Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории"
статья по истории

Фоменко Мария Сергеевна

Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории" учителя истории и обществознания Фоменко М.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_istorii.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Игровые технологии как средство обучения на уроках истории

Автор: учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №210

Фоменко М.С.

 

"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются.

 Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам".

"Идеальная дидактика - это её отсутствие.

Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать.

Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".

Анатолий Гин

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата.

Одной из самых востребованных педагогических технологий сегодня является игровая технология. Игра – одно из старейших средств воспитания и обучения детей, их социализации. Для любого ребенка игра – увлекательное  занятие, в котором можно проявить себя. Чем же игровые технологии привлекают педагогов?

С одной стороны важнейшей задачей учителей является формирование у учащихся социальных качеств и нравственного самосознания, активизации  способности детей к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только получение предметных знаний в рамках изучения отдельных предметов школьной программы. Этого возможно добиться через игровую деятельность, которая может быть инструментом всестороннего развития ребенка, его творческих и умственных способностей.  

С другой стороны этот вид деятельности позволяет сместить акцент с процесса пассивного запоминания учеником дат, реформ, имён, процессов и событий  на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Дополнение урочной системы организации учебного процесса игровыми технологиями, позволяет учащимся погрузиться в атмосферу, требующую анализировать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, а значит применять все имеющиеся у них теоретические знания на практике.

Итак, игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив ученика в определенные обстоятельства, у педагога получается развивать в нем новые несвойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением. Этот инновационный метод, помогает сделать процесс обучения насыщенным и интересным. Игры  повышают эффективность преподавания истории, ведь играя с увлечением, учащиеся лучше усваивают материал  и не теряют к нему интереса.

В современной школе игровые технологии используется в следующих случаях:

- в качестве  технологий для освоения понятия, темы, раздела;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, рефлексии);

- в качестве занятия внеурочной деятельности;

Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Учащееся 5-8 классов с удовольствием принимают участие в играх по станциям («Цивилизации Древнего Востока»), викторинах («Дворцовые перевороты»), разгадывании ребусов, головоломок, криптограмм, решении кроссвордов, ролевых играх на основе «метода шести шляп» («Столетняя война»), отгадывании «живых картин», уроках-экспедициях («Великие географические открытия»), брейн-рингах («Культура и быт петровского времени») и т.д. Для более взрослых учащихся, имеющих другой интеллектуальный багаж, подойдут такие обучающие игры как  «Что? Где? Когда?», «Своя игра», деловая игра, пресс-конференция.

Подобные игры развивают сообразительность, позволяют образно воспринимать материал урока. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления. Благодаря игровым технологиям закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться конспектом, справочной литературой, историческими источниками, исторической картой, Интернет-ресурсами; формируются навыки исследовательской деятельности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это легко и непринужденно. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, поскольку игра обладает специфической интеллектуальной наполненностью.

В соответствии с вышесказанным можно выделить следующие функции игровых технологий на уроках истории:

  1. Познавательная (производство новых знаний, образовательный эффект)
  2. Творческая (игра – творческая деятельность)
  3. Консолидирующая (командные действия)
  4. Коммуникативная (навыки общения)
  5. Развлекательная (пробуждение интереса, атмосфера увлеченности и радости)
  6. Самореализация (слабый ученик может стать первым в игре благодаря находчивости)

Применение игровых технологий в процесс обучения истории дает возможность повысить успеваемость учеников по предмету, улучшить результативность на Всероссийских проверочных работах,  улучшить микроклимат на уроках, повысить интерес к науке о далёком и недалеком прошлом, сформировать навыки ораторского мастерства. Игра, являясь одним из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка, оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации в рамках изучения исторической дисциплины.

  В заключении хочется подчеркнуть, что главная цель педагога заключается не только в формирование у учащихся «умения учиться», но и в выработке мотивации этого умения у детей. Ученик в процессе игры мотивирован собственной заданной целью и, будучи лично заинтересованным, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

Список используемой литературы:

  • Борзова, Л.Н. Игры на уроках истории. Методическое пособие для учителя/ Л.Н. Борзова – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. 101 С.
  • Лунников К.В. Игры на уроках истории 10–11 классы. Изд. “ Русское слово”, 2002
  • Ярцева Н.Н. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/Н.Н. Ярцева – Волгоград: Учитель, 2009. 95 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информационные технологии и модульное обучении на уроках истории и обществознания."

Информационные технологии и модульное обучение на уроках  истории и обществознания.Денисенко Альвина Альфредовна  учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулов...

Коммуникативные технологии обучения на уроках история как средство формирования субъективизма.

Существующая система лекционного обучения в старших классах не способствует формированию «Я-позиции», субъективизма  учащихся, что снижает их конкурентоспособность во внешкольном социуме, степень...

Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...

Статья "Лэпбук как средство обучения на уроках истории"

В данной статье рассказывается о применении на уроках истории техники лэпбука. На основе своего опыта автор статьи показывает преимущества данного метода в рамках реализации нового федерального госуда...

ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории

проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно ...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....