"Информационные технологии и модульное обучении на уроках истории и обществознания."
материал по теме

Денисенко Альвина Альфредовна

 

Информационные технологии и модульное обучение на уроках  истории и обществознания.

Денисенко Альвина Альфредовна  учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова с.Раевский Альшеевский район. denis5alv@mail.ru.

 

Образование – это индустрия, направленная в будущее.
С.П.Капица

 

     В  современной теории и практике обучения в школе широко обсуждаются проблемы технологического подхода и образовательных технологий. Учителя гуманитарных предметов порой настороженно относятся к этим понятиям, пришедшим к нам из зарубежной педагогики.    Ушла в прошлое четко регламентированная система школьного исторического образования с едиными программами и учебниками. И сегодня  для эффективной организации процесса обучения истории от учителя требуется способность к самостоятельному конструированию системы предметного обучения в своей школе, умение гибко и дифференцированно разрабатывать методику преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников,  изобретать приемы и средства педагогической техники. Школа, выполняя заказ общества, должна вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная  деятельность каждого учащегося, предполагающая:    1.  чёткое осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены; 2.умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;3. умение находить необходимую информацию не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах города, страны, всего мира.

Решение этих задач стоит не только перед школой, так как процесс обучения современного человека не заканчивается даже в вузах. Он становится непрерывным.

    Вот уже несколько лет я занимаюсь проблемой организации самостоятельной работы учащихся на уроке, адаптируя ту или иную образовательную технологию к урокам истории и обществознания нередко совмещая их.

 

Я хочу поделиться опытом разработки и применения  модульной технологии  в обучении истории с использованием компьютерных  технологий  при изучении отдельных модулей и учебных элементов.

    Модульное обучение предполагает использование учебно-методических пособий комплексного типа. В состав УМК обычно включают учебник, пособие для учителя, практикум, учебную хрестоматию, словарь, «рабочую тетрадь», атлас  и другие компоненты.    И здесь неоценимую помощь окажут мультимедиа  программы, которые  соединяют в себе все это, обладая при этом  разнообразным  видеорядом, анимацией и музыкальным оформлением. Обычно под модулем понимают конкретный урок, а  точнее конкретную тему,  под учебными элементами - пункты параграфа. Это так называемый дифференцированный модуль, направленный на обеспечение какого-то одного аспекта обучения,   вполне удобный при изучении объемной и сложной  темы.

Технология модульного обучения

Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональны­ми, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения. В учебной практике работы я чаще всего осуществляю модуль­ное деление курса и темы следующим образом:

- первые уроки по изучению нового материала имеют форму лекций;

- вторые - углубление изучаемого материала с применением самостоя­тельной подготовки студентов в форме семинаров;

- третьи направле­ны на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках, проходят в форме практикумов;

- четвертые - уро­ки контроля и проверки знаний - уроки-зачеты.

 Я использую подобную модульную систему обучения в курсе истории, обществознания с помощью компьютерного учебника «Уроки Отечественной истории  с 9-20 век», «Уроки Всемирной истории», «Обществознание 8-11класс».

Формирование содержания учебного курса из учебных модулей.

Для выделения  модулей используется программа по истории России «.Россия в  XVII веке».Названия модулей:

М-1.Первые Романовы.

М-2.Россия в XVII веке.

М-3. «Бунташый век».

М-4. Москва-третий Рим.

М-5. Внешняя политика России в XVII веке.

М-6.Русская культура XVII века

М-7.Россия в конце XVII века. Политический строй.

М-Р. Обобщение.

Выделение учебных элементов (УЭ).

М-7 Политический строй России в  XVII веке.

УЭ-О. Введение в модуль.

УЭ-1. Земский собор.

УЭ-2. Царь.

УЭ-3.Боярская дума.

УЭ-4.Органы местного управления.

УЭ-Р.Обобщение по модулю.

 

     При работе в режиме модульного обучения  можно    использовать приемы и методы традиционной методики. Например, изучение УЭ-1,УЭ-2  вышеприведенного модуля можно провести в форме урока - практикума на основе учебника,  обычной рабочей тетради, листа контроля и комплекта заданий. Оптимальным,  на мой взгляд, представляется  сочетание информационных и традиционных методик. Это отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм для учащихся, а также отсутствием возможности проводить каждый урок в компьютерном классе из-за его загруженности. Например, изучение УЭ, связанных с внешнеполитической деятельностью, желательно проводить с использованием информационных технологий, так как мультимедийную лекцию, сопровождающуюся  дикторским текстом, музыкой, видеофрагментами, сменяющимися картами, схемами сражений,  моделирующими  при помощи  анимации    военные действия,  учителю трудно заменить. Или изучение модулей, посвященных русской культуре, так как учитель просто не в состоянии обеспечить уроки необходимыми средствами обучения: портретами деятелей науки и культуры, архитектурными и скульптурными памятниками, картинами, предметами быта, художественными миниатюрами,  музыкальными произведениями, фрагментами художественных и документальных  фильмов.  Уроки обобщения и контроля можно провести в форме пресс-конференции или семинара, завершив его организацией компьютерного контроля знаний,  включающего в себя ряд   разноуровневых  заданий.

     Продуктивность такого модульного урока высокая. Внедряемая система ЕГЭ  требует формирования у учащихся умений и навыков тестирования, работы с заданиями повышенной сложности, связанных с применением знаний, оценкой и обобщением полученной информации, анализа  исторических источников и документов, и неоценимую помощь в этом окажут информационные технологии и модульное обучение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения на уроках истории.

Сущность модульного обучения. Алгоритм составления модуля. Примеры заданий....

Технология модульного обучения на уроках истории.

Работа раскрывает сущность модульной технологии на уроках истории....

Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...

Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания

Данный материал является  образцом использования новой технологии по теме самообразования учителя. Приемы данной техники эффективны при работе с классами, где  низкий  темп работы и тех...

ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории

проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно ...

Использование новых (инновационных) технологий обучения на уроках истории и обществознания (информационно- коммуникативных)

Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации...