Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории"
статья по истории

Фоменко Мария Сергеевна

Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории" учителя истории и обществознания Фоменко М.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_istorii.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Игровые технологии как средство обучения на уроках истории

Автор: учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №210

Фоменко М.С.

 

"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются.

 Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам".

"Идеальная дидактика - это её отсутствие.

Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать.

Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".

Анатолий Гин

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата.

Одной из самых востребованных педагогических технологий сегодня является игровая технология. Игра – одно из старейших средств воспитания и обучения детей, их социализации. Для любого ребенка игра – увлекательное  занятие, в котором можно проявить себя. Чем же игровые технологии привлекают педагогов?

С одной стороны важнейшей задачей учителей является формирование у учащихся социальных качеств и нравственного самосознания, активизации  способности детей к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только получение предметных знаний в рамках изучения отдельных предметов школьной программы. Этого возможно добиться через игровую деятельность, которая может быть инструментом всестороннего развития ребенка, его творческих и умственных способностей.  

С другой стороны этот вид деятельности позволяет сместить акцент с процесса пассивного запоминания учеником дат, реформ, имён, процессов и событий  на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Дополнение урочной системы организации учебного процесса игровыми технологиями, позволяет учащимся погрузиться в атмосферу, требующую анализировать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, а значит применять все имеющиеся у них теоретические знания на практике.

Итак, игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив ученика в определенные обстоятельства, у педагога получается развивать в нем новые несвойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением. Этот инновационный метод, помогает сделать процесс обучения насыщенным и интересным. Игры  повышают эффективность преподавания истории, ведь играя с увлечением, учащиеся лучше усваивают материал  и не теряют к нему интереса.

В современной школе игровые технологии используется в следующих случаях:

- в качестве  технологий для освоения понятия, темы, раздела;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, рефлексии);

- в качестве занятия внеурочной деятельности;

Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Учащееся 5-8 классов с удовольствием принимают участие в играх по станциям («Цивилизации Древнего Востока»), викторинах («Дворцовые перевороты»), разгадывании ребусов, головоломок, криптограмм, решении кроссвордов, ролевых играх на основе «метода шести шляп» («Столетняя война»), отгадывании «живых картин», уроках-экспедициях («Великие географические открытия»), брейн-рингах («Культура и быт петровского времени») и т.д. Для более взрослых учащихся, имеющих другой интеллектуальный багаж, подойдут такие обучающие игры как  «Что? Где? Когда?», «Своя игра», деловая игра, пресс-конференция.

Подобные игры развивают сообразительность, позволяют образно воспринимать материал урока. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления. Благодаря игровым технологиям закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться конспектом, справочной литературой, историческими источниками, исторической картой, Интернет-ресурсами; формируются навыки исследовательской деятельности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это легко и непринужденно. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, поскольку игра обладает специфической интеллектуальной наполненностью.

В соответствии с вышесказанным можно выделить следующие функции игровых технологий на уроках истории:

  1. Познавательная (производство новых знаний, образовательный эффект)
  2. Творческая (игра – творческая деятельность)
  3. Консолидирующая (командные действия)
  4. Коммуникативная (навыки общения)
  5. Развлекательная (пробуждение интереса, атмосфера увлеченности и радости)
  6. Самореализация (слабый ученик может стать первым в игре благодаря находчивости)

Применение игровых технологий в процесс обучения истории дает возможность повысить успеваемость учеников по предмету, улучшить результативность на Всероссийских проверочных работах,  улучшить микроклимат на уроках, повысить интерес к науке о далёком и недалеком прошлом, сформировать навыки ораторского мастерства. Игра, являясь одним из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка, оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации в рамках изучения исторической дисциплины.

  В заключении хочется подчеркнуть, что главная цель педагога заключается не только в формирование у учащихся «умения учиться», но и в выработке мотивации этого умения у детей. Ученик в процессе игры мотивирован собственной заданной целью и, будучи лично заинтересованным, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

Список используемой литературы:

  • Борзова, Л.Н. Игры на уроках истории. Методическое пособие для учителя/ Л.Н. Борзова – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. 101 С.
  • Лунников К.В. Игры на уроках истории 10–11 классы. Изд. “ Русское слово”, 2002
  • Ярцева Н.Н. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/Н.Н. Ярцева – Волгоград: Учитель, 2009. 95 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информационные технологии и модульное обучении на уроках истории и обществознания."

Информационные технологии и модульное обучение на уроках  истории и обществознания.Денисенко Альвина Альфредовна  учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулов...

Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...

Статья "Лэпбук как средство обучения на уроках истории"

В данной статье рассказывается о применении на уроках истории техники лэпбука. На основе своего опыта автор статьи показывает преимущества данного метода в рамках реализации нового федерального госуда...

ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории

проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно ...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....

Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках английского языка"

В данной статье рассматривается классификация игровых технологий и практические рекомендации по интеграции игровых технологий в учебный процесс...