ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ по химии и экологии КВН «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОЗОР»
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Щербакова Юлия Геннадьевна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

                 по химии и экологии

                              КВН 

    «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОЗОР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_ekologicheskiy_krugozor.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

         ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

                 по химии и экологии

                              КВН  

    «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОЗОР»

ЦЕЛИ:

Образовательная: популяризация прикладных химических знаний и навыков, проверка умения пользоваться периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева

Развивающая: развитие интереса к приобретению знаний, содействие развитию у обучающихся логического и образного мышления, фантазии, творчества. Развитие интереса к дальнейшему изучению экологии.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки – задания командам, бумага, шариковые ручки, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, химические стаканы, пульверизатор, фильтровальная бумага, воронки, кубики.

 РЕАКТИВЫ : раствор фенолфталеина, слабый раствор щелочи, вода, масло.                                   

                           

                     

                          СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая:  Добрый день! Я вижу,  здесь собрались настоящие любители природы, истинные экологи, отважные химики! Я права?

Ведущая: Тогда позвольте мне считать сегодняшний КВН "Экологический кругозор" открытым! Позвольте представить Вам наше жюри (представляет жюри).

Ведущая: Первый конкурс "Из чего состоит человек?"

 В этом конкурсе командам необходимо выяснить,  из каких химических элементов состоят различные органы человека.

На бумаге нарисован человек, пользуясь периодической таблицей написать химические элементы  к органу, в котором те аккумулируются.

Число очков соответствует числу правильно названных командой химических элементов.

Ведущая: Пока жюри оценивает команды, проведем следующий конкурс.

Второй конкурс  "Химический термин".

Кто правильно и как можно быстрее напишет ответы на предложенные вопросы.

Назвать:

1) металл на букву «М»; (медь, марганец,молибден, менделеевий, магний, мейтнерий)

2) неметалл на букву «С»; (сера, селен, сурьма)

3) предмет лабораторного оборудования. (прибирка, колба, спиртовка, штатив, держатель для пробирок, тигельные щипцы и т. д)

Число очков соответствует числу правильно названных командой терминов.

Ведущая:  Внимание! Пока вы участвовали в конкурсе, мы получили вот что  (показывает бутылку). Что это? Может там джин? (Распечатывает бутылку). О, нет, это какое-то послание. Но его еще нужно прочесть.

На бумаге написано SOS (написано раствором фенолфталеина, чтобы проявить надпись, нужно обрызгать бумагу из пульверизатора слабым раствором щелочи).

В Керчинском заливе затонул танкер, который перевозил сырую нефть и нефтепродукты. Нефть образует тонкую пленку на поверхности воды, в результате чего все организмы, находящиеся под этой пленкой, постепенно задыхаются. У морских птиц контакт с нефтью приводит к склеиванию оперенья; птицы утрачивают способность удерживаться на воде и быстро гибнут от переохлаждения.

Каким образом можно очистить поверхность воды  и спасти обитателей залива?

Третий конкурс - "Спасти обитателей залива".

 Командам предлагается очистить поверхность воды. В сосуды налить воду, капнуть масло. Предложить командам очистить воду (профильтровать).

Максимальное число баллов 10.

Ведущая: Пока жюри оценивает этот конкурс, перейдем к следующему.

Четвертый конкурс  - "Блицтурнир".

В мешочке находятся 10 кубиков с номерами вопросов. Каждая команда по очереди вытаскивает кубик, слушает доставшийся ей вопрос и через 30 секунд коллективного обсуждения дает свой вариант ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то у другой команды появляется шанс получить дополнительный балл при правильном ответе на вопрос. Если и другая команда не дала правильный ответ, то вопрос переходит в зал.

Вопросы: 1. В каком государстве и когда был принят первый в истории закон по охране окружающей среды? Какова его суть? (это эдикт короля Англии Эдуарда IV с запрещением использования каменного угля для отопления домов в Лондоне во избежание загрязнения города продуктами сгорания угля; эдикт был принят в 1273 г.).

2. Общеизвестно, что регулирование дорожного движения - один из основных способов уменьшения вредного воздействия автомобилей на окружающую среду. А что появилось раньше: автомобиль или светофор? Где и когда это произошло? (первым появился светофор, это произошло в 1868 г. в Лондоне).

3. Название ряда химических веществ переводится на русский язык как "убивающие заразу". Что это за название? Для чего используются данные вещества? (Это пестициды - химические средства защиты растений, их применяют для борьбы с вредителями и возбудителями заболеваний расте

ий).

4. Выбросы какого вещества в атмосферу вызывают глобальное потепление климата на Земле (его вклад в этот процесс наибольший) и в результате какого явления? (Углекислый газ, в результате "парникового эффекта").

5. Какие химические вещества образно называют смертью атмосферного озона? (Фреоны - фторхлоруглеводороды, а также диоксид азота).

6. Почему этилированный бензин очень опасен для здоровья человека? (Этот бензин содержит специальные добавки - органические соединения свинца, при сгорании которых атомы свинца попадают в окружающую среду. Свинец - один из тяжелых металлов, вызывающих серьезные заболевания у человека, прежде всего заболевания нервной и кроветворной систем).

7. Почему нельзя собирать грибы рядом с автострадами, железными дорогами и промышленными предприятиями? (Грибы способны очень легко накапливать в себе вредные вещества, которых особенно много содержится в воздухе и земле рядом с железными, автомобильными дорогами и промышленными предприятиями. Употребление таких грибов в пищу неизбежно приведет к сильнейшим отравлениям, возможно даже со смертельным исходом).

8. Как избавиться от повышенного содержания нитратов в различных овощах? (У корнеплодов нужно срезать верхнюю часть, прилегающую к ботве; картофель перед приготовлением лучше предварительно вымочить некоторое время в холодной воде, потом эту воду слить, и варить картофель уже в чистой воде; у капусты не стоит употреблять в пищу кочерыжку; овощи рекомендуется подвергать тепловой обработке, а также маринованию, солению, квашению).

9. Почему различные лечебные учреждения стремятся располагать в красивой природной обстановке, подальше от городского шума и загрязнений? (Чистый воздух, отсутствие сильных шумов и благоприятный природный ландшафт оказывают дополнительное лечебно-оздоровительное воздействие на пациентов этих учреждений, ускоряют их выздоровление).

10. Почему листья деревьев, растущих в городах, нельзя сжигать в пору листопада? (Листья деревьев поглощают вредные вещества, появляющиеся в атмосферном воздухе в связи с работой автомобильных двигателей и промышленных предприятий).

Ведущая: Попросим жюри дать оценку конкурсу. А вы тем временем выбирайте капитана.

Пятый конкурс – «Конкурс капитанов».

Капитаны выходят, и им поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - "правда" или "ложь".

 Каждый правильный ответ оценивается в один балл:

1. Правда ли, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (ложь)

2. Правда ли, что бывший президент России Б.Н. Ельцин 6 января 1998 г. подписал указ о снижении использования органического топлива и о постепенном переходе на использование энергии ветра и солнца? (ложь)

3. Правда ли, что создание крупных водохранилищ приводит к увеличению парникового эффекта?

    (правда)

4. Правда ли, что в результате большой завшивленности погибли царь Иудеи Ирод и испанский король Филипп II?(правда)

5. Правда ли, что японские ученые разработали технологию превращения отходов сельского и лесного хозяйства, а также бытового мусора в спирт, который используется в качестве горючего?

    (правда)

6. Правда ли, что авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. по своим глобальным последствиям является крупнейшей экологической катастрофой в истории человечества? (правда)

7. Правда ли, что медико-экологические исследования в городах Сибири и Дальнего Востока показали, что загрязнения воздушного бассейна ведет к увеличению частоты спонтанных абортов и рождению детей с врожденными пороками развития? (правда)

8. Правда ли,  что с 1967 г. существует международная программа "Телма" по изучению и сохранению болот земного шара? (правда)

9. Правда ли, что растения могут усваивать атмосферный азот прямо из воздуха? (ложь)

10. Правда ли, что "кислотный дождь" полезен для растений? (ложь)

Правильные ответы:

"правда": 3, 4, 5, 6, 7, 8;

"ложь": 1, 2, 9, 10.

Ведущая: Шестой конкурс - "Школа детективов". 

Задания конкурса: перевести с химического языка на общепринятый следующие фразы:

1. Не все то аурум, что блестит. (Золото)

2. Белый, как карбонат кальция. (Мел)

3. Недонатрий  хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине. (Недосолено – пересолено)

4. Феррумный характер. (Железный)

5.Слово - аргентум, а молчанье - аурум. (Серебро – золото)

6. Уходит, как аш-два-о, в оксид кремния.(Вода – песок)

7. За купрумный грош удавился. (Медный)

8. Много оксида водорода утекло с тех пор. (Воды)

За каждый каждый верный ответ - 1 балл.

Ведущая: Седьмой конкурс - "Послание из космоса".

Чтобы разгадать это послание, необходимо очень быстро и оперативно работать с таблицей химических элементов Д.И.Менделеева. Первая цифра в шифровке соответствует порядковому номеру элемента, а вторая - букве, которую нужно взять из названия этого элемента и вставить ее в соответствующую ячейку шифровки.

Максимальное количество баллов - 8.

Шифровка:

8-8, 37-1, 7-2, 74-4, 33-5

5-1, 14-3, 80-1, 28-4, 64-1, 82-3, 78-4, 54-3

84-1, 40-3, 22-2, 86-1, 24-3, 46-6, 92-1

Расшифровка: Друзья! Берегите природу!

Ведущая: На этом КВН наш заканчивается (подведение итогов).

                           ПРИЛОЖЕНИЕ 2

               Шифровка:

8-8, 37-1, 44-2, 7-2, 74-4, 33-5

5-1, 14-3, 80-1, 28-4, 64-1, 82-3, 78-4, 54-3

84-1, 40-3, 22-2, 86-1, 24-3, 46-6, 92-1

                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                         

                                          ВВЕДЕНИЕ

Внеклассное мероприятие «Экологический кругозор» является интегрированным по предметам химии и экологии. Проводится с целью систематизации знаний по курсу  экологии и химии, помогает в воспитании у обучающихся чувства бережного отношения к природе, природным ресурсам и собственному здоровью.

Данное внеклассное мероприятие проводится   среди обучающихся первых курсов. Приглашаются две группы, из числа которых выбираются наиболее активные обучающиеся в команду (7 – 8 человек), таким образом, соревнуются две команды, остальные обучающиеся выступают в роли болельщиков.

     Форма проведения внеклассного мероприятия «Экологический кругозор» - КВН.

1      2     3      4

5      6     7      8

9     10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по экологии "Сущность экологического воспитания"

Ермакова Н.А. Сущность экологического воспитания МОБУООШ  № 20, Россия   Под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На ...

презентация к внеклассному занятию по математика+ экология "Школьные экологические проблемы в матемаических расчетах"

занятие по математике + экология в 5-6 классах "Школьные экологические проблемы в математических расчетах"...

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов «Звёздный час по географии, химии, биологии, экологии»

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная  игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов«Звёздный час  по географии, химии, биологии, экологии»Девиз: «Чтобы победить, на...

Элективный курс по химии "Химия и Экология"

Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий и различные организационные формы работы....

ЗАДАЧИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИКЛАДНЫХ КУРСОВ ПО ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных ...

Интегрированное занятие по химии и экологии "Нарушение экологического баланса".

Формирование функциональной грамотности школьников через решение кейсов (заданий)....

Методическая разработака факультативного занятия: «Предмет экологической химии, химической экологии».

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и неметалло...