Интегрированный урок "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Мокрова Ирина Михайловна

К интегрированному  уроку составлена технологическая карта с учетом требований ФГОС второго поколения.Урок знакомства с периодической системой проводится в интеграции с историей открытия Периодического закона в аспекте личности великого ученого Д.И.Менделеева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Педагоги: Мокрова И. М.    Предмет: химия         Форма: интегрированный

                   Калугина С.А.                 история

Цель

Задачи

Результат

Сформировать у учащихся представление о периодическом законе и структуре периодической системы, раскрыть научное и мировоззренческое значение периодического закона и личности Д. И. Менделеева

- Образовательные:

Актуализировать знания о химических элементах, сформировать знания о систематизации химических элементов, научить работать с периодической системой.

- Развивающие:

 развивать умение строить логические рассуждения, оценивать свою деятельность, сотрудничать в решении задач

- Воспитательные: формировать осознание российской гражданской идентичности.

Обучающиеся должны уметь определять положение элемента в периодической системе. На основе анализа материала определять тему урока, цель, задачи, уметь строить логические рассуждения, оценивать свою деятельность, сотрудничать в решении задач, иметь свое собственное суждение по обсуждаемому вопросу

Ход урока

Время

Действие педагога

Действие учащихся

Работа с УУД

Заметки

Этап 1. Мотивация

7мин.

1)Учитель химии читает эпиграф к уроку. Говорит, что тема урока не написана, поэтому ученики должны определить ее сами.

2)Учитель химии проводит игру «Разминка».

Формулируют тему урока, цель, задачи

Регулятивные (целеполагание), познавательные (исследование и преобразование информации), коммуникативные (проявление лидерства и умения согласовывать действия с партнерами)

Этап 2. Введение в тему

10 мин.

Учитель истории задает вопрос: «Почему в названии темы стоит многоточие?» Предлагает ответить на этот вопрос в конце урока, высказав тем самым свое личное мнение по данному вопросу. Приводит факты из  жизни  Д.И. Менделеева. Предлагает заслушать сообщения учащихся на тему «Интересные факты из жизни  и деятельности Д.И. Менделеева.

Представляют  и обсуждают результаты мини-проекта «Интересные факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева»

Коммуникативные (умение слушать и слышать), познавательные(использование различных источников информации)

Этап 3. Изучение нового материала

18 мин.

1)Учитель химии предлагает внимательно рассмотреть периодическую систему и ответить на вопрос: «Что лежит в основе классификации элементов?»

2)Учитель химии предлагает расположить карточки со знаками элементов в порядке возрастания масс и выделить металлы и не металлы. Задает вопрос: «Какую закономерность заметили?»

3)Учитель химии знакомит учащихся с понятиями:  период, группа, подгруппа и учит  давать характеристику элемента согласно его положения в периодической системе.

Рассматривают периодическую систему, строят логические рассуждения, дела

-ют выводы.

2)Работают с карточками, устанавливают причинно- следственные связи ,ведут диалог

Познавательные (построение логических рассуждений), коммуникативные (умение слушать и слышать) ,регулятивные( коррекция своей деятельности)

Этап 4. Закрепление

7 мин.

1)Учитель химии предлагает игру « Расскажи мне обо мне» на закрепление нового материала

2)Учитель истории предлагает выполнить тест по теме «Интересные факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева»

3)Задается творческое домашнее задание: написать мини- сочинение на тему «Если бы не было периодического закона и периодической системы ?»

1)Дают характеристику элемента согласно положению в периодической системе

2)Отвечают на вопросы теста

Познавательные (установление причинно- следственных связей),регулятивные(коррекция своей деятельности)

Этап 5. Рефлексия

3мин.

 1)Учитель химии  предлагает оветить на вопросы:

-Какие вопросы у вас возникли в начале урока?

-Получили вы на них ответ ?

2)Учитель  истории подводит к оценке фактов и своей работы на уроке. Предлагает вернуться к теме урока и дописать имя  Д.И.Менделеева в название темы или нет, выразив  свое отношение к этой проблеме.

Оценивают роль Д.И Менделеева в открытии периодического закона, дописывают на свое усмотрение тему урока или нет. Оценивают свою деятельность на уроке.

- Личностные (наличие собственного суждения по  обсуждаемому вопросу, познавательных интересов и мотивации).

- коммуникативные

(Умение слушать и слышать)

ПЗ и ПС в стихах

Для стройности теорий химии,

Решил ученый обобщить все свойства, атомов сравнимые, что человек успел открыть.

ПЗ и ПС в прозе:

Взяв за основу известную характеристику атома – атомную массу, Д.И. Менделеев расположил элементы по возрастанию атомной массы.

Чтобы в систему строгую сложиться,

Вес атомный порой не всем годится, Местами элементы переставим, немножко правило свое исправим.

Обладая даром предвидения, Д.И. Менделеев сделал 3 исключения из правила, поменяв местами элементы аргон и калий, кобальт и никель, теллурии йод.

Решил ученый даже очень смело,

Пустыми клетками таблица запестрела,

Все просто, гармонично, есть логичность,

Наглядно всем видна периодичность.

Д.И. Менделеев, работая с 63 элементами, оставил пустые клетки для неизвестных элементов и предсказал их свойства. Периодическое изменение и повторение свойств, прослеживается по периодам и группам.

Закон всеобщий мир еще обсудит,

Ему «надстройка» будущее будет,

Открытию забвенье не грозит,

И славу русскую в науке укрепит.

П.С. постоянно дополняется, достраивается с открытием новых элементов. Сейчас их уже 114.

Периодическим законом и периодической системой пользуются химики и физики всего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Разработка урока по химии для 8 класса. Урок  с использованием ИКТ...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева....