Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Толкова Светлана Валерьевна

  В статье кратко  рассказано об электронных образовательных ресурсах,  приводится пример использования электронных образовательных ресурсов на уроках химии.  Представлен конспект урока "Кислоты в свете  теории электролитической диссоциации" по учебнику О.С. Габриеляна для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_khimii_s_ispolzovaniem_eor.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Толкова Светлана Валерьевна, учитель химии МБОУ СОШ № 68

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии

В  статье приведен пример использования ЭОР на уроках химии, представлен конспект урока «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации» по учебнику О.С. Габриеляна в 8 классе.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. ЭОР бывают разные.  По степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

·       Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

·       ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

·       Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны. Но, с другой стороны,  такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

·       Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.  Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

        ЭОР по химии являются самые различные объекты, например, цифровые копии портретов ученых, фотографии химических веществ, устройств, производств химической промышленности. К этому же типу объектов относятся анимированные схемы синтеза  различных веществ  в  промышленных условиях, каталитического крекинга нефти, интерактивные системы тестирования и т.п. К ЭОР  по химии относятся также виртуальные лаборатории, позволяющие моделировать химические опыты, составлять структурные формулы и уравнения химических реакций.  Изучение химии требует привлечения экспериментального материала (показ учителем и проведение учащимися химических опытов).  Поэтому особое внимание уделяется  использованию фото- и видеоматериалов, которые позволяют:

а) подготовиться к  проведению (демонстрации) опытов,

б) познакомить учеников с теми экспериментами, которые практически невозможно осуществить на уроке из-за недостаточного оснащения школьного химического кабинета реактивами, материалами,  химической посудой.  

Особенно актуальны такие химические демонстрации для процессов, в которых используются или образуются вещества, представляющие опасность с точки зрения техники безопасности (едкие, ядовитые, взрывоопасные, легкогорючие).

Еще одна особенность использования ЭОР при изучении химии заключается в как можно более широком обеспечении наглядности за счет использования иллюстраций и анимированных моделей (например, строения атомов, молекул, химических процессов, смещения химического равновесия, технологических схем химических производств и т.д.). Демонстрация интерактивных моделей и действующих схем позволяет визуализировать теоретические положения, вынесенные на урок, помогают обеспечить более глубокое понимание учебного материала.

Интерактивные задания в изучении химии могут быть использованы как для текущего контроля, так и для самостоятельной работы учащихся (в качестве «химических тренажеров»), а мультимедиа-ресурсы, наряду с иллюстративными и текстовыми материалами, позволяют организовать самостоятельные индивидуальные и групповые проекты учащихся.

ЭОРы легко встраиваются в имеющуюся школьную практику.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кислоты в свете ТЭД

  1. Цель  урока:                 Обобщить и углубить знания учащихся о  кислотах и  их свойствах  в свете теории электролитической диссоциации;

2. Задачи:

- обучающие - изучить химические свойства кислот, рассмотреть их с точки зрения теории электролитической диссоциации;        

-развивающие - продолжить развитие  навыков  составления  ионных уравнений,     работы с реактивами с  соблюдением  правил                  техники  безопасности,   умений извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента,  выделять существенные признаки химических реакций, фиксировать результаты наблюдений, оформлять и представлять результаты своей работы, развитие навыков работы в паре и группе;

-воспитательные - воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

3.Тип урока – урок изучения нового материала

4.Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая, в паре

5.Необходимое техническое оборудование -  компьютерный класс, серверный компьютер учителя, модем или точка подключения WI-FI,  интерактивная доска или экран с мультимедийным проектором,

Дополнительное оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости  кислот, оснований и солей в воде,  электрохимический ряд напряжений металлов.

 6.Структура и ход  урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

5

6

7

1

Орг. момент

Электронный классный  журнал

Отмечает отсутствующих, создает положительный эмоциональный настрой класса

Староста класса называет  отсутству-ющих.  Ученики готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала

3мин

2

Постановка цели урока

Учитель сообщает цель урока: Расширить и углубить наши представления о кислотах. Рассмотреть их классификацию и  свойства  с точки зрения теории электролити-ческой диссоциации.

Возбуждает мыслитель-ную активность обучаю-щихся, создает внутреннюю заинтере-сованность и готовность к работе.

Осмысление инфор-мации. Активизация мыслительной дея-тельности. Обучаю-щиеся формулируют задачи на урок, задают уточняющие вопросы.

2мин

3

Актуализа-

ция знаний

Действие кислот на индикаторы (№1)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273e6145-6cc8-fe8a-376e-9765c4e8a054/001.wmv

Правила техники безопасности при работе с кислотами (№2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

Оказание первой помощи при попадании кислот на кожу (№3)

Беседа по вопросам:

  1. 1.Какие вещества относятся к классу кислот? (дать  определение).
  2. 2.Назовите  известные Вам кислоты.

3. Что такое индикаторы?

4. Какие индикаторы знаете?

 Как меняется цвет лакмуса в кислоте? Метилоранжа?

(демонстрация)

5. Вспомните Правила  ТБ при

работе  с лабораторным оборудованием, растворами кислот.

(демонстрация)

Отвечают на вопросы,  вспоминают основные понятия, приводят примеры. Выявляют недостающие знания

8мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.swf

6. Первая помощь при ожогах кислотами.

(демонстрация)

4.1

Изучение нового материала. Введение новых знаний в сист-ему знаний учащихся

Состав и классификация кислот (№4)

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=A50F6E3A-52EB-4711-9E03-ABC2A8FE2877

Изложение нового материала соответствует принципам научности, доступности, наглядно-сти. Учитель выделяет основную информацию, систематизирует материал, применяет приемы активизации мыслительной деяте-льности. Вопрос:

Как классифицируют кислоты?  (демонстрация)

Осмысливают информацию, усваивают новые знания.

Работают с предложенными им ЭОР

3мин

5.

1

Этап первичной

прове

рки знаний

Классификация кислот(№5)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_01.swf

Учитель формулирует вопросы, направленные на проверку усвоения и понимания материала, организует работу по выполнению  интерак-тивного теста.

- Как классифицируют кислоты?

(интерактивный тест)

Активизация мыслительной  деятельности, уяснение правильности понимания в ходе выполнения теста

4 мин

4.2

Изучение нового материала. Введение новых знаний

Химические свойства кислот (№6)

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=9C18570F-D5CE-479F-9498-7CD755932F07

  1. 2.Каковы основные свойства кислот :

- Взаимодействие

  • с индикаторами,
  • с металлами,
  • с  оксидами металлов,
  • с основаниями,
  • с солями

(демонстрация)

Осмысливают информацию, усваивают новые знания.

Работают с предложенными им ЭОР

5мин

5.2

Закрепление нового материала.

Тренажер «Химические свой-

ства кислот» (№7)

(на «4»)

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=898645D6-35B8-4808-B747-0E90EFA97190

  1. Учитель организует  разноуровневую самостоятельную работу учащихся  по выполнению  тестовых заданий и упражнений. Оказывает помощь ученикам, у которых возникают затруднения при выполнении предложенных заданий.

Выполняют  интерак-тивные тестовые задания, контролиру-ют правильность их выполнения,  дописы-вают полные и сокращенные ионные уравнения, отмечают вопросы, над которы-ми надо поработать дома

15мин

Общие химические свойства кислот (№8)  (на «5»)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57bd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html

Уравнения реакций, характеризующие свойства кислот (№9) (на «3»)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57be-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html

(тренажер и тесты с проверкой)

В дополнение ко всем   молекулярным уравнениям   предлагается составить полные и сокращенные ионные уравнения.

6

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Совместное обсуждение полученных результатов.

Зафиксировать оценки учеников в электронный журнал.

Организация обсуждения результатов.

3мин.

7

Домашнее задание

Электронный классный  журнал

Учитель даёт информацию о Д/З с комментариями (§ 38. Выполнить задание №4 , № 5 письменно.)

Записывают Д/З, уточняют

2мин

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявле-ния  информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Действие кислот на индикаторы

Информационный

видеофрагменты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273e6145-6cc8-fe8a-376e-9765c4e8a054/001.wmv

2

Правила техники безопасности при работе с кислотами

Информационный

видеофрагменты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

3

Оказание первой помощи при попадании кислот на кожу

Информационный

видеофрагменты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.swf

4

Состав и классификация кислот

Информационный

Интерактивная схема, виде офрагменты

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=A50F6E3A-52EB-4711-9E03-ABC2A8FE2877

5

Классификация кислот

Контрольный

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_01.swf

6

Химические свойства кислот

Информационный

Интерактивная схема, видеофрагменты

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=9C18570F-D5CE-479F-9498-7CD755932F07

7

Тренажер «Химические  свойства кислот»

Контрольный

Тренажер с проверкой

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=898645D6-35B8-4808-B747-0E90EFA97190

8

Уравнения реакций, характеризующие свойства кислот

Контрольный

Тест с проверкой

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57be-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html

9

Общие химические свойства кислот

Контрольный

Тест с проверкой

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57bd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.

В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...

Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии.

«Мозг, хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Ментень)...