методическая разработка Знаем ли мы химию?
методическая разработка по химии на тему

Мария Борисовна Летуновская

Методическая разработка предназначена для использоваения при проведении внеклассных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_znaem_li_my_khimiyu_2.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Краснозаводский химико-механический колледж»

Рассмотрено и одобрено                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой комиссии                                              _______С.В.Тринитатова                                        

специальных химических дисциплин

«___»__________2014г.                                                                      «___»___________2014г.

Председатель комиссии

______________Н.В.Стависская

                                                                                                                                                               

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Знаем ли мы химию?»

                                                                                 Разработал

                                                                                 Преподаватель комиссии

                                                                                            Специальных химических

                                                                                 дисциплин

                                                                                  _____________М.Б.Летуновская

     

Краснозаводск, 2014 г.                                                                  

Цель: создание педагогических условий для творческой самореализации учащихся в активной предметной деятельности.

Задачи: 

1) расширение кругозора студентов;
2) активизация мыслительной деятельности студентов;
3) формирование познавательного интереса к предмету химии;
4) развитие социально значимых компетенций студентов (сотрудничество, толерантность, коммуникативность, умение рассуждать логически и формулировать свои мысли вслух, совместными усилиями находить верное решение).

Оборудование для мероприятия: стол лаборанта, штативы с пробирками, химические стаканы, колбы.

Реактивы: растворы щелочей (КОН, NaОН), кислот (Н2SO4, HCl), солей (AgNO3, NaCl, CuSO4, Na2CO3 и др.), лакмуса, фенолфталеина.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня мы собрались с Вами на интеллектуальную игру- конкурс, приглашения на который удостоились студенты 2 и 3 курса

Химия: Я рада приветствовать всех поклонников химической науки. Год от года Вас становится все больше.

Ведущий: 

Вам, химикам, одних уроков мало –
Все хочется исследовать “на вкус”.
Участники сегодняшнего бала!
Пусть будет плодотворен Ваш союз:
Пускай минуют всех Вас неудачи,
Играючи решатся все задачи,
На все загадки сыщется ответ,
Исчезнет тьма незнанья – вспыхнет свет!

Химия: Я объявляю наш химический конкурс открытым и приглашаю команды на первый тур “Игра в фанты”.

Ведущий: Готовясь к игре, каждая команда выбрала для своих соперников по 2 химических вопроса. Вопросы написаны на листках бумаги, которые свернуты как конфетка – “фанты”. Все “фанты” перед балом мы с королевой тщательно перемешали и заложили в барабан для лото. И сейчас мы эти “фанты” разыграем.

 Королева Химия вынимает по одному “фанты” и зачитывает вопросы, команды по очереди отвечают. Чтобы заготовленные вопросы не достались той команде, которая их составляла, при подготовке к балу с капитанами команд заранее обговариваются цвета “фантов”: вопросы для 1 команды – на желтой бумаге, для 2 команды – на зеленой бумаге, а для 3 команды – на синей.

Примеры вопросов для “фантов”

  1. Какой металл вызывает “лихорадку”? (золото)
  2. Какой элемент называют “элементом мысли”? (фосфор)
  3. Какой металл придает крови красный цвет? (железо)
  4. Какой химический элемент Бернару Куртуа согласно легенде помог открыть кот? (йод)
  5. Какой металл погубил Древний Рим? (свинец)
  6. Какое молоко нельзя пить? (известковое)
  7. Какой сахар нельзя есть? (свинцовый)
  8. Почему у некоторых морских животных кровь голубого цвета? (в ней присутствуют ионы меди в качестве комплексообразователя)
  9. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (негашеную известь – CaO)
  10. Какой элемент составляет основу органической жизни на Земле? (углерод)
  11. Какой металл может “болеть чумой”? (олово)
  12. Какое органическое вещество называют “чашей смерти”? (метанол)

Если команда отвечает на вопрос неправильно, право ответа переходит ко второй команде. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если верный ответ не получен ни от одной из команд-соперников, его озвучивает команда, заготовившая этот вопрос, и получает 2 балла.

Жюри оценивает эрудицию игроков команд и заполняет призовыми баллами таблицу:

Команда

Вопросы

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий: Все “фанты” удачно разыграны. И мы объявляем тур второй “Приглашение на танец”.

На игровых столах каждой команды находятся таблички с именами:

  1. Мистер Нитрат Серебра.
  2. Мисс Поваренная Соль.
  3. Мистер Сульфат Меди (II).
  4. Мисс Щелочь КОН.
  5. Мистер Карбонат Натрия.
  6. Мисс Серная Кислота и т.п.

Игрокам каждой команды предлагается:

  • распределив химические имена между собой, пригласить даму или кавалера на танец, соблюдая условие – реакция ионного обмена между партнерами по танцу должна протекать до конца (1 балл за правильный выбор);
  • в процессе танца пантомимой изобразить, что произойдет при “химической встрече” партнеров по танцу: выпадет осадок, выделится газ, образуется вода (до 3 баллов на усмотрение жюри);
  • воспользовавшись реактивами, находящимися на столе лаборанта, продемонстрировать гостям королевы Химии данную реакцию ионного обмена и обратить внимание зрителей на наблюдаемый результат (1 балл за каждую проведенную с соблюдением ТБ реакцию);
  • составить на доске молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение данной реакции (по баллу за каждое уравнение).

В зависимости от общего времени, отведенного на химический вечер, от каждой команды в зачет принимаются от одного до трех танцев. Жюри оценивает 2 тур, заполняя таблицу:

Команда

Правильный выбор партнера

Артистичность при изображении пантомимы

Проведение химического эксперимента

Составление молекулярного уравнения

Составление ионных уравнений

Сумма баллов

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Ведущий: Королева Химия в восхищении от танцев гостей и объявляет тур третий “Маска, откройся!” На бал королевы сегодня явились 5 гостей, чьи лица скрыты под маской. Гости эти очень известны в химическом мире.

Химия: Сейчас каждая Маска по очереди предстанет перед игроками команд и расскажет о себе.

В процессе рассказа командам предлагается определить химическую особу, скрывающуюся под маской. При появлении ответа капитан команды поднимает руку и высказывает предположение. Если оно верно, команда зарабатывает 5 баллов, и перед игроками предстает следующая Маска. Если предположение ошибочно, право на ответ получают команды-соперницы согласно очередности поднятой руки капитана.

(Под масками могут скрываться Золото, Медь, Ртуть, Фосфор, Кремний и т.п.)

Примерный рассказ Маски о себе

Мое латинское имя сходно с названием острова Кипр. Я не менее красива, чем Золото. Мой род очень древний, ему примерно 7000 лет. С моей помощью 5000 лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается общая слабость организма. Кто я? (медь)

Жюри оценивает результативность команд при открывании имен замаскированных гостей и вносит полученные командами баллы в таблицу:

Команда

Маска

Сумма баллов

1

2

3

4

5

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Ведущий: Королева Химия счастлива от того, насколько хорошо все команды знают ее химических подданных, и объявляет тур четвертый “Химический полиглот”.

Химия: Я приглашаю подойти к королевскому столу учащихся 9-з классов по одному от каждой команды. Вы уже больше года изучаете мою науку и, наверное, неплохо владеете химическим языком. А насколько Вы в этом успешны, мы сейчас проверим!

Ведущий: Игрокам команд, приглашенным королевой Химией, предлагается по очереди вытянуть из колбы свиток с пословицей или поговоркой, записанной химическим языком, и перевести текст на русский язык. Каждая правильно переведенная фраза оценивается жюри в один балл.

Примеры химических текстов свитков

  1. Не все то аурум, что металлическим блеском обладает (не все то золото, что блестит);
  2. Куй феррум, пока температура высока (куй железо, пока горячо);
  3. Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине (недосол – на столе, пересол – на спине);
  4. Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного (уходит как вода в песок);
  5. Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о (алмаз чистой воды);
  6. Слово – аргентум, молчание – аурум (слово – серебро, молчание – золото);
  7. Явлению чрезмерного употребления це-два-аш-пять-о-аш – бой! (пьянству – бой!);
  8. Лопнул как шар из водного раствора натриевых или калиевых солей высших карбоновых кислот (лопнул как мыльный пузырь);
  9. Много оксида водорода утекло с тех пор (много воды утекло с тех пор).

Жюри оценивает точность перевода и заносит баллы в таблицу:

Команда

Свиток

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий: Все игроки блестяще справились с химическим переводом, и королева объявляет тур пятый “Загадки химического Сфинкса”.

Химия: Я приглашаю к королевскому трону капитанов – самых лучших знатоков моей науки от каждой команды. На моем балу для капитанов припасено одно из труднейших испытаний: на королевском столе стоит шкатулка, в которой для каждого из Вас лежит папирус с тремя загадками химического Сфинкса.

Капитаны по очереди вытягивают папирус из шкатулки, вслух зачитывают загадку и в течение 30 секунд думают над ответом. Правильный ответ приносит капитану 3 балла. Если капитан затрудняется с ответом, он может взять помощь команды. Но при правильном ответе в этом случае команда получит только 2 балла. Если ни капитан, ни команда не находят правильной разгадки, право ответа на этот вопрос по очереди получают команды-соперницы, правильная версия которых принесет им 1 балл.

Примеры “Загадок химического Сфинкса”

  1. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем остальным гостям было обидно до слез – ведь им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего же были изготовлены вилки для почетных гостей? (из алюминия);
  2. В организме человека его содержится около 3 г. Из них примерно 2 г – в крови. Первоначально единственным его источником были упавшие на Землю метеориты, содержавшие его в чистом виде. На языке многих народов его называют “небесным камнем”. О чем идет речь? (о железе);
  3. Какое отношение имеет слово “пломба” к химии? (раньше образующуюся в зубе полость стоматологи заполняли свинцом – плюмбумом, а заполненную полость называли “плюмба”; со временем слово “плюмба” трансформировалось в “пломба”).

Жюри подводит итоги конкурса капитанов, заполняя таблицу:

Капитан команды

Загадка Сфинкса

Сумма баллов

1

2

3

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Ведущий: Подходит к концу наш химический бал, и я предлагаю жюри огласить суммарный итог прошедших на балу конкурсов.

Жюри подсчитывают результативность каждой команды, заполняя таблицу:

Команда

Тур

Сумма баллов

Место в зачете

I

II

III

IV

V

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Химия: Дорогие друзья! Я счастлива от встречи с каждым из Вас. Я горжусь Вашими знаниями и хочу наградить наиболее отличившихся на моем балу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка мероприятия "Что мы знаем об этикете?"

Данная разработка может быть использована при проведении классного часа на тему "Этикет"...

Методическая разработка к уроку "Теперь я знаю!" в 3 классе по учебнику Spotlight (Английский в фокусе)

Технологическая карта к уроку по повторению 2 модуля по теме "Семья"...

Методическая разработка Мой родной город. Города, которые мы знаем

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)» НА ТЕМУ: «МОЙ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знай, люби и изучай славный город Алзамай!"

Методическая разработка  по краеведению, направленная на привлечение интереса к изучению своего города,  формирование патриотизма и любви к малой родине....

Методическая разработка "От значка ГТО к Олимпийским медалям"

Методическая разработка спортивного мероприятия "От значка ГТО к Олимпийским медалям", направлено на популяризацию комплекса ГТО среди учащихся....