Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Вайс Марина Григорьевна

Рабочая программа по химии к учебнику Рудзитиса 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_10_klass.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и  программы Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2009.    

Цели и задачи обучения предмету:

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:
      
• на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
      
• на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
      
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
      
• на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
      
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.
Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.

Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.

Технологии, методы, формы, средства обучения и режим занятий:

Для реализации рабочей программы используются различные формы (групповая, индивидуальная, работа в парах и др.), методы, технологии. Используются средства, указанные в материально-техническом обеспечении рабочей программы [с.15]. Количество контрольных работ – 4, количество практических работ – 6.  

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:

Настоящая программа составлена для учащихся химии 10 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне, рассчитанная на 70 ч/год (2 ч/нед.).  

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

4 часа резерва распределены следующим образом:

Анализ контрольной работы № 1 (1 час)

Анализ контрольной работы № 2 (1 час)

Анализ контрольной работы № 3 (1 час)

Анализ итоговой контрольной работы № 4 (1 час)

Содержание учебной дисциплины

Органическая химия

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)

      Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.
      Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
      Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.
      Классификация органических соединений.
      Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Углеводороды (23 ч + 2 часа резерва)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч + 1 час резерва)

      Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. 
      Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
      Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.
      Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
      Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
      Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

      Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.
      Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
      Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
      Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
      Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)

      Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
      Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч + 1 час резерва)

      Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическоепроизводство.
      Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.
      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Кислородсодержащие органические соединения (25 ч + 1 час резерва)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)

      Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.
      Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
      Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
      Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
      Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
      Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)

      Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
      Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
      Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
      Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч + 1 час резерва)

      Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.
      Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
      Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
      Практические работы 
      • Получение и свойства карбоновых кислот. 
      • Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

      Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
      Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
      Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.

Тема 10. Углеводы (7 ч)

      Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
      Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
      Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
      Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Азотсодержащие органические соединения (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

      Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
      Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (4 ч)

      Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
      Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.
      Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
      Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
      Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

Высокомолекулярные соединения (7 ч + 1 час резерва)

Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч + 1 час резерва)

      Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.
      Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
      Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
      Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
      Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков 
и синтетических волокон.
      Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.
      Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Требования к уровню подготовки выпускников

      В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен 

знать/понимать:
      • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
      • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
      • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
      • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
 уметь:
      • называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
      • определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; 
      • характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
      • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
      • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
      • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
      • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
      • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; 
      • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; 
      • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
      • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
      • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; 
      • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; 
      • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Тематическое планирование курса «Химия» 10 класс (70 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Виды и формы учебной деятельности

Средства обучения

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Органическая химия

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 часа)

1

Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ. Техника безопасности на уроках химии

1

ИНМ

Групповая работа

Учебник, правила техники безопасности в кабинете химии

§1, стр. 4-7

2

Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, доклады «Кекуле Ф.А.», «Бутлеров А.М.»

§2, стр. 7-10, упр. 4, стр. 10

3

Электронная природа химических связей в органических соединениях

1

Комбинированный урок

Работа в парах

Учебник, иллюстрации химических связей

§3, стр. 11-13,

4

Классификация органических соединений

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Классификация органических соединений по строению углеродного скелета и по кратности связей»

§4, стр. 14-15

Углеводороды (23 часа + 2 часа резерва)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 часов + 1 час резерва)

5

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник

§5-6, стр. 16-20

6

Физические и химические свойства алканов

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник

§7, стр. 22-25, упр. 5,6, стр. 27

7

Получение и применение алканов

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

Учебник, доклад «Семенов Н.Н.», иллюстрации получения метана в лаборатории

§7, стр. 21, 26-27, задача 2, стр. 28

8

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода

1

Комбинированный урок

Групповая, самостоятельная работа

Учебник

Повторить §5-7, стр. 16-27

9

Циклоалканы

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, доклад «Марковников В.В.»

§8, стр. 29-31, упр. 2, стр. 31

10

Практическая работа № 1 по теме: «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах»

1

Практикум

Самостоятельная работа

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §5-8, стр.16-31

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Предельные углеводороды (алканы)

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §5-8, стр.16-31

12

Анализ контрольной работы (резерв)

1

Работа над ошибками

Групповая, самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §5-8, стр.16-31

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 часов)

13

Электронное и пространственное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Непредельные углеводороды», «Простейшие гомологи этилена»

§9, стр. 34-38

14

Свойства, получение и применение алкенов

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, иллюстрации «Получение из этилена и его соединений»

§10, стр. 38-42, упр. 8, стр.43

15

Практическая работа № 2 по теме: « Получение этилена и изучение его свойств»

1

Практикум

Работа в парах

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §9-10, стр. 34-43

16

Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук

1

ИНМ

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, доклад «Лебедев С.В.»

§11-12, стр. 44-49

17

Ацетилен и его гомологи

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник

§13, стр. 50-51, 52-53

18

Получение и применение ацетилена

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, иллюстрации «Получение из этилена и его соединений»

§13, стр. 51-52, 53-54

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 часа)

19

Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура

1

ИНМ

Групповая работа

Учебник, доклад «Зелинский Н.Д.», иллюстрации

§14, стр. 57-61

20

Физические и химические свойства бензола

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, иллюстрации «Получение из бензола, его гомологов и соединений»

§15, стр. 62-64

21

Гомологи  бензола. Свойства. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, иллюстрация «Взаимодействие бензола с бромом»

§15, стр. 64-66, упр. 5,6, стр. 67

22

Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа, тест

Учебник, схема «Генетическая связь ароматических углеводородов и другими углеводородами и классами органических соединений»

§15, стр.66, упр. 13, стр. 67

Тема 5. Природные источники углеводородов (5 часов + 1 час резерва)

23

Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Характеристика попутных нефтяных газов»

§16, стр.68-69

24

Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, иллюстрация «Трубчатая печь и ректификационная колонна»

§17, стр. 71-74, упр. 6, стр. 78

25

Крекинг нефти

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

Учебник, иллюстрации «Получение из продуктов крекинга нефти», таблица «Термический и каталитический крекинги»

§17, стр.71-74,задача 3, стр. 79

26

Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

Практикум

Групповая, индивидуальная, самостоятельная работа

Учебник

Повторить §16-17, стр. 68-74

27

Итоговая контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §16-17, стр. 68-74

28

Анализ контрольной работы (резерв)

1

Работа над ошибками

Групповая, самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §16-17, стр. 68-74

Кислородсодержащие органические соединения (25 часов + 1 час резерва)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 часов)

29

Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура

1

ИНМ

Групповая работа

Учебник, таблица «Важнейшие одноатомные предельные спирты»

§20, стр. 80-83

30

Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник

§21, стр. 84-86, задача 2, стр. 88

31

Получение спиртов. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая работа, работа в парах

Учебник, схема «Получение этанола в промышленности»

§21, стр. 83-84, 86-87

32

Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Генетическая связь одноатомных предельных спиртов»

§21, стр. 87, упр. 7, стр. 88

33

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение

1

ИНМ

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, сообщение «Нобель А.Б.», схема «Галогенопроизводные углеводородов»

§22, стр. 89-92

34

Строение, свойства и применение фенола

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, таблица «Химические свойства фенола», иллюстрация «Получение из фенола»

§23-24, стр. 93-97, задача 1, стр. 98

Тема 7. Альдегиды и кетоны (3 часа)

35

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, иллюстрации «Образование связей в молекуле формальдегида»

§25, стр. 100-103

36

Свойства альдегидов. Получение и применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник

§26, стр. 103-105, задача 3, стр. 106

37

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Генетическая связь альдегидов с другими классами органических соединений»

§26, стр. 103-105, упр. 11, стр. 106

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 часов + 1 час резерва)

38

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Предельные одноосновные карбоновые кислоты»

§27, стр. 106-108

39

Свойства карбоновых кислот. Получение и применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Основные способы промышленного получения предельных одноосновных карбоновых кислот»

§28, стр. 109-114, упр. 13, стр. 117

40

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

1

Урок-лекция

Индивидуальная работа

Учебник, схема «Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений»

§29, стр. 115-116, задача 2, стр. 118

41

Практическая работа  № 3 по теме: « Получение и свойства карбоновых кислот»

1

Практикум

Работа в парах

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §27-29, стр. 106-116

42

Практическая работа № 4 по теме: «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»

1

Практикум

Самостоятельная работа

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §27-29, стр. 106-116

43

Контрольная работа № 3 по теме: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §27-29, стр. 106-116

44

Анализ контрольной работы (резерв)

1

Работа над ошибками

Групповая, самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §27-29, стр. 106-116

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 часа)

45

Строение и свойства сложных эфиров, их применение

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник

§30, стр. 121-123, задача. 1, стр. 129

46

Жиры, их строение, свойства и применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник

§31, стр. 124-126

47

Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник, таблица «Моющие средства»

§31, стр. 127, упр. 16, стр. 129

Тема 10. Углеводы (7 часов)

48

Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Классификация углеводов»

§32, стр. 131-134, упр. 9, стр. 146

49

Химические свойства глюкозы. Применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Химические свойства глюкозы»

§32, стр. 134-136

50

Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Процесс выделения сахарозы из сахарной свеклы»

§33, стр. 137-139, задача 2, стр. 147

51

Крахмал, его строение, химические свойства, применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник

§34, стр. 139-141, упр. 17, стр. 146

52

Целлюлоза, ее строение и химические свойства

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, иллюстрация «Продукты химической переработки древесины»

§35, стр. 142-143, упр. 19, стр. 146

53

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник,  иллюстрация «Образование волокон ацетатного шелка»

§35, стр. 143-146

54

Практическая работа  № 5по теме: «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»

1

Практикум

Самостоятельная работа

Учебник

Повторить §32-35, стр. 131-146

Азотсодержащие органические соединения (7 часов)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 часа)

55

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Важнейшие химические свойства анилина»

§36, стр. 150-153

56

Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник

§37, стр. 153-156

57

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник

§37, стр. 157, упр. 13, стр. 157

Тема 12. Белки (4 часа)

58

Белки — природные полимеры. Состав и строение белков

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, иллюстрации «Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белковой молекулы»

§38, стр. 158-160

59

Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник

§38, стр. 160-162

60

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты

1

ИНМ

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема строения ДНК

§39-40, стр. 162-166, упр. 4, стр. 169

61

Химия и здоровье человека

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Учебник

§41, стр. 166-169

Высокомолекулярные соединения (8 часов + 1 час резерва)

Тема 13. Синтетические полимеры (8 часов +1 час резерва)

62

Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров

1

Урок-лекция

Индивидуальная работа

Учебник, схематическое изображение структуры макромолекул полимеров

§42, стр. 170-173

63

Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен

1

Комбинированный урок

Групповая работа

Учебник, таблица «Важнейшие фенопласты», таблица «Распознавание пластмасс»

§42, стр. 173-176

64

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, таблица «Важнейшие виды синтетических каучуков»

§43, стр. 176-179, упр. 5, стр. 182

65

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан

1

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная работа

Учебник, схема «Синтетические волокна»

§44, стр. 179-182

66

Практическая работа № 6 по теме: «Распознавание пластмасс и волокон»

1

Практикум

Работа в парах

Учебник, материалы для практической работы

Повторить §42-44, стр. 170-182

67

Итоговая контрольная работа № 4 по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §42-44, стр. 170-182

68

Итоговая контрольная работа № 4 по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения»

1

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §42-44, стр. 170-182

69

Анализ контрольной работы (резерв)

1

Работа над ошибками

Групповая, самостоятельная работа

Задания для контрольной работы

Повторить §42-44, стр. 170-182

70

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа

1

Обобщение знаний

Групповая работа

ИКТ-презентация

Повторить §42-44, стр. 170-182

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Железо (III) гидроокись

Кальций гидроокись

Натрий гидроокись

Йод

Сера молотая

Медная проволока

Железо восстановленное

Алюминий гранулированный

Цинк гранулированный

Образцы редких металлов

Лактоза

Сахароза

Глюкоза

Глицерин синтетический

Кислота уксусная

Кислота олеиновая

Кислота стеариновая

Кислота пальмитиновая

Кислота аминоуксусная

Кислота муравьиная

2-пропанол

Бутанол-1

Спирт изобутиловый

Спирт бутиловый

Нефть

Натрий фтористый

Аммиачная селитра гранулированная

Алюминий двухромовый

Кальций фосфорнокислый

Натрий бромистый

Натрий йодистый

Калий йодистый

Медь углекислая (основная)

Натрий углекислый

Кальций углекислый

Калий углекислый

Магний углекислый

Калий двухромовокислый

Калий марганцовокислый

Поваренная соль

Калий азотнокислый

Алюминий азотнокислый

Барий азотнокислый

Гипс

Мука известковая

Медь сернокислая

Натрий сернокислый

Алюминий сернокислый

Кальций сернокислый

Калий сернокислый

Калий-натрий виннокислый

Индикаторы

Железо хлорное

Медь хлорная

Магний хлористый

Барий хлористый

Литий хлористый

Алюминий хлористый

Натрий хлористый

Калий хлористый

Кальций хлористый

Марганца окись

Алюминия окись

Бария окись

Магния окись

Железа (III) окись

Железа (II) окись

Ванадия окись

Кальция окись

Оборудование:

Воронки стеклянные

Стаканчики стеклянные

Малые колбы стеклянные

Малые пробирки

Большие пробирки

Ступки фарфоровые

Чашки фарфоровые

Стеклянные трубочки

Держатели для пробирок

Металлические ложки для реактивов

Спиртовки

Модели кристаллических решеток

Подставки для пробирок

Колбы большие стеклянные

Стаканы большие стеклянные

Серная кислота

Солярная кислота

Азотная кислота

Ортофосфорная кислота

Пробирки новые

Коллекции:

- Нефть и продукты ее переработки

- Минералы и горные породы (16 штук)

- Каменный уголь

- Пластмассы

- Стекло и изделия из стекла

- Металлы и сплавы

- Торф

- Каучук

- Топливо

- Алюминий

- Основные виды промышленного сырья (6 штук)

- Антрацит

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений . 8-9 классы. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. 2-е издание. М.: «Просвещение», 2009.
  2. Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 10-11классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.М. Радецкий. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г. – 144 с.
  3. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил.

Лист внесения изменений

№ п/п

Название раздела, тема урока

Планируемая дата проведения

Причина внесения изменений

Дата фактического проведения урока

Номер приказа

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
      Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
      осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
      полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
      Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
      ответ самостоятельный.
      Отметка «4»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»:
      ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
      Отметка «2»:
      при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
      Отметка «1»:
      отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

      Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
      Отметка «5»:
      работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
      эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
      Отметка «4»:
      работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»:
      работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
      дано полное объяснение и сделаны выводы.
      Отметка «4»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
      Отметка «3»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:
      в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:
      в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
      Отметка «2»:
      имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
      ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
      Отметка «2»:
      работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена.
      При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
      Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...