Комплексные соединения
элективный курс по химии (10 класс) на тему

Горячевская Татьяна Витальевна

Данная программа предназначена для учащихся X-XI классов, рассчитана на 11 часов, предусматривает расширение и углубление знаний по химии, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофильную ориентацию старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_kompleksnye_soedineniya.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

по химии

«Комплексные соединения»

Составитель: Горячевская Т.В.

учитель химии

высшей категории

Чита, 2014

Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся X-XI классов, рассчитана на 11 часов.

Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний по химии, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофильную ориентацию старшеклассников. Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный  интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы).

Цели программы:

  1. Расширить, углубить, закрепить и систематизировать теоретические знания учащихся по химии;
  2. Развить интерес у учащихся к научно-исследовательской деятельности;
  3. Научить учащихся организовать свой учебный труд: пользоваться учебником, справочной литературой, реактивами, химическим оборудованием.

Задачи программы:

  1. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии;
  2. Формировать у учащихся представление об комплексных соединениях, их роли, значении;
  3. Формировать учебные умения, необходимые для приобретения и совершенствования знаний;
  4. Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественнонаучного профиля.

Разделы программы:

I. Координационная теория;

II. Изомерия комплексных соединений;

III. Классификация комплексных соединений;

IV. Применение комплексных соединений;

V. Практическая часть;

VI. Итоговое занятие. Анкетирование учащихся.

Особенности разделов курса:

I, II, III разделы включают фундаментальные знания.

В программе рассматриваются основные положения теории химического строения комплексных соединений, изометрию, классификацию.

IV раздел рассматривает применение комплексных соединений.

В V разделе большая роль отводится исследовательской деятельности учащихся. Осуществляется знакомство с техникой лабораторных работ.

Требования к результатам усвоения учебного материала по разделам программы:

  1. Координационная теория

Знать: основные положения теории, химические формулы солей, номенклатуру комплексных соединений, состав и строение;

Уметь: находить нужное вещество по его химической формуле, читать формулы, называть вещества, записывать уравнения;

  1. Изометрия комплексных соединений

Знать: гидратную, солевую, координационную, геометрическую, оптическую;

Уметь: определить вид изомерии;

III.  Классификация комплексных соединений

Знать: гидраты, ацидосоединения, аммиакаты, поликислоты и их соли, полигалогениды, циклические соединения;

IV. Применение комплексных соединений

Знать: о роли комплексных соединений в аналитической химии, в защите металлов от коррозии, в жизни растений и животных;

V.  Практическая часть

Уметь: работать с различными видами инструкций, обрабатывать результаты, описывать наблюдения, фиксировать полученный результат, делать выводы по работе.

Программа «Комплексные соединения»

№ п/п

Содержание

Количество часов

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Тема № 1

Координационная теория

3

3

-

2.

Тема № 2

Изометрия комплексных соединений

1

1

-

3.

Тема № 3                 

Классификация комплексных соединений

1

1

-

4.

Тема № 4

Применение комплексных соединений

1

1

-

5.

Тема № 5

Практическая часть

3

-

3

6.

Итоговое занятие

2

1

1


Тематическое планирование

Тема занятия

Основные знания, умения и навыки

Общеучебные умения и навыки

Количество часов

Практическая часть

Координационная теория

1. История комплексных соединений.

Основные положения теории А.Вернера. Строение комплексных соединений.

2. Номенклатура комплексных соединений.

3. Зачет по теме.

Знать: основные положения теории, строение комплексных соединений: комплексообразователь, лиганды, внешняя сфера,

Внутренняя сфера – комплексный ион, координационное число, номенклатуру комплексных соединений.

Уметь: находить нужное вещество по его химической формуле, читать формулы, называть вещества, записывать уравнения диссоциации, определять заряд комплекса и комплексообразователя, записывать уравнение нестойкости комплексного соединения.

Формировать:

учебно-интеллектуальные умения:

  1. анализировать;
  2. обобщать;
  3. конкретизировать;
  4. абстрагировать;
  5. выделять главное.

учебно-познавательные умения:

  1. аргументировать;
  2. доказывать;
  3. пользоваться языком предмета;
  4. формировать практические и исследовательские умения.

поисково-информационные умения:

  1. работать с научной литературой;
  2. работать со справочниками, опорными конспектами, концентрированными конспектами
  3. работать с инструкциями.

3 часа

1 час

1 час

1 час

Изомерия

комплексных

соединений

Знать: оптическую, координационную, геометрическую, гидратную, солевую;

Уметь: определить вид изомерии.

1 час

Классификация

комплексных

соединений

Знать: классификацию комплексных соединений: по внутренней сфере и по природе лигандов;

Уметь: определить по природе лигандов: аммиакат, ацидокомплекс, аквокомплекс, политгалогенид.

1 час

Применение

комплексных

соединений

Знать: роль комплексных соединений в аналитической химии, в защите металлов от коррозии, в жизни растений и животных

Уметь: обосновать ту или иную роль

Учебно-организационные умения:

  1. осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  2. сотрудничать при выполнении учебных задач.

1 час

Практическая часть

Практическое занятие №1

а) образование и диссоциация соединений с комплексным катионом;

б) образование и диссоциация соединений с комплексным анионом;

Практическое занятие  №2

а) прочность комплексных ионов и разрушение комплексов.

Практическое занятие №3

а) различие между простыми и комплексными ионами железа (III)

б) влияние концентрации раствора на комплексообразование;

в) гидратная изомерия аквокомплексов.

Уметь: составлять уравнения химических реакций, записывать уравнения химических реакций с точки зрения ТЭД

3 часа

1 час

1 час

1 час

Итоговое занятие

Обобщить знания учащихся о составе и свойствах комплексных соединений, классификации, номенклатуре, природе химической связи комплексных соединений, роли комплексных соединений в природе и жизни человека и животных

2 часа

1 час

Анкетирование учащихся о роли и значении элективного курса «Комплексные соединения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексные соединения. Общая химия, 11 класс

Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: комплексные соединения.2011 год, Санкт-Петербург....

Методическое пособие "Комплексные соединения"

В пособии размещён материал для изучения комплексных соединений....

КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Материал для проведения урока комплексные соединения...

Комплексные соединения. Урок-исследование для 11 профильного класса.

    Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень д...

Комплексные соединения. d-элементы

Учебная презентация по изучению темы "d - элементы ". Рекомендованно для учащихся СПО технического профиля....

Комплексные соединения

Тема урока в 11 классе. Комплексные соединения - одна из самых многочисленных групп веществ. Очень интересно и очень важно. Жаль, что в школе этот вопрос изучается поверхностно, или не изучается совсе...

Конспект урока "Комплексные соединения"

Химия 11 класс. Задачи урока: повторить виды химической связи; ознакомить с комплексными соединениями, на их примере раскрыть идею многообразия и взаимосвязи неорганических и органических соединений; ...