Кислотные оксиды
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Носачева Наталья Владимировна

Кислотные оксиды - краткий конспект урока в технологии критического мышления. Прилагается рабочая инструкция для организации работы учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kislotnye_oksidy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Носачева Наталья Владимировна, учитель химии высшей категории

МБОУ СОШ №1

Тема: «Кислотные оксиды»

 8 класс.

Цель: научить учащихся предполагать химические свойства КО, пользуясь таблицей тренажером; характеризовать химические свойства КО на основе эксперимента и предварительного моделирования; моделировать возможность химической нейтрализации вредных выбросов предприятий, развивать познавательные процессы.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению химических свойств КО: взаимодействию КО с водой и основаниями.
  • Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний на основании выполнения творческих заданий, ученического эксперимента.
  • сформировать  представление о вредном влиянии кислотных оксидов на окружающую природу
  • Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков при соблюдении правил техники безопасности.

Оборудование:  

  1. опорная инструкция
  2. таблица тренажер
  3. штатив с пробирками
  4. трубочка для коктейля для пропускания СО2 через раствор
  5. раствор гидроксида кальция
  6. сухой оксид фосфора (V)

Ход урока:

  1. Организация класса.

  1. Сообщение темы и целей урока, обозначение этапов урока.

  Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжим работу с таблицей тренажером – постараемся предположить химические свойства кислотных оксидов, повторим классификацию оксидов, проведем 2 эксперимента, подтверждающих наши предположения о химическом поведении КО, рассмотрим негативное действие КО на окружающую среду.

  1.  Актуализация – письменная самостоятельная работа по схеме №1.

Необходимо написать примеры оксидов, соответствующие классификации по различным признакам.  

  1. Изучение нового материала с использованием ученического эксперимента.

Всякому действию предшествуют размышления, поэтому сначала мы постараемся спрогнозировать химическое поведение КО. (работа с таблицей - тренажером).

  Рассмотрим ряд веществ,  в котором находятся КО. Мысленно исключим неметаллы и кислоты, оставшиеся классы веществ будут потенциальными реагентами для КО. Соедините стрелками (желательно цветной пастой) возможные пары реагентов.

Структурно- логическая схема о химических свойствах КО

КО ----- основные оксиды

КО ----- основания

КО ------ амфотерные оксиды

КО ----- амфотерные гидроксиды

КО ----- вода

Сначала исследуем как КО взаимодействует с водой, проверим, действительно ли образуется кислота.

Проводим физкультпаузу: упражнения сидя -руки вверх, руки вниз, потянулись.

Учащиеся выполняют опыт №1 по инструкции.

Описываем наблюдение:  растворение в воде белого порошка оксида фосфора (V) и покраснение лакмуса в образовавшемся растворе. Записываем уравнение реакции и делаем вывод.

После проведения опыта рассматриваем задание I и отвечаем на вопросы:

  1. КО являются составной частью газообразных продуктов металлургических производств, котельных, ТЭЦ. Предложите способ личной защиты от вредного влияния этих оксидов.
  2. В атмосфере КО смешиваются с водяными парами.
  3. Во время дождя кислоты возвращаются на землю («кислотный» дождь).

Смоделируем влияние такого дождя на растения, почву, постройки из мрамора, известняка, песчаника.

  CO2  +  H2O             H2CO3

  SO2  +  H2O               H2SO3

  2NO2  + H2O               HNO2   +  HNO3

В качестве одного из способов улавливания КО проведем лабораторный опыт №2 по инструкции.

Для этого опыта используем трубочку для напитков. Через раствор гидроксида кальция пропустим углекислый газ (выдыхая воздух). Наблюдения записываем и составляем уравнения реакций. Делаем вывод.

  1. Закрепление. (Выполнение тестового задания).

Проверь себя:

  1. При взаимодействии КО с водой образуется:

а) соль                                  в) кислота

б) оксид                               г) основания  

  1. При взаимодействии неметалла с кислородом образуется

         а) щелочь                    в) соль

         б) кислота                   г) оксид  

  1. С каким веществом будет взаимодействовать гидроксид натрия.

а) SO3          в)CuO

 б) H2O        г) HCl

 VI. Домашнее задание: § 45.2, задание II по инструкции.

Опорная инструкция к теме:

«Кислотные оксиды».

Рассмотрите схему:

ОКСИДЫ

Агрегатное                                         несолеобразующие          растворимые   нерастворимые

 Состояние                                                                                         в воде                   в воде

                                                              Солеобразующие

Лабораторный опыт №1. Взаимодействие КО с водой.

  Н2О                                                                             Закончите уравнение:

                                                                       Р2О5  + 3Н2О              2НРО4                                         

                                                                                SO3 + H2O ----- ?

   Р2О5                                                             ?      CO2 + H2O ------ ?

                                                                               Вывод: вода реагирует с КО с образованием …

 Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:  

  1. Какие предприятия могут выбрасывать в атмосферу кислотные оксиды.
  2. Что с ними происходит в атмосфере?
  3. В виде каких соединений КО возвращаются на Землю. Составьте уравнение соответствующих реакций.
  4. Предложите свой химический способ улавливания КО.

Лабораторный опыт №2. Взаимодействие КО с основаниями.

  СО2                                                                         Закончите уравнения:    

                                               Ca(OH)2 + CO2                 ?     + H2O

                                               NaOH + SO3                  ?     + H2O

                                               KOH + SO2                  ?     + H2O

                                              Вывод: КО реагирует со щелочами с образованием …

Са(ОН)2                                                             

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 II. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

I.                                                                                       II.

  1. Какого цвета выделяющийся газовый «хвост»?
  2. Подумайте, как эти газы будут распространяться в атмосфере: по рис. I или II и объясните, почему?

      3.Молярная масса воздуха 29 г/моль, вычислите, во сколько раз каждый из этих оксидов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: "Кислотные оксиды"

Урок по теме "Кислотные оксиды", изучаемые понятия кислотные оксиды, ангидриды, составление формулы оксидов по валентности....

Презентация по теме Оксиды - оксид водорода

Тема "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды", на примере "Вода"...

« Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов». - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в ...

Оксиды, классификация, свойства оксидов. 8 класс

Из-за небольшого количества учебного времени и  определенных трудностей для учащихся в изучении нашего предмета, особое внимание  приходится  уделять  наглядности изучаемых тем. Но...

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды....

Оксида, их классификация и свойства. Свойства кислотных оксидов

Понятие, что такое оксид. Классификация оксидов. Что такое кислотные оксиды. Химические свойства кислотных оксидов...