Элективный курс "Химия и валеология" для 9 класса
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Обухова Наталья Владимировна

Элективный  курс «Химия и валеология» способствует формированию у учеников понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как обучающихся интересуют не абстрактные знания, а имеющие практическую направленность.

 Программа данного элективного курса рассчитана на 34часа  и предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,  ориентирован  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektivnyy_kurs_po_khimii_dlya_9_klassa.zip32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

       В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что в период получения среднего образования многие школьники теряют здоровье. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная,  но и сводить все аспекты к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что с каждым годом растет число заболеваний, таких как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевание глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

       Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения? Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены и т.д.  Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носит не объективный, а субъективный характер, то есть связаны с бездействием при решении задач охраны здоровья самими школьниками.

Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

       Эту задачу возможно осуществить при изучении элективного курса «Химия и валеология».  Этот курс  способствует формированию у учеников понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как обучающихся интересуют не абстрактные знания, а имеющие практическую направленность.

       Программа данного элективного курса рассчитана на 34часа  и предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,  ориентирован  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

Цель данного курса:

1.     Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни, усилить интерес к предмету, а так же продолжить формирование мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение; развить творческое мышление учащихся.

 

Задачи:

  1. Сформировать валеологическую грамотность учащихся.
  2. Указать взаимосвязь химии и валеологии (наука о здоровье) и раскрыть роль химических знаний в сохранении и укреплении здоровья своего организма.
  3. Углубить базовые  знания учащихся по химии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся, научно обосновать важность ведения здорового образа жизни через:
  • подробную характеристику веществ используемых человеком (их классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства);
  • моделирование последствий токсического действия веществ на организм человека;
  • придание прикладной направленности практических работ исследовательского характера для  выработке у учащихся грамотного поведения при контакте со средствами бытовой химии, использовании лекарств и косметических средств;
  • реализацию антинаркотического воспитания учащихся;
  • формирование ярких зрительных образов биохимических процессов в ходе лабораторного эксперимента;
  • общение со специалистами СЭС и ГИБДД при проведении специфических экологических тест-анализов.
  1. Указать взаимосвязь химии и экологии.

       Изучив данный курс, учащиеся должны обладать знаниями о валеологии как науке о здоровье; иметь представление о здоровом образе жизни и мерах его поддержания; знать влияние различных химических элементов на здоровье человека, а также влияние химических веществ на свой организм, их применение в медицине, сельском хозяйстве, военном деле; иметь общее представление о витаминах, знать растения, содержащие основные группы витаминов.

       Учащиеся должны уметь определять состояние своего здоровья по анализу кожных покровов, самочувствия, работоспособности, сна, настроения, аппетита, массы тела, иммунитета; уметь грамотно выбирать средства гигиены с целью поддержания здоровья организма на основе знаний о свойствах и составе этих веществ; уметь грамотно составлять свой пищевой рацион, исходя из знаний о влиянии витаминов, химических элементов и их соединений на человека; уметь решать задачи на валеологическую тематику, определять практически нахождение нитратов, свинца в окружающей среде, делать качественный анализ воды из природных источников.

       После изучения курса ученики не только закрепляют навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, но и получают навыки метода самонаблюдения.

Содержание программы

  1. Химия и валеология (4 ч)

Общее представление о валеологии. Роль химии в формировании валеологической грамотности. Характеристика валеологии как науки о здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ). Правила поддержания здорового образа жизни.  Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

Практическая работа №1 Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей

Практическая работа №2 Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул

II.    Химия и пища (8 ч)

Рациональное питание. Влияние на организм белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Их химическое превращение в пищеварительной системе человека  Витамины. Значение витаминов для организма человека. Авитаминоз. Диета: польза или вред?

 «Искусственная пища». «Продуктовая этикетка». Пищевые добавки: консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги.  Маркировка-индекс. Нитраты в пище человека.

Практическая работа №3 Составление пищевого рациона

III.     Бытовая химия. Химические средства гигиены и косметики (8ч)

Мыло и СМС. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Духи и парфюмерная вода. Вещества, используемые для окрашивания волос. Современные лаки. Косметические средства по уходу за лицом и телом.

Практическая работа №4  Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств

IV.    Лекарства в домашней аптечке (5ч)

Перикись водорода. Нашатырный спирт. Болеутоляющие средства. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы. Противодиарейные средства. Противовирусные препараты. Антибиотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Поливитаминные комплексы. Исследование лекарственных препаратов.

V.    Влияние вредных привычек на организм человека (3ч)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

VI.    Химия и окружающая среда (6ч)

Состояние окружающей среды в Ростовской области. Загрязнение окружающей среды диоксинами. Вещества, способные вызывать отравления. Загрязнение атмосферы выхлопными газами. Физико-химический анализ вод реки Дон.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

  • базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги; обмен веществ в организме, диета, маркировка-индекс, детергены, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка, лекарственный препарат, антибиотики; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ, наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка, диоксины, алкалоиды, биогенные амины, цианогенные гликозиды, микотоксины, нитрозамины;
  • предмет изучения  науки валеология;
  • составляющие здоровья и здорового образа жизни;
  • классификацию витаминов и их значение для роста и развития организма;
  • значение белков, жиров, углеводов и минеральных веществ для организма человека и их химическое превращение в организме человека;
  • значение гигиенических средств по уходу за полостью рта, лицом и телом;
  • вредное влияние этанола, веществ табачного дыма, наркотических веществ на организм человека;
  • экологическое состояние окружающей среды Ростовской области

уметь:

  • расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками;
  • определять  безопасность продуктов (по нитратам);
  • выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  
  • рассчитать суточный рацион питания;
  • расшифровывать  международные символы, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями;
  • проводить экспертизу зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет»;
  • экспериментально определять качественный состав препарата аспирин;
  • поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок;
  • моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку;
  • проводить экологический тест-анализ выхлопных газов (в ГИБДД); осуществить физико-химический анализ вод р. Дон (в СЭС);
  • делать вывод о возможности использование воды для  деятельности человека;
  • выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;
  • принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;
  • выполнять творческую работу – проект (отчет, презентацию).

Структура курса

Тема

Кол-во часов

1.

Химия и валеология

4

2.

Химия и пища

8

3.

Бытовая химия

8

4.

Лекарства в домашней аптечке

5

5.

Влияние вредных привычек на организм человека

3

6.

Химия и окружающая среда

6

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

Форма контроля

Тема 1. Химия и валеология (4 часа)

1.

Валеология – наука о здоровье

лекция

2.

ЗОЖ.Основные составляющие ЗОЖ

лекция с элементами беседы

защита реферата

3.

П/р №1 «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей»

практическая работа

защита практической работы

4.

П/р №2 «Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул»

практическая работа

защита практической работы

Тема 2. Химия и пища (8 часов)

5.

Рациональное питание. Его составляющие.

лекция с элементами беседы

6.

Значение белков, жиров, углеводов и минеральных веществ для организма человека

беседа

защита реферата

7.

Витамины. Роль витаминов для роста и развития организма человека

лекция с элементами беседы

защита реферата

8.

Диета: польза или вред?

лекция

защита реферата

9.

Искусственная пища

лекция

защита реферата

10.

Пищевые добавки

лекция

защита реферата

11.

Нитраты в пище человека

лекция

12.

П/р №3 «Составление пищевого рациона»

практическая работа

защита практической работы

Тема 3. Бытовая химия. Химические средства гигиены и косметики

(8 часов)

13.

Мыло и СМС

лекция с элементами беседы

защита реферата

14.

Средства ухода за зубами

лекция с элементами беседы

защита реферата

15.

Косметические средства по уходу за лицом и телом

лекция с элементами беседы

защита реферата

16.

Дезодоранты

лекция

17.

Парфюмерия

лекция

18.

Вещества, используемые для окраски волос

лекция

19.

Современные лаки

лекция

20.

П/р №4 «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств»

практическая работа

защита практической работы

Тема 4. Лекарства в домашней аптечке (5 часов)

21.

Болеутоляющие и противодиарейные средства

лекция

22.

Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы

лекция

22.

Противовирусные препараты. Антибиотики. Классификация и спектр действия на организм

лекция с элементами беседы

защита реферата

24.

Аспирин: за и против

лекция с элементами беседы

защита реферата

25.

Поливитаминные комплексы

лекция с элементами беседы

защита реферата

Тема 5. Влияние вредных привычек на организм человека (3 часа)

26.

Вредное влияние алкоголя на  организм человека

беседа

защита реферата

27.

Табакокурение. Вредное влияние на организм человека

беседа

защита реферата

28.

Наркомания. Вредное влияние наркотических веществ на организм человека

беседа

защита реферата

Тема 6. Химия и окружающая среда (6 часов)

29.

Состояние окружающей среды Ростовской области

лекция с элементами беседы

защита реферата

30.

Вещества, способствующие вызывать отравление

лекция с элементами беседы

защита реферата

31.

Загрязнение атмосферы выхлопными газами

лекция с элементами беседы

защита реферата

32.

Физико-химический анализ воды р.Дон

лекция с элементами беседы

защита реферата

33-34.

Итоговое занятие

защита проектов

Критерии достижений учащихся

Темы рефератов:

  1. Здоровье. Основные составляющие здоровья человека
  2. Значение физической культуры и спорта для здоровья школьника
  3. Режим дня школьника
  4. Закаливание. Правила и виды закаливания
  5. Рациональное питание. Его составляющие
  6. Режим питания школьника
  7. Витамины. Их значение для здоровья человека
  8. Диета: польза или вред?
  9. Что такое «искусственная пища»?
  10. Средства гигиены полости рта
  11. Косметические средства по уходу за лицом
  12. СМС для стирки
  13. СМС для мытья посуды
  14. СМС для чистки ковров и мебели
  15. Противовирусные препараты. Классификация и спектр действия на организм
  16. Аспирин: за и против
  17. Вредное влияние этанола на организм человека
  18. Вредное влияние веществ табачного дыма на организм человека
  19. Вредное влияние наркотических веществ на организм человека
  20. Антропогенное загрязнение атмосферы
  21. Антропогенное загрязнение природных вод
  22. Экологическое состояние окружающей среды Ростовской области

Темы проектов:

  1. Белки. Химическое превращение белков в организме человека
  2. Пищевые добавки: польза или вред?
  3. Способы очистки питьевой воды
  4. Мир запахов
  5. Эфирные масла – бесценный дар природы
  6. Загрязнение воздуха в городах
  7. Загрязнение природных вод

Практические работы:

Практическая работа №1 Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей

Практическая работа №2 Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул

Практическая работа №3 Составление пищевого рациона

Практическая работа №4 Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств

Список используемой литературы:

  1. Кленова Н. «Как подготовить школу к профильному обучению», «Народное образование» № 7 за 2003г.
  2. Монтиньяк М. «Метод похудания Монтиньяка», Москва, «Оникс», 1999г.
  3. Пасечник В.В. «Школьный практикум. Экология», Москва, «Дрофа», 2007г.
  4. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва «Аркти», 2000г.
  5. Чернобельская Г.М. «Методика обучения химии в средней школе», Москва «Владос», 2000г.
  6. Научно-методический журнал «Химия» в школе,  «Центр Химпрес» (за 2001-2003гг.)
  7. Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. – М., 2007г.

  1. Макаров К.А. Химия и здоровье. – М.: Просвещение, 2008г.

  1. Имангалиев А.П. О необходимости валеологического образования // Вестник Высшей школы, №10, 1998г.

  1. Рохлов В.С. «Школьный практикум по биологии», «Дрофа», 2007 г.

 

Практическая работа №1

Тема: «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей»

 

Цель: - научить учащихся оценивать состояние своего здоровья по определению функционального состояния кожных покровов, оценке самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, иммунитета, массы тела.

 

Оборудование: весы, секундомер.

Ход занятия:

1)   Определение  функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их производных образований (волос, ногтей)

a)   Осмотрите свои кожные покровы и язык. В норме кожа должна быть гладкой, эластичной. Отсутствие шелушения, зуда, пигментных пятен говорит о хорошем ее состоянии. Язык должен быть влажным, розового цвета, без белого налета.

Если это соответствует вашим показателям, то поставьте в таблицу в соответствующую колонку +1 балл.

Если кожа у вас сухая, шелушится на некоторых участках, ощущается зуд, а язык сухой и с белым налетом, то поставьте в таблицу –1 балл.

 

б)   Рассмотрите ваши ногти. У здорового человека ногтевые пластинки гладкие, прозрачные, без каких-либо наслоений, утолщений, пятен другого цвета.

Если ваши ногти соответствуют этой норме, то в таблицу в определенную колонку ставят  +1 балл.

Если ногти ломкие, слоятся, имеют пятна другого цвета, утолщения, то можно говорить о некоторых функциональных нарушениях в вашем организме. Ставьте в таблицу –1 балл.

в)  Рассмотрите свои волосы

Они должны быть гладкими, иметь естественный блеск, быстро расти у здорового человека.

Если эта характеристика подходит для ваших волос, то в таблицу в соответствующую колонку ставьте +1 балл.

Если волосы ломкие, тусклые, с секущимися концами, медленно растут, обильно выпадают, много перхоти, то можно говорить о заболевании кожи головы или общем заболевании и ослаблении организма. Ставьте в таблицу –1 балл.

 

2)     Оценка самочувствия

Самочувствие отражает уровень духовных и физических сил человека, состояние его ЦНС. Это субъективное ощущение состояния организма человека и, главным образом, его нервной системы.

Если вы ощущаете бодрость, достаточно сил для выполнения какой-либо работы, значит у вас хорошее самочувствие. Ставьте в таблицу +1 балл.

Если вы без особых причин часто испытываете усталость, выраженную слабость, угнетенное состояние – у вас плохое самочувствие (-1 балл).

 

3)     Определение работоспособности

Отмечается, что работоспособность отражает состояние здоровья в целом и степень физического развития. Это способность человека выполнять максимальное количество работы за счет значительной активности либо нервно-мышечной, либо нервно-психической системы на протяжении заданного времени с определенной эффективностью.

a)   Высокая умственная работоспособность характеризуется высокой устойчивостью и концентрацией внимания, большим объемом внимания, высокой производительностью труда.

Если дома при выполнении домашнего задания, вы можете легко сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние раздражители, пока не закончите работу и при этом не ощущаете сильной усталости – у вас высокая умственная работоспособность (+1 балл).

Если вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, часто отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, быстро устаете – у вас низкая умственная работоспособность (-1 балл).

б)   Определите свою физическую работоспособность

Для этого в среднем темпе, без остановок присядьте 30 раз подряд. Отсутствие одышки указывает на нормальную физическую работоспособность и тренированность. Поставьте в таблицу +1 балл.

Присутствие одышки говорит о низкой физической работоспособности и тренированности. Поставьте в таблицу -1 балл.

 

4)   Сон

«Индикатором» состояния здоровья и переносимости выполняемой нагрузки является сон.

Сон – это жизненно необходимое, периодически наступающее функциональное состояние, занимающее 1/3 жизни человека, одно из главных средств восстановления работоспособности. Во сне идет накопление энергетических запасов, необходимых для поддержания обмена веществ.

Нормальный сон – это сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий ощущение бодрости и отдыха (+1 балл).

Признаки плохого сна: длительное засыпание, раннее пробуждение, пробуждение среди ночи. Такой сон не дает ощущения бодрости и отдыха (-1 балл).

 

5)       Настроение

Настроение – это психоэмоциональное состояние, один из субъективных показателей функционального состояния организма, особый вид чувствительного восприятия окружающей среды через функциональные структуры ЦНС.

Подумайте, какое настроение для вас обычно характерно.

Если вы жизнерадостны, увлечены какой-либо деятельностью, в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее, то для вас характерно приподнятое настроение (+1 балл).

Если вы часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях, то у вас подавленное настроение. Поставьте в таблицу -1 балл.

 

6)  Аппетит

Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности вашего  организма.

Если у вас отменный аппетит, то поставьте в таблицу +1 балл, если же нет - поставьте в таблицу -1 балл

 

7)  Состояние иммунитета (субъективно)

Основные показатели здоровья – высокий иммунитет и способность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Если вы редко болеете, переносите заболевание легко без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже во время массовых эпидемий, то у вас высокий иммунитет (+1 балл).

Если вы болеете более двух раз в год, подвержены простудным заболеваниям при малейших изменениях погоды, процесс выздоровления долгий, то у вас низкий иммунитет (-1 балл).

Если же вы не в ту, ни в другую категорию себя отнести не можете, то у вас ослабленный иммунитет (0 баллов).

 

8)  Оценка адаптивных возможностей

Если изменение погоды не отражается на вашем самочувствии, нет ощущения тяжести в теле, головной боли в ненастную погоду, если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта, то можно предположить, что ваш организм легко и быстро приспосабливается и функционирует в соответствии с этими условиями (+1 балл).

Если при изменении погоды вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, и вы к тому же плохо переносите поездки в транспорте (тошнота, рвота), то можно говорить о низких адапционных возможностях (-1 балл).

 

9)  Оценка массы тела

Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока:

Масса тела (кг)=[рост(см)-100]5 кг

Если ваша масса подходит под этот индекс, то поставьте в таблицу +1 балл. Если же масса тела избыточна или недостаточна, поставьте –1 балл.

Это говорит о нарушении функционального состояния различных систем органов, обмена веществ, неправильном образе жизни.

 

После проведения данных самонаблюдений, учащимся предлагается оформить отчет по работе по плану.

Отчет о работе.

1.        Результаты самооценки функционального состояния организма занести в таблицу.

2.        Подсчитать общую сумму баллов.

Таблица

 

Показатели функционального состояния организма

Оценка в баллах

1

 Состояние кожи

 

2

Состояние ногтей

 

3

Состояние волос

 

4

Самочувствие

 

5

Умственная работоспособность

 

6

Физическая работоспособность

 

7

Сон

 

8

Настроение

 

9

Аппетит

 

10

Состояние иммунитета

 

11

Адаптивные возможности

 

12

Масса тела

 

 

А). Сумма балов от +10 до +12 – высокий уровень здоровья

Б). Сумма балов от +6 до +9 – средний уровень здоровья

В). Сумма балов от +5 и меньше – низкий уровень здоровья

 

Ответьте на вопрос:

Как можно повысить уровень своего здоровья, какие меры необходимо принимать для сохранения нормального функционального состояния здоровья?

Практическая работа №2

Тема: «Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул»

Цель: - научиться с помощью формул рассчитывать свое физическое состояние.

Оборудование: сантиметровая лента, весы.

Ход работы:

Рассчитайте собственный рост, окружность грудной клетки и вес, используя для этого предложенные формулы.

  1. Теоретический расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет по формуле:

для девочек среднего типа телосложения Рост = 6* возраст + 76;

для мальчиков среднего типа телосложения Рост = 6* возраст +77.

Оценка результатов: отклонение от средних физических величин не должно превышать (плюс – минус) 2,5 см для мальчиков и для девочек (плюс-минус) 3,5 см. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, то может указать на эндокринные нарушения.

  1. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся  спортом, по формуле:

ОГ мальчиков 1-12 лет = 1,6 * возраст + 48;

ОГ мальчиков 13-17 лет = 4,1 * возраст + 20;

ОГ девочек  1-12 лет = 1,7 * возраст + 47;

ОГ девочек  13-18 лет = 2,2 * возраст + 45.

  1. Теоретический расчет массы тела у детей и подростков (до 12 -13 лет) по формуле:

А = 10 +2n, 

где А – масса в кг, n- возраст ребенка или подростка.

Теоретический расчет массы тела подростков с 13- 14 лет и взрослых рассчитывается по формуле:

А = Рост (см) * Окружность грудной клетки (см) / 240

Форма отчетности: сравните расчетные данные с результатами своих антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

Практическая работа №3

Тема: «Составление пищевого рациона»

Цель: - научиться грамотно составлять суточный рацион человека.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности (состав пищевых продуктов и их калорийность).

Ход работы:

Составьте суточный рацион для подростков 15-16лет. Пищевой рацион составляют, использую специальные таблицы «Состав пищевых продуктов и их калорийность» и «Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков».

Форма отчетности: результаты расчетов занесите в таблицу

Состав суточного пищевого рациона

Режим питания

Название продукта

Масса, г

Содержание во взятом кол-ве продукта, г

Калорийность, Дж

белки

жиры

углеводы

1-й завтрак

2-й завтрак

Обед

Ужин

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое обмен веществ? Какие виды обмена веществ вы знаете?
  2. Какие функции в организме выполняют белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины?

Практическая работа №4

Тема: « Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств»

Цель: - выяснить, какой препарат эффективнее – мыло или синтетическое моющее средство.

Оборудование: вода, мыльная стружка, порошок, не содержащий ферментные добавки, 2 сосуда.

Ход работы:

1.  Налить в 2 ёмкости воду по 2мл.

2.  В одну емкость поместить кусочек мыльной стружки, а в другую щепотку стирального порошка (порошок без ферментных добавок).

3.  Растворить и то, и другое при нагревании.

4. Сравнить моющее действие полученных растворов в условиях жёсткой воды:

1) В 2 ёмкости с жёсткой водой по 1мл  добавьте по капле - в одну мыльный раствор, в другую раствор стирального порошка.

2)  Встряхните содержимое пробирок.

Ответьте на вопросы:

1. В каком случае понадобилось больше капель раствора для образования устойчивой пены?

2.  Почему синтетические моющие средства эффективно моют в любой воде, а мыло – только в умягчённой?

3.  Почему моющим действием обладают только натриевые и калиевые мыла?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Элективный курс для 11 класса

Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...