Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».
методическая разработка по химии на тему

       Главная задача учителя – добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.

В.Д.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы не был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

 «Использование разнообразных форм  и средств контроля за качеством образования на уроках химии».

И снова об уроке…

Каким ему быть и каким он может быть? Как его начать и чем закончить?

Как к нему готовиться? Эти вопросы постоянно встают перед учителем-

и начинающим, и имеющим за плечами немалый педагогический стаж работы.

Над этим спорили и продолжают спорить.

С тех пор как существует преподавание, существует и контроль уровня усвоения учебного материала. Успешность обучения учащихся в большой степени зависит от контроля их знаний.

Анализ традиционных форм и средств контроля  показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество», трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных знаний.

Готовясь к семинару, я наметила вам рассказать и о формах тестирования без которого мы не можем сейчас обойтись не на одном уроке ввиду сложившихся обстоятельств ЕГЭ и ГИА.  Но многое из намеченного уже услышала, поэтому я вам расскажу  о своей работе в школе детской воспитательной колонии, в которой  я проработала 25 лет.  

  Первое сентября. Первый день осени. Звенит школьный звонок. С волнением спешу на первый урок, вхожу в класс, где меня уже ждут мои ученики…

   После нескольких лет  работы в общеобразовательной школе, вижу: «Классная комната, с прибитыми напроч к полу партами, и учительским столом. Темный коричневый фон, на котором мои новые ученики в одинаковых коричневых костюмах ( после сверкающих белизной школьных передников, бантов, светлых рубашек) показались мне такими некрасивыми, безликими, - единой однородной массой».

Это мои ученики, которые несколько отличаются от учеников обычных средних школ. Вы скажите, чем они могут отличаться, если они сначала учились в дневной школе, потом совершили преступление и оказались в колонии. Так - то оно так? Но если в дневных школах детей из неблагополучных семей единицы, то  в колонии такие все. Это дети, родители которых были лишены родительских прав,  это сироты, это те которые вынуждены были уйти из дома не в силах терпеть  издевательства и унижения своих родных и близких.

                                                     

Это дети, которые были выброшены при живых родителях на улицу, которые не слышали никогда доброго  слова. Нет, конечно, встречаются дети  и из благополучных семей, но родителям не было до них дела,  так как  они делали себе карьеру. Я ни в коем случае этих детей не оправдываю.

    Это дети которые не получили нормального воспитания ни в семье, ни в других социальных институтах.  Многие не обучались в школе по 2-3 года, утратив интерес к учебе, развитию своей культуры. Эмоциональная бедность, заторможенность. Отчужденность, обида на всех, не желание впускать кого-либо в свой внутренний мир, злоба, а иногда и жестокость - вот те характеристики, с которой мне приходилось сталкиваться постоянно. Иногда невозможно представить себе тот «жизненный опыт», который имеют эти подростки, причем  «опыт» в основном отрицательный, оставивший глубокий и тяжелый след на всем облике молодого, мало прожившего человека.

     Передо мной невольно встал вопрос: смогу ли я здесь работать? Эти дети требуют особого подхода, отличающегося от обычной школы, необходима полная искренность, честность, человечность, умение понять непростую судьбу подростка и самое главное - терпение, терпение. И  тогда я решила, что смогу. 25 лет работы в ВК пролетели как один день, сейчас  уже 4 месяца я работаю в городской вечерней школе, но по старой своей работе я скучаю.

И вот к таким детям  я приходила каждый день на урок, видела, что кто-то расстроен, кто-то с новым синяком и что им нет дела до моей химии.

    Разговор по душам – действует практически безотказно. Ученику намного интереснее вместо традиционного «запишите тему урока» поговорить с учителем о насущных проблемах или о каком-либо потрясающем событии.

     Анекдот – средство создание друзей. Это еще один популярный вариант начала урока. Оптимально, если он будет связан с темой урока. Главное, чтобы он прозвучал не заученно, а, наоборот, интригующе. Недопустимо читать его по бумажке. Учитель должен уметь изобразить ситуацию в лицах. Уверяю вас, в случае удачного «выступления» внимание и интерес со стороны учеников будут обеспечены.

       Главная задача учителя – добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.

В.Д.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы не был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

 Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?

    Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры и игровые моменты на уроке. Игра как один из эффективных форм и средств контроля за качеством знаний.

В своей работе  стараюсь использовать как можно больше творческих заданий. Мною разработан целый комплекс дидактических игр, которые я использую на уроках.  

  Игры и игровые моменты применяются на уроке не только при ознакомлении и закреплении пройденного материала, но и как одна из форм контроля. Скрытый контроль присутствует во всех играх, проводимых как на уроке, так и во внеклассной работе. Являясь наглядным  смотром сил, он «маскирует» свою контролирующую сущность.

Приведу пример урока в 8 классе: «Первоначальные химические понятия…»

Игру №1 я назвала ее «Руки вверх».  Для ее проведения требуется перечень различных веществ и физических тел.

ПОКАЗ ПРИЗЕНТАЦИИ.

Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля,

алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен,

кислород, мяч, уксусная кислота. Дверная ручка, мел, лампа, молоко

 

 

Задание: я перечисляю названия веществ и физических тел, учащиеся внимательно слушают. Если названо вещество, то они поднимают руки вверх. Те ученики, которые допустили ошибку, дают определение вещества или  физического тела и приводят дополнительно 2-3 примера.

Эта игра помогает закрепить понятия «вещество» и «физическое тело».

Игра №2. «Найди ошибку».

 

Простые вещества

Сложные вещества

1) SO2, Н2, Na

2) НСI, Н2S, N2

3) Fe2(SO4)3, H2,CI2

4) SiO2, C, Zn

5) Cr, Ca, АI2O3

1) Си, I2, Cа

2)А I, O2, Fe2O3

3) S, NaCI,H2O

4) SO3, F2, Fe

5) CS2, FeCI3,Sr

Задание:

   Учащиеся  делятся на команды (по числу рядов столов в  классе). Каждая команда получает от меня по одной карточке. По сигналу игроки, сидящие за первым столом, находят и вычеркивают неверные названия простых и сложных веществ в первом пункте карточки и передают ее сидящим за вторым столом и так далее. Побеждает та команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки.

Эта игра помогает закрепить понятия «простое вещество» и «сложное вещество».

Игра №3.  «Узнай меня».

Задание:

    На доске я последовательно пишу название различных типов химических реакций (соединение, разложение, замещение и обмена) и, соответственно вызываю 4 игроков.

На столе в беспорядке лежат карточки с уравнениями химических реакций. Каждый учащийся должен выбрать из них только те, которые относятся к указанному типу реакций,  и ставит их на место на доске.

    С помощью игр можно развивать также память, внимание, логическое мышление. Игры используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.  

Дети принимают активное участие в игре, а учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.

Игра №4. «Сколько знаков».

Задание:

Для проведения требуются карточки, на которых различными цветами, шрифтами и размерами изображены знаки 15-20 химических элементов.

Взглянув на карточку(10сек.), ученик  должен определить, сколько химических элементов изображено на картинке, а затем выписать те элементы, которые он запомнил. Побеждает тот, кто точнее определил число элементов и быстрее написал ответ.

Си    S   А I   Cr    I

Zn    N      Н        СI

 

Cа  Fe   О   Аи   Sr

    Na       Р        К  

S      В     Аи     Li   F            

 

Эта игра развивает воображение, интуицию, наблюдательность и внимание учащихся.

Приведенные игры помогают решать целый комплекс задач. Их можно использовать для отработки нового материала, для различных видов контроля знаний.

Игра является одним из эффективных приемов стимулирования интереса учащихся. Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании, находить такие методы обучения, которые активизировали бы мыслительную деятельность учащихся, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным.

     Игры, которые применяются на уроках на всех этапах обучения, могут помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы. Надо стремиться к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней.

Подобные игры я провожу ив старших классах.

 Игра № 5.

Так, при закреплении темы: «Непредельные углеводороды» в10 классе

предлагаю учащимся определить загаданное мною вещество. Для этого ученики должны задать вопросы, ответы на которые сузят круг их поиска и обеспечат точность выбора.

А поскольку называть несколько раз предлагаемое вещество нельзя, побеждает та команда, которая правильно отгадает вещество и задаст при этом минимальное количество вопросов.

1. Это вещество органическое?                               (Да)

2. Это жидкость?                                                        (Нет)

3. Это газ?                                                                    (Да)

4. Горит без копоти?                                                  (Нет)

5. Выделяется  СО2 ?                                                 (Да)

6. В молекуле имеется двойная связь?                  (Нет)

7. Копоть образуется при сгорании на воздухе?  (Да)

8. Это предельный углеводород?                           ( Нет)

9. Непредельный?                                                      (Да)

10. Тройная связь в молекуле есть?                       (Да)

11.Применяется в качестве топлива?                    ( Нет)

12.Используется для сварки и резки металлов?   (Да)

13.Это ацетилен?                                                         (Да)

Для достижения поставленных целей и соответствующих задач

проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных

результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при

изучении данного учебного материала на разных уровнях.

    При использовании коллективной работы  класс делится на

 группы, для совместного решения определенной задачи.

Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма организации учебной деятельности позволяет мне сформировать у учащихся навыки коллективного труда, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, а также умение действовать в различных жизненных ситуациях.

     Методы письменного контроля и самоконтроля помогают сделать

анализ успешности обучения, глубины и прочности знаний.

Познавательный интерес к предмету способствует развитию

мышления учащихся.

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и

явлениями мы познаем посредством абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия,

суждения и умозаключения.

Для формирования понятий используются операции мышления –

основные логические приемы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,

обобщение, конкретизация и классификация.

 Игра № 6.

Задание:

 Зная состав и строение акриловой кислоты СН2=СН-СООН,

предскажите ее характерные химические свойства.

Учащиеся вспоминают основные свойства карбоновых кислот и

алкенов и делают вывод в виде обобщения о свойствах акриловой кислоты.

После изучения каждой большой темы можно давать учащимся

разнообразные варианты систематизации и классификации изученного

материала, устанавливать внутриматематические и межматематические

связи.

Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания,

для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности.  

К творческим заданиям относят многие химические загадки

(логогрифы, анаграммы, метаграммы, шарады), позволяющие сделать

процесс обучения химии более  интересным.

 

 Игра № 7.

Задание:

1. Добавь к названию реки Цин, протекающей в Палестине, только

одну букву в конце слова, и вы узнаете название химического

элемента, который входит в состав латуни. (Цинк.)

2. Замените одну букву в названии животного, относящегося к типу

кишечнополостных, одну букву, и вы получите название

радиоактивного химического элемента. (Актиния — актиний.)

3. Так называют и химический элемент, и гиганта в древнегреческой

мифологии, вступившего в борьбу с богами, и человека огромных

творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан.)

Игра № 8.

 Если вы захотите узнать мнение М.В.Ломоносова о том, каким должен

быть настоящий химик, то обязательно расшифруйте данную запись.

Разгадать ее поможет знание символов химических элементов.

Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2 Cu I K Cu3

H2 Cl2 Fe Ne2 Na Br As2 F2 Cu4 N4 Be2 Sn Ag3

Fe2 Tc Zn2 Cd  I2 Mg O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si ОS Mo

(Истинный химик должен быть теоретиком и практиком.  Цифры обозначают нужную букву.  Если цифр нет - берется 1 буква в названии)

 

Игра № 9.

 Назовите химический элемент, в название которого входят буквы из слов – названий элементов: кремний, осмий, дубний, радий, гелий,

медь, висмут. Причем искомое слово содержит из приведенных

названий по одной букве, не повторяющейся больше ни в каком другом из этих слов.

Игра № 10.

Использование химических диктантов.

Они позволяют активизировать такие формы мышления

Как умозаключения и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез.

Например:

1. Записать формулы веществ следующих химических соединений: оксид

фосфора (V), литий, фосфор, оксид кальция, гидроксид лития,

ортофосфорная кислота, соляная кислота, оксид лития, ортофосфат

лития, нитрат калия.

2. Из приведенных утверждений, выберите верное.

1. Глюкоза – это кристаллическое вещество, сладкое на вкус,

    хорошо растворимое в воде.

2. В молекуле глюкозы содержатся 4 гидроксогруппы.

3. Глюкоза слаще фруктозы.

4. Глюкоза – это альдегидоспирт.

5. Глюкоза – это изомер фруктозы.

6. В промышленности глюкозу получают гидролизом сахарозы.

7. Кристаллическая глюкоза состоит только из циклических

молекул.

8. При восстановлении глюкозы образуется четырехатомный спирт.

9. Спиртовое брожение глюкозы происходит в процессе выпечки

    хлеба и при получении вина и пива.

10. Сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала».

Игра № 11.

А вот как выглядит игра в «Светофорчики» на уроке по теме: «Нефть и нефтепродукты».

На доске пишу таблицу с условными обозначениями:

Углеводороды

Цвет светофора

Ароматические

синий

Циклопарафины

желтый

Непредельные

красный

Предельные

зеленый

 

Учащиеся получают разноцветные светофорчики. Я зачитываю утверждения, которые необходимо продолжить.

Например:

  1. Парафин- это….(зеленый)
  2. Обесцвечивают растворы бромной воды и пермангоната калия ….(красный)
  3. Бензол относится к классу…..(синий)
  4. Реакция замещения характерна для…(синий и зеленый)

Применение тестов интеллекта.

Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения,

выборочного сличения) позволяет не только развивать умственные и

мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.

Игра № 12.

Например:

1. Тест ≪Металлы≫

1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы

А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb

2. Выберите группу, в которой находятся только простые вещества –

неметаллы:

А) K2O, SO2, SiO2; Б) H2, Cl2, I2 ; В)Ca, Ba, HCl;

3. Укажите общее в строении атомов K и Li

А) 2 электрона на последнем электронном слое;

Б) 1 электрон на последнем электронном слое;

В) одинаковое число электронных слоев.

4. Металлический кальций проявляет свойства

А) окислителя;

Б) восстановителя;

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

5. Металлические свойства натрия слабее, чем у

А) магния; Б) калия; В) лития.

Использование межпредметных связей.

При изучении химической науки очень часто прослеживаются

межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и

географией, т.е. предметами естественно-математического цикла. Однако

внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок

химии придает изучаемому материалу особую привлекательность и

развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при

изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:

Я в периодической системе                      Небесно голубое пламя

Живу на третьем этаже.                            Даст при внесении в огонь

Хоть группа у меня седьмая,                    Он в них расплавится, как только

Но применяюсь я везде.                            Его положат на ладонь.

Кислоты, соли есть повсюду,                                                 (цезий)

Даже в воде встречаюсь я.

Я очень – очень счастлив буду,

Коль назовете вы меня. (хлор)

 

Давно известна человеку

Она тягуча и красна

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она.

                           (медь)      

     

Применение разнообразных форм придает уроку особую

привлекательность, и является одним из средств контроля, за качеством образования  и развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию личности учащихся.

 Дидактические игры помогают поддерживать интерес к предмету, развивать мышление, речь, способствует включению ученика в творческую учебную деятельность. Даже пассивные дети прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ученики приобретают новые знания и умения, расширяют свой кругозор.

Раскрывается особое значение дидактической игры для воспитания воли,

взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации. Играя, ребенок

раскрепощается, исчезает его скованность, неуверенность в своих силах и

возможностях.

     Сказки-задачи, рассказы-задачи нахожу в дополнительной

литературе или сочиняю сама. Решая эти задачи, учащиеся используют

прикладную направленность знаний.

Химические викторины, кроссворды, используемые на различных уроках, стимулируют живой интерес, активность. Отвечая на вопросы кроссворда, викторины, дети привлекают не только знания, полученные на уроке, но и личный опыт, приобретенный в быту при использовании тех или иных химических веществ.

Очень важна в работе педагога обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Дети сами пытаются придумывать на урок различные интересные задания, пишут стихи, сочиняют сказки, составляют

кроссворды, проекты, выступают с докладами. Причем, учащиеся выполняют эти задания с большим удовольствием, интересом, без принуждения учителя.

     Результативность опыта выражается в стабильной активности

учащихся на уроке, благоприятной творческой атмосфере, царящей в

классном коллективе. Отсутствуют проблемы с дисциплиной. Качество

знаний, при 100% успеваемости, составляет 50-55%. Повышение мотивации

обучения школьников за счет их участия в организации и проведении

учебного процесса, способствующего появлению таких качеств знаний, как

осознанность, глубина и прочность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».

Главная задача- добиться того ,чтобы не пропал интерес у детей к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности. В.Д.Шаталов утверждал, что дл того, чтобы  работа в школе была эф...

Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».

Главная задача- добиться того ,чтобы не пропал интерес у детей к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности. В.Д.Шаталов утверждал, что дл того, чтобы  работа в школе была эф...

Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».

Главная задача учителя – добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.В.Д.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе ...

Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».

Главная задача учителя – добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.В.Д.Шаталов утверждал...

Доклад "Использование результатов диагностики ВПР для повышения качества образования"

Как можно использовать результаты диагностик ВПР для повышения качества образования. Поэлементный анализ...

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...

Доклад "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"

Доклад для педсовета "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"...