Технология блочно-модульного обучения
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Гудкова Наталья Александровна

Блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Предлагаемая методическая работа содержит разработки модульных схем уроков химии в 9-м классе по теме «Алюминий и его соединения» в разделе «Металлы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульные технологии на уроках химии в 9 классе

Предлагаемая работа содержит разработки модульных схем уроков химии в 9-м классе по теме «Алюминий и его соединения» в разделе «Металлы».

Тема «Металлы».

  1. Модуль «Общие свойства металлов».
  2. Модуль «Щелочные металлы».
  3. Модуль «Щелочно-земельные металлы».
  4. Модуль «Алюминий и его соединения».
  5. Практическая работа «Свойства металлов и их соединений».
  6. Модуль «Железо и его соединения».
  7. Практическая работа «Железо и его соединения».
  8. Модуль «Обобщение темы «Металлы».

Модульная схема выдается на уроке на каждый стол учащимся. Схема состоит из небольших блоков – учебных элементов (УЭ). В каждом  элементе указаны цели, содержание работы, вид учебной деятельности учащихся. Такие схемы помогают обеспечить индивидуальный подход к учащимся, оказать им конкретную помощь, организовать работу в парах, группах, самостоятельное освоение материала, взаимопроверку.

Результатом модульного подхода к обучению является:

  • формирование мотивации учащихся к изучению химии, самостоятельности;
  • индивидуализация обучения (содержание, темп, дозированная помощь, самооценка);
  • возможность применения разных подходов в обучении: развивающего, личностно-ориентированного, проблемного, интегративного;
  • применение разных форм познавательной деятельности: самостоятельной, в паре, в группе, фронтальной;
  • развитие как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков.

Модуль «Алюминий и его соединения»

№ урока в модуле

1-й

2-й

3-й

Тема

Алюминий.

Соединения алюминия в природе. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия.

Алюминий и его соединения.

Тип урока

Получение новых знаний.

Получение новых знаний.

Урок закрепления, обобщения и коррекции знаний.

Урок №1.

Алюминий.

Тип урока. Урок получения новых знаний.

Задачи урока.

  1. Найти зависимость между положением элемента в периодической системе Д.И.Менделеева, электронной конфигурацией атома алюминия и его степенью окисления.
  2. Используя прием сравнения, рассмотреть восстановительные свойства неметалла бора и металла алюминия.
  3. Через самостоятельную работу с учебной литературой дать характеристику физических и химических свойств алюминия.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, организованность и целеустремленность.

Оборудование и реактивы: коллекции изделий из алюминия и его сплавов, интерактивная доска для демонстрации видеосюжетов, гранулы алюминия, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, спички.

Учебный элемент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УЭ-0

Интегрирующая цель: установить соответствие между электронной конфигурацией атома алюминия и его степенью окисления, выяснить свойства алюминия как простого вещества.

Учащиеся читают текст § 13 по учебнику О.С. Габриеляна «Химия-9».

УЭ-1

Определение степени усвоения учебного материала и подготовка учащихся к деятельности

Алюминий – элемент главной подгруппы III группы периодической системы Д.И.Менделеева.

Составьте электронную формулу атома алюминия.

Определите благородный газ, имеющий такое же строение электронной оболочки, как у алюминия.

Определите по строению атома степень окисления алюминия в соединениях.

Определите свойства алюминия в окислительно-восстановительных реакциях.

Сравните восстановительные свойства атомов алюминия с атомами бора.

Учащиеся по желанию работают индивидуально или в парах.

УЭ-2

Организация восприятия материала

Предлагается коллективно добывать знания о физических и химических свойствах алюминия. Начинается работа в группах, каждая из которых получает свое задание из карты самоконтроля.

Учащиеся знакомятся с картой самоконтроля и самооценки, выбирают лидера группы.

УЭ-3

Восприятие и осознание учебной информации.

После отчета группы №1 по теме  «Физические свойства алюминия» учащимся предлагается для ознакомления коллекция изделий из алюминия и его сплавов.

После отчета группы №2 по теме «Химические свойства алюминия» демонстрируются видеофрагменты «Горение алюминия», «Взаимодействие алюминия с йодом, солями» и опыты  «Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей»

Учащиеся записывают в тетрадях ответы  на вопросы самоконтроля, пользуясь указанными в карте источниками информации. Лидеры у доски оформляют свои ответы. Начинается обмен информацией. Вся информация записывается в рабочие тетради.

УЭ-4

Подведение итогов, определение степени первичного усвоения материала

Ответьте на вопросы 1, 3, 4, стр. 62

УЭ-5

Рефлексия

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свет… Для чего?

Ищите свой ответ.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Что на уроке больше всего запомнилось?

2. Чем были удивлены сегодня?

УЭ-5

Домашнее задание

§ 13 до стр. 60, из учебника О.С. Габриеляна: упр.7, стр. 62; из сборника задач Н.А. Гудковой: 14.24, 14.44.

По аналогичной схеме проходит урок получения новых знаний №2 «Соединения алюминия в природе. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия».

Урок №3.

Алюминий и его соединения алюминия.

Тип урока. Урок закрепления, обобщения и коррекции знаний.

Задачи урока.

  1. Проверить усвоение знаний по теме «Алюминий и его соединения алюминия».
  2. Закрепить умения составлять уравнения реакций и выполнять расчеты.

Учебный элемент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УЭ-0

Интегрирующая цель: проверить степень усвоения знаний.

Индивидуальные ответы у доски по решению задач и уравнениям реакций.

УЭ-1

Задания по теме «Алюминий»:

№1. Почему щелочные и щелочноземельные металлы хранят в керосине, а алюминий просто на воздухе?

№2. Перечислите физические свойства простого вещества алюминия. Объясните причину проявления этих свойств.

№3. Составьте три уравнения химических реакций, в которых происходит превращение: Al0 → Al3+.

№4.   Закончите уравнения реакций:

а) Al + O2 → ;

б) Al + Cl2 → ;

в) Al + S → ;

г) Al + N2 → ;

д) Al + H2O → ;

е)  Al + KOH → ;

ж) Al + Fe2O3 → ;

з)  Al + HCl → .

Расставьте коэффициенты  методом электронного баланса, назовите продукты реакций.

№5. Перечислите основные области применения алюминия. На каких свойствах основано его применение?

На вопросы заданий №1, №2 и №5 учащиеся отвечают устно. Остальные задания учащиеся выполняют в тетрадях с последующей проверкой (несколько учащихся работают на доске за створками).

УЭ-2

Задания по теме «Соединения алюминия»:

№1.С какими из данных веществ будет взаимодействовать оксид алюминия:

а) вода;

б) серная кислота;

в) оксид серы (VI);

г) гидроксид калия;

д) хлорид калия;

е) оксид калия.

Составьте уравнения реакций, назовите продукты реакций.

№2. Напишите уравнения реакций между гидроксидом алюминия и следующими веществами:

а)  гидроксидом натрия (при сплавлении);

б)  раствором гидроксида натрия;

в) серной кислотой.

Составьте уравнения реакций в ионной форме, назовите продукты реакций.

№3.  Составьте формулы следующих солей:

а) нитрат алюминия;

б) гидросульфат алюминия;

в) сульфат алюминия;

г) сульфид алюминия;

д) ортофосфат алюминия;

е) гидроортофосфат алюминия;

ж) дигидроортофосфат алюминия

Учащиеся выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой (несколько учащихся работают на доске за створками).

УЭ-4

Задания по теме «Генетическая связь»:

№1.  Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 →Al.

№2.  AlCl3→Al2O3→AlCl3→ Al(OH)3 → Al2O3 →Al.

Учащиеся выполняют задание №1 в тетрадях. Работая в паре, они пишут реакции, чередуясь и проверяя друг друга. №2 – для тех, кто успел выполнить №1 раньше других. Его выполнение можно поставить на оценку.

УЭ-5

№1. Выведите простейшую формулу химического соединения, в котором массовая доля калия равна 39,8 %, массовая доля алюминия равна 27,55 %, массовая доля кислорода равна 32,65 %.

№2. Образец кристаллогидрата хлорида алюминия массой 19,32 г содержит 8,64 г кристаллизационной воды. Выведите простейшую формулу этого кристаллогидрата.

№3. Алюминиевую фольгу массой 5,4 г опустили в бром  массой 50 г. Найдите массу образовавшейся соли.

Учащиеся выполняют задачу №1 в тетрадях, №2 и 3 – для тех, кто успел выполнить №1 раньше других. Их выполнение можно поставить на оценку.

УЭ-6

Подведение итогов урока:

1. Прочитайте внимательно цели урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: § 13 до стр. 60, из учебника О.С. Габриеляна: упр.6, стр. 62; из сборника задач Н.А. Гудковой: 14.52 (а), 14.53 (а).

В соответствии с тематическим планированием после изучения модулей «Общие свойства металлов», «Щелочные металлы», «Щелочно-земельные металлы»,  «Алюминий и его соединения» проводится практическая работа «Свойства металлов и их соединений».

Список используемой литературы:

  1. Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии. М.: Центрхимпресс, 2004.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2004.
  3. Воловик В.Б., Крутецкая Е. Д. Неорганическая химия. Упражнения и задачи. Пособие для старшеклассников. СПб: Изд-во А.Кардакова, 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"

Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...

технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...

Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"

В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...

Технология блочно-модульного обучения.

Возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консульти...