Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»
план-конспект урока по химии по теме

Перепияко Галина Васильевна

Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена  для проведения интегрированного урока по дисциплинам  химия и Основы безопасности жизнедеятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_khimii_i_obzh.doc874 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области 

ОГБОУ СПО «Иркутский авиационный техникум»

Методическая разработка

(адаптационная)

Интегрированный урок  химия +ОБЖ

на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

                                                   

                                                   

Иркутск, 2014г.


Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.

Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Методическая разработка, Иркутск, 2014. – 12с.

Данная разработка предназначена  для проведения интегрированного урока по дисциплинам  химия и Основы безопасности жизнедеятельности.

УТВЕРЖДЕНА

Учебно-методической комиссией

Протокол № ______

от «___»   _________ 20__ г.

Рецензенты:


Содержание

1        Организационно – мотивационная деятельность.

2        Повторение изученного  материала: химические свойства спиртов:

1)        Повторение основных понятий - физические и химические свойства спиртов.

2)        Демонстрационные опыты и фронтальный эксперимент.

3        Интеграция знаний полученных в курсе химии и  ОБЖ:

Влияние спирта на организм человека.

4        Применение и закрепление знаний:

1)        Обсуждение домашних самостоятельных исследований (Изучаем домашнюю аптечку)

2)        Заполнение обобщающей таблицы…

3)        Групповая работа : Хорошие привычки: Что такое хорошо и что такое плохо?

5        Рефлексия (самооценка и взаимооценка)

6        Домашнее задание

Интегрированный урок  химия +ОБЖ

на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

Тип урока: интегрированный урок систематизации знаний, умений и навыков по курсу  химии и ОБЖ.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о свойствах спирта и влиянии его на организм человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах  спиртов;
  •  Систематизировать знания учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств  предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением.
  •  закрепить навыки написания уравнений реакций.
  •  ознакомить учащихся  с  веществами,  которые наносят  вред  организму  при употреблении  спиртных  напитков,  проинформировать  о  заболеваниях,  вызванных алкоголем.

Развивающие:

  • Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам   химия и ОБЖ;
  • Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предметам.
  • Развить умения  применять полученные знания в конкретной ситуации.

 Воспитательные:

  • Особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека;
  • Обосновать необходимость здорового образа жизни.  

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

 Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы для проведения демонстрационных работ  ( пробирки со спиртом, чашка Петри,  лучина, стеклянная палочка,  колба,  яйцо куриное).

План урока:

Этапы урока

Время в минутах

1

Организационно – мотивационная деятельность.

5

2

Повторение изученного  материала: химические свойства спиртов:

  1. Повторение основных понятий - физические и химические свойства спиртов.
  2. Демонстрационные опыты и фронтальный эксперимент.

15

3

Интеграция знаний полученных в курсе химии и  ОБЖ:

Влияние спирта на организм человека.

10

4

Применение и закрепление знаний:

  1. Обсуждение домашних самостоятельных исследований (Изучаем домашнюю аптечку)
  2. Заполнение обобщающей таблицы…
  3. Групповая работа : Хорошие привычки: Что такое хорошо и что такое плохо?

10

5

Рефлексия (самооценка и взаимооценка)

2

6

Домашнее задание

3

Ход урока.

Организационно-мотивационная деятельность.

Преподаватель  химии: Здравствуйте!  Сегодня мы проводим необычный урок  - урок на границе наук   ОБЖ и химии. Мы познакомимся с физическими и химическими свойствами одноатомных спиртов.

Преподаватель   ОБЖ:    Здравствуйте, ребята! Мы с вами познакомимся  с  веществами,  которые наносят  вред  организму  при употреблении  спиртных  напитков  и проанализируем можем ли мы  противостоять алкоголизму, знаем ли мы основы культурного поведения.

Преподаватель  химии:

 Запишем тему урока: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека» и проанализируем таблицу.

Слайд№3F:\химия 10\tabl._klassifik_spirtov.jpg

1.Какие вещества называются спиртами?

 Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп-ОН, соединения с углеводородным скелетом.

2. По каким признакам классифицируют спирты?

Ответ: По числу гидроксильных групп ( одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала ( предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа ( первичные, вторичные, третичные).  

Слайд №4.

3. Номенклатура. По систематической номенклатуре название спирта производят от названий углеводородов с добавлением окончания –ОЛ и цифры, обозначающей номер углеродного атома, при котором стоит гидроксильная группа.

Преподаватель  химии: Сегодня мы обобщим свойства  одноатомных спиртов  на примере ЭТАНОЛА.

Предлагаю  определить физические свойства спирта.

 (в пробирках предложить описать свойства этанола).

Давайте проделаем небольшой эксперимент.

Растворение в воде.

Реактивы:   этанол, вода.

Ход работы.

Добавим воду к спирту. Что наблюдаем.

Какой вывод мы можем сделать?

Спирт хорошо растворим в воде.

Вывод: Этанол – бесцветная жидкость, имеет специфический запах.  Хорошо растворяется в воде. Горит.  Температура испарения=78,3 С.

Преподаватель  химии: А теперь рассмотрим химические свойства одноатомных спиртов.

Химические свойства:

Реакция горения

   C2H5OH + 3O2  → 2CO2 ↑ + 3H2O

Реакция этерификации

Спирт    +    кислота → эфир + вода

C2H5OH + CH3COOH = CH3-COO-CH3 + H2O

                  Укс кислота = Метилацетат –эфир

Взаимодействие спиртов с металлическим натрием

2CH3 –CH2–OH + 2Na  → 2CH3 –CH2–ONa + H2 ↑  

Реакция дегидратации (H2SO4, t)

 СН3 - СН2 - ОН →СН2 = СН2 + H2O (внутримолекулярная)

С2Н5 -ОН + НО- С2Н5 → С2Н5 -О-С2Н5 + H2O (межмолекулярная)

Закрепление.  

  1. Осуществить превращения:

1.этан → этилен →этанол             Диэтиловый  Эфир  

2.

                Преподаватель  ОБЖ:   

Давайте проделаем небольшой эксперимент.

Осаждение белков этанолом.

Реактивы: раствор яичного белка, этанол, хлорид натрия (крист.)

Ход работы.

В пробирку налейте 2мл раствора белка и добавьте на кончике шпателя хлорид натрия. Затем прилейте 2-3мл этанола.

Пронаблюдайте, что происходит с белком? Какие предположения можно сделать о воздействии этилового спирта на живые организмы?

Преподаватель  ОБЖ:   

Прорастание семян фасоли в воде и водке

Семена в водке  (№2) перестали развиваться

Интеграция знаний полученных в курсе химии и  ОБЖ:

Влияние спирта на организм человека.

Длительное злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов. На фоне хронического алкоголизма развиваются такие заболевания, как:

Риск кровоизлияния в головной мозг.

  • Нарушение иммунной системы: нарушаются процессы кроветворения, снижается выработка лимфоцитов, способствует развитию аллергии.
  • Различные типы анемии: при алкоголизме, усилено всасывание железа в желудочно- кишечный тракт, поэтому при прекращении кровотечения железа в организме алкоголика может быстро спонтанно восстанавливаться.
  • Алкогольная энцефалопатия: представляет собой тяжёлую форму алкогольного психоза, связанную с поражением клеток в головном мозге. Психические расстройства всегда сочетаются с нарушениями функционирования внутренних органов и поражением нервов.  
  • Алкогольная нефропатия: острая хроническая почечная недостаточность.
  • Алкогольный гепатит: исчезает аппетит, появляется тошнота , рвота, температура тела до 380, возникают боли в суставах, мышцах, ломота в теле. Появляется печеночная желтуха.
  • Алкогольный панкреатит: проявляется приступом резчайших болей, во время или в ближайшие часы после употребления спиртных напитков.
  • Алкогольный гастрит: характеризуется разнообразными болевыми ощущениями в эпигастральной области.

 

Применение и закрепление знаний:

  1. Преподаватель  химии: А теперь давайте вспомним: где применяются спирты?

Косметика и парфюмерия, средства гигиены:

1) Шампунь «Тимоти»: 2,6-диметил-2,7-октадиен-6-ол Бесцветная жидкость с запахом ландыша, применяется в парфюмерии, например, в шампунях.

«Рексона». Октадеканол Применяется при производстве кремов, антиперспирантов. Антисептик

 Линия «Нивея». Менол (торговое наименование L-менол) Входит в состав бальзамов и мазей, мятных леденцов предназначенных для снятия заложенности носоглотки и облегчения дыхания при простудах, а также в средствах для ухода за полостью рта (жевательные резинки, зубные пасты). Обладает антисептическим, обеззараживающим и слабообезболивающим действием. Наружно назначают как болеутоляющее средство. Внутрь ментол назначают в качестве успокаивающего средства, часто в сочетании с настойкой валерианы, красавки и др. Также используется в пищевой промышленности.

2) Кроме того: лакокрасочная продукция, винноводочная продукция, производство органических веществ.

  Преподаватель ОБЖ:   3) Аптечная промышленность.

  1. Обсуждение домашних самостоятельных исследований (Изучаем домашнюю аптечку)

Давайте проверим домашнее задание. Вам было предложено проанализировать содержание домашних аптечек. Итак, какими спиртовыми настойками Ваша семья лечится?

Ответы студентов:

Настойка календулы: Применяется внутрь по 20 капель 2-3 раза в день при заболеваниях: Аритмия сердца, желудочно – кишечного тракта, головная боль.

Наружно применяют в качестве примочек и смазывании ран, язв, ожогов, прыщей, царапин, порезов.

Состоит из цветов календулы и  70% этилового спирта.

Йод: применяется наружно, используют как антисептические (обеззараживающие), средства при воспалительных и других заболеваниях кожи и слизистой оболочки.

Состоит: получают из золы морских водорослей, растворим в 95% спирта.

Настойка боярышника: благотворно влияет на сердечную работоспособность, благоприятно влияет на человеческий организм.

Состав: настойка плодов боярышника в спирте этиловом 70%.

Бриллиантовый зелёный: обрабатывают свежие послеоперационные раны ссадины, порезы, нарушение целостности кожных покровов, фолликулит.

Состав: в каждом флаконе раствора содержится 1 или 2 г синтетически полученного порошка и 60% этилового спирта.

Настойка пустырника: применяется при расстройствах нервной системы, при неврозах развивающихся под воздействием высоких эмоциональных нагрузках и стрессах,  при повышенной возбудимости, и бессонницы.  

Состав: настойка (1:5) на 70% спирте.

Преподаватель   ОБЖ:   Давайте заполним таблицу, положительную и отрицательную роль спиртов для живых организмов.

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

   Спирты играют важную роль в жизни человека:

  1. Экологически чистое топливо
  2. Растворители
  3. Лекарственные препараты
  4. Лаки, краски
  5. Сложные эфиры
  6. Уксусная кислота
  7. Косметическая промышленность

Спирты  вредят    организму человека:

  1. Слабый наркотик

Производство ликероводочных изделий « алкоголь»

(арабское – одурманивающий)

«Пьянство есть упражнение в безумии» ( Пифагор)

Преподаватель  химии:

Итак, мы узнали состав спиртов, их свойства, применение, влияние на живые организмы. Как же мы противостоим вредным привычкам? Как мы организуем свой досуг?

Это

  1. Спорт
  2. Конный спорт
  3. Горные лыжи
  4. Брейк-данс
  5. Коллекционирование
  6. Моделей самолетов
  7. Почтовых марок
  8. Рукоделие.

Преподаватель   ОБЖ:  Завершая урок  мы даем рекомендации:

  1. Спите не меньше 8 часов в сутки
  2. Занимайтесь зарядкой
  3. Закаляйтесь
  4. Веселитесь
  5. Потребляйте витамины и белки
  6. Посещайте сауну или русскую баню,
  7. Занимайтесь любимым делом!

3. При отравлении метиловым спиртом противоядием служит этиловый спирт. Как вы объясните это явление?

(Ответ: В организме различные спирты превращаются в альдегиды под действием одного и того же фермента – алкогольдегидрогиназа, отщепляющей от спирта водород. Этиловый спирт «отвлекает» на себя некоторое количество фермента и тем самым замедляет образование формальдегида, который и является отравляющим веществом).

Рефлексивный тест

  1. .Мне это пригодиться в жизни.
  2. На уроке было над чем подумать
  3. На все возникшие вопросы получил(а) ответы
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Домашнее задание:  Химия: §1 глава 24, упр. Стр.316 №6.

ОБЖ: стр.179-181. (подготовить ответы на вопросы устно, выполнить письменную работу по химии)

Список литературы:

  1.    Химия: Учебник для сред.проф.учеб.заведений. /Ерохин Ю.М.– 4-ое изд. М. издательский центр «Академия», 2004. -351 экз.
  2.   Химия 11 кл. О.С.Габриелян. Профильный уровень: учебник для образовательных учреждений. » М. Дрофа» 1020г. 40 экз.
  3.   Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2012.
  4. Свободная энциклопедия, раздел «справочные материалы по Основам безопасности жизнедеятельности»: http://ru.wikipedia.org (10.09.2013)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одноатомные спирты и их влияние на организм человека

В данной работе  учащиеся знакомятся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотривается влияние этилового спирта на организм человека, закрепляются з...

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..

Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...

Интегрированный урок по биологии-химии "Лекарства и их влияние на организм человека"

Урок составлен в соответстствии с ФГОС. Урок составлен с использованием ТРЭК - технологии развития экологической культуры....

«Этиловый спирт и его влияние на организм человека»

Данная презентация подготовлена к интегрированному уроку -исследованию «Этиловый спирт и его влияние на организм человека». Основной задачей является: исследовательским способом ...