Веб-квест:" Исследование аскорбиновой кислоты в различных овощах и ягодах"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Староверова Лариса Александровна

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются нформационные ресурсы Интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veb-kvest_issledovanie_askorbinovoy_k-ty.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Веб-квест  « Исследование аскорбиновой кислоты в различных овощах и ягодах»

       Цель веб-квеста: нахождение аскорбиновой кислоты в различных ягодах и овощах путем исследования в лабораторных условиях. Сколько необходимо употреблять черной смородины, облепихи, вишни, перца красного, зеленого, желтого в сутки, чтобы организм получил суточную норму витамина С.

Тип задания для веб-квеста -  научные исследования.

Краткое описание задания: охарактеризовать нахождение аскорбиновой кислоты в различных овощах, ягодах и фруктах; рассмотреть ее строение, свойства, биологическая роль, функции в организме человека. Исследуя Интернет ресурсы, а также свои исследования,  сделать вывод об аскорбиновой кислоте, и содержании ее в овощах и ягодах.

     

   Тема урока:  «Витамины» и использование полной работы в исследовательском плане на конференции.

 Предметная область: химия, 10 класс. Соответствует стандарту общего образования, проводится на  уроке по теме: «Витамины».

    Необходимые ресурсы для выполнения задания: ПК, доступ и Интернет, мультимедиа учебный курс «1С: Образовательная коллекция. Уроки Кирилл и Мефодий 10-11 класса ».

Задание.

Охарактеризовать строение , свойства, биологическую роль, функции в организме человека, значение,  необходимость употребления аскорбиновой кислоты; продукты,  содержащие витамин С, исследовать содержание аскорбиновой кислоты в различных ягодах и фруктах.  Исследуя Интернет ресурсы, а также свои исследования, полученные в лабораторных условиях, сделать вывод об аскорбиновой кислоте, и содержании ее в овощах и ягодах.

Среди бурунов,
Зноя и тумана
Скрипели и звенели паруса,
Раскатывался окрик напитана,
И таяли матросов голоса.
Был долог путь,
Вспененный и упорный,
Меж низких звезд
И оголенных вод...

                            Э. Багрицкий

Многие морские путешествия, особенно в полярные страны, изобилуют фактами трагической гибели моряков — не в сражениях, не в волнах океана во время шторма, а от недостатка в пище каких-то таинственных веществ. Так погиб капитан Баренц на Новой Земле, командор Беринг — на острове Тихого океана, капитан Седов — во льдах Арктики. Гибли целые команды кораблей. Васко да Гама в 1498 г. еле смог закончить свое историческое плавание в Индию, потеряв 100 матросов из 160 человек команды; из 265 спутников Магеллана вернулось домой только 65.

Мореплаватели гибли от странной и страшной болезни: у них распухали и кровоточили десны, расшатывались и выпадали зубы, опухали и болели суставы, тело покрывалось темными пятнами. Эта болезнь была названа скорбутом, что означает “рот в язвах”, или цингой, а матросы называли ее “пагубой моряков”.

Заболевание не было связано с голодом: моряки имели в избытке сухари, галеты, солонину, консервы. Стали замечать, что болезнь быстро исчезала, как только корабль приставал к земле, где было вдоволь свежих овощей и плодов, на которые с жадностью набрасывались матросы.

Первый русский мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, адмирал Иван Федорович Крузенштерн, всегда имел на корабле запасы свежей зелени. Когда советский корабль “Седов” был затерт льдами и появилась опасность заболевания цингой, стали проращивать горох, и зеленые проростки его, употребленные в пищу командой корабля, предотвратили страшную болезнь. Мореплаватель Джемс Кук брал с собой в путешествия запасы морковного и лимонного соков.  В 1795 г. английский парламент издал даже закон о ежедневной выдаче экипажам кораблей порции лимонного сока.  До начала XX в. все же никто не знал, что за вещества содержатся в свежей растительной пище. В настоящее время причина “пагубы моряков” открыта. Найдены эти таинственные вещества, поддерживающие жизнь человеческого организма. Они названы витаминами (веществами жизни), от слов “вита” (vita) — “жизнь”, “амин” — азотистое вещество. Витаминов оказалось несколько: А, В, С, D и др.

Витамин С —- противоцинготный. Он влияет на обмен веществ в организме, повышает непроницаемость кровеносных сосудов, увеличивает способность свертывания крови, что очень важно при ранениях.  Порча зубов у населения больших городов связана с недостаточным употреблением свежих овощей, содержащих витамин С. Этого витамина много в плодах, ягодах, листьях растений и особенно в красном перце. В семенах же этого витамина мало. Он появляется только при прорастании семян.  Руал Амундсен во время своего первого плавания на шхуне “Йоа” спас команду от цинги свежей кровью моржей и белых медведей, содержащей витамин С.

Витамин С очень быстро разрушается на воздухе и при длительной варке. Много этого витамина содержит хрен, который следует натирать сразу же в уксус, так как кислота способствует сохранению витамина. Поэтому-то кислая капуста сохраняет витамин в течение целого года. Варка овощей, бобов, гороха с содой ускоряет разрушение витамина, так же как и медленное нагревание. Следует бросать овощи и картофель в кипящую воду и есть сразу, не давая долго стоять сваренной пище. Лучше употреблять ягоды, плоды и овощи сырыми или в виде свежих соков и сиропов.  Впервые в чистом виде витамин С был выделен в 1928 году, а в 1932-м было доказано, что именно отсутствие аскорбиновой кислоты в пище человека вызывает цингу.

  Охарактеризовать актуальность витамина С в настоящее время, рассмотреть необходимость  употребления продуктов питания. Какова роль витамина С ?

Для решения данных вопросов необходимы специалисты:

Роль 1.  Химик

Роль 2.  Врач

Роль 3.  Химик-аналетик

Распределим обязанности между ними.

 Роль 1. Химик.    

Вам, специалистам в этой области необходимо охарактеризовать состав, строение и свойства аскорбиновой кислоты. Охарактеризовать, когда впервые получена была аскорбиновая кислота. Указать источники витамина С, продукты питания растительного и животного происхождения. Рассмотреть значение аскорбиновой кислоты.

  1. Что представляет собой аскорбиновая кислота?
  2. Продукты богатые аскорбиновой кислотой,  источники витамина С.
  3. Значение витамина С.

 http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&uitxt=421 

    http://www.chemweek.ru/spravka/catalog/el_826.htm                 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82

http://www.agrohim.nnov.ru/vitamin/behaviour/c/

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&uitxt=385 

Роль 2. Врач.

     Вы, как специалисты в этой области, должны охарактеризовать функции аскорбиновой кислоты в организме человека. Обратить внимание на показания и противопоказания употребления витамина С, указать суточную норму витамина С в зависимости от возраста. Рассмотреть какова взаимосвязь витамина С и иммунной системы.

  1. Охарактеризовать функции  аскорбиновой кислоты в организме человека.
  2. Показания, противопоказания и реакция организма на применение аскорбиновой кислоты
  3. Суточная норма витамина С в зависимости от возрастных особенностей
  4. Лайнус Полинг выдвинул гипотезу о том, что от простуды можно навсегда излечиться, принимая витамин С. Учитывая эпидемиологическую обстановку в стране выскажите свое  мнения по этому вопросу.
  5.  Как витамин С действует на иммунную систему?

   6. Витамин C (аскорбиновая кислота) - одно из основных звеньев системы антиоксидантной защиты организма от рака, и, более того, витамин C (аскорбиновая кислота) признан одним из сильнейших противораковых средств среди питательных веществ.

Витамин C (аскорбиновая кислота) защищает от нитратов, содержащихся во фруктах и овощах. Нитраты являются отправной точкой для образования в организме опаснейшего канцерогена - нитрозамина. Поэтому врачи рекомендуют принимать витамин C (аскорбиновую  кислоту) для профилактики рака желудка, кишечника.

  1. Влияние аскорбиновой кислоты на сердечно-сосудистую систему.
  2. Ученые отдают пальму первенства витамину C (аскорбиновой кислоте) среди других витаминов и нутриентов, как самому эффективному средству противодействия физическим и эмоциональным стрессам. С чем это связано?
  3. Как влияет витамин С на суставы?
  4. Охарактеризуйте антиоксидантное действие аскорбиновой кислоты на организм человека.
  5. Значительную, а может быть и главную роль в формировании приподнятого настроения человека играет витамин С. В нем особенно нуждаются прежде всего люди, которые из-за недостатка любви в первые дни и недели жизни были «запраграмированы», а также те, кто постоянно ощущает на себе давление извне и испытывает мало любви и теплоты. Таким образом, этот витамин играет исключительно важную роль в эмоциональной сфере человека. Защищая и питая гипоталамус, он способствует выработке половых гормонов, гормонов стресса, роста и т.д.

Великие идеи, творения искусства, гениальные планы и проекты со времен возникновения рождались только при участии норадреналина или бета-эндорфина, и во всем этом особую роль играл витамин С.

  1. Охарактеризуйте симптомы гиповитаминоза.
  2. Препараты с аскорбиновой кислоты, фармокинетика, показания и противопоказания.

http://www.kitty.ru/Farmacy/Ascorbin.htm 

http://www.agrohim.nnov.ru/vitamin/behaviour/c/ 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&uitxt=343 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&uitxt=342 

http://cvitamin.ru/istoriya/sovremennyie-issledovaniya-vitamina-c.html 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&uitxt=340 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&uitxt=334

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&txnode=183&uitxt=339 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&txnode=183&uitxt=338 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&txnode=183&uitxt=337 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&txnode=183&uitxt=339 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&txnode=183&uitxt=336 

http://ascorbinka.x51.ru/index.php?mod=text&txnode=183&uitxt=335 

http://amt.allergist.ru/ascorbinici_l.html 

http://www.besthelp.ru/r41272/r41281/r41366/r41376 

http://www.detskiysad.ru/medicina/med50.html 

http://www.doktor-help.net/vitamin/5-vitamin-s.html 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0 

Роль 3. Химик-аналитик

  Вам, необходимо изучить методику йодометрического определения содержания витамина С, и провести исследование в лабораторных условиях  содержания витамина С в овощах и ягодах при хранении в холодильных установках (при заморозке), а также при термической обработке, и сравнить с содержанием витамина С в свежих ягодах и овощах, используя данные Интернет-ресурсов.

  1. Йодометрический метод определения витамина С.
  2. Потеря витамина С при хранении и неправильной обработки.

http://chemworld.narod.ru/old/public/ascorb.html

http://www.ronl.ru/organicheskaya_himiya/16988.htm  http://www.prodobavki.com/dobavki/E300.html 

После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. При подготовке отчета можно использовать презентацию, веб-страницу или текстовый редактор.

Порядок работы:

  1. Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой,  вы можете справиться.
  2. Выбравшие себе одну и туже роль, можете объединиться в микрогруппу или работать индивидуально до тех пор, пока не наступит этап выработки общей точки зрения на проблему.
  3. После работы вы должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.
  4. Для оформления результатов вы можете использовать:

- мультимедийные презентации;

- обобщающие таблицы;

- творческие отчеты

- веб-страницы.

- различные виды схем и диаграммы.

         Критерии оценки

Работа в группе будет оцениваться.

Чтобы увидеть критерии оцени, щелкните здесь

       «Чтобы увидеть критерии оценки индивидуальной работы, щелкните здесь» или

        «Работа в группе также будет оцениваться. Чтобы увидеть критерии оценки, щелкните здесь»

        В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за весь квэст и оценки каждому «специалисту».

Критерии оценки технического оформления

Глубина и оригинальность содержания

Качество оформления

Грамотность изложения

Успешность коллективной работы

Ресурсы:

Вы должны использовать при выполнении заданий:

 - программу подготовки презентаций PowerPoint;

 - ссылки на Интернет ресурсы;

 - энциклопедии, справочники.

    Заключение:  охарактеризовали нахождение аскорбиновой кислоты в различных овощах, ягодах и фруктах; рассмотреть ее строение, свойства, биологическая роль, функции в организме человека. Исследуя Интернет ресурсы, а также свои исследования,  сделать вывод об аскорбиновой кислоте, и содержании ее в овощах и ягодах; при заморозке, при термической обработке  продуктов часть витамина  С теряется, в связи с этим указать, продукты  (овощи, соки), богатые аскорбиновой кислотой, которые целесообразно использовать в зимнее время в качестве профилактики авитаминоза, для повышения иммунитета и с лечебной целью.

     

    Результат

Результатом выполнения работы должны быть презентации, веб-страницы и использование текстового редактора.

Тема квеста разработана Староверовой Ларисой Александровной,  учителем химии МКОУ СОШ  № 24 п. Юрты, электронный адрес:  lora-xxx12@yandex.ru

Сайт МКОУ СОШ  № 24 п. Юрты:  http:// www.chkola24.narod.ru

 E-mail  школы: chkola24@yandex.ru

Этот веб-квест можно использовать в некоммерческих целях в исходном или модифицированном виде при условии обязательного упоминания имени автора и включения ссылки на страницу квеста. При создании модифицированной версии квеста  прошу сообщить мне адрес размещения подготовленной версии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецепты изготовления цукатов из ягод, фруктов и овощей. Засахаренные цветы

Цукаты - засахаренные кусочки фруктов - это натуральный продукт, богатый клетчаткой, витаминами и микроэлементами. Цукаты положительно влияют на активность головного мозга и увеличивают жизненну...

Рецепты изготовления цукатов из ягод, фруктов и овощей. Засахаренные цветы

Цукаты - засахаренные кусочки фруктов - это натуральный продукт, богатый клетчаткой, витаминами и микроэлементами. Цукаты положительно влияют на активность головного мозга и увеличивают жизненну...

Исследование содержания аскорбиновой кислоты в спиртово-водных экстрактах растительных препаратов в процессе их хранения

Целью данной работы является исследовать химические свойства, на примере содержания аскорбиновой кислоты, различных экстрактов растений в процессе их хранения....

Конспект и презентация к занятию по кулинарии в 5 классе "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление блюд из овощей, ягод и фруктов".

Конспект и презентация к занятию по кулинарии 5 класса "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление овощного салата и ягодного киселя" в конце конспекта есть технологич...

Исследовательская работа "Определение аскорбиновой кислоты"

Исследовательский проект "Определение аскорбиновой кислоты во фруктах и соках"...

Перспективы использования аскорбиновой кислоты для детоксикации нитритов

Поиск эффективных технологий снижения содержания нитритов в сырье и готовых продуктах растительного происхождения является актуальной задачей в связи с создавшейся экологческой напряженностьюв мировом...