Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев и др., 2013г (профильный уровень).
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Журавлева Людмила Юрьевна

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по химии по учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин "Химия-10"(профильный уровень), 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass2014.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измери-

тели

Элементы

дополни-

тельного

содержания

Эксперимент

Домашнее

задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение (4 ч)

1.

Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе.

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений.

Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества

Знать, что изучает органическая химия, отличия от неорганической химии, связь органической и неорганической химии.

§ 1, упр. 1

Краткий очерк истории развития органической химии

Д. Коллекции органических веществ, материалов и изделий из них

§ 1, упр.1-7

2.

 Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

Основные положения теории строения А.М. Бутлерова.

Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.

Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э. Франклада, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере.

Знать основные положения ТХС, уметь доказывать, освоить понятия изомерии, гомологии в органической химии.

§ 1, рабочая тетрадь

Д. 1. Модели молекул CH4, CH3OH, C2H2, C2H4, C6H6;

н-бутана и изобутана.

2. Взаимодействие натрия с этанолом.

3. Отсутствие реакции взаимодействия натрия с диэтиловым эфиром.

4. Коллекции полимеров, природных и синтетических каучуков, волокон, лекарственных препаратов, красителей.

§ 2, упр.1-7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.

Строение атома углерода

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и  p. Электронные и электронно-графические формулы атомов углерода в нормальном и возбужденном состоянии. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: - и - . Образование молекул H2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, ионов      NH4+  и H3O+. Водородная связь. Образование ионов NH4+  и H3O+ . Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.  

Знать формы электронных облаков  и -связи, виды связи, умет строить электронные и электронно-графические формулы.

рабочая тетрадь

Д. Шаростержневые и объемные модели H2, Cl2, N2,   H2O, CH4.

§ 3, упр.1-5

(письм), 4,5 (устно).

4.

Валентные состояния атома углерода.

Первое валентное состояние –sp3 –гибридизация, -на примере молекул метана и других алканов.

Второе валентное состояние – sp2 –гибридизация, -на примере молекул этилена.

Третье валентное состояние – sp  –гибридизация, -на примере молекул ацетилена.

Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Знать види гибридизации, виды ковалентной связи, геометрию молекул на примере углеводородов.

Рабочая тетрадь, схемы учебника

Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и расположения их в пространстве с минимумом энергии.

Д. 1. Шаростержневые и объемные модели  CH4, C2H4,

C2H2.

2. Модель отталкивания электронных пар с помощью 4-х удлиненных воздушных шаров, скрепленных за кончики.

§ 4, упр.1-4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 1. Строение и классификация органических соединений. (7 ч).

5,6

Классификация органических соединений.

Классификация органических соединений по строению углеводородного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Уметь определять класс веществ по строению и функциональным группам. Знать основные классы веществ.

рабочая тетрадь,

§ 5.

Д. Образцы представителей различных классов органических соединений и их модели.

§ 5, упр.1-5 (письм.)

7.

Основы номенклатуры органических соединений

Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп, алфавитный порядок.

Уметь называть вещества по алгоритму.

рабочая тетрадь, тренажер.

Тривиальная и рациональная номенклатуры как предшественницы номенклатуры ИЮПАК

§ 6, упр.1-2 (письм.)

8.

1

Изомерия в органической химии и её виды

        2

Структурная изомерия и её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая. Пространственная изомерия и её виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение .

3

Уметь различать изомеры разных видов, знать виды изомерии.

4

тренажер.

5

6

Д. Модели молекул, планшеты.

7

§ 7, 1,2 (устн.)

3-7 (письм.)

8

9

10

особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях

9.

Решение задач на определение формул

Задачи на определение формул по содержанию элементов в молекуле, с использованием относительной плотности газов, по количествам образовавшихся веществ.

Уметь решать различные виды задач на определение формул.

алгоритм

Алгоритм решения з-ч О.С.Габриелян «Подготовка к ЕГЭ»

задачи в тетради

10.

Обобщение и систематизация знаний по строению и классификации органических соединений

Краткие (до 5 мин.) сообщения учащихся по основным вопросам темы, решение задач на вывод формул органических соединений, выполнение упражнений и тестов, составление моделей молекул.

рабочая тетрадь

§ 1- 7, записи в тетради.

11.

Контрольная работа № 1

Подготовка к контрольной работе. Учет и контроль знаний по теме:

«Строение и классификация органических соединений»

повт. типы хим. реакций

Тема 2. Химические реакции в органической химии (3)

12.

Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения.

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Знать и уметь различать разные типы реакций в органической химии.

рабочая тетрадь

Д. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом

§ 8, упр. 1,2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13.

Реакции отщепления и изомеризации

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галоген-алканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации.

Знать типы реакций в органической химии, уметь их различать.

рабочая тетрадь

Д. Получение этилена и этанола

§ 8,

упр. 3,4

14.

Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.

Решение задач и упражнений, выполнение тестов.

рабочая тетрадь

§8,9(доп), записи

Тема 3. Углеводороды (16 ч)

15.

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.

Урок –конференция.

Понятие «углеводород». Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический  крегинг.

природный газ, его состав и практическое использование. Коксование каменного угля.

Знать природные источники углеводородов и способы их переработки.

Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи,

 

Д. 1. Коллекция «Природные источники углеводородов».

2. Сравнение процессов горения нефти и природного газа.

3. Образование нефтяной пленки на поверхности воды.

§ 10,

упр.

1-11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

переработки и использования полезных ископаемых

16.

Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крегинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Изучить и знать гомологический ряд алканов, строение изомеров.

Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновыхкислот, гидролиз Al4C3 

Д. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание).

3. Разделение смеси «бензин-вода» с помощью делительной воронки.

§ 11,

упр. 1,4,

6-8

17.

Химические свойства алканов

Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов.  Механизм радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о свободно-радикальном механизме реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Знать и уметь записывать реакции замещения, механизм реакций замещения постадийно, свойства алканов.

рабочая тетрадь, тренажер.

Л. 1. Обнаружение H2O, сажи углекислого газа  в продуктах горения свечи.

2. изготовление моделей галогеналканов.

§ 11,

упр.  

5-9, 11,12.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений»

19.

Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена и др. алкенов.Изомерия алкенов: структурная, положение -связи, межклассовая и пространственная (цис-, транс-). Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение алкенов из алканов, галогеналканов, спиртов.

Знать гомологический ряд и строение алкенов, виды изомерии, физические свойства, получение.

рабочая тетрадь,

§ 12

Поляризация   -связи, в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена

Д. 1. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов.

2. Объемные модели алкенов.

3. Поучение этена из этанола.

Л. Обнаружение в керосине непредельных соединений.

§ 12(1-4),

упр.  

1.2,4

20.

Химические свойства алкенов

Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование ). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств.

Знать и уметь записывать реакции присоединения, окисления. Знать химические свойства алкенов.

рабочая тетрадь, тренажер

Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

Д. 1.Обесцвечивание бромной воды этеном.

2.Обесцвечивание раствора KMnO4 этеном.

3. Горение этена.

Л. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.

§ 12(1-5),

8-10.

21

Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и

Упражнения в составлении химических формул изомеров и гомологов веществ классов алканов и алкенов.

Упражнения в составлении реакций с участием алканов и

рабочая тетрадь, тренажер

Л. 1. Распознавание образцов алканов и алкенов.

2. Обнаружение воды, сажи, углекислого газа в

§ 11-12

(в тетр.) 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Алкены»

алкенов, реакций, иллюстрирующих генетическую связь

продуктах горения углеводородов.

между классами химических соединений. Решение расчетных задач на установлении химической формулы вещества по массовым долям химических элементов. Решение экспериментальных задач.

22

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение.

Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекул ацетилена и др. алкинов. Изомерия алкинов (структурная: по положению кратной связи  межклассовая). Номенклатура алкинов. Получение алкинов: метановый и карбидный  способы. Физические свойства алкинов.

Знать гомологический ряд алкинов, строение, изомерию, номенклатуру и получение алкинов.

рабочая тетрадь,

§ 12

Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. применение алкинов.

Д. Получение C2H2

CaC2, ознакомление с его физическими свойствами.

Л. Изготовление алкинов и их изомеров.  

§ 13-3,5,

упр. 1

23.

 Химические свойства алкинов

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол.

Знать и уметь записывать свойства алкинов, именные реакции.

рабочая  тренажер.

Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов.

Д.1. Взаимодействие C2H2 с бромной водой.

2. Взаимодействие C2H2 с раствором

KMnO4.

3. Горение ацетилена.

§ 13

упр.

4,6,8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

24

Алкадиены

Строение молекулы. Изомерия и номенклатура

Общая формула алкодиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкодиенов. Физические свойства.

Знать и отличать алкодиены от других углеводородов, строение, изомерию, номенклатуру, физические свойства.

Взаимное расположение -связей в молекулах алкодиенов: кумулированное , сопряженное,изолированное. Особенности строения сопряженных алкодиенов. Получение.

Д.1. Шаростержневые и  объемные модели молекул алкодиенов с различным взаимным расположением -связей.

2. Деполимиризация каучука.

§ 14

упр. 1-3

25

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работа С.В. Лебедева.

Особенности присоединения к алкадиенам с сопряженными -связями.

Знать и уметь записывать уравнения реакций, отличать от других классов веществ.

рабочая тетрадь, тренажер.

Д.1. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различными взаимным расположением -связей.

Обесцвечивание растворов KMnO4.

 и Br2.

Л. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина»

§ 14

упр. 4-6 (письм)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

26

 Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства.

Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Строение молекул циклоалканов. Напряжение цикла в C3H6,

C4H8, C5H10, конформации

C6H12. Изомерия циклоалканов («по скелету», цис- и транс-, между классами). Химические свойства циклоалканов-горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства C3H6, C4H8.

Знать гомологический ряд, строение, изомерию, свойства циклоалканов.

рабочая тетрадь, тренажер

Д.1. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов.

2. Отношение циклоалканов (циклогексена) к растворам KMnO4.

 и Br2.

§ 15

упр. 1-4

27.

Ароматические углеводороды )арены). Строение молекулы бензола.  Физические свойства и способы получения аренов.

Бензол как представитель аренов. Строение молекул бензола. Сопряжение -связей. Получение аренов.

Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного - облака в молекулах гомологов бензола на примере  толуола.

Изомерия и номенклатура аренов. 

Знать особенности строения Аренов, гибридизацию, гомологический ряд, изомерию.

рабочая тетрадь, тренажер

Д.1. Шаростержневые и объемные модели молекулбензола и его гомологов.

2. Разделение смесей «бензол-вода» с помощью делительной воронки.

Л.1. Ознакомление с физическими свойствами бензола.

§ 16

упр. 1, 2  

28

Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реак -

Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование , нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов.

Знать и уметь записывать химические свойства аренов.

рабочая тетрадь

Радикальное хлорирование бензола, механизм и условия проведения

Д.1. Горение бензола.

Отношение бензола к бромной воде и раствору KMnO4.

3. Обесцвечивание

§ 16

упр.3-9 .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ции замещения. Применение бензола и его гомологов.

реакции. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций элетрофильного замещения -галогенирования  и нитрования

бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы CH3 в реакциях замещения с участием

толуолом растворов KMnO4. (подкисленного) и Br2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

толуола. Ориентанты І и ІI  рода в реакциях замещения с участием Аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.

29

Генетическая связь между классами углеводородов.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания. Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

тренажер

записи в тетради.

30.

Обобщение знаний по теме «Углеводороды» Подготовка к контрольной работе.

Работа в парах сменного состава: одни выполняют теоретическое задание, другие - практическое, затем –наоборот. Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. Составление формул и названий углеводородов, их гомологов, изомеров. Решение рас-

Л. 1. Распознавание бензола, воды и керосина.

2. Определение качественно состава парафина или бензола.

3. Получение ацетилена и его окисление раствором  KMnO4 или бромной водой.

подготовка к контрольной работе: $11-16.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

четных задач на выведение формул углеводородов по продуктам сгорания. Выполнение тестовых заданий.

31.

Контрольная работа № 3 по теме «Углеводороды»

Контроль и учет знаний по изученной теме

подготовка к практ. работе № 2

32.

Практическая работа № 2 «Углеводороды»

Тема 4. Спирты и фенолы (3 (8) ч)

33

Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов.

Состав и классификация спиртов.   Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Получение спиртов.

Особенности электронного строения молекул спиртов.

Знать классификацию и строение спиртов,   изомерию, физические свойства, получение, водородную связь.

рабочая тетрадь.

Д. 1. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1.

2. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой C3H8О,

C4H10О2

§ 17

упр. 1- 6

34-35

Химические свойства  предельных одноатомных и многоатомных спиртов.

Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидросигрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная дегидратация, этерификация, внутримолекулярная дегидратация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на

Знать и уметь записывать химические свойства предельных одноатомных спиртов.

рабочая тетрадь, тренажер.

Д. Получение сложного эфира.

Л. 1. Растворение глицерина в воде.

2. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2

§ 17

упр.

7- 15  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Применение спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола.

36

Фенолы. Фенол. Строение, физические и химические свойства. Фенол. Применение фенола.

Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола, как функция его строения: кислотные свойства фенола, электрофильное замещение в бензольном кольце. Взаимное влияние атомов и групп атомов молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.

Классификация ароматических гидроксисоединений.

 Способы получения фенола.

Сравнение кислотных свойств ОН - содержащих веществ: воды, одно- и многоатомных спиртов. Фенолы.

Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола. 

Знать и отличать фенол от других классов веществ. Уметь записывать химические свойства фенола. Знать способы получения.

рабочая тетрадь, тренажер.

Д. 1. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре.

Л. Взаимодействие фенола с бромной водой.

2. Распознавание водных растворов фенола и глицерина

§ 18

упр.

1- 5  

П/р. № 3

37

Практическая работа  № 3 «Спирты и фенолы»

Тема 5. Альдегиды. Кетоны (5)

38.

Альдегиды: классификация,

Альдегиды и кетоны. Строение их  молекул, изомерия, номенклатура. Особенности

Знать и отличать альдегиды, кетоны от дру-

рабочая тет-

Л. Знакомство  с физ-ми свойствами отдельных

§ 19

упр.

1- 3, 12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

изомерия, номенклатура. Строение молекул и физические свойства.

строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов.

Отдельные представители альдегидов и кетонов.

гих классов веществ, строение, номенклатуру, уметь строить  изомеры, физ. св-ва.

радь

представителей альдегидов и кетонов: ацетальльдегида, ацетона, водного раствора формальдегида.

39

Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.

Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов: гидрирование, окисление аммиачным раствором оксида серебра и оксида меди (ІI). Качественная реакция на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом.

Знать и уметь записывать химические свойства альдегидов. Знать качественные реакции альдегидов.

рабочая тетрадь, тренажер.

Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение HCN NaHSO3. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере-галогенирования альдегидов и кетоновпо ионному механизму. Качественная реакция на метилкетоны.

Д. Реакция «серебряного зеркала».

2. Окисление альдегидов гидроксидом меди (ІI).

Л. 1. Окисление этанола в этаналь.

§ 19

упр.

4- 11, 13, 14.

П/р. № 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

40.

Практическая работ № 4 «Альдегиды и кетоны»

41.

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях.

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, а также на генетическую связь между классами органических соединений. Решение расчетных и экспериментальных задач.

Подготовка к контролю знаний (проверочной работе, зачету и т.д.).

Написание уравнений реакций с участием кетонов.

рабочая тетрадь, тренажер.

Экспериментальные задачи.

1.Распознавание водных растворов этанола и этаналя.

1.Распознавание водных растворов глицерина, формальдегида и фенола.

подготовка к контрольной работе.

42

Контрольная работа № 3 по теме «Спирты и фенолы, карбонильные соединения»

Учет и контроль знаний учащихся по изученной теме.

Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные жиры (5 ч)

43.

Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические свойства предельных

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной  группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.

Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул.

Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.

Изучить  строение, классификацию, номенклатуру, физические свойства. Знать биологическую роль.

рабочая тетрадь.

Д.1. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, стеариновой, бензойной.

§ 20

упр.

1,14,16,17.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

одноосновных карбоновых кислот.

2. Возгонка бензойной кислоты.

3.Отношение карбоновых кислот к воде.

44.

 Химические свойства  карбоновых кислот.

Общие свойства неорганиче-ских  и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу  карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее осуществления.

Изучить и уметь записывать химические свойства общие для всех кислот и свойства характерные для органических кислот.

рабочая тетрадь, тренажер.

Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные  наличием -связи в молекуле  Реакции электрофильного замещения бензойной кислоты.

Д. Получение приятно пахнущего сложного эфира.

2. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот.

Л. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидрооксидом железа (ІІI), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла).

§ 20

упр.

1- 13, 15, 18

45.

 Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свой-

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеводородного скелета» и межклассовая).

Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакций этерификации, гидролиз сложных эфиров. Решение расчет-

Знать строение, свойства, номенклатуру сложных эфиров, обратимый и необратимый гидролиз. Уметь записы-

рабочая тетрадь

Д.1. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот.

2. Получение.

Л.1. Ознакомление

§ 21

упр.

1-3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ства.

ных задач на определение выхода продукта; установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).

вать уравнения реакций.

с образцами сл. Эфиров.

3. Отношение к воде и органически веществам (напр.красителям).

46.

Практическая работа № 5 «Карбоновые кислоты»

47.

Жиры. Состав и строение молекул.

 Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС.

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров.

Омыление жиров, получение мыла.

Мыла, объяснение их моющих свойств.

Жиры в природе. Биологическая функция жиров.

Понятие о СМС.

Отличать жиры от других классов веществ, знать что это сложные эфиры, состав, строение, классификацию, свойства.

рабочая тетрадь.

Д. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и перманганата калия.

Л. 1. растворимость жиров в воде и органических растворителях.

2. распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого  раствора перманганата калия.

3. Получение мыла.

4. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.

§ 21

(жиры)

упр.

4-12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

48.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные

эфиры. Жиры»

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и углеводородами.

Решение расчетных задач.

Задачи на вывод формулы и

строения веществ по продуктам его сгорания (или гидролиза).

Решение экспериментальных задач.

рабочая тетрадь

Экспериментальные задачи .

1.Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия и силиката натрия.

2. Распознавание

образцов сливочного масла  и маргарина.

3. Получение карбоновой кислоты из мыла.

повторить

§ 16-21

Тема 7 Углеводы (5 ч)

49.

Углеводы, их состав и классификация.

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Знать классификацию, представителей , биологическую роль и значение углеводов в жизни человека.

рабочая тетрадь.

Д. Образцы углеводов и изделий  из них. Взаимодействие сахарозы с гидрооксидом меди (ІІ). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция.

§ 22

упр.1-6

50.

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.

Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. равновесие в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы.

Взаимодействие с гидроокси-

Знать и уметь записывать химические свойства глюкозы, отличать от других углеводов и других

рабочая тетрадь

Строение дисахаридов. Восстанавливающие и

невосстанавливаю-

§ 23,

упр.

1-11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

дом меди (ІІ) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакция брожения глюкозы: спиртового и молочнокислого.

Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы.

Применение глюкозы на основе её свойств. Фруктоза как изомер глюкозы.

Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и её биологическая роль.

классов веществ. Уметь проводить реакцию «серебряного зеркала» и окисления гидрооксидом меди (ІІ).

щие дисахариды. Сахароза, лактаза, мальтоза, их строение и биологическая роль.

Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Д.1. Реакция «серебряного зеркала».

Л. 1. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Взаимодействие с Cu (OH)2  при различной температуре.

51.

Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.

 Крахмал, целлюлоза.

 Физические свойства полисахаридов.

Химические свойства полисахаридов.

Гидролиз полисахаридов.

Сравнение строения и свойств крахмала и целлюлозы.

 Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе , их биологическая роль. Применение полисахаридов.

Знать и уметь записывать химические свойства полисахаридов, знать и уметь проводить качественные реакции на полисахариды.

рабочая тетрадь.

Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами-образование эфиров. Понятие об искусственных волокнах.

1.Ознакомление с физическими свойствами  целлюлозы и крахмала.

Л. 1. Знакомство с образцами полисахаридов.

2. Обнаружение крахмала с помощью качественной  реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргари-

§ 24,

упр.

1-5,п/р№6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

не. Знакомство с коллекцией волокон.

52

Практическая работа № 6 «Углеводы»

53.

Систематизация и обобщение  

знаний по теме «Углеводы»

Упражнения в составлении уравнений с участием углеводов; уравнения, иллюстриру-

ющие цепочки превращений и генетическую связь между классами органических соединений.

Решение экспериментальных задач.

тренажер

Экспериментальные задачи.

1. Распознавание глюкозы и глицерина.

2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.

подготовка к контрольной работе

№ 4

54

Контрольная работа № 4 по теме «Кислотосодержащие органические соединения»

Контроль и учет знаний учащихся по пройденным темам.

Тема 8. Азотосодержащие соединения  (6 ч).

55,56

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение.

Химические свойства аминов.

Анилин.

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов.

Знать строение, классификацию, изомерию и номенклатуру аминов, получение, физические и химические свойства. Уметь записывать уравнения реакций. Уметь проводить экс-

Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов на примере аммиака, алифатических и

Д.1. Физические свойства метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде.

2. Горение метиламина.

3. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами.

$ 25 упр.1-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

перимент и качественные реакции.

ароматических аминов; анилина, бензола и

нитробензола.

4. Отношение бензола и анилина к бромной воде.

5. Окрашивание ткани анилиновыми красителем.

Л. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов

57.

Аминокислоты. Состав и строение молекул. Свойства аминокислот, их номенклатура.

Получение аминокислот.

Состав и строение молекул аминокислот.

Изомерия аминокислот.

Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и её причины.

Взаимодействие с основаниями, образование сложных эфиров.

Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами.

Образование внутримолекулярных солей.

Реакция поликонденсации аминокислот.

Знать состав, строение и свойства аминокислот, изомерию, химические свойства, уметь доказывать амфотерность аминокислот.

рабочая тетрадь

Синтетические волокна на примере капрона, энанта и т.д.

Д.1. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот.

2. нейтрализация щелочи аминокислотой.

3. Нейтрализация кислоты аминокислотой.

§ 26,

упр.

1-7

58.

Белки как природные биополимеры. Биологические функции белков. Значение бел-

Белки как природные биополимеры.

пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидро-.

Знать принципы построения белковой молекулы, пептидную связь, структуры белка, химические свойства, каче -

рабочая тетрадь

Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых моле-

Д.1. Растворение и осаждение белков.

2. Денатурация белков.

Л. Растворение белков в воде и их коагуляция.

качественные ре -

§ 27,

упр.

1-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ков.

лиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков.

ственные реакции.

кул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

акции на белки.

Л.1. Обнаружение белка в курином яйце.

2. Обнаружение белка в молоке.

59.

Нуклеиновые кислоты

Понятие РНК и ДНК, их строение.

Понятие о нуклеотиде, пуриновых и пиримидиновых основаниях

Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК.

биологическая роль ДНК и РНК.

Иметь общее представление о нуклеиновых кислотах. Знать биологическую роль ДНК и РНК.

рабочая тетрадь

Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных.

Д. Модели ДНК и различных видов РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

§ 28,

упр.

1-6

60.

Практическая работа № 7 «Амины. Аминокислоты. Белки»

61.

Контрольная работа № 5 по теме «Азотосодержащие соединения»

Контроль и учет знаний учащихся по теме «Азотосодержащие соединения»

Подготовка к контрольной работе

№ 8

62.

Практическая работ № 8 «Идентификация органических соединений»

63.

Витамины.

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С)  и жирорастворимые (на примере ви -

Водорастворимые витамины (С, группы В и РР). Жиро-

Д.1. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

2.Иллюстрации фотографий жи-

§ 29

упр. 1-7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

таминов А D). Авитаминозы и их профилактика.

растворимые витамины А,  D, Е. Гипер- и гиповитамины.

вотных и человека с различными формами авитаминозов.

Л.1. Обнаружение витамина «С» в яблочном соке.

3. Обнаружение витамина «D» в желтке куриного яйца.

§ 29,

упр.

1-7

64.

Ферменты

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности строения и свойства в сравнении с неорганическими катализаторами.

Значение в биологии и применение в промышленности.

Классификация ферментов. Особенности строения и свойства ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды

Д. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализатолров (KI, FeCl3, MnO2).

Л.1. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы.

2. Разложение пероксида водорода  под действием каталазы.

§ 30,

упр.

1-10

65.

Гормоны

Гормоны как биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организ-

Отдельные представители гормонов:

Д.1. Плакат или кодограмма с изображением структурных формул

§ 31,

упр.

1-11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

мов. Понятие о классификации гормонов.

эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Классификация: гормонов

стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны.

эстрадиола, тестостерона, адреналина.

2. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3.

3.Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).

Л. Испытание растворимости адреналина в воде и в соляной кислоте.

66.

Лекарства

Лекарства как химиотерапевтические препараты.

Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин.

Безопасные способы применения, лекарственные формы.

Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия лекарственных препаратов, строение молекул, прогнози-

Д.1. Плакаты или кодограмма с формулами амидсульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дегидрофолиевой кислоты, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Л. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или

§ 32,

упр.

1-16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

рование свойств на основе анализа хим. строения. Анти-биотики, их класси-

фикация по строению, типу и спектру действия.

цветной реакцией с сульфатом бериллия).

2 часа – резервное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии 7 класс 1 час в неделю Габриелян

это рабочая программа ,составленная на основе Примерной программы О.С.Габриеляна для изечения предмета "Химия" в 7 классе ,расчитанная на 1 час в неделю....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику О.С. Габриелян

Рабочая программа включает следующие разделы:Пояснительная запискаТематическое планированиеСодержание дисциплиныТребования к уровню подготовки обучающихсяКалендарно-тематическое планированиПеречень на...

Рабочая программа по химии 9 класс к учебнику О.С. Габриелян

Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная запискаТематическое планированиеСодержание дисциплиныТребования к уровню подготовки обучающихсяКалендарно-тематическое планированиПереч...

Рабочая программа по химии 10 класс к учебнику О.С. Габриелян (базовый уровень)

Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная запискаТематическое планированиеСодержание дисциплиныТребования к уровню подготовки обучающихсяКалендарно-тематическое планированиПереч...

Рабочая программа по химии 11 класс к учебнику О.С. Габриелян (базовый уровень)

Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная запискаТематическое планированиеСодержание дисциплиныТребования к уровню подготовки обучающихсяКалендарно-тематическое планированиПереч...

Рабочая программа по химии 8 класс(к учебнику Габриелян О.С.)

Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе:-требований федерального государственного образовательного стандарта общего образова...