Элективный курс по химии - Химия на "отлично"
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Ямщикова Елена Николаевна

Элективный курс по химии - Химия на "отлично" рассчитан для учащихся 9-х классов на 28 ч. Целью данного курса является развитие познавательного интереса учащихся, их самостоятельности, расширение имеющихся знаний, углубление замотивированного профиля, развитие мышления школьников путем решения задач проблемного и исследовательского характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kurs_khimiya_na_otlichno.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

города Ижевска

«Согласовано»                              

Протокол №____

от____________

заседания ШМО  

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 60

____________А.Б. Лыкова

приказ № ______________

от_____________________

«Принято»

Методическим Советом

Протокол №__________

от___________________

Программа элективного курса

Химия на «отлично»

для учащихся 9  классов

Разработал:     Ямщикова Е.Н., учитель химии и биологии

2012 г.

Рецензия

на программу элективного курса

 «Химия на «отлично»

Программа согласована с концепцией предпрофильного и профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.)

Данный курс ориентирован на развитие познавательных интересов, углубление знаний, самоопределения учащихся в выборе профиля обучения,  связанные с химией. Большое внимание уделено на практические работы, эксперименты, защите рефератов,  что позволит решать современные задачи, стоящие перед обществом,  по-новому оценить социально-экономические запросы общества, связанные с нана-технологиями. Химия – это будущее.

Курс опирается на предметные знания естественно-математического цикла.

Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельно-экспериментальная работа в группах образует пространство для практического применения учащимися знаний в сфере химии.

Содержание программы соответствует поставленным задачам.

Программа может быть реализована в предпрофильной подготовке учащихся.

Рецензент:       Ю.Н. Лялина, учитель высшей категории

           

Пояснительная записка

Предметно-ориентированный курс разработан для учащихся 9 классов с целью самоопределения учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения, связанного с химией,  рассчитан на 28 часов.

Целью данного курса является развитие познавательного интереса учащихся, их самостоятельности, расширение имеющихся знаний, углубление замотивированного профиля, развитие мышления школьников путем решения задач проблемного и исследовательского характера.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Совершенствовать имеющиеся практические навыки работы с веществами и навыки решения расчетных задач.
  2. Расширить представления учащихся о свойствах веществ.
  3. Обобщить и систематизировать материал, рассмотренный на уроках химии.
  4. Формировать представления о таких профессиях как учитель химии, химик-лаборант.

В данном курсе предпринята попытка максимально использовать наглядность химического эксперимента, дать возможность учащимся не только увидеть, но и самим проводить практические работы.

Предполагается проведение занятий в форме беседы, защиты рефератов, выполнения практических работ.

В результате изучения курса учащиеся смогут освоить следующие умения: работать с информацией, выделять главное, проводить сравнительный анализ и обобщение, проводить эксперимент, осуществлять наблюдение, сотрудничать с товарищами,  работать в группе. Умение представить отчет о проделанной работе.

Для оценивания успешности курса предполагается проведение входного и итогового контроля.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

теория

практика

Формы контроля

1.

Введение

2

2

-

Входной контроль

2.

Макромир и микромир

4

4

-

Написание реферата

3.

Строение вещества

3

3

-

Защита реферата

4.

Химические реакции

5

5

-

Участие в семинаре

5.

Решение задач по химии

6

6

-

Тестирование

6.

Химический практикум

6

-

6

Выполнение практической работы

7.

Химия в жизни человека

2

2

-

Итоговый контроль

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Наименование раздела

Занятия

Формы контроля

1.

Ведение (2ч.)

  1. Задачи курса. Школьный химический кабинет. Правила ОТ.
  2. Входная контрольная работа № 1.

Контрольная работа № 1

2.

Макромир и микромир        (4 ч.)

  1. Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. Понятие «макромира» и «микромира».
  2. Электронные конфигурации атомов химического элемента.
  3. Урок-упражнение.
  4. Периодический закон и периодическая система химических элементов с точки зрения строения атома.

Написание реферата

3.

Строение вещества      (3 ч.)

  1. Химическая связь
  2. Гибридизация арбитралей.
  3. Составление схем образования химической связи.

Защита рефератов

4.

Химические реакции (5 ч.)

  1. Классификация химических реакций.
  2. Почему протекают химические реакции?
  3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
  4. Решение ОВР методом электронного баланса.
  5. Урок-упражнение.

Семинар

5.

Решение задач по химии            (6 часов)

  1. Решение задач по химическим формулам, вывод формул.
  2. Решение задач по тема: «Объем, молярный объем».
  3. Решение задач по теме: «Моль, молярная масса».
  4. Решение задач по теме: «Растворы».
  5. Решение задач по теме: «Примеси».
  6. Решение задач по теме: «Выход продукта».

 

тестирование

6.

Химический практикум        (6 ч.)

  1. Практическая работа 1 «Сравнение свойств металлов и неметаллов».
  2. Практическая работа 2 «Получение Н2 и О2 и изучение их свойств».
  3. Практическая работа 3 «Получение кислотного и основного оксидов, изучении е свойств».
  4. Решение экспериментальных задач. Практическая работа 4.
  5. Практическая работа 5 «Осуществление химических превращений».
  6. Практическая работа 6 «Реклама глазами химика».      

7.

Химия в жизни человека (2 ч.)

  1. Химия в нашей повседневной жизни.
  2. Для чего нужно изучать химию?

Итоговый контроль

       

     

Учебно-методическое обеспечение элективного курса

Реализовать данную программу можно используя:

а) методические пособия:

1. Габриелян О.С. Методическое пособие по химии для учителей 9 классов.

2. Габриелян О.С. Методическое пособие по химии для учителей 10 классов.  

б) сборники задач:

1. Хомченко Г.П., Решение школьных задач по химии – М: 2000 г.

в) материалы журналов, газет:

1. газета «Химия»

2. журнал «Химия в школе».

Литература,  используемая учителем

  1. Габриелян О.С., Остроймов и.Г., Настольная книга учителя, 9 класс - М, 2003 г.
  2. Леенсон И.А., Почему и как идут химические реакции – М, 1995 г.
  3. Ольгин О.М.,  Опыты без взрывов – М, 1995 г.
  4. Большой энциклопедический словарь, Химия – М, 1998 г.
  5. Савинкина Е.В. и др., Сборник задач и упражнений по химии, 9 класс – М, 2006 г.
  6. Курганский С.М., Интеллектуальные игры по химии,            М, 2006 г.    
  7. Штемплер Г.И. и др., Дидактические игры при обучении химии, М, 2005 г.

Литература, рекомендуемая ученику

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир», М, 1996 г.
  2. Степин Б.О., Аликберова Л.Ю., Книга по химии для домашнего чтения, М, 1994 г.
  3. Штемплер Г.И., Химия на досуге «домашняя лаборатория», М, 1996 г.
  4. Оржековский П.А. и др., Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. Книга для учащихся 8 – 11 классов, М, 1999 г.
  5. Химия в таблицах и схемах для школьников, М, 1997 г.
  6. Хомченко Г.П., Решение школьных задач по химии, М, 2000 г.
  7. Хомченко Г.П., Химия для поступающих в ВУЗы, М, 1993 г.
  8. Юный химик, Рига, 1985 г.
  9. Ольгин О.М., Чудеса на выбор, М, 1987 г.

Приложение

В приложении помещена часть занятия, форма – Устный журнал по теме: «Щелочные металлы». Этот журнал мы составили по теме «Строение вещества».

Имеется инсценировка сказки «Сказка о царе Кислороде».

Дополнительно прилагается диск с фотоматериалом, где учащиеся элективных курсов показывают сценку перед учителями химии Ленинского района (РМО учителей химии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс

Разработка элективного курса...

Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)

Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся  и интеграции физики ,биологии и химии...

Программа элективного курса "Перекрестки биологии, химии, физики".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по биологии.Содержание учебного материала программы соответствует це­лям предпрофильного обучения и в определенной степени допо...

Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"

Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...

Программа элективного курса "Жизнь и химия"

Программа элективного курса "Жизнь и химия" предназначена для студентов СПО первого курса. Для  углубления знаний студентов в области химии, повышения познавательного интереса к предмет...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...