Формирование УУД по химии Проверочная работа 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Шакирова Ильвера Фаритовна

Предлагаю размышления на тему внедрение ФГОС ООО  при обучении химии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_po_khimii_8_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

В течение ряда лет мною проводилась проверочная работа в 8-м классе по теме:

«Основания», результаты которой всегда настораживали:

Проверочная работа по теме «Основания»

1.Составить уравнения реакций между

а)гидроксидом меди(II) и соляной кислотой;

б)гидроксидом кальция и серной кислотой;

в)гидроксидом натрия и хлоридом железа(III);

г)гидроксидом бария и оксидом углерода(IV).

2.Если поместить магний в горячую воду, то через некоторое время полученный раствор

будет давать малиновое окрашивание с фенолфталеином. Объясните это явление и

напишите уравнение реакции.

3.Определите массовую долю гидроксида калия в растворе, полученном при добавлении

калия массой 7,8 г к 150 г  воды.

При анализе текста этой работы видны «проблемные» места:

у ученика  нет стимула к выполнению задания, задания классически – абстрактные;

в первом задании сложно понять, что проверяется – умение составлять уравнения

реакций с изученным классом неорганических веществ «основания» или знания

номенклатуры соединений;

ответить на теоретический вопрос №2 на данном этапе изучения материала просто

не представляется возможным, т.к. ученик вряд ли сможет на этом  уровне

изучения темы догадаться, что нерастворимое вещество при нагревании частично

переходит в раствор;

явно  не  к  месту  предложена  для  решения  расчетная  задача  на  вычисление

процентной концентрации раствора, хотя в решении и используется проверяемое

умение составлять реакцию на получение растворимого основания.

     В условиях модернизации школьного образования особую значимость приобрели идеи

личностно ориентированного обучения. Важно вовлечь учащихся в творческий процесс

познания, в котором они выступают как субъекты деятельности развития, потому что в

современном обществе востребованы разносторонне развитые специалисты, умеющие

решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе

использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт

учащихся, т.е. обладающие ключевыми компетенциями.

     Химическая компетентность  включает в себя химически грамотное обращение с

веществами,  материалами  и  процессами,  безопасное   для  собственной  жизни  и

окружающей среды. Для формирования химической компетентности  учащихся, развития

умения  ими выполнять задания компетентностного  типа, учителю необходимо владеть

методикой  составления  компетентностно-ориентироанными  заданиями.  

Форма для фиксации ответа. Зависит от формы проведения

контроля (письменной или компьютерной)

Инструмент проверки

Определяет количество баллов за каждый этап деятельности.

Определяет общий итог в зависимости от сложного учебного

материала, дополнительных видов деятельности

 

 

 Овладев  вышеперечисленными  структурными  элементами  для  создания

компетентностно-ориентированных  заданий, предложенная к выполнению работа может

выглядеть следующим образом:

Формирование предметных УУД по химии.

        Новый проект стандартов  образования однозначно определил ориентацию  на

формирование компетентностей обучающихся.  Это означает  отход от традиционной

знаниево-ориентированной   модели, которая  хотя и была основана  на прочности,

фундаментальности  теоретизированного  знания,  но,  к  сожалению,  не  всегда

гарантировала  практичность  его  применения,  не  формировала  компетентного,  т.е.

умеющего в полной мере пользоваться полученными знаниями, человека.

     Для объяснения компетентностного подхода используют два основных термина:

компетенция и компетентность. Их понимание позволяет правильно спроектировать урок

в условиях реализации данного подхода. Компетенция – некоторое отчужденное, наперед

заданное требование  к образовательной подготовке ученика,  компетентность – уже

состоявшееся его личное качество, т.е.  компетентность – это уровень практической

реализации его компетенции.

      Цель перехода к компетентностному образованию дает учащимся возможность:

привлекать собственный опыт;

применять знания по другим предметам;

иметь навыки работы со сложноорганизованной информацией.

       Решение подобных задач требует от учащихся:

способности к междисциплинарному анализу;

обнаружения неявной информации;

понимания, осмысления, рефлексии текстов и визуальных изображений.

       Решение  задач, составленных  с учетом требований компетентностного образования,

предполагает:

развитие  умения учащихся работать с текстами разных типов, осмысливания и

оценивания  их;

привлечение  информации, которая не содержится в условиях задач, личного

практического опыта;

• воспитания   отношения к химии как элементу общечеловеческой культуры

формирования умения выдвигать гипотезы, проверять их;

Отличия современного подхода от традиционного

Признаки для сравнения

Традиционное обучение

Современные требования

Цель обучения

Передача/приобретение

теоретической суммы

преимущественно  абстрактных

ЗУНов, составляющих содержание образования.

Ориентация  на практическую

составляющую содержания

образования,  обеспечивающую

успешную  жизнедеятельность.

(компетенции)

Основная  формула

результата

образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Образовательный процесс

репродуктивный

продуктивный

Доминирующий компонент обучения

контроль

самостоятельная работа и  практика

Характер

контрольных

процессов

Статистические методы оценки

учебных  достижений  

Комплексная  оценка  учебных достижений  

.

Проверочная работа по теме «Основания» для 8 класса

1.Два друга проделали практическую работу по изучению свойств оснований. Один из них

нечаянно пролил на отчет кислоту, которая «размыла» текст отчета, но работа будет

зачтена только тогда, когда по ней будет представлен  письменный отчет.

а) Bа(OH)2 + ……    →BаCl2 +…….  

б) ……..+H2SO4 → Mg SO4 +…..

в) …… + AlCl3 →3К…+ Al(OH)3

г) Ca(OH)2 +CO2 →….. + H2O

Источник информации:

1. Внимательно изучите остатки записей.

2. По остаточным фрагментам восстановите записи уравнений.

3. Укажите среди приведенных схем реакцию получения нерастворимого основания.

Инструмент проверки: за каждое правильно составленное уравнение по 1 баллу, за

умение найти нерастворимое основание -1 балл.

2.В одной из научно-исследовательских лабораторий при изучении ученым-химиком

образца  неизвестного  металла  произошел  взрыв.  При  расследовании  обстоятельств

произошедшего установлено, что в ходе анализов  по его  определению был проведен

следующий опыт: при взаимодействии неизвестного металла с водой идет бурная реакция

с выделением газа, а образующийся  при этом  раствор меняет  цвет индикатора

фенолфталеина. В момент проведения анализа другой ученый в этой же лаборатории

проводил свои исследования, нагревая образцы, т.е.  в данный момент в лаборатории был

источник открытого огня.  

Стимул: изучение обстоятельств произошедшего.

Задачная формулировка: объясните, почему произошел взрыв.

Источник  информации: установлено,  что исследуемый  металл  участвует  в водно-

солевом обмене организма человека и  входит  в состав поваренной соли.

1. Назовите этот металл.

2. Составьте уравнение реакции взаимодействия его с водой.

3. Как изменится цвет фенолфталеина и  лакмуса в среде полученного раствора?

4. Предложите  еще  один  лабораторный   способ    получения  раствора,

образовавшегося в результате взаимодействия металла с водой.  

5. Выделяющийся в результате реакции газ бурно реагирует с кислородом воздуха

при соприкосновении с открытым источником огня. Составьте  уравнение реакции.

Как вы считаете, какое  правило техники безопасности было нарушено

Инструмент проверки:  за каждый  правильный ответ  по 1 баллу.

     Таким образом, сумма баллов по обоим заданиям  составляет 10, что легко

укладывается в применяемую систему оценивания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочные работы по химии 8 класс

Представлены 22 варианта карточек-заданий для итогового повторения (можно использовать в качестве индивидуальной домашней работы)...

Примерные варианты проверочных работ по химии "Решаем дома" 11 класс

Представлены примерные варианты проверочных работ по химии 11 класс  (базовый уровень) для подготовки учащихся в домашних условиях....

Контроль знаний по химии.Проверочные работы .

Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Представленные мною задания можно предлагать учащимся на разных этапах урока , можно использовать как домашнее за...

Проверочная работа по химии 11 класс

Проверочная работа по химии 11 класс по теме " Дисперсные системы. Коллоиды"...

Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Проверочные работы в актуализации грамматических навыков.

- Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы.- Межъязыковая и внутриязыковая интерференция при обучении грамматике.- Как сделать отработку грамматических навыков интересной и л...

проверочная работа по теме : "Роль химии в нашей жизни" , по химии в 8 классе

Работа нацелена, как текущий контроль по теме : " Роль химии в нашей жизни"....

Проверочная работа по химии (тесты по химии)

Проверочная работа 1 часть: Периодичность. Закономерности протекания химических реакций.Проверочная работа 2 часть: Энергетика химических реакций.Проверочная работа 3 часть: Периодичность. Закономерно...