Путешествие на экспресс -поез¬де по стране Кислот
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок предназначен для актуализации  знаний о классификации кислот, их химических свойствах в форме сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_kislot.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на экспресс -поезде по стране Кислот".

Девиз урока: 

 " Химик требуется не такой, который лишь

из одного чтения книг понял сию науку,

    но, который, собственным искусством

    в ней прилежно упражнялся".

Цели:- Актуализировать знания о классификации кислот, их химических свойствах;

- Отработать умения различать химические формулы веществ разных классов;

- Продолжить развитие детской фантазии и представлений;

- Создать условия для воспитания желания активно учится, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оснащение:  3 проводницы в форме -форменная фуражка,1 вагон,2 вагон,3 вагон ( пассажиры сменного состава), комплекты карточек-заданий для пассажиров 1,2,3 вагона.

Путеводитель по маршруту станций "Теоретическая" , "Практическая'' "Экспериментальная" П ТБ знаки.

 Оборудование и реактивы:

Наборы растворов кислот, щелочей, индикаторов, металлов (Zn, Mg)

ХОД    УРОКА

Совершаем путешествие на поезде "Экспресс". Поезд для вас немного необычный. В экспресс - поезде есть вагоны 1,2,3 класса: Соответственно и задачи будут- разные. Оценки будут ставиться следу щим образом: в вагоне 1 класса - максимальная оценка 5,в вагоне 2 класса - 4,в вагоне 3 класса -3 балла.

Вас будут сопровождать очаровательные проводницы, которые будут оценивать ваши знания и вести ведомость оценок.

Итак, чтобы занять соответствующее место в вагонах, пассажиры должны купить билеты.

Для этого предлагаю вам выполнить задание с шуточным названием "Третий лишний".

Задание: Среди трех веществ два принадлежат к одному классу, а третье (лишнее)-другому. Подчеркните это вещество и назовите его.

  1. CaO,  NaCl,  SO2
  2. K2CO3,  HCl,  H2SO4
  3. Na2SO4,  HNO3,  BaCl2
  4. NaOH,  CO2,  Ca(OH)2

(учащиеся дают самооценку).

Билет в вагон 1 класса получают те пассажиры, кто выполнил задание без ошибок,

 допустившие 1 ошибку - в вагон 2 класса,

 более ошибок - в вагон 3 класса (т.е. осуществляется дифференцированный подход к учащимся).

Итак, отправляемся в Путешествие по станциям "теоретическая",  "практическая"    "экспериментальная".

В ходе путешествия пассажиры переходят в вагоны других классов по мере выполнения заданий.

Билет в вагон 1 класса: (красная карточка):

Составьте формулы солей: сульфата меди, нитрата кальция, карбоната кальция, хлорида цинка, сульфата натрия, фосфата калия, нитрата алюминия.

Билет в вагон 2 класса:  (зеленая карточка):

Выпишите отдельно кислоты, оксиды, соли:

HCl,  KCl, H3PO4, H2CO3, CuO, NaNO3, Fe2O3, FeS, N2O5, MgO, H2S

Билет в вагон 3 класса:( синяя карточка):

   Выпишите формулы кислот и назовите их:

HCl,  NH3,  ZnCl2,  Fe2O3,  H3PO4, K2S,  ZnO,  H2SO3,  KOH,  NaOH,  AgBr,  HNO3,  H2S

На выполнение задания - 3 мин. (проводники собирают задания и проверяют их по ключу).

Уважаемые пассажиры ! Вы прибыли на станцию "Теоретическая".

(даю общее задание на станции)

1). Работа с карточками, на которых записаны формулы кислот. Показать карточку с формулой: а)кислородосодержащие, б)бескислород., в)одноосновные, г)двухосновные, д)трехосновные.

2). Назвать кислотные остатки и их валентность.

3). Составьте формулы разных кислот, комбинируя составные части кислот по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что они стоят рядом.  

Н

Н2   Cl  H

H  SO4  H2  NO3  H

H2  CO3  H2  S  H3  PO4  H2

H  Br  SO3  H4  SiO4  H

Учитель: Слово предоставляю проводникам.

Билет в вагон 1 класса получают:

2 класса получают:

3 класса получают:

Поезд следует дальше.

Следующая станция "Практическая".

Билет в вагон 1 класса: даны вещества:

CaO,  Zn,  SO2,  Al2O3  NaOH,  P2O5

С какими на этих веществ будет реагировать соляная кислота ?  Запишите уравнения возможных реакций.

Билет в вагон 2 класса: допишите уравнения реакций:

  1. ? +НСl = AlCl3 + ?
  2. Mg + ? = MgSO4 + ?
  3. MgO + ? = Mg(NO3)2 + ?

Билет в вагон 3 класса:  закончить уравнения реакций:

1).Ca + HCl =

2).CaO + HNO3 =

3). KOH + H2SO4 =

 (на выполнение 7 мин. , проводники собирают задания, проверяют и оцени вают .)

Уважаемые пассажиры, вы прибыли на станцию "Практическая".

Развлекитесь! (общее задание на станции): 1). Можно ли получить вещества, которые получены во втором столбце ?

Zn, NaOH, CaO, Hg  + HCl =

NaCl,  H2, ZnCl2, H2O, CaCl2, HgCl2

2). Впишите отсутствующую формулу вещества с необходимыми индексами и коэффициентами в неполные записи уравнений реакций.

H2S   S   ?                          Cl2   ?  H2

3). Определите вещества А и Б, напишите уравнения реакций:

Mg + A = 2MgO   S + A= SO2   MgO+ B = Mg(OH)2  SO2 + B = H2SO3

Учитель: Слово предоставляется проводникам, (продают билеты согласно выполненным заданиям)

Следующая и последняя станция "Экспериментальная".

Билет в вагон 1 класса:

Приготовиться к выходу на станции "экспериментальная', поэтому запишите уравнения реакции между а) гидроксидом натрия и раствором соляной кислоты, б) оксидом меди и раствором серной кислоты. Укажите тип реакции.

Билет в вагон 2 класса: Запишите уравнения реакций:

Zn + HCl =        Mg+ H2SO4 =

Билет в вагон 3 класса: 

Вспомните действие индикаторов на кислоты: лакмус

-метиловый оранжевый

-фенолфталеин-

(проводники собирают ответы и оценивают)

Уважаемые пассажиры ! Обратите внимание на доску. Вы видите красный цвет светофора, на котором написаны инициалы ПТБ -правила техники безопасности.

Чтобы поезд прибыл на станцию "экспериментальная", нужно вспомнить правила техники безопасности.

1).Что означают эти знаки ? (показать знаки)

2).Какое правило следует соблюдать при работе с кислотами ?

3).О чем нужно помнить при разбавлении кислот?

4).Что необходимо знать при выяснении запаха веществ ?

5).Какие ещё правила следует соблюдать в кабинете химии ?

Зеленый свет светофора открыл путь к последней станции.

Задание всем:  на столах у вас необходимые реактивы, с помощью которых вы должны подтвердить химические свойства кислот и дать устное объяснение.

Учитель:  Итог подводят проводники по ведомости. Ведомость учета оценок.

Ф.И. ученика 1задан.! 2задан.! 3задан.! дополнит.ответы во время остановки! итог

Дорогие пассажиры ! Благодарим за участие в путешествии!

Всего   доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-путешествие "Весёлый экспресс"

Это  вводное занятие  для  воспитанников  первого года обучения  творческого  объединения «Вдохновение»...

Игра "Путешествие на экспрессе"

Данный материал послужит для проведения классных часов, занятий по ПДД, в частности по теме безопасности на транспорте....

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

"Путешествие с книгой через века и страны"

История создания книги (Курсовая работа, автор Мансурова И.Н.)...

Путешествие по книге «Вокруг света по стране Легумии» Н. Надеждиной

Обзорная внеклассная работа для учащихся 4—5 классов с целью расширения кругозора и популяризации ественннонаучной литературы старших младших классов....

Игра - путешествие "Математический экспресс"

Развивает творческие способности учащихся, фантазировать, логически мыслить...