Спирты
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Фадеева Ольга Степановна

Урок формирует понятие о "спиртах", их физических и химических свойствах, способах получения и применения, закрепление навыков в написании формул изомеров и уравнений химических реакций, применение знаний в жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока "Спирты", 9 класс64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Спирты»

9 класс

Цели урока:1.образовательная: сформировать понятия о спиртах, их свойствах,

                          получении, применение и влияние на организм

                       2. развивающие: развить способность применять знания по теме из

                          смежных дисциплин

                       3.воспитательные: вести пропаганду о здоровом образе жизни

Оборудование: мультимедийный проектор, доска

Реактивы: списки, спиртовка, выпарительная чаша, металлический натрий, медная

                  проволока, раствор этилового спирта.

                                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»
  1. Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.
  2. Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2.
  3. Основной представитель этого класса ацетилен.
  4. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
  5. Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.
  6. В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь.
  7. Один из важнейших представителей этого класса – этилен.
  8. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
  9. Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.
  10. Общая формула этих веществ CnH2n .
  11. Основным представителем этого класса является метан.
  12. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10.
  13. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
  14. Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
  15. При дегидрировании этого класса веществ получают алкины.
  16. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.
  17. Какому классу не характерна реакция присоединения.
  1.  Объяснение нового материала.

Давайте начнем наш урок словами Льва Николаевича Толстого: «Вино губит

Телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство».

     О каком веществе идет речь? Давайте попробуем назвать тему урока. Учащиеся приходят к мысли, что теме урока «Спирты». Что необходимо знать, чтобы доказать свое согласие или несогласие с автором высказывания. Надо составить

              план работы на уроке:

  1. Определение и состав спиртов.
  2. Физические и химические свойства спиртов.
  3. Способы получения спиртов.
  4. Применение и влияние на организм человека.

Приступим к рассмотрению 1-го пункта: «Определение и состав спиртов».

Спирты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или

                          несколько( групп – ОН), соединенных с углеводородным радикалом.

   Поэтому вначале рассмотрим классификацию спиртов по числу гидроксильных

групп.

        Спирты делят на:

1. Одноатомные (CH3OH)

 2.Двухатомные (HO – CH2 – CH2 – OH)

   3. Трехатомные (CH2 – CH – CH2)

                                      |              |              |

                                     OH    OH    OH

  Сегодня мы остановимся с вами на одноатомных спиртах.

Предельные одноатомные спирты – это производные углеводородов, в которых  

                                  один атом водорода замещен на гидроксильную группу.

Общая формула спиртов R –OH, где R – углеводородный радикал. Как же называются спирты? При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту добавляют (родовой) суффикс – ОЛ. Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи, а префиксами ди-, три-, тетра- и т. д. – их число.

                    CH3 – CH2 – CH2 – OH   пропанол -1

     Запишем несколько первых представителей класса:

       CH3 –OH   -метиловый спирт или метанол

       C2H5 –OH  этанол

       C3H7 –OH  пропанол

       C4H9 -OH  бутанол

   Перейдем ко второму пункту плана – это физические и химические свойства спиртов. Остановимся на физических свойствах спиртов. Физ. свойства: первые представители, содержащие от одного до 11-ти атомов углерода, жидкие. Высшие спирты (начиная с C12H25OH) при комнатной температуре – твердые вещества. Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус, хорошо растворимы в воде. По мере увеличения углеводородного радикала растворимость в воде уменьшается. Следовательно, возможно образование водородных связей между молекулами спирта и молекулами спирта и воды. Остановимся подробнее на  двух представителях спиртов: метаноле и этаноле.

      Метанол – бесцветная жидкость с характерным запахом, и температурой кипения

                        64,7 ºС. Горит голубоватым пламенем и имеет историческое название

                       «древесный» спирт, очень ядовит.

      Этанол – бесцветная жидкость с характерным запахом и температурой кипения

                       78,3ºС, горюч и в больших количествах ядовит.

                   Концентрацию спирта выражают в объемных процентах. «Чистым» (медицинским) спиртом является содержащий 96 % - спирта и остальное – вода. Мы рассмотрели физические свойства и перейдем к химическим свойствам.

     Химичесике свойства спиртов:

  1. Взаимодействие со щелочными и щелочноземельными металлами:

2Na + 2C2H5OH → 2C2H5ONa + H2

  1. Окисление спиртов обычно проводят сильными окислителями или в кислой среде. При этом действие окислителя направляется на тот атом углерода, который связан с гидроксо-группой. В зависимости от природы спирта и условий проведения реакции могут образовываться различные продукты: альдегиды или кетоны, а потом карбоновые кислоты.

R –CH2 – OH  + [O]→ R –C =O + H2

                                             \

                                              H

                                        альдегид

R – CH – R + [O] → R – C –R + H2

                                          ||

                                          O

                                      Кетон

Демонстрация: медную проволоку прокаляют в пламени спиртовки и после опускают в раствор со спиртом – налет с проволоки исчезает и появляется специфический запах уксусного альдегида.

  1. Горение.

C2H5OH + 3O2 → 2CO2↑ + 3H2O

 Мы рассмотрели с вами х6имические свойства. Какой следующий пункт по плану?

   Получение спиртов.

  1. Промышленный способ – гидратация этилена или реакция Кучерова ( присоединение молекулы воды)

         C2H4 + H2O → C2H5OH

       Содержит примесь метанола и называют техническим спиртом.

  1. Спиртовое брожение:

C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2

         А следующий, какой пункт по плану работы.  Применение и влияние на организм человека метанола и этанола.

        Рассмотрим актуальную проблему – злоупотребление алкоголем. Мировое потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество и, но в первую очередь ставится под угрозу подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

        Человек быстро чувствует действие спиртного. Через 10-15 минут алкоголь из желудка поступает в кровеносную систему и достигает клеток головного мозга, которые контролируют работу всех органов. В результате возникает состояние опьянения. Сначала возбуждение, а потом торможение нервных процессов и человек теряет над собой контроль и поэтому можно привести слова Абу – аль Фараджа:

     «Вино сообщает каждому кто пьет четыре качества: Сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и наконец свиньи».

      Люди часто употребляют денатурат, то есть смесь этилового и метилового спирта ( жидкости для мытья стекол и т. д.) Работа со слайдом. В результате регулярного и длительного употребления алкоголя развивается тяжелое заболевание – алкоголизм – неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости, деградации личности.

Фазы алкоголизма:

  • начальная – человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпито недостаточно, избегает разговоров о  вине;
  • критическая – утрата контроля после первого глотка, стремление найти оправдание своему пьянству, начинаются запои, друзья только собутыльники;
  • хроническая – ежедневное похмелье, распад личности, человек пьет все подряд, возникает «Белая горячка».

                      А знаете ли вы, что…

  1. Что в пиве содержатся психоактивные вещества, подобные тем, что содержатся в конопле. Вот почему опьянение от пива бывает своеобразным, отупляющим.
  2. Ядовитые вещества (относительно безвредны в малых количествах, но при увеличении объемов становятся агрессивными), в частности кадаверин (продукт гнилостного распада белков), вреден для сосудов мозга.
  3. Объем выпитого пива резко увеличивает нагрузку на сердце, страдают и почки (лишняя жидкость задерживается в организме).
  4. По содержанию алкоголя 1 рюмка водки = 1 банке пива – пагубно воздействует на организм человека.
  5. Алкоголизм приводит к раннему старению: пьющая женщина, как правило выглядит старше, а к 40 годам становится как старуха.

             А теперь рассмотрим применение спиртов. Метанол применяют для производства лаков, топлива и синтеза органических веществ. Этанол:  производство алкогольной напитков, парфюмерия, лакокрасочные изделия, синтез органических веществ ( уксусная кислота, каучук и т. д.), аптечных препаратов.

  1. А теперь после рассмотрения всех пунктов плана перейдем к рефлексии

( подведению итогов урока) Контрольный лист:

  1. О каких органических веществах шла речь на уроке?
  2. Какова общая формула спиртов?
  3. Какое агрегатное состояние не характерно для спиртов?
  4. Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков?
  5. На что влияет алкоголь в организме человека?
  6. Почему говорят, что алкоголь – «социальное зло»?
  7. Помогут ли знания, полученные на уроке сохранить здоровье?

         Д/з    §36, упр.2,5٭.

Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»

  1.   Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.
  2. Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2.
  3. Основной представитель этого класса ацетилен.
  4. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
  5. Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.
  6. В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь.
  7. Один из важнейших представителей этого класса – этилен.
  8. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
  9. Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.
  10. Общая формула этих веществ CnH2n .
  11. Основным представителем этого класса является метан.
  12. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10.
  13. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
  14. Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
  15. При дегидрировании этого класса веществ получают алкины.
  16. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.
  17. Какому классу не характерна реакция присоединения.

Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»

  1. Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.
  1. Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2.
  2. Основной представитель этого класса ацетилен.
  3. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
  4. Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.
  5. В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь.
  6. Один из важнейших представителей этого класса – этилен.
  7. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
  8. Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.
  9. Общая формула этих веществ CnH2n .
  10. Основным представителем этого класса является метан.
  11. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10.
  12. Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
  13. Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
  14. При дегидрировании этого класса веществ получают алкины.
  15. Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.
  16. Какому классу не характерна реакция присоединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Спирты"

Презентация содержит весь программный материал по теие, применяется на уроках в 10 классе...

К уроку по теме: "Спирты" 10 класс

Презентация, иллюстрирующая свойства спиртов...

Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»

Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...

Открытый урок по теме "Спирты. 9класс"

p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект комбинированного урока с применением технологии проектного обучения по теме "Спирты" в 9 классе. Учебная цель урока:добиться ...

Спирты,классификация,изомерия спиртов..

Разработка является уроком  изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...

Спирты,классификация,изомерия спиртов (презентация к уроку)

Разработка является уроком  изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...

Многоатомные спирты. Особенности строения многоатомных спиртов.

Урок с использованием модульной технологии....