Многоатомные спирты. Особенности строения многоатомных спиртов.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Урок с использованием модульной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mnogoatomnye_spirty.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 10- физико-математический (базовый уровень)

Учебно-методический комплект:

  1. Н.Н.Гара Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  (базовый уровень)
  2. Рабочая программа
  3. Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия.10 класс: базовый уровень.-М.: Просвещение, 2013

Тема урока:

         Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.

Цель урока -  закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся  о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от  свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II)  и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.

Задачи:

  1. Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
  2. Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
  3. Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).

Методы обучения:

1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);

- логические методы-аналитические;

- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);

- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).

2. Стимулирование и мотивация учения:

- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;

3. Контроль и самоконтроль:

- письменный контроль, индивидуальный.

Форма проведения урока: исследовательский,  с применением модульной технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие учителем учащихся
  2. На рабочих столах учащихся подготовлены:

- информационные карты;

-ящики с реактивами: растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), вода дистиллированная, глицерин, жевательные резинки;

-пробирки, два химических стакана, штатив для пробирок;

- образцы косметических средств;

- справочники.

        3. Вступительное слово учителя.

Учитель: За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание.  Он считал, что унаследованное  богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам  завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд,  проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс большую пользу человечеству..»

- За счёт какого изобретения у Альфреда Нобеля образовался приличный капитал?

- Как объяснить следующее четверостишье?

Я пью его в мельчайших дозах,

 На сахар капаю раствор,

 А он способен бросить в воздух

Любую из ближайших гор.

-О каком веществе идёт речь?

- На поставленные вопросы вы сможете ответить, изучив тему «Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов».

За урок в результате самостоятельной познавательной деятельности вы должны узнать многое  о многоатомных спиртах. Изучение темы  пойдёт по технологической карте, которая лежит у вас на рабочих местах. Я буду выступать только консультантом и инструктором в вашей работе. Работая с текстом учебника, справочниками, выполняя практическую работу,  вы ответите на поставленные вопросы и сделаете выводы.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

УЭ - 0

Интегрирующая цель: изучив данный модуль, вы:

- узнаете, как производится название многоатомных спиртов по систематической номенклатуре;

- принцип классификации многоатомных спиртов;

- основные способы получения спиртов;

-  узнаете, что свойства многоатомных спиртов зависят от числа групп ОН;

- убедитесь, что многоатомные спирты имеют ряд общих свойств с одноатомными спиртами;

- убедитесь в родстве органических соединений.

Внимательно прочитайте цель урока. Обсудите её в парах.

УЭ - 1

Входной контроль.

Цель: выяснить уровень знаний учащихся о одноатомных спиртах необходимых для изучения новой темы.

Самопроверка.

Внимательно прочитайте цель.

Вариант I

1.Напишите графические формулы спиртов:

а) 2,2 – диметилпентанол-1; б) 2,3,4,- триметилпентанол-2; в) 3-метил-4- этилгептанол-3.

2.Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

                        СН3

                         |

С2Н5─ СН ─ С ─ОН

                |        |    

             С2Н5  СН3

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

С6Н12О6→С2Н5ОН→Н2→СН3ОН

Выполните задания индивидуально по вариантам.

Каждое  правильно выполненное задание

 оценивается в 1 балл

Максимальное количество баллов: 11

Вариант II.

1.Напишите графические формулы спиртов:

А) 2,3-диметилбутанол-2; б) 2,2,3-триметилгексанол-3; в)2,3- диметилпентанол-3.

2.Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

                         СН3

                          |

СН3 ─  СН ─  С ─  ОН

              |           |

             СН3СН3

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

пропанол -1→ С3Н6→ С3Н7ОН→С3Н7ОС3Н7

Каждое  правильно выполненное задание

 оценивается в 1 балл

Максимальное количество баллов: 11

 Вариант III.

1.Напишите графические формулы спиртов:

а) 2-метил-3- этилгептанол-2;

б) 2,2,3 –триметилбутанол-1;

в) 3-этил-4 пропилоктанол-3.

2. Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

                          СН3

                           |

СН3 ─  СН  ─   С ─  ОН

              |             |

             С2Н5     СН3

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

ацетилен →  этилен→  этанол →хлорэтан

Каждое  правильно выполненное задание

 оценивается в 1 балл

Максимальное количество баллов: 11

Вариант IV.

1.Напишите графические формулы спиртов:

а) 2-метилпентанол -2;

б) 2,2- диметилбутанол-1;

в) 2,4,5 триметилгексанол-3;

2. Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

                         ОН

                          |

СН3 ─ СН  ─   С ─  СН3

             |            |

             СН3      С2Н5

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

С2Н4 →  С2Н5Сl → С2Н5ОН →  СН3-С=О

                                                                 |

                                                                 Н

Каждое  правильно выполненное задание

 оценивается в 1 балл

Максимальное количество баллов: 11

Ответы  на задания возьмите у учителя

Максимальное количество баллов: 11

УЭ - 2

Цель: знать состав и строение многоатомных спиртов.

Внимательно прочитайте цель

Ответьте на вопросы:

  1. Какие соединения относятся к многоатомным спиртам?
  2. Чем по строению многоатомные спирты отличаются от одноатомных?
  3. Как вы считаете, влияет ли количество групп ОН на свойства многоатомных спиртов?

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

Запишите ответы в тетрадь.

Обсудите ответы с соседом по парте

Максимальное количество баллов: 3

УЭ - 3

Цель : уметь классифицировать и называть по систематической номенклатуре . многоатомные спирты

Прочитайте внимательно цель.

1.Назовите многоатомные спирты , формулы которых приведены по систематической номенклатуре:

  а)        СН3          СН3

               |            |

СН3 ─   С   ─    С  ─  СН3

                |           |

               ОН       ОН

б)  

             СН3СН3

              |        |

СН2 ─  С ─  С ─  ОН

 |             |       |

ОН        ОН  ОН

в)

             СН3             ОН

              |                   |

СН2 ─  С ─  СН  ─  С  ─  СН3

  |           |        |           |

ОН       ОН   ОН      СН3

г)

               СН3        СН3                       СН3

               |            |                      |

 СН2 ─  С ─       С ─    СН ─  С ─  СН2

  |            |            |          |           |        |

  ОН       ОН      ОН     ОН     ОН     ОН

2. К каким группам многоатомных спиртов относятся приведённые вещества?

3. На каких особенностях  строения основана классификация данных  спиртов?

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89

Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

При возникновении затруднений обратитесь к одноклассникам или учителю.

Максимальное количество баллов: 6

УЭ - 4

Цель: уметь составлять гомологические ряды спиртов.

Прочитайте внимательно цель

1.Как вы считаете, являются ли гомологами вещества, формулы которых:

   СН2─  СН2      и      СН2─  СН ─СН2

    |             |                     |            |     |

   ОН        ОН              ОН       ОН     0Н

2. Составьте формулы гомологов :

I вариант – этандиола (этиленгликоля)

II вариант – пропантриола (глицерина)

Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

Обсудите ответы в парах

Максимальное количество баллов: 5

УЭ -5

Цель: - знать физические свойства  глицерина;

- уметь по физическим свойствам отличать его от одноатомных спиртов.

Выполнение лабораторного опыта № 5

 « Растворение глицерина в воде».

Рассмотрите выданное вам в склянке  вещество, опишите его физические свойства по плану:

1.Агрегатное состояние

2.Подвижность

3. Цвет

4. Наличие запаха

5.Растворимость в воде.

Ответьте на вопросы:

  1. В чём причина вязкости глицерина?
  2. В чём причина хорошей растворимости глицерина в воде?

 Работайте в парах.

Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку

Максимальное количество баллов: 3

УЭ -6

Цель:- изучить химические свойства многоатомных спиртов;

- научиться писать соответствующие  уравнения реакций, отражающие химические свойства многоатомных спиртов,

- сравнивать химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов;

- прогнозировать свойства многоатомных спиртов на основании их строения.

1.Выпишите в тетрадь уравнения химических  реакций , характерные для многоатомных спиртов:

А) Общие с одноатомными спиртами;

Б) Особые свойства многоатомных спиртов.

 2. Как можно объяснить отличие химических свойств многоатомных спиртов от одноатомных?

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89

Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

УЭ - 7

Цель: выяснить способы получения многоатомных спиртов.

Выпишите в тетрадь уравнения химических реакций, лежащих в основе получения этиленгликоля и глицерина.

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89 – 90

За каждое уравнение реакции  -1 балл

Результаты обсудите с классом

Максимальное количество баллов: 6

УЭ -8

Промежуточный контроль

Цель: проверить уровень усвоения изученного на уроке материала.

Выполните предложенные задания по вариантам:

Вариант 1.

1.Установите истинность суждений о физических свойствах  многоатомных спиртов.

А. Глицерин и этиленгиколь–бесцветные кристаллические вещества сладковатого вкуса.

Б. глицерин и этиленгликоль хорошо растворяются в воде.

1) верно только А.

2) верно только Б

3) оба высказывания верны

4) оба высказывания неверны.

2.Глицерин взаимодействует с каждым веществом пары:

1) CuиCu(OH)2

2) Cu(OH)2иHNO3

3) HNO3иNaCl

4) CH3COOH  и  CH3COOCH3

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

  С2Н2→ С2Н6 →С2Н5Сl → C2Н5ОН→ С2Н4 →С2Н4(ОН)2

 

Вариант 2.

1.Установите истинность суждений о физических свойствах многоатомных спиртов.

А.Глицерин и этиленгликоль- бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса.

Б. Глицерин и этиленгликоль хорошо растворяются в спирте и плохо в воде.

1) верно только А.

2) верно только Б

3) оба высказывания верны

4) оба высказывания неверны.

2.Этандиол может реагировать с:

1) гидроксидом меди (II);

2) оксидом железа (III);

3) хлороводородом;

4) водородом;

5) калием;

6) медью.

(Запишите номера ответов в порядке возрастания).

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

С2Н5ОН→ С2Н5Сl→ С2Н4→ С2Н4 Сl2→ С2Н4(ОН)2→ С2Н4О2(NO2)2

Работайте индивидуально в тетради.

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

За каждое уравнение реакции  -1 балл

Максимальное количество баллов: 7

Ответы на задания получите у учителя.

УЭ- 9

Подведение итогов урока

  1. Вернитесь к цели УЭ – 0.

Достиг(ла) ли я её?

Готов(а) ли я применить эти знания при изучении новой темы?

  1. С какими трудностями я столкнулся (лась) при выполнении заданий?
  2. При выполнении данной работы я работал(а) индивидуально, помогал учитель, помогали другие учащиеся,  я помогал (а) другим.
  3. Оцените свою  работу на уроке.

Если вы набрали от 45 до 52 баллов –«5», вы усвоили тему;

от 39   до 44   баллов –« 4»,

от 33    до  38     баллов  -3,

 менее 33  баллов- вы не усвоили тему.

 Вам необходимо снова проработать материал учебника и выполнить задания.

 Перенесите баллы в оценочный лист.

Подсчитайте общее количество баллов  набранных за работу на уроке.

Поставьте себе отметку.

УЭ - 10

Домашнее задание.

Выучить § 22,письменно в тетради для домашних работ выполнить  упр. 4 (а,б), № 1,2 стр.92.

Дополнительное задание.

Подготовить сообщения о применении глицерина ,этиленгиколя и других многоатомных спиртов.

Запишите домашнее задание .

Прослушайте пояснения учителя.

Используемая литература.

  1. Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия.10 класс: базовый уровень.-М.: Просвещение, 2013
  2. Артёменко А.И. Применение органических соединений. М.: Дрофа, 2005
  3. Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии ч.1,2 –М.:Центрхимпресс, 2003
  4. Блохин И.В., Блохина Н.И. Органическая химия: Упражнения и задачи.-Тула, 2000
  5. Боровских Т.А. Тематические тесты по органической химии. Кислород – и азотсодержащие соединения.-М.: «Экзамен», 2013 по химии. 10 класс-М.: Экзамен, 2006
  6. Жуков П.А., Жукова И.Н., Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии. 10-11 классы. –Санкт-Петербург: Паритет, 2000
  7. ПавловаН.С.Дидактические карточки задания
  8. Радецкий А.М. Дидактический материал. Химия 10-11-М: Просвещение,2011
  9. http://pedsovet.su/load/165-1-0-24989
  10. http://natursciences.area7.ru/?m=6217
  11. http://xim.uroki.org.ua/course18.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 7 классе - "Особенности строения дождевого червя"

Урок с использованием ИКТ. В ходе занятия учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу по инструкции....

Урок по биологии в 7 классе "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом".

Урок по биологии в 7 классе по теме "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом" был представен на окружном конкурсе "Копилка медиауроков - 2010"....

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...