение пластической серы и изучение ее свойств. 4. Получение сернистого газа и исследование его свойств. 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств. 6. Качественные реакции на анионы кислот. 7. Восстановительные свойства водорода и углерода. 8. Получение угольной кислоты из оксида углерода (IV) и изучение ее свойств. 9. Гидролиз солей, образованных сильными и слабыми кислотами.

Практические занятия. 1. Получение аммиака и опыты с ним. 2. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Определение эмпирической формулы вещества по данным о его количественном составе.

Тема 5

Металлы (13ч)

Положение металлов в периодической системе. Особенности строения атомов металлов: S-, р- и d-элементов. Значение энергии ионизации. Металлическая связь. Кристаллические решетки. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Электролиз расплавов и растворов солей. Практическое значение электролиза. Свойство металлов образовывать сплавы. Общие сведения о сплавах.

Коррозия металлов — общепланетарный геохимический процесс; ее виды: химическая и электрохимическая, способы борьбы с коррозией.

Металлы — элементы I—II групп. Сравнительная характеристика, физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Закономерности распространения щелочных и щелочноземельных металлов в природе, их получение электролизом соединений. Способы регуляции геохимических циклов с целью выделения минералов натрия (вымораживание мирабилита, выпаривание хлорида натрия). Минералы кальция, их состав, особенность свойств, области практического применения.

Металлы р-элементы. Алюминий: химический элемент, простое вещество. Распространение в природе. Основные минералы. Применение в современной технике.

Важнейшие соединения Al, Pb, Sn; оксиды и гидроксиды, амфотерный характер их свойств.

Аллотропия железа. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали как важнейших сплавов железа. О способах химической антикоррозийной защиты сплавов железа. Краткие сведения о важнейших соединениях металлов (оксиды и гидроксиды), их поведение в окислительно-восстановительных реакциях. Биологическая роль металлов.

Редкоземельные металлы: их распространение в природе, роль в биологических процессах и технике.

Общие сведения о радиоактивных изотопах элементов металлов и их роли в природе.

Демонстрации. 1. Образцы металлов, изучение их электрической проводимости. 2. Наблюдение паров калия. 3. Теплопроводность металлов. 4. Модели кристаллических решеток металлов. 5. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. 6. Электролиз растворов хлорида меди (II) и иодида калия. 7. Опыты по коррозии металлов и защите металлов от коррозии. 8. Получение сплава Вуда. 9. Получение сплава калия и натрия под керосином (проецируется с помощью кодоскопа). 10. Горение, взаимодействие с водой лития, натрия и кальция. 11. Взаимодействие с водой оксида кальция. 12. Качественные реакции на ионы кальция и бария. 13. Устранение жесткости воды. 14. Механическая прочность оксидной пленки алюминия. 15. Взаимодействие алюминия с водой. 16. Алюмотермия железа. 17. Взаимодействие алюминия с бромом, кислотами, щелочами. 18. Опыты, иллюстрирующие физико-химические свойства олова и свинца и их соединений. 19. Взаимодействие соединений хрома (II) и (III) с кислотами и щелочами. 20. Получение оксида хрома (III) разложением бикарбоната аммония. 21. Аллотропия олова. 22. Получение дисульфита олова. 23. Воронение стали. 24. Оксидирование стали.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов металлов, их солей и природных соединений. 2. Взаимодействие металлов с растворами солей. 3. Ознакомление с образцами сплавов (коллекции «Металлы и сплавы»). 4. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. 5. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов. 6. Ознакомление с образцами чугуна и стали. 7. Свойства едких щелочей. 8. Свойства оксидов и гидроксидов алюминия, олова, свинца. 9. Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и железа (III). 10. Обезжиривание стальной пластинки и проведение фосфатирования. 11. Качественные реакции на ионы свинца, железа. 12. Качественные реакции на ионы хрома (II) и (III).

Практические занятия. 3. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Демонстрации. 1. Кодограммы и динамическое пособие «Производство серной кислоты». 2. Коллекция минералов и горных пород. 3. Слайды «Общие понятия химической технологии». 4. Модель сернокислотного производства.

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами сырья для производства серной кислоты.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта в процентах от теоретически возможного.

 

Тема 6.

Органические вещества (13ч.).

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана. Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных – на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт – глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление Альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение.

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие крахмала с йодом.

Практическая работа. 4. Определение качественного состава органического вещества.

Практических  работ  - 4

Требования и результаты усвоения учебного материала по неорганической химии

8 класс

Учащиеся должны знать:

- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);

- основные сведения о строении  атомов элементов малых периодов;

- основные виды химических связей; типы кристаллических решёток;

- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;

- типологию химических реакций по различным признакам;

- названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы;

- простое и сложное вещество;

- аллотропия;

- относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро;

- электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс;

- химическая связь и ее разновидности;

- химическая реакция и ее классификации;

- разъяснять смысл химических формул и уравнений;

- объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях);

- определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;

- составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства;

- устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- проводить простые химические опыты, наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

- производить расчёты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Требования и результаты усвоения учебного материала по неорганической химии

9 класс

Учащиеся должны знать:

- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь:

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

- распознавать важнейшие катионы и анионы;

- решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии

9 класс

Учащиеся должны знать:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

- понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках, углеводах;

- реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, минеральное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

- выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Список литературы:

1.Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Программы по химии для 8 – 11 кл., Вентана-Граф
2.Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории: Рабочая тетрадь. 9 кл.
3. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 9 кл.
4. Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания по химии. 8-9 кл.

5.Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Программы по химии для 8 – 11 кл., Вентана-Граф
6.Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории: Рабочая тетрадь 8 кл.
7.Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 8 кл.
8.Титова И.М. Дифференцированное обучение химии в основной школе по двухуровневым учебникам авт. Н.Е. Кузнецовой
9.Дополнением служат методические пособия «Обучение химии на основе межпредметной интеграции» и «Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем» (авт. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е.).

Программа курса химии

для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений

Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по химии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по химии.

В системе общего образования на данном этапе его развития по-прежнему лидирующей остаётся предметная система обучения, но с усилением в ней интегративных учебных предметов, курсов, тем, обеспечивающих формирование научного мировоззрения, общей культуры и всестороннего развития обучаемых. Главным приоритетом развития общего образования являются его гуманизация и демократизация.

Курс химии 10 класса предлагает ознакомление учащихся с органической химией. В числе важнейших содержательных особенностей курса важно отметить его ориентацию на выделение и поэтапное развитие блоков знаний о веществе, реакции и химической технологии. Знания об особенностях реакций органических соединений и способах осуществления их в производственных условиях представлены в отдельных темах. Изучение органической химии предполагается строить на основе широкого использования сравнительного метода.

Курс химии 11 класса построен из двух разделов: теоретические основы общей химии и химия окружающей среды.

Изучение первого раздела предполагает последовательную систематизацию, обобщение и углубление знаний об основных теориях химии, законах и понятиях.

Раздел «Химия окружающей среды» представляет собой попытку изложения интегрированного курса химической экологии. При изучении данного раздела программы первостепенное значение приобретает внутри- и межпредметная интеграция.

Данная программа реализована в учебниках: «Химия» для 8 – 11 классов под редакцией Н.Е.Кузнецовой, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф».

10 класс

(1 час в неделю, всего 34ч.)

Раздел 1. Теоретические основы органической химии

Тема 1

Введение в органическую химию (2ч)

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций.

Лабораторный опыт. Определение углерода и водорода в составе органического вещества.

Тема 2

Теория строения органических соединений (1ч.)

Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений.

Демонстрации. Слайды, таблицы. Образцы органических веществ и материалов и изделий из них. Коллекция анилиновых красителей. Модели молекул органических веществ.

Тема 3

Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (1ч.)

Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Простая и кратная ковалентные связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений.

Тема 4

Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений (1ч.)

Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах.

Демонстрация. Плавление, обугливание, горение органических веществ. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. Экстракция растворителем.

Раздел 2. Углеводороды.

Тема 5

Углеводороды (10ч.)

Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация Получение и применение алканов и их производных.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства.

Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Полиэтилен. Способы получения в лаборатории и промышленности этилена.

Алкадиены. Строение. Физические свойства.  Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

 Ароматические  углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение,  изомерии, номенклатура, физические свойства. Сведения из истории открытия бензола. Химические свойства: реакции нитрования, галогенирования, присоединения, окисления. Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов.

Генетическая связь углеводородов.

 Демонстрация. Определение относительной плотности метана по воздуху. Определение качественного состава метана по продуктам горения.  Взрыв смеси метана с воздухом. Горение метана в хлоре. Замещение в метане водорода хлором. Доказательство качественного состава высших углеводородов. Открытие галогенов в органических веществах. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей. Получение метана в лаборатории взаимодействием ацетата натрия с натронной известью. Горение этилена. Получение ацетилена карбидным способом, взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Образцы природного и синтетического каучуков. Окисление толуола.

Лабораторные опыты. 1. Сборка шаростержневых моделей алканов. 2. Изучение свойств каучуков.

Практическая работа. 1. Получение этилена и изучение его свойств.

Раздел 3.

 Соединения, содержащие атомы кислорода, азота и других элементов.

Тема 6

Спирты. Простые эфиры. Фенолы (4ч.)

Одноатомные спирты. Классификация,  изомерия, номенклатура спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства спиртов. Получение и применение спиртов.

Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Состав, строение. Физические и химические свойства, применение.

Фенолы: состав, строение молекулы, физико-химические свойства фенола. Применение фенола и его соединений. Их токсичность.

Демонстрации. Сравнение свойств спиртов (горение, растворимость в воде, взаимодействие с натрием) в гомологическом ряду. Получение диэтилового эфира. Горение глицерина. Взаимодействие глицерина с натрием, гидроксидом меди (II). Растворимость фенола в воде и щелочах при обычной температуре и нагревании; взаимодействие фенола с натрием; вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой.

Лабораторные опыты. 1. Физические свойства глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Его взаимодействие с раствором гидроксида меди (II). 2. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).

Тема 7

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры (7ч.)

Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов, их номенклатура, физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации.

Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Кетоны. Ацетон – простейший кетон: физические свойства, получение, применение.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов и других классов соединений.

Демонстрации. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II). Качественные реакции на альдегиды с фуксинсернистой кислотой. Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта. Физические свойства ацетона.

Лабораторные опыты. 1. Окисление альдегида аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксидом меди (II), взаимодействие с фуксинсернистой кислотой. 2. Окисление спирта в альдегид. 3. Физические свойства ацетона. Ацетон как растворитель.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства.

Высшие жирные кислоты: пальмитиновая, стеариновая– краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.

Сложные эфиры: состав и номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение  в природе и применение.

Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты: уксусная и муравьиная кислоты как электролиты. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение бензойной кислоты из бензальдегида. Возгонка бензойной кислоты. Получение изобутилового эфира уксусной кислоты.

Лабораторные опыты. 1. Поведение кислотно-основных индикаторов в органических кислотах. 2. Изучение физических свойств стеариновой и олеиновой кислот. 3. Взаимодействие олеиновой кислоты с раствором перманганата калия.

Практические работы. 2. Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств. 3. Решение экспериментальных задач на определение качественного состава органических веществ.

Тема 8

Азотсодержащие соединения (1ч.)

Классификация, состав, строение и номенклатура аминов. Гомологический ряд. Строение.

 Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физико-химические свойства. Способы получения. Применение аминов в качестве стабилизаторов, пестицидов, лекарственных препаратов.

Демонстрации. Получение метиламина, его строение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. Получение анилинового чёрного и окрашивание им хлопковой ткани.

Раздел 4.

Вещества живых клеток.

Тема 9

Жиры (1ч.)

Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.

Демонстрация. Растворимость жиров. Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот.

Тема 10

Углеводы (3ч.)

Происхождение термина «углеводы», общая формула соединений, их классификация.

Моносахариды. Глюкоза: физические свойства, значение для организма человека. Строение молекулы: альдегидная и циклическая формы. Химические свойства. Природные источники и способы получения. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза – краткая характеристика состава, строения, распространённости в природе.

Дисахариды. Сахароза: из истории применения. Биологическое значение. Состав. Физические  и химические  свойства. Гидролиз.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры, сравнительная характеристика их состава, структуры, свойств, нахождения в природе, применение.

Нитраты и ацетаты целлюлозы. Их получение, свойства, применение.

Демонстрация. Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы и сахарозы. Растворение клетчатки в медно-аммиачном реактиве. Гидролиз целлюлозы в присутствии серной кислоты.

Лабораторные опыты. 1. Реакция серебряного зеркала. 2. Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов. 3. Взаимодействие крахмала с йодом. 4. Гидролиз крахмала.

Тема 11

Аминокислоты. Белки (2ч.)

Аминокислоты: функциональные группы.

Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты в зависимости от числа входящих в их состав функциональных групп.

Получение и применение аминокислот в лаборатории.

Белки. Классификация: простые и содержащие небелковые группы. Физические свойства белков. Структура: первичная. Вторичная, третичная и четвертичная структура молекул белков. Обратимая и необратимая денатурация. Синтез белков. Значение синтетических белков.

Демонстрации. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, нагревания. Модели белковых молекул.

Лабораторные опыты. 1. Растворение белков в воде. 2. Цветные реакции на белки: ксантопротеиновая, биуретовая. 3. Обнаружение белка в молоке.

Раздел 5

Химическое производство.

Тема 12

Природные источники углеводородов (1ч.)

Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.

Демонстрация. Набор слайдов, таблиц по теме «Природные источники углеводородов», коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.

Раздел 6

Химия ВМС

Тема 13

Высокомолекулярные соединения (2ч.)

Общие понятия химии ВМС: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул, кристалличность полимеров. Физико-химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакция полимеризации и поликонденсации. Характеристика каучуков (на примере бутадиенового и дивинилового), волокон (на примерах ацетатного волокна и капрона), пластмасс (на примерах полиэтилена, поливинилхлорида и поливинилстирола).

Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Демонстрация. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции). Проверка пластмасс на электрическую проводимость. Сравнение свойств термопластичных и термореактивных полимеров. Полимеризация стирола. Деполимеризация полистирола. Получение нитей из капроновой смолы или смолы лавсана.

Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров: термопластичности, горючести, их отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям. 2. Обнаружение хлора в поливинилхлориде. 3. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и щелочей.

Практических работ - 3

11 класс

(1ч в неделю, всего 34ч.)

Раздел 1

Теоретические основы общей химии

Тема 1

Основные понятия и законы химии (5ч.)

Основные понятия химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро.  Моль. Молярный объём. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбуждённое состояние атомов, s-, p-, d-, f-элементы.

Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Теория строения атома – научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.

Демонстрация. Модели атомов и молекул, схемы, таблицы.

Лабораторные опыты. 1. Нагревание стекла в пламени спиртовки. 2. Растворение хлорида натрия. 3. Прокаливание медной проволоки. 4. Действие соляной кислоты на мел или мрамор.

Раздел 2

Химическая статика (учение о веществе)

Тема 2

Строение вещества (4ч.)

Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы. Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Демонстрация. Образцы веществ. Модели молекул, кристаллических решеток. Эксперимент по получению и изучению свойств комплексных соединений меди и кобальта.

Лабораторный опыт. Изучение моделей кристаллических решеток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).

Тема 3

Вещества и их смеси. Растворы электролитов (6ч.)

Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и коллоидные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи. Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный. Система знаний о веществе.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена.

Демонстрации. Дисперсные системы. Истинные и коллоидные растворы. Таблицы и схемы классификации дисперсных систем. Схема электролитической диссоциации. Схема растворения в воде ионных и ковалентно-полярных веществ.

Практическая работа. 1. Приготовление раствора с заданной концентрации.

Раздел 3

Химическая динамика (учение о химических реакциях)

Тема 4

Химические реакции и их общая характеристика. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций (8ч.)

Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификации органических и неорганических реакций: экзотермические и эндотермические;  обратимые и необратимые; электронодинамические и электроностатические. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энергетические закономерности протекания реакций.

Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Константа скорости. Катализ и катализаторы.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Равновесные концентрации. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Электролиз растворов и расплавов.

Демонстрация.  Схемы; таблицы; опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры. Опыты, показывающие электропроводность расплавов и растворов веществ.

Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с  соляной кислотой. 2. Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной серной кислотой. 3. Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия. 4. Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы).

Практическая работа. 2. Решение экспериментальных задач.

Расчетные задачи. Определение направления окислительно-восстановительных реакций.

Раздел 4

Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы

Тема 5

Металлы и их важнейшие соединения (4ч.)

Общая характеристика металлов IА-группы. Щелочные металлы и их соединения (пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.

Общая характеристика металлов IIА-группы. Щелочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы её устранения.

Краткая характеристика элементов IIIА-группы. Алюминий и его соединения. Оксид и гидроксид алюминия.  

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа II и III. Качественные реакции на катионы железа.

Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, хром, марганец, железо) и их соединений. Особенности строения атомов и свойств металлов. Комплексные соединения переходных металлов. Сплавы металлов и их практическое значение.

Демонстрация. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия с неметаллами. Схема получения натрия электролизом расплава щелочи. Гашение негашеной извести. Взаимодействие алюминия с водой, бромом, йодом. Гидролиз солей алюминия. Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+. Образцы металлов d-элементов и их сплавов, а также некоторых соединений. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов.

Лабораторные опыты. Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов.

Тема 6

Неметаллы и их характеристика (2ч.)

Общая характеристика элементов VIА-группы. Общая характеристика элементов VА-группы. Общая характеристика элементов IVА-группы. Строение молекул, физические и химические свойства, области применения и получение. Важнейшие водородные и кислородные соединения.

Общая характеристика галогенов – химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Демонстрация. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. Опыты по вытеснению галогенов из солей.

Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на галогенид-ионы. 2. Качественная реакция на нитраты.

Раздел 5

Взаимосвязь неорганических и органических соединений

Тема 7

Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ (3ч.)

Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация. Взаимосвязь неорганических и органических реакций. Органические и неорганические вещества в живой природе. Элементы-органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе. Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды, белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке.

Раздел 6

Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии

Тема 8

Технологические основы получения веществ и материалов (3ч.)

Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.

Демонстрация. Образцы металлических руд и другого сырья для металлургических производств. Модель колонны синтеза для производства аммиака. Схемы производства чугуна и стали.

Практических работ - 2

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строение органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления раствора заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Список литературы:

  1. Аспицкая А.Ф., Титова И.М. Проверь свои знания по химии 10-11 кл.
  2. Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 2004
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.- 304с.
  4. Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
  5. ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: /авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ: Астрель, 2008.-94с.                                                                           
  6. Еремин В.В. Дроздов А.А. Химия. Методическое пособие. 10 кл.
  7. Еремин В.В. Дроздов А.А. Химия. Методическое пособие. 11 кл.
  8. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 10 класс
  9. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.
  10. Левкин А.Н., Кузнецова Н.Е. Задачник по химии 11класс.
  11. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.:
  12. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  10-11 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.
  13. Шаталов М.А. Уроки химии 10 класс
  14. Шаталов М.А. Уроки химии 11 класс
  15. Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / М.: Оникс

                                   Дополнительная литература для учащихся.

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по апробации учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»

Отчёт по апробации учебника Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара "Химия. 8 класс" в МБОУ ДР "Дубовская СОШ №1" (в рамках работы областной пилотной площадки)...

Рабочая программа для 11 класса общеобразовательных учреждений

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для 11 класса общеобразовательных учреждений, авторской программы курса хими...

Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

Дополнительная образовательная программа учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

Дополнительная образовательная программаучащихся 9 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Рабочая программа по химии для 8-9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной основной ...

Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 8 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 8 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...

Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 9 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 9 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...