Элективный курс для 10-х классов "Химия неметаллов"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Горячевская Татьяна Витальевна

Курс предназначен для усвоения теоретического материала по химии неметаллов, который необходимо  использовать при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_klass_khimiya_nemetallov.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Решение качественных и расчетных задач по теме «Химия неметаллов»

Актуальность курса:

Задачи в химии решаются не только ради получения правильного ответа как такового. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навыки самостоятельной работы и служит оценкой степени усвоения теоретических знаний и практических умений. Курс расширяет и углубляет знания учащихся по химии, раскрывает роль химии в решении глобальных проблем человечества, показывает зависимость свойств веществ от  состава и строения, направленность химической технологии на решение экологических проблем.

Курс рассчитан на учащихся 10-х классов

Количество часов - 17

Цели курса: сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоритических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи курса: изучение важнейших факторов, понятий, химических законов, теорий, химической символики и применение их в решении задач. Ознакомление с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, применение их в решении задач. Формирование умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания. Формирование  умений организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной литературой.

Формы и методы изучения курса: на проводимых семинарских  занятиях при совершенствовании умений и знаний учащихся, применяются следующие формы и методы обучения: решение химических задач с использованием  логических приемов, выполнение химического эксперимента, работа с учебниками, задачниками и периодической литературой. Предусматривается и активная форма обучения, выполнение учащимися самостоятельных работ по решению экспериментальных задач с использованием инструкции, проведении индивидуальных опытов  для приобретения знаний или подтверждения предположений.

Форма оценки знаний, умений и навыков учащихся: выполнение заданий двух типов:

  • с выбором ответа
  • со свободным ответом

Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь определять  свойства веществ, их качественный и количественный состав, тип химической реакции, составлять уравнения химических реакций различных типов, уметь пользоваться справочными материалами при решении задач.

Содержание курса:

I. Определение формулы вещества по данным качественного и количественного анализа - 2 часа.

Как известно, по химической формуле вещества можно установить его качественный состав (из каких элементов состоит  вещество, является ли оно простым или сложным, к какому классу веществ относиться) и количественный состав (сколько атомов каждого элемента входит в простейшую формулу). На основе химической формулы будут проводиться следующие расчеты: определение качественного  и количественного составов вещества, вычисление его относительной  молекулярной и молярной массы, массовых отношений элементов в веществе, массовых долей элементов в веществе. Используя химические формулы, учащиеся будут находить массу элемента по известной массе сплошного вещества, и наоборот.

II. Вычисление массы и количества вещества (продуктов или исходных веществ) по уравнению реакции - 1 час.

Решение задач по химическим уравнениям, основанное на прямой зависимости между количеством вещества, массами или объемами, реагирующими или получающихся в результате реакции веществ.

III. Решение задач с использованием массовой доли примесей в сырье, выхода продукта реакции от теоретически возможного - 2 часа.

Решение более сложных задач, с введением в условие дополнительных сведений: массовой доли примесей в реагенте, массовой доли растворенного вещества в растворе, массовой доли практического выхода и других данных.

IV. Решение качественных химических задач по теме « Химия без реакций» - 1 час.

Решение качественных химических задач устно или письменно  без проведения  химического эксперимента.

V. Решение качественных и расчетных задач по теме « Химия неметаллов» - 4 часа.

Решение экспериментальных химических задач, в котором предусматривается органическое сочетание действий,

направленных на нахождение ответа, обозначенного в задаче вопросом, с обязательным осуществлением химических опытов.

VI. Решение комбинированных задач - 2 часа.  

Задачи, для успешного решения которых должны быть использованы знания нескольких разделов химии. Эти задачи обязательно включают 2-3 искомые величины. Их повышенная трудность заключается в более широком выборе веществ и реакций, по сравнению с программой общеобразовательной школы. При решении учащимися задач нарастающей трудности, в которых предусмотрено расширение объема знаний, применение теоритических знаний различных уровней, формируются вначале простые, затем более сложные (в некоторых случаях – комбинированные) учебные умения и навыки, которые могут применяться в учебном процессе. Это способствует развитию  познавательной деятельности учащихся, которые при решении теоритических или практических задач могут применять необходимые знания и умения для достижения поставленной цели.

VII. Решение задач на растворы - 3 часа.

Решение задач на растворы дает возможность применять знания по теме.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество      часов

Виды занятий

теоретические

практические

1.

Определение формулы веществ по данным качественного и количественного анализа

2

1

1

2.

Вычисление массы и количества вещества (продуктов или исходных) по уравнениям химических реакций

2

1

1

3.

Решение задач с использованием массовой доли примесей, выхода продукта реакции от теоретически возможного выхода.

2

1

1

4.

Решение качественных задач по теме «Химия без реакций»

2

1

1

5.

Решение качественных и расчетных задач по теме «Химия неметаллов»

4

1

3

6.

Решение комбинированных задач

2

2

7.

Решение задач на растворы

3

2

1

Литература:

  1. Н.Л. Глинка «Общая химия», издательство «Химия», 1965 год.
  2. Н.С. Ахметов «Общая и неорганическая  химия» (учебник для вузов), Москва «Высшая школа», 1981 год.
  3. Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин, В.А. Попков «Химия»(для школьников старших класс и поступающих в вузы), Москва, издательский дом «Дрофа», 1997 год.
  4. Р.А. Лидин «Справочник по общей и неорганической  химии», Москва, «Просвещение», «Учебная литература»,1997 год.
  5. Г.П. Хомченко, К.И. Севастьянова «Окислительно – восстановительные реакции», Москва, «Просвещение», 1980 год.
  6. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы», Москва, Высшая школа, 1986 год.
  7. Н.Л. Глинка «Задачи и упражнения по общей химии», Ленинград, «Химия», 1980 год.
  8. Польские химические олимпиады (Сборник задач). Перевод с польского П.Г. Буяновской, Т.А. Золотарёвой, А.Ю. Савиной  под редакцией канд. хим. наук С.С. Чуранова, издательство «Мир» Москва, 1980 год.
  9. Дидактические материалы «Химия» под редакцией профессора Р.А. Лидина, классы 8-9,10-11; Издательский дом «Дрофа», 1999 год.
  10. А.Г. Евстифеева «Пособие по подготовке к централизованному тестированию по химии», Ростов-на - Дону «Феникс»,2002 год.
  11. В.А. Займовский, Т.Л. Колупаева «Необычные свойства обычных металлов», Москва, главная редакция физико-математической литературы, 1984 год. Библиотечка «Квант», выпуск 32.
  12. Л.Г. Бондарев «Микроэлементы - благо и зло», издательство «Знание», Москва, 1984 год.
  13. М. Беккерт «Железо» (Факты и легенды), перевод с немецкого Г.Г. Кефера, Москва, «Металлургия»,1984 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...