Разработка открытого урока в 9 классе "Оксид водорода - вода"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Приминение современных технологий обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oksid_vodoroda_otkrytyy_urok.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Оксид  водорода – вода".

Форма урока: беседа, объяснительно-иллюстративный урок, умение работать в группах.

Девиз урока: “Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!”                    

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент:

эмоциональный настрой,

мотивация учебной деятельности.

Цели для учащихся:

настроиться на активную творческую работу;

разработка плана работы, согласно выбранному девизу.

Цели и задачи для учителя:

создать на уроке благоприятную рабочую атмосферу;

активизировать деятельность учеников, используя элементы самостоятельной работы.

работать над формированием навыков толерантного поведения в коллективе;

развивать креативное мышление и коммуникативные способности.

Методы организации работы: беседа, информационно-рецептивный.

Форма организации работы: эвристическая беседа.

Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы не только вспомним о физических свойствах воды, мы будем читать стихи,  вспоминать пословицы, познакомимся с особенностями ( аномальными свойствами воды).Вам станут понятны высказывания: «Вода-чудо природы».  «Вода—это эликсир жизни » « Самое необыкновенное вещество в мире».

Вы заранее подготовили стихи и загадки о воде.                                                                    

Проводим конкурс «минутка» на знание стихов, поговорок, пословиц о воде.

«Безбрежная ширь океана

И тихая  заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана.

И все это – только вода».            

                               «Высокие гребни вздымая,

                                Бушует морская вода.

                                И топит, как будто играя,

                                 Большие морские суда».  

«В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А, в сущности - только вода».  

                                «В цветенье внешнем иль в снегу

                                 Земля всегда красавица,

                                 И за любовь она в долгу

                                  Пред вами не останется»

«Туман лежит на кручах

Недвижен и глубок.

Где оседает туча,

Рождается поток».  

                                     « Под голубыми небесами,

                                      Великолепными коврами,

                                      Блестя на  солнце, снег лежит.

                                      Прозрачный лес один чернеет,

                                       И ель сквозь иней зеленеет

                                       И речка подо льдом блестит».

Загадки: «Что видно, когда ничего не видно?» (Туман)  

               « Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут» (Облака)

                « Темным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человечка, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком!» (Зима)    

                 «Приходил-стучал по крыше уходил - никто не слышал» (Дождь).          

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Цель для учащихся:

систематизировать знания о физических свойствах воды; о нахождении в природе,

формировать навыки самоконтроля личных достижений;

Цель и задачи для учителя:

организовать совместное обучение в сотрудничестве;

ознакомить с технологией урока “Учимся вместе”;

повторить этапы научного познания;

включить элементы нестандартных заданий,

создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Методы организации работы:

проблемно-поисковый, информационно-рецептивный.

Форма организации работы:

перенос знаний, самостоятельная работа учащихся.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

правильные ответы учащихся; работа с таблицей, изготовленной учащимися самостоятельно

Методы мотивирования учебной активности учащихся:

Оценка работы учащихся на разных этапах урока, оценка успешности выполнения задания, характера общения между собой, способ  оказания помощи друг другу.

Сегодня на уроке мы попытаемся:                                                          1.Вспомнить о нахождении воды в природе.                                                        2. Вспомнить о способах очистки воды.                                                                                                   3. Систематизировать все приобретенные знания о физических свойствах воды.                                                                                                   4.Ознакомиться с особенностями (аномальными свойствами воды) в виде научной экспертизы ваших знаний. Это позволит вам повторить пройденный материал и оценить уровень ваших знаний. Вы сами будете являться экспертами приобретенных знаний, что позволит вам ответить на многие вопросы не только из области химии, но и из области биологии, географии, экологии, физики и других наук.                                                  

1.Вода в природе.                                                                                  Это самое распространенное вещество на Земле. Это единственное вещество на Земле, которое встречается в природе во всех 3 агрегатных состояниях. Вспомните и приведите примеры (твердое: лед, жидкое: вода, газообразное-облака.).                                                           Покажите на глобусе какая часть земной поверхности покрыта морями, океанами и озерами. (3/4).

Самодельная таблица «Вода, вода, кругом,   вода»

В ней указано, что кровь человека на 90% состоит из воды, мышцы - на 75%,кости-на 28%, стекловидное тело глаза – на 99%.Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25%- к гибели организма.

В организмах идет обновление воды. В кактусах, например, обновляется полностью вода в течение 28 лет, у черепах-1 год, у верблюда- 3 месяца, у человека-1 месяц.

Без воды человек может прожить3 дня, в то время как без пищи-30-50 дней.                                                                                           Вода участвует и в растворении веществ, в образовании крахмала, сахара, в теплообмене организма. Вода- источник питания для растений, для получения теплоты и энергии, а реки, озера,  моря, океаны, средство передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов.

2.Вспомните способы очистки воды.

( Отстаивание, фильтрование, перегонка, хлорирование)

Воду пропускают через решетки, далее направляют в отстойник, фильтруют через слой пористого вещества. Фильтром для очистки служит песок и гравий. Затем воду хлорируют (не более 0,7 г хлора на 1 т воды.)

 Для получения особо чистой воды используют перегонку. Этот опыт основан на различии температур кипения веществ.

Опыт. Получение дистиллированной воды.                              Для дистилляции используют прибор, состоящий из перегонной колбы, холодильника и приемника.

Где находит применение дистиллированная вода?

( Ее используют для приготовления лекарственных и лабораторных растворов, для заливки в систему охлаждения автомобилей).

3.Физические свойства воды.                                                        При обычных условиях вода – прозрачная жидкость без вкуса и запаха. Плотность воды при 4 градусах С

1г/см3. При 0 градусах С  вода замерзает (лед)

При 100 градусах С кипит и переходит в газообразное состояние ( водяной пар).                                                              Но вода обладает и многими особыми свойствами. Эти свойства воды - аномальные.                                                       Аномалия- отклонение от нормы.

Работа в группах. 8 групп по 3-4человека.

«Учимся вместе»                                                                        У вас на столах лежат листы с вопросами и листы с  8-ю аномальными свойствами воды.  Каждая группа                                  знакомится  со всеми восьмью свойствами, обсуждает их. Но после обсуждения, представитель каждой группы отвечает лишь на вопросы, относящиеся к одному аномальному свойству воды. Для каждой группы это свойство подчеркнуто красной пастой.                (Приложение 1)(приложение 2)

 

Чем же можно объяснить аномальные свойства воды?        

(Очевидно, все эти свойства зависят от строения воды)     Связи в молекуле воды: ковалентные, полярные. Молекула воды  представляет собой диполь  (имеет два полюса). Вследствие этого молекулы притягиваются к друг другу разными полюсами происходит их АССОЦИАЦИЯ, и образуются АССОЦИАТЫ. Полярная  молекула воды в определенной степени подобна магнитику. И эти «магнитики» притягиваются друг к другу и образуют цепочки из разного количества молекул воды. Этим  и объясняются аномальные свойства воды.                                                         Установлено, что только водяной пар состоит из неассоциированных молекул.                                                                     В силу высокой полярности молекулы воды, она является универсальным растворителем.

Закрепление учебного материала:

закрепление знаний

подведение итогов урока.

Цели для учащихся:

отработать понятия водоочистки,

Опираясь на знание аномальных свойств воды, понимать значение этих свойств  для объяснения многих явлений природы. Используя новые знания, хорошо понимать: охрана водных ресурсов это сохранение жизни на Земле.

оценить результаты работы на уроке;

провести самоконтроль.

Цели и задачи для учителя:

систематизировать, обобщить и закрепить знания и умения;

оценить уровень подготовки учеников к выполнению контрольной работы;

установить связь между строением молекулы воды и ее уникальными свойствами.

обеспечить взаимосвязь изученного материала с тематикой следующих уроков.

Методы организации работы:

фронтальная беседа; информационно-рецептивный.

Формы организации работы:

индивидуальная, фронтальная.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала:       осмысленные ответы на вопросы закрепления, активность, эмоциональная реакция.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда не все учащиеся  освоили новый материал:

обратить внимание на задания, при выполнении которых возникли затруднения;

дать возможность провести самоподготовку с экспертными листами дома.                                                                      

Вы многое  вспомнили, и многое узнали на этом уроке. О воде можно говорить очень долго и эмоционально.  

Например: В 523 г. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях от жажды погибло 50-тысячное войско шаха  Камбиза . Это войско не мог победить ни один враг.

Какие выводы для себя мы должны делать, узнав об этом из истории?                                                                    

Вы можете ответить на вопрос: Почему плавает лед?

Какое это имеет значение?                                                

Чем объяснить ,что вода- естественный регулятор климата Земли?                                                                       Почему при снегопаде наблюдается потепление?

Что вы знаете о так называемой святой воде?  Чем объяснить магические свойства этой воды?

А знаете ли вы о живом мире в капле воды ? Более 200 лет назад голландский шлифовальщик  стекол Антонии –ван- Левенгук впервые заглянул в этот мир через увеличительное стекло. И он поразил его. Это был мир существ, который из века в век незримо вступал в войну с человечеством, унося миллионы жизней. Чума,  холера, тиф-все эти заболевания передавались через воду. Назовите свойства воды, которые способствуют развитию жизни живых существ.

Значит, вода может быть и другом и врагом человека.

Согласны ли вы со следующими высказываниями которые вы услышали в начале урока?      

1. «Вода-это эликсир жизни».                                                      

2. «Самое необыкновенное вещество в мире ».                                                                   3.  «Вода-чудо природы».

Итог:  В конце урока подводится итог, согласно которому, обобщив и систематизировав знания о строении молекулы воды, нахождении ее в природе, физических свойствах воды, аномальных свойствах воды, можно согласиться с девизом  урока: «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!»                                                                                    

Оценить работу в группах, активность при закреплении материала, творческий подход при ответе на сложные вопросы, выставить оценки.              

Задание на дом.

Цели для учащихся:

повторить изученный материал, провести подготовку к контролю знаний по теме “Оксид водорода”.

Цели и задачи для учителя:

объяснить особенности выполнения домашнего задания;

напомнить методику выполнения творческих задании.

Рефлексия

Критерии выполнения творческих заданий:

оценить умение учащихся использовать знания по биологии, географии, физике, умение отстаивать свою точку зрения, обобщать, находить правильное решение в короткие сроки времени.

Обратить внимание на задания, которые вызвали затруднения. Слабым ученикам дать возможность провести самоподготовку с экспертными листами дома.

По желанию составить творческие задания по аномальным свойствам воды.

Что понравилось на уроке?

Что запомнится о воде?

                                                                                                Приложение 1

                                           

                                            Аномальные свойства воды.

1.Вода, согласно классу веществ, к которому она относится, должна кипеть при температуре – 80  градусов.и плавиться при температуре -100 градусов.

2.Вода обладает высокой теплоемкостью

3. У воды очень высокая теплота испарения.

4.Вода имеет высокую теплоту плавления. Замерзая, она выделяет большое количество тепла.

5.При замерзании вода расширяется.

6.От холода вода сжимается.

7.У воды из всех жидкостей, кроме ртути самое высокое поверхностное натяжение.

8.Вода самое распространенное вещество на Земле и в то же время мы вправе сказать, что на Земле нет чистой воды.

                                                                         

                                                                                            Приложение 2

1.Аномалия 1. В каком состоянии была бы вода, если бы вела себя нормально?

(Она существовала бы только в виде пара).

2.Для нагревания 1 л воды на 1 градус требуется в 3300 раз больше тепла, чем для нагревания 1 л воздуха на 1 градус. Какое это имеет значение для  живых организмов .населяющих  воду?

3.Какое значение имеет высокая  теплота испарения  для рек и озер?

  (Они не пересыхают).

4.Замерзая, вода выделяет большое количество тепла.1л воды, превращаясь в лед, подогревает на 1 градус 250 000 л воздуха. Какое это имеет значение для жизни на Земле?

5.Что было бы если вода  при  замерзании, вела себя нормально, то есть сжималась?

(Лед не был бы легче воды и опускался бы на дно и водоем замерз бы полностью).

6.От холода вода сжимается. До какой температуры? Какое это имеет значение для водоемов?

(+4 градуса). (Такая вода опускается на дно водоемов и спасает жизнь животным).

7.Поверхность воды всегда затянута тонкой пленкой из молекул. По ней как по паркету бегают  насекомые-водомерки. Силы поверхностного натяжения заставляют воду подниматься из глубины почвы и питать растения.

8.Все, что мы называем водой - растворы. Вода – великий растворитель. Именно в растворенном виде происходит синтез и распад всех веществ  в клетке

9. Почему в лиственных лесах прохладно даже в жару?

10.Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?

11Почему альпийские растения низкорослы?

12.Почему рассаду помидоров и огурцов перед заморозком надо обильно поливать?

13.Большой сосуд с водой, помещенный в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему?

14.Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местностях, чем в сухих?

15.Почему зимой не промерзают озера?

16.Какая почва прогревается солнцем  быстрее: влажная или сухая?

17.Прочитайте отрывок из стихотворения П.Дудника:

Говорят,

Что на восемьдесят процентов

Из воды состоит человек.

Из воды - добавлю-

Родных его рек.

Из воды - добавлю-

Дождей, что его напоили.

Из воды - добавлю-

Из древней воды родников,

из которых его и деды

и прадеды пили.

Как вы понимаете этот текст с точки зрения своих знаний о составе живого вещества и о роли воды в живой природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» 8 класс

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» является авторской,  содержит методически грамотно спланированные активные и интерактивные действи...

Открытый урок "Химические свойства водорода."

Изучение химических свойств водорода, научить детей на практике обнаруживать водород и рассмотреть области применения водорода....

Открытый урок по теме "Внутренние воды Южной Америки" ФГОС 7 класс

Разработка открытого урока по ФГОС в 7 классе по теме "Внутренние воды Южной Америки" с маршрутным листом и презентацией к уроку....

Методическая разработка открытого урока "Воды суши. Реки.

Цель:Сформировать представление  о частях  реки, о крупнейших реках России   с  использованием новых информационно-коммуникационных технологий.Расширить и углубить знания о во...

Открытый урок по армянскому языку. Воды Армении.

План-конспект открытого урока по армянскому языку по теме: «Воды Армении»...

Открытый урок по теме "Водород"

Открытый урок по теме "Водород"...