Главные вкладки

    Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"
    статья по истории на тему

    Рябчикова Надежда Петровна

    Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит важная задача: не просто обеспечить ученика «багажом» знаний, а научить владеть этим «багажом» и пополнять его. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_primenenie_tehnologii_blochno.docx22.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рябчикова Н.П., учитель истории

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский»

    Советского района Республики Марий Эл

    Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории.

    «Цель обучения – научить обходиться без учителя».

    Элберт Хаббард.

    Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит важная задача: не просто обеспечить ученика «багажом» знаний, а научить владеть этим «багажом» и пополнять его. Это предполагает:

    • чёткое осознание обучающимися, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;
    • умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;
    • умение находить необходимую информацию, используя различные источники и ресурсы.

    Для формирования данных навыков у обучающихся в своей практике я применяю  технологию блочно-модульного обучения, которая, являясь «гибкой» технологией, взаимосвязана с другими технологиями, что дает возможность разнообразить форму уроков.

    Применение этой технологии требует большой предварительной подготовки. Прежде всего, я тщательно прорабатываю учебный материал в целом и каждый урок в отдельности, выделяю главные основополагающие идеи и интегрирующую цель для обучающихся, где указываю, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д. Затем определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы. Подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников. Затем пишу методическое пособие для учащихся (технологическая карта), которое предоставляется каждому ученику в классе. Она включает в себя:

    - целевой план действий для учащихся

    - руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);

    - указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;

    - блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

    - самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;

    - рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

    Перед каждым модулем провожу  входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

            Обычно блок соответствует разделу курса и состоит из 4 – 8 уроков.

    • 1-й модуль (1–2 урока) – обзорная лекция, на которой я знакомлю с основными вопросами темы, раскрываю  узловые понятия;
    • 2-й модуль (1–2урока) – практические занятия, которые включают  глоссарное обучение (работа с понятиями, терминами), работу с учебником (книгой, источником), опорным конспектом, алгоритмическое освоение умений и навыков (работа с таблицами, схемами, составление логических схем),  развивающий тренинг  в форме семинара, деловой игры, круглого стола.

    Использование данных методов и приемов обучения способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к  ГИА и ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению истории, развитию метапредметных способов учебной деятельности

    • 3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний с целью выявления пробелов и устранения в ходе дальнейшей работы, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д
    • 4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы. Задания к зачетной работе также предоставляются обучающимся на первом уроке и включают разные виды заданий. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, провожу его доработку.

    Элементы модульного обучения включаю и на отдельных уроках. Алгоритм составления модульного урока подобен алгоритму блока. Урок разбивается на учебные элементы среди которых обязательны следующие:

     УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме (тест, интеллектуальная разминка, …) УЭ-2 – задания по овладению новым материалам (работа с текстом, заполнение таблицы, практические занятия, и т.д.) УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

    Работа по технологии блочно-модульного обучения приносит свои результаты:  мои ученики чаще выбирают учебный предмет «история» при сдаче промежуточной и  итоговой аттестации. Повышается качественный уровень обученности по предмету, особенно в старших классах. Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися и вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"

    Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...

    "Информационные технологии и модульное обучении на уроках истории и обществознания."

    Информационные технологии и модульное обучение на уроках  истории и обществознания.Денисенко Альвина Альфредовна  учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулов...

    технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

    "Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

    Технология блочно-модульного обучения

    Блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут ре...

    Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"

    В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...

    ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории

    проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно ...