Использование ИКТ на уроках химии и биологии
статья по химии на тему

Зарочинцева Татьяна

Использование ИКТ на уроках химии и биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokakh_khimii_i_biologii.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ .

Мультимедийные средства как способ эффективного обучения.

Могущество разума беспредельно.

И.Ефремов

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Поэтому  возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
  2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  4. организовать работу с электронным учебником на уроке;
  5. применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  6. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  7. организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
  8. разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении.

Применение компьютера на уроках становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и интересными.

         

Цели применения  ИКТ :

  • интенсифицировать деятельность учителя и ученика;
  • повысить качество обучения по предмету;
  • отразить существенные стороны химических, биологических объектов, зримо воплощая в жизнь принцип наглядности;
  • выдвигать на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование электронных пособий. прежде всего, определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях - это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.

Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии и биологии  базового и профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.

1) Использование электронных учебников и лабораторий

В своей работе я использую следующие электронные пособия:

1. Учебные электронные издания: образовательной коллекции 1С –“Общая и неорганическая химия” и “Виртуальная химическая лаборатория”-9-11 классы.

  • “Производные углеводородов”;
  • “Органическая химия 10-11 класс”;
  • “Органическая химия” - электронный учебник для средней школы и младших курсов ВУЗов.

2. Весь курс “Химия 1С – репетитор - + варианты ЕГЭ”.

3. Мультимедийное пособие по биологии для 8 класса.

4. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

Хочется отметить, что в условиях сельской школы не всегда можно провести химический эксперимент на должном уровне. А так как химия – наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходимо. Поэтому на уроках химии я использую электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория для 8-11кл.»

На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии основной и средней школы, хранится весь справочный материал, имеется журнал лабораторных работ. Электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11кл.» включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование, можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в «Лабораторный журнал», «сфотографировать» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, составлять уравнения реакций.

Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям.

Выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс.

Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.

Улучшается организация лабораторных и практических работ. Учащиеся имеют возможность индивидуально выполнять опыты, что не может не сказаться на развитии самостоятельности, на формировании общих лабораторных, организационных и других практических умений.

При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысления сути происходящих реакций.  

Диск «Виртуальная лаборатория» побуждает учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

2)Создание презентаций.

Хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь учителю – он может создать свои собственные  презентации к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.

В моей методической копилке имеются презентации : «Способы питания животных», « Биосинтез белка», «Кровь», «Красная книга Липецкой области», «ГМО», «Чудеса Липецкой области», « Путеводитель по Долгоруковскому району», «Наследственные болезни человека», «Живой памятник природы», «Аминокислоты» и др.  

Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.

3)Проектная деятельность.

Метод проектов является  педагогической технологией, имеющей богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель - ученик”. Работа над проектами осуществляется следующим образом.

Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.

Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

На этапе выполнения проекта в соответствии с поставленными задачами у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.

При подведении итогов работы у ребят формируются умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, работать в сотрудничестве.

Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.

При презентации проекта учащимся предоставляется возможность представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации. Работы учащихся: « Безвредного табака не бывает»», «Живой памятник природы», «История одинокой хромосомы», «Выработка условных рефлексов у аквариумных рыб» и др.

         

4) Контроль знаний.

Важным этапом в работе учителя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако в классах различных профилей тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Exsel. Например,  по темам: 8 -9 класс “Анализаторы”, «Дыхание», «Пищеварение», «Наследственность и изменчивость», «Учение о клетке», “Атомы химических элементов”, “Реакции ионного обмена”, “Периодический закон и ПСХЭ”;. “Номенклатура неорганических соединений”, “Углерод и его соединения”, “Строение атома”, “Электролиты”, “Химические свойства элементов 3 периода”, “Органические вещества”.

5) Использование Интернет – ресурсов

        В настоящий момент я изучаю возможности использования Интернет-ресурсов на уроках.

Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов, сложных химических производств.

Чтобы непосредственно на уроке учащиеся не тратили время на поиск той или иной темы, я заранее готовлю для них карточки-инструкции, в которых указаны соответствующие электронные адреса, которыми необходимо воспользоваться; здесь же указаны вопросы-задания, ответы на которые необходимо подготовить. Инструкции могут быть для всех одинаковые или индивидуальные для каждой группы (в основном, это зависит от объёма информации, которую нужно освоить за небольшое количество времени).

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии
  2. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»
  3. http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования
  4. . http://www.russkoe-slovo.ru

- федеральные и региональные образовательные ресурсы

  1. http://www.fcpro.ru,
  2. http://www.deptno.lipetsk.ru,
  3. http://www.bio.1september.ru,
  4. http://www.him.1september.ru,
  5. http://www.iteach..ru;

- конференции, выставки, конкурсы, олимпиады

  1. http://www.olimpiada.ru,
  2. http://chem.rusolymp.ru;
  3. - ресурсы для абитуриентов
  4. http://bioword.narod.ru,
  5. http://www.megabook.ru;

- ресурсы по предметам  образовательной программы  (биология и экология, химия)

  1. http://leanbiology.narod.ru,
  2. http://www.him.1september.rum,
  3. http://chemicsoft.chat.ru;

 -  информационная поддержка ЕГЭ

  1. http://edu.ru, http://ege.ru,
  2.  http://www.edunews.ru,
  3.  http://www.abitu.ru.

Также разработки моих уроков, внеклассных мероприятий, исследовательские работы учащихся размещены на сайтах: http://www.proshkolu.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://shem1995.narod2.ru/

Я считаю, что эффект от применения компьютерных технологий в большей степени зависит от желания учителя постигать новое и умения использовать эти новые возможности. Важно составить систему обучения с использованием ИКТ. Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания. Создание каждого урока- это ваше собственное путешествие, ваше собственное исследование, с результатами которого вы захотите познакомить своих учащихся, сделать ваш предмет интересным и увлекательным.

ВЫВОД: Используя ИКТ на уроках ,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих  представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Использование тестовых технологий на уроках химии и биологии

Итоговый тест за курс химии 8 класса.Тест школьной олимпиады по биологии 7 класса....

Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"

Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....

Использование ИКТ на уроках химии и биологии

Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществ...

Использование интерактивной доски на уроках химии и биологии.

В условиях введения новых стандартов обучения учитель ищет формы и методы в рамках образовательных технологий, позволяющие с наибольшей отдачей выполнить образовательный заказ общества. Наличие интера...

Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"

Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"...