Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (10 класс) по теме:
    Интегрированный урок по биологии-химии "Лекарства и их влияние на организм человека"

    Виноградова Светлана Васильевна

    Урок составлен в соответстствии с ФГОС. Урок составлен с использованием ТРЭК - технологии развития экологической культуры.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока «Лекарства и их влияние на организм человека»

    Слайд 2

    Цель урока: перевод экологической культуры обучающихся по применению и использованию лекарственных средств в повседневной жизни на более высокий уровень.

    Слайд 3

    Задачи урока: 1) формирование ценности потребления ; 2)формирование ценности сбережения здоровья ; 3)формирование ценности сохранения и укрепления здоровья .

    Слайд 4

    Эпиграф: «Береги платье с нова, а здоровье – смолоду» (Народная мудрость).

    Слайд 5

    1 этап-осмысление ценностей потребления. 1.Мини-сообщения о лекарствах и их влиянии на организм человека . 2.Формулировка целей урока обучающимися. 3 .Выводы о положительном и отрицательном влиянии значении лекарств в жизни человека. 4 .Факторы,разрушающие здоровье человека.

    Слайд 6

    Вывод: здоровье человека- самая главная ценность, которую нужно беречь и сохранять.

    Слайд 7

    2 этап-ценность сбережения здоровья. 1.Обсуждение кейс-ситуаций в группах. 2.Аналогичные случаи из жизни. 3.Отношение к употребляемым лекарственным веществам.

    Слайд 8

    Вывод: прием лекарственных средств в большом количестве и без соблюдения рекомендаций врачей опасен для здоровья.

    Слайд 9

    3 этап-ценность сохранения и укрепления здоровья. «Мозговой штурм»: способы сохранения здоровья. Составление памяток по сохранению и укреплению здоровья человека.

    Слайд 10

    Вывод: для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать следующие факторы: 1)оптимальный двигательный режим; 2)тренировка иммунитета и закаливание; 3)рациональное питание; 4)рациональный режим жизни; 5)отсутствие вредных привычек.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Череповца

    Интегрированный урок по биологии-химии

    для учащихся 10 класса по теме

    «Лекарства и их влияние на организм человека»

    (урок разработан в рамках ТРЭК - технологии

    развития экологической культуры).

    Урок разработали и провели:

    Виноградова Светлана Васильевна, учитель биологии

    первой кв.категории;

    Сапогова Мария Ивановна, учитель химии

    высшей кв.категории.

    Череповец, 2013 год.

             Интегрированный урок по биологии-химии разработан для обучающихся 10 класса по теме «Лекарства и их влияние на организм человека»  в рамках ТРЭК – технологии развития экологической культуры. По биологии урок может быть проведён в разделе «Организменный уровень», темы: Онтогенез. Организм и среда. (Автор программы – Д.И.Трайтак). По химии – в разделе «Вещества и их свойства», тема:  Биологически активные органические вещества. (Автор программы – О.С.Габриелян). Возможность создания интегрированного урока: оба урока проводятся в конце четвёртой четверти учебного года.

            Урок разработан в рамках ТРЭК – технологии развития экологической культуры; включает все основные этапы технологической процедуры реализации ТРЭК:

    1 этап – осмысление ценности потребления;

    2 этап – ценность сбережения здоровья;

    3 этап – ценность сохранения и укрепления здоровья.

            Урок соответствует требованиям ФГОС:

    1)в ФГОС основного общего образования в разделе III: Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования в пункте 18.2.3 отмечается, что программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на формирование экологической культуры;

    2)в уроке отражена направленность на достижение новых образовательных результатов (формирование УУД).

             При подготовке к уроку обучающиеся анализируют материалы из Интернета и дополнительной литературы по применению лекарств в жизни человека; делают анализ домашних аптечек.

            Интегрированный урок показывает взаимосвязь химического состава биологически активных веществ и их влияние на организм человека на генетическом и функциональном уровне в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма).

             Изучение материала на уроке реализуется через групповую работу с использованием кейс-ситуаций (есть в приложениях) и «мозгового штурма».

              Актуальность урока: урок направлен на сохранение и укрепление здоровья человека через воспитание культуры правильного использования лекарств, БАДов, витаминов.

    Цель урока: - перевод экологической культуры обучающихся по применению и использованию лекарственных средств в повседневной жизни на более высокий уровень.

    Задачи урока, связанные с РЭК:

    1) формирование ценности потребления:

         а) выявить знания обучающихся о влиянии лекарств на организм человека и о значении     применения лекарств;

         б) оценить применение лекарств с позиций потребностей человека;

         в) определить деятельность человека при применении лекарств без нанесения вреда себе;

    2) формирование ценности сбережения здоровья:

         а) разработать пути сохранения здоровья человека через знания отрицательного воздействия лекарственных средств на организм человека;

         б) выявить своё отношение к употребляемым веществам;

         в) вести осознанный отбор употребляемых лекарств в домашней аптечке;

    3) формирование ценности сохранения и укрепления здоровья:

         а) выработать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья с молодого возраста;

         б) составить памятки по использованию лекарств, БАДов и других веществ с целью их пропаганды в ближайшем социуме.

    Эпиграф к уроку:    «Береги платье с нова, а здоровье – с молоду»

                                                                                         (Народная мудрость).

    Основное содержание.

    1. Лекарства, история их возникновения.

    2. Применение лекарств в жизни человека, их химический состав и биологическая роль в поддержании иммунитета организма.

    3. Положительное и отрицательное воздействие лекарственных средств на здоровье человека.

    4. Пути сохранения и укрепления здоровья человека.

    Основные понятия темы:

    - лекарства, БАДы, витамины;

    - иммунитет, онтогенез.

    Технологическая процедура реализации ТРЭК.

    1 этап – осмысление ценности потребления.

    Деятельность  обучающихся

    Деятельность учителя

    Формируемые УУД

    1.Проверка

    дифференцированного

    домашнего задания: обучающиеся делают устные презентации своих мини-сообщений о лекарствах, их формулах, влиянии на организм, побочных эффектах; акцентируют внимание на положительном и отрицательном воздействии лекарственных средств на организм человека.

    2.Делают выводы о значении лекарств в жизни человека ( «+» и  «-»).

    3.Формулируют цели урока.

    4.Называют факторы, разрушающие здоровье человека.

    1.Нацеливает обучающихся на то, чтобы они показали знания о пользе лекарств, их разнообразии и отрицательном действии, если оно имеется.

    2.Организует обобщение знаний

    о использовании лекарств.

    3.Корректирует цели урока.

    4.Приводит афоризмы о здоровье и подводит обучающихся к обсуждению проблемы продолжительности

    жизни.

    Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,что ещё не известно;

    контроль, коррекция и оценка уровня усвоения материала;

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; подведение под понятие;

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Вывод: здоровье человека – самая главная ценность, которую нужно беречь и сохранять.

    2 этап – ценность сбережения здоровья.

    Деятельность обучающихся

    Деятельность учителя

    Формируемые УУД

    1.Читают кейс-ситуации №1 и №2 (смотреть приложение) и обсуждают их в группах. Выступает один человек от группы – 30 сек.

    2.Вспоминают аналогичные случаи из реальной жизни и высказывают своё отношение к употребляемым лекарственным веществам.

    3.Выражают своё отношение к людям, которые употребляют много лекарств, делятся переживаниями, опираясь на собственный жизненный опыт.

    1.Предлагает кейс-ситуации для обсуждения.

     

    2.Организует деятельность по размышлению и осмыслению нового типа взаимодействия человека и лекарств.

    3.Делает обобщение по результатам усвоения ценности сохранения.

    Проводит рефлексию – каковы же пути сохранения здоровья?

    (переход на 3 этап)

    Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,что ещё не известно;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка уровня усвоения материала и результатов работы;

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;  структуирование знаний; смысловое чтение с извлечением необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; моделирование с выделением существенных характеристик объекта; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; выбор критериев для сравнения; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей;

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнёров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Вывод: приём лекарственных средств в большом количестве и без соблюдения рекомендаций врачей опасен для здоровья.

    3 этап – ценность сохранения и укрепления здоровья.

    Деятельность обучающихся

    Деятельность учителя

    Формируемые УУД

    1. «Мозговой штурм» - предлагают  любые способы сохранения здоровья, даже самые абсурдные.

    2.Группа из 3-х человек отбирает лучшие способы из всех названных, а

    обучающиеся на заранее подготовленных листах составляют из них памятку.

    1.Ставит проблему перед обучающимися: а можно ли обойтись без лекарств?

    2.Советует отобрать самые простые и приемлемые к использованию способы сохранения и укрепления

    здоровья для составления памятки.

    Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

    Познавательные УУД: структуирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Коммуникативные УУД:  контроль, коррекция, оценка действий партнёров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Вывод: для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать следующие факторы:

    1)оптимальный двигательный режим;

    2)тренировка иммунитета и закаливание;

    3)рациональное питание;

    4)рациональный режим жизни;

    5)отсутствие вредных привычек.

    В течение всего урока формируются личностные УУД: 

    - личностное и жизненное самоопределение;

    - смыслообразование;

    - нравственно-этическая ориентация.

    Оценка знаний обучающихся:

    1) за презентацию домашних мини-сообщений о лекарствах;

    2) за работу в группах по кейс-ситуациям;

    3) за составление памяток (с оформлением).

    Литература:

    1.Андреева Н.Д. Биология.10-11классы: учеб.для общеобразоват.учреждений (базовый уровень)/Н.Д.Андреева.- М.: Мнемозина, 2011.

    2.Габриелян О.С. Химия.10класс (базовый уровень).- М.: Дрофа,2011.

    3.Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся. – Вологда,2004.

    4.Ногтева Е.Ю. и др.Технологии экологического образования для устойчивого развития: опыт реализации. Учебно-методическое пособие.-Череповец,2011.

    5.Щукин И. Экология для студентов вузов. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

    Приложения.

    Кейс-ситуация №1.

    Татьяна Васильевна работает бухгалтером, работа «головой», надо много считать, требует умственного напряжения. С некоторых пор она страдает головными болями. Справляется с ними сама – покупая «новомодные» препараты – использует их по назначению каждый день. Ведёт журнал, где записывает, что пила, как помогло, прошла ли боль в определённом месте. Вдруг стала замечать – таблетки плохо помогают: где принимала 1, надо уже 2 таблетки… Правильно ли ведёт себя Татьяна Васильевна?

    Кейс-ситуация №2.

    Ольга Михайловна во время первых 3 месяцев беременности (период наиболее активного формирования органов у зародыша) принимала имунно-депрессивные средства для лечения аллергии. Имуннодепрессоры угнетают жизнеспособность клеток, отвечающих за иммунитет в организме. Приведите примеры возможных последствий воздействия лекарств на развивающийся зародыш.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"

    Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии  на здоровье человека. Внеклассное мероприятие ...

    Одноатомные спирты и их влияние на организм человека

    В данной работе  учащиеся знакомятся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотривается влияние этилового спирта на организм человека, закрепляются з...

    Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

    Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

    Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека

    Проблема повышения безопасности жизнедеятельности человека занимает главное место в стратегии выживания человечества. Для устранения и снижения влияния на организм человека детально рассматриваю...

    Буклет "Исследование качества чипсов и газированной воды и их влияния на организм человека"

    Работа была представлена на финальном этапе  Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержки фонда Д.И.Менделеева ,г. Москва, 2011 г.( Дип...