Технологическая карта урока "Хлороводород.Соляная кислота"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Носачева Наталья Владимировна

Технологическая карта урока с описанием видов деятельности учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klasstekhkakrta_solyanaya_kislota.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс химия

Технологическая  карта  урока по теме: «Хлороводород. Соляная кислота»

Учитель: Носачева Н.В. МБОУ СОШ №1

Ст. Кущевская, Краснодарского края.

Тема

Хлороводород.  Соляная кислота.

Цели

Обучающиеся должны знать понятия: строение молекулы хлороводорода. Получение хлороводорода,  его физические свойства. Физические и химические свойства соляной кислоты. Применение соляной кислоты на основе её свойств.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание темы предполагает:

  • закрепить знание современных представлений о ковалентной связи
  • закрепить знание понятий:  относительная плотность газа, физические свойства хлороводорода
  • сформировать представления о химических свойствах соляной кислоты, биологическую роль соляной кислоты, области применения соляной кислоты;
  • научить составлять уравнения  химических реакций, характеризующие кислотно-основные  свойства кислоты
  • проводить химические опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты.

Планируемый результат

Личностные умения

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-Знание основ здорового образа жизни и правильного питания

Метапредметные умения

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими  моделями и реальными объектами

Регулятивные: 

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: 

- умение формулировать высказывание;

- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Предметные умения

-умение объяснять тип химической связи в молекуле хлороводорода,

- умение характеризовать физические свойства хлороводорода  как молекулярного вещества с ковалентно полярным типом связи,  

- умение составлять уравнения  реакций ( молекулярных и ионных), характеризующих свойства соляной кислоты, проводить химические опыты с соляной кислотой

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Биология 8 класс

Тема: «Пищеварительные железы»

Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Электронное строение атомов химических элементов», ПСХЭ Д.И. Менделеева, диск «Химические опыты со взрывами и без» (Химия для всех XXI), диск «Конструктор тестов»

фронтальная  

индивидуальная

в паре  

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 -актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями химическая связь, относительная плотность газов

  Учащиеся работают с рабочей инструкцией

Задание №1 Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода. Вычислите относительную плотность хлороводорода по воздуху. Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу.

Химическая  формула

Молярная масса

Электронная

формула

Структурная формула

Тип химической связи

Относительная плотность по воздуху

Форма работы – индивидуальная.

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение объяснять тип связи в молекуле HCl

- умение  вычислять относительную плотность HCl по воздуху;

Умения вести наблюдения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

 Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат

научить школьников:

формулировать понятия:

методы вытеснения воздуха, метод вытеснения воды при получении газов;

физические свойства хлороводорода,

составлять: 

проводить наблюдения за химическим опытом и описывать физические свойства хлороводорода;

составлять уравнения химических реакций (молекулярных и ионных) характеризующих химические свойства соляной кислоты;

объяснять: области применения кислоты в соответствии с  её физическими и химическими свойствами свойствами.

Учащиеся выполняют задание №2 из рабочей инструкции.

Задание №2. Учитывая тип химической связи, предположите растворимость хлороводорода в воде.

  1.  Просмотрите  фрагмент: «Получение  хлороводорода в лаборатории»

Подумайте! 1.Какие из перечисленных пар веществ можно использовать для получения хлороводорода:

А) кристаллический хлорид натрия и раствор серной кислоты

Б) кристаллический хлорид натрия и безводная серная кислота

В) раствор хлорида натрия и раствор серной кислоты

Г) раствор хлорида натрия и безводная серная кислота

                        2.Можно ли собирать хлороводород методом вытеснения воды?

  1. Просмотрите фрагмент: «Растворение хлороводорода в воде»  

 Подумайте!  Почему изменился цвет индикатора? Сделайте вывод о характере водного раствора хлороводорода. Опишите физические свойства хлороводорода.

Цвет

запах

Растворимость в воде

Характер водного раствора

1 объем воды - …  объемов HCl

Проверка правильности выполнения задания.

Форма работы – фронтальная

Выполнение задания №3. Форма работы – в паре.

Задание №3 Изучение свойств  соляной кислоты.

3.1. Подумайте! Если дунуть над отверстием склянки с концентрированной соляной кислотой, то появляется  «дымок». Почему слово «дымок» взято в кавычки? Сделайте вывод о летучести кислоты.

3.2 Степень диссоциации соляной кислоты 100%. Сделайте вывод о силе кислоты. Составьте уравнение электролитической  диссоциации: HCl  = ? + ?

Задание №4. В организме человека соляная кислота вырабатывается в желудке. Как называется ситуация избытка кислоты в желудочном соке? Какие факторы приводят к появлению избыточной кислоты в желудке?  Как нейтрализовать кислоту?

Задание №5. Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с пищевой содой:                           HCl+NaHCO3→?   +?   + ?

Закончите уравнение реакции, составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод о возможности нейтрализации соляной кислоты в желудочном соке пищевой содой.

Задание №6 Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с лекарственными препаратами (альмагель, гевискон, ренни):       Al(OH)3 + HCl→ ? + ?

Сделайте вывод:  какой  реагент,  более щадящий  для нейтрализации кислоты в желудке.

Задание №7. Вы случайно проглотили монету, достоинством 1 рубль. Состав сплава: цинк и никель. Что произойдет с монетой в желудке?           Zn + HCl →    ? + ? ;   Ni + HCl→    ? + ?    

А если монета будет из меди? Cu + HCl  →    ? + ?    Сделайте вывод.

Проверка правильности выполнения задания. Обобщение материала.

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать характеристику химическим и физическим свойствам.

Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы « Хлороводород, его физические свойства и получение.Соляная кислота»

Форма работы -  индивидуальная.  

Задание 4. Тест на экране

1.Какой газ легче  воздуха

1)SO2  2)NO   3)O2  4)HCl

2. Ковалентно неполярная связь в соединении

1) HCl    2) H2O    3) HF    4) Cl2

3. Какой газ можно собирать, вытесняя воду

1) O2    2) NH3     3)  F2    4) HCl

4. Соляная кислота не взаимодействует с

1)  Zn  2)  SiO2  3)  KOH  4) CuO

5. Гидроксид натрия взаимодействует с

1)  Na2O  2)  Mg(OH)2  3)  HCl  4) NaCl

Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном.

Регулятивный - умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

- умение характеризовать физические и химические свойства соляной кислоты

III этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Ответьте на вопросы.

-Что узнал нового?

- Что меня удивило?

- Что показалось трудным?

- Как я буду преодолевать трудности?

Самооценка

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Запись трудных моментов при изучении темы.

Домашнее задание:

базовый уровень: §14, применение соляной кислоты, упр. №1,2

углубленный уровень: §14, применение соляной кислоты, упр. №4,5

творческий уровень: §14,  задачник Новошинская Н.С. №61,62. Химизм образования соляной кислоты в организме человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс

Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет:  химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...

технологическая карта урока в 8 классе "Кислоты"

Методическое сопровождение урока в 8 классе по теме"Общие свойства кислот"...

Технологическая карта урока "Серная кислота"

Урок в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Технологическая карта по теме "Кислоты" для инклюзивного класса

Данная технологическая карта рассчитана для класса  в котором учаться дети с ОВЗ.При работе с учеником с ЗПР нужно давать более простые задания,  нежели, чем здоровым детям . Учитель после т...

Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"

Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"...