Профилактика вредных привычек на уроках химии.
консультация по химии (9 класс) на тему

Ялымова Евгения Борисовна

Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания стали бичем нашего времени. Как убереч детей силами школьных уроков химии? Именно такую цель я поставила перед собой перед написанием этой статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Прослеживается тенденция неуклонного омоложения потребителей ПАВ: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление психоактивных веществ приходится на подростковый период.

“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивными веществами  среди подростков.

Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать возникающие проблемы, реализовывать потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами обучения и воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.

На уроках химии обучающиеся получают знания о составе, строении, свойствах и применении химических соединений, в том числе и тех, которые оказывают вредное действие на организм человека. Используя некоторые темы школьного курса химии, можно помочь обучающимся овладеть определенными навыками поведения, которые приведут их к здоровому образу жизни. При этом информация о психоактивных веществах не должна выходить на передний план, она лишь может быть подчинена формированию жизненных установок.

В 8 классе на уроке «Состав воздуха» школьники изучают состав воздуха, влияние загрязнения воздушной среды (в том числе и табачным дымом) на здоровье человека. У учителя есть возможность содействовать формированию у подростков отрицательного отношения к   курению.

На уроке «Кислоты» в теме «Соединения химических элементов» можно обратить внимание обучающихся на свойства сильнейшего яда синильную кислоту – вещества, входящего в состав табачного дыма.

В 9 классе в теме «Металлы» учитель может рассказать обучающимся о твердой фазе табачного дыма. В состав ее входят такие металлы, как натрий, калий, цинк, свинец, алюминий, медь, кадмий, никель, марганец, железо, висмут, ртуть, лантан, кадмий, хром, серебро, кобальт, цезий, золото, полоний. Необходимо отметить, что полоний, некоторые изотопы свинца и висмута – радиоактивные металлы. Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения за год.

В теме «Неметаллы», раскрывая свойства оксидов, летучих водородных соединений серы, азота, фосфора и углерода учитель отмечает вредное действие на организм человека некоторых из перечисленных веществ и обращает внимание подростков, что многие из них присутствуют в табачном дыме. Таким образом, продолжается формирование у обучающихся отрицательного отношения к курению.

В теме «Органические соединения» при изучении альдегидов и спиртов необходимо заострить внимание школьников на вредном влиянии на организм человека формальдегида, ацетальдегида и метанола, входящих в состав табачного дыма.

На уроке «Понятие о спиртах» уместно рассказать о том, что алкоголь диагностируется как наркотический нейротропный и протоплазматический яд. Он воздействует на нервную систему, и на все органы человеческого организма, разрушая их структуру на клеточном и молекулярном уровнях. Алкоголь — ведущий наркотик в современном мире.

В 10 классе в теме «Углеводороды и их природные источники» при изучении свойств некоторых соединений (нитрометана, бензина, бензола, нитробензола, бензопиренов) следует отметить их так называемый «канцерогенный эффект». Особое внимание следует уделить бензопиренам – веществам, вызывающим злокачественный рост эпителия легких. Можно рассмотреть механизм образования бензопиренов при сухой возгонке табака (процесс курения), что способствует формированию негативного отношения юношей и девушек к активному и пассивному курению.

В теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»  при изучении спиртов необходимо продолжить формирование отрицательного отношения старшеклассников к употреблению алкоголя в процессе раскрытия учителем патогенного влияния этанола на различные функции органов и систем человеческого организма.

При изучении свойств ацетальдегида, ацетона, 2,4–диметилфенола, этилфенола продолжается изучение действия на живой организм табачного дыма, в состав которого входят данные соединения.

В теме «Биологически активные органические соединения» на уроке «Ферменты» можно рассмотреть участие ферментов при разложении целого ряда веществ, в том числе и алкоголя, в основной биохимической лаборатории человеческого организма – печени.

На уроке «Лекарства» учитель знакомит обучающихся с использованием  лекарственных, в том числе и наркотических веществ в медицине. Рассказывает о пагубном влиянии наркотиков на организм человека, о наркомании как болезни, о борьбе с ней и профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Затрагивает проблемы распространения ВИЧ-инфекции, как одного из последствий употребления наркотиков.

            Цель разработанных уроков «Да здравствует чистый воздух!», «Алкоголь – шаг в пропасть», урок «Лекарства» - способствовать формированию у подростков устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. В ходе каждого урока учитель проводит демонстрационный эксперимент и предлагает обучающимся выполнить лабораторные опыты, доказывающие состав изучаемых веществ и их вредное влияние на живой организм. Использование на уроках компьютерных презентаций позволяет сделать их информационно более насыщенными, наглядными и эмоциональными.

            Урок «Да здравствует чистый воздух!» можно проводить как обобщающий урок в 11 классе в теме «Строение вещества» после изучения состава вещества и смесей. Возможно проведение урока в 8 классе в теме «Чистые вещества и смеси» и в 9 классе в теме «Неметаллы», заменив задания с использованием органических веществ на задания, доступные обучающимся 8-9 классов.

            Урок «Алкоголь – шаг в пропасть» целесообразно проводить в 10 классе в теме «Спирты» или в 11 классе как обобщающий урок в теме «Вещества и их свойства».

            Урок «Лекарства» проводится в рамках программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна в 10 классе в теме «Биологически активные органические соединения».

 



Предварительный просмотр:

Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках.

Пристрастие к вредным привычкам - табаку и алкоголю, употребление наркотических веществ – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье детей.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. Суть взаимодействия школы и родителей по данной проблеме заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в осознании обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни. В основе такого взаимодействия лежат принципы:

1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

2. Принцип «активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.

3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.

4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят, не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.

5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у школьников здорового образа жизни.

6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, в совместных действиях по формированию ценности здоровья у учащихся он несомненно пригодится.

7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть. Педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, и включающий три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, родителями и детьми в данном направлении.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показывают, что в основном работа по формированию здорового образа жизни ведётся в большинстве семей. Но в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания и отсутствует контроль со стороны родителей.

Если обратиться к цифрам, то от 60 до 80% случаев знакомств подростков с алкоголем происходит при прямом содействии, в присутствии или при участии родителей. Ведь именно родители в первую очередь должны воспитывать в детях нетерпимое отношение к алкоголю, т.к. никто больше родителей не заинтересован в том, чтобы их дети выросли здоровыми. И когда взрослые спокойно наблюдают, как подросток пьёт первую рюмку, вряд ли они задумываются к каким страшным последствиям это может привести.

Вопрос о том, как уберечь детей от наркотиков, должен стоять у родителей на первом месте. Наркомания может развиваться по разному – у кого – то она развивается через месяц, у кого-то – через полгода. Однако никогда истинная наркомания не возникает после одного – двух приемов наркотиков. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые тревожные симптомы и начинать принимать экстренные меры.

Существует три главных признака изменения поведения ребенка, которые достаточно достоверно свидетельствует о проблеме с наркотиками. Это возникновение у ребенка резких и ничем не объяснимых перепадов настроения, которые нельзя объяснить реальными событиями, происходящими с ребенком. Не менее достоверный и тревожный признак того, что ребенок начал принимать наркотики – это нарушение привычного для ребенка ритма сна. Зачастую в дневное время ребенок очень вял, его движения замедлены, речь сонного человека. А к вечеру ребенок начинает совершать достаточно энергичные действия, может не спать ночами напролет, слушая музыку или просиживая за компьютером. Ещё одним из тревожных симптомов является внезапное изменение аппетита, не связанное с физиологическими особенностями подростка и резким скачком роста.

На решение проблем употребления табака, алкоголя и психотропных веществ среди молодёжи направлена деятельность классных руководителей совместно с родительской общественностью. В этой педагогической работе можно выделить следующие этапы работы с семьёй:

1. Подготовительный (ознакомительный). На этом этапе необходимо заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни.

2.Просветительский. Совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса в соответствии с реализуемыми в образовательных учреждениях  программами по формированию здорового образа жизни школьников; подбор методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающей среды; распространение лучшего опыта семейного воспитания; подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке.

3. Деятельностный. Формирование совместной деятельности семьи и школы по воспитанию привычек здорового образа жизни. Это проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей в спортивно-оздоровительной деятельности.

Педагоги общеобразовательных учреждений г.Коломны используют в совместной работе с родителями по формированию здорового образа жизни у школьников следующие формы и методы: интерактивная форма: анкетирование; интервьюирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов; традиционная: родительские собрания, семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита» и др.; просветительская; использование СМИ для освещения деятельности образовательного учреждения по формированию ЗОЖ у детей; организация клуба «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стендов; оформление классных уголков.

В учебно-методическом пособии освещена деятельность классных руководителей ряда городских школ (№ ) активно внедряющих в учебно-воспитательный процесс эти формы и методы, способствующие формированию у школьников ценности здорового образа жизни при активной поддержке со стороны родительской общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика вредных привычек на уроке математики

Тому, кто умеет ждать, всегда достается самое лучшее!...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопросы здо...

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопр...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида...