Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме

Нормайкина Ирина Николаевна

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспечение, литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. Основное общее образование) для основной общеобразовательной школы в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы - М., Русское слово, 2008, (авт. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от  простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключить неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников.

Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.

Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о строении атомов химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, химической связи, химических реакциях, электролитической диссоциации и основных классах неорганических веществ.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.

В программный материал рассчитан на учебную нагрузку на два часа в неделю.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность показать школьникам, что развитие науки — это многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2 ч в неделю; всего 68 ч, из них 2 ч резервное время)

Введение (5ч)

Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, образующие вещества. Атомы и молекулы. Масса атома. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Разложение пероксида водорода без катализатора и в присутствии диоксида марганца.
  3. Окраска лакмуса в нейтральной, кислотной и щелочной средах.
  4. Коллекции изделий из железа, алюминия и стекла.
  5. Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (вода и перманганат калия) в результате хаотичного движения их частиц.

Практическая работа 1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, лабораторный штатив, нагревательные приборы) и основы безопасности при работе в химическом кабинете.

Практическая работа 2

Вещества и их физические свойства (описание свойств веществ, например графита, воды, поваренной соли или сахара, меди, мела, медного купороса, железа и т. д.).

Тема   1

Строение атома.

Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (8 ч)

Составные части атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл (атомного) порядкового номера хи мического элемента. Современное определение химического элемента. Изотопы — разновидности атомов одного и того же химического элемента.

Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов. Понятие об электронном слое (энергетическом уровне), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).

Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движущихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов и др.) в малых периодах и главных подгруппах. Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Таблица «Изотопы кислорода».
  3. Плакаты с электронными схемами атомов водорода, гелия, лития, неона, натрия, аргона, калия и кальция.

Тема   2

Химическая связь. Строение вещества (13ч)

Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. Вычисления по химическим формулам. Простые и сложные вещества.

Понятия о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота и хлороводорода. Электронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента.

Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристаллическая решетка. Закон постоянства состава.

Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия. Вещества ионного (немолекулярного) строения. Ионная кристаллическая решетка.

Понятие степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления атомов.

 Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Образцы простых и сложных веществ.
  3. Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной химической связи.
  4. Модели молекулярных (сахар, углекислый газ, иод) и ионных (поваренная соль) кристаллических решеток.
  5. Возгонка иода, нафталина.
  6. Образцы ионных соединений.
  7. Различные соединения количеством вещества 1 моль.
  8. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода и нагревание поваренной соли).

Лабораторный опыт 1

Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.

Расчетные задачи

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества.
  1. Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.

3.        Расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса».

Тема   3

Классификация сложных неорганических веществ (6 ч)

Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация. Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация. Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация. Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
  3. Образцы оксидов, оснований, кислот и солей.

Лабораторный опыт 2

Определение принадлежности соединений к соответствующему классу (оксиды, основания, кислоты, соли) по их формулам.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема   4

Химические реакции (8 ч)

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Классификация химических реакций: 1) по признаку выделения или поглощения теплоты (экзо- и эндотермические реакции); 2) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена). Термохимические уравнения. Вычисления по химическим уравнениям.

Атомно-молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова в развитии химии.

Демонстрации

  1. Примеры физических явлений: плавление и отвердевание парафина.
  2. Пример химического явления: горение парафина.
  3. Признаки химических реакций: изменение цвета (взаимодействие иодида калия с хлорной водой); образование осадка (получение сульфата бария); выделение газа (взаимодействие серной или хлороводородной кислоты с металлом); выделение света (горение лучины, магния); появление запаха (получение уксусной кислоты); выделение или поглощение теплоты (нейтрализация сильной кислоты сильным основанием, разложение гидроксида меди(П)).
  4. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ.
  5. Реакции соединения — горение магния или угля (экзотермические реакции), разложения гидроксида меди(II) (эндотермическая реакция); замещения — взаимодействие цинка, железа с раствором серной кислоты или сульфата меди(П); обмена — взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата се
    ребра и т. д.
     

Лабораторный опыт 3

Физические явления (накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки или горелки).

Лабораторный опыт 4

Химические явления (накаливание медной проволоки или пластинки).

Лабораторный опыт 5

Типы химических реакций.

Практическая работа 3

Признаки химических реакций: 1) взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция (мелом или мрамором); 2) получение гидроксида меди(П); 3) изменение окраски фенолфталеина в растворе мыла или стирального порошка; 4) взаимодействие оксида кальция с водой.

Расчетные задачи

1. Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.

Тема   5

Растворы. Электролитическая диссоциация (14 ч)

Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации электролитов с ионной и ковалентной полярной связью. Гидратация ионов. Основные положения теории электролитической диссоциации. Свойства ионов. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете представлений об электролитической диссоциации. Общие свойства растворов электролитов.

Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе рН.

Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионно-молеку-лярные уравнения реакций и правила их составления. Отличие сокращенного ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо.

Демонстрации

  1. Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.
  2. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
  1. Плакат со схемами диссоциации электролита с ионной и ковалентной полярной связями.
  2. Влияние концентрации уксусной кислоты на электропроводность ее раствора.
  1. Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
  2. Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

Лабораторный опыт 6

Гидратация сульфата меди(П).

Домашний эксперимент

Выращивание кристалла.

Лабораторный опыт 7

Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт 8

Реакции ионного обмена.

Лабораторный опыт 9

Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.

Практическая работа 4

Очистка поваренной соли.

Практическая работа 5

Приготовление раствора и измерение его плотности.

Практическая работа 6

Определение рН среды.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества».

  1. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.
  2. Определение масс вещества и воды, необходимых для приготовления заданной массы раствора.
  1. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Тема   6

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (12 ч)

Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразу-ющие (основные, кислотные и амфотерныё). Отношение оксидов к воде, кислотам и щелочам.

Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты.

Амфотерныё гидроксиды. Способы получения и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей, кислотными и основными оксидами.

Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов.

Соли. Основные способы получения и свойства. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании.

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металла и неметалла.

Демонстрации

  1. Горение кальция (угля).
  2. Разложение гидроксида меди(П).
  3. Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода(1У) или оксида серы(1У) с водой; испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
  4. Взаимодействие оксида кальция с соляной или азотной кислотой.
  5. Взаимодействие оксида углерода(1У) с раствором гидроксида кальция.
  6. Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.
  7. Получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами.
  1. Нейтрализация кислоты щелочью (титрование).
  2. Взаимодействие кислот с основаниями, основными и амфотеными оксидами, металлами и солями.
  1. Ряд активности металлов.
  2. Получение гидроксида цинка и его взаимодействие с кислотой и со щелочью.
  3. Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов третье го периода: гидроксидов магния и алюминия, гидроксида серы(V1) —серной кислоты.
  4. Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы: гидроксидов бериллия, магния и кальция.
  5. Взаимодействие солей между собой и с металлами.
  6. Опыты, демонстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горение кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикатором.
  7. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов».

Лабораторный опыт 10

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Лабораторный опыт 11

Распознавание оксидов на основании их свойств.

Лабораторный опыт 12

Реакция нейтрализации.

Лабораторный опыт 13

Обнаружение кислот и оснований.

Лабораторный опыт 14

Получение и свойства амфотерного гидроксида.

Лабораторный опыт 15

Способы получения солей.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

                                     Учебно-тематический план

Тема

Сроки

Всего часов

Из них

Формы контроля

ЛО

ПР

КР

1.

Введение.

сентябрь

5

№1

№2

собеседование,  устный опрос, наблюдение, химический диктант

2.

Глава1. Строение атома. Структура ПСХЭ Д.И.Менделеева.

сентябрь - октябрь

9

СР1

собеседование,  устный опрос,

химический диктант, самостоятельная работа

3.

Глава 2. Химическая связь. Строение вещества.

октябрь - декабрь

13

№1

№1

собеседование,  устный опрос, самостоятельная работа,  наблюдение письменная контрольная работа,

4.

Глава  3. Классификация сложных неорганических веществ.

декабрь

6

№2

СР2

собеседование,  устный опрос, наблюдение,

химический диктант,

самостоятельная работа

6

Глава 4. Химические реакции

январь - февраль

8

№3

№4

№5

№3

№2

собеседование,  устный опрос, самостоятельная работа,  наблюдение, письменная контрольная работа,

7

Глава 5. Растворы. Электролитическая диссоциация.

февраль - апрель

14

№6

№7

№8

№9

№4

№5

№3

собеседование,  устный опрос, самостоятельная работа,  наблюдение, письменная контрольная работа

8

Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.

апрель - май

13

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№6

№7

№4

собеседование,  устный опрос, самостоятельная работа,  наблюдение,

письменная контрольная работа        

9

Резервное время

конец мая

2

Итого

70

15

7

4

Программно-тематическое планирование 8 класс

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы

контроля

Дата проведения

Корректировка

План

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Предмет химии. Вещество. Тело. Вводный инструктаж по ТБ

1

Урок изучения нового материала

Что изучает химия. Вещество. Свойства веществ. Свойства тел.

Знать: понятия химии, вещество, свойства веществ.

Уметь: различать понятия теле, вещество; описывать свойства веществ и экспериментально подтверждать их

Устная и письменная работа с коллекциями, справочными таблицами, планом описания свойств веществ

2

Практическая работа № 1

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием и основы техники безопасности»

1

Урок практической работы

Приемы обращения с лабораторным оборудованием и основы техники безопасности

Знать: правила техники безопасности(ТБ) и охраны труда(ОТ) при работе в химической лаборатории; лабораторное оборудование(спиртовка, лабораторный штатив, химическая посуда прибор для получения газов, фарфоровая посуда, держатель для пробирок, ложечка для сжигания веществ).

Уметь: применять правила ТБ и ОТ; наливать жидкое вещество в пробирку; работать со спиртовкой; нагревать вещество на открытом пламени, применяя лабораторный штатив и держатель для пробирок; описывать наблюдения и делать выводы

Практическая работа № 1

3

Практическая работа № 2 «Вещества и их физические свойства»

1

Урок практической работы

Правила ОТ и ТБ. Меры предосторожности при работе с веществами, при их растворении и перемешивании. Физические свойства веществ

Знать:план изучения физических свойств; Правила ОТ и ТБ.

Уметь:изучать физические свойства предложенных веществ, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения и делать выводы

Практическая работа № 2

4

Молекулы и атомы. Относительная атомная масса.

1

Комбинированный урок

Молекулы и атомы. Размер и масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Первоначальное знакомство с «ПСХЭ  Д.И.Менделеева»

Знать: понятия атом, молекула, атомная единица массы, относительная атомная масса химического элемента

Уметь: определять относительные атомные массы химических элементов по ПСХЭ Д.И.Менделеева

Устный опрос

5

Химический элемент. Символы химических элементов

1

Комбинированный урок

Химический элемент, названия химических элементов и их символика

Знать:понятия химический элемент, коэффициент, атомная единица массы, относительная атомная масса химического элемента

Уметь: записывать химические элементы, применяя знаки, и правильно их произносить; объяснять что означает химический знак

Устный опрос

6

Состав атома и атомного ядра.

1

Урок изучения нового материала

Состав атома: ядро(протоны, нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного(порядкового) номера химического элемента. Современное определение понятий «атом», «химический элемент».

Знать: элементарные частицы, входящие в состав атома, и их основные характеристики; понятие электронейтральность атома; физический смысл порядкового номера химического элемента.

Уметь: определять состав атома химического элемента по его порядковому номеру в ПСХЭ Д.И. Менделеева; характеризовать строение атома химического элемента на основании его порядкового номера в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Устный опрос

7

Изотопы

1

Комбинированный урок

Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента. Относительная атомная масса элемента – средняя величина из масс всех его природных изотопов с учетом их распространенности

Знать: понятия ядерные процессы, изотопы; алгоритм вычисления средней относительной атомной массы химического элемента.

Уметь: сравнивать по составу атом химического элемента и его изотоп; решать задачи на вычисление средней относительной массы химического элемента

Устный опрос

8

Строение электронных оболочек атомов. Строение электронной оболочки  атомов элементов 3-го и 4-го периодов.

1

Урок изучения нового материала

Понятие об энергетическом уровне(электронном слое), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне.

Знать: понятия электронная оболочка., энергетический уровень, электронное облако, электронная формула, физический смысл номера периода и номера группы; классификация элементов по числу электронов на внешнем энергетическом уровне.

Знать: составлять схемы строения электронных оболочек, электронные формулы атомов химических элементов 1, 2. 3. 4-го периода

Устная и письменная работа

9

Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева и электронное строение атома

1

Комбинированный урок

Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева

Знать: структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева; строение атома химического элемента.

Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы; давать характеристику химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева; составлять электронную формулу атома и определять его металличность или неметалличность.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Письменная самостоятельная работа  с самопроверкой. Устная работа с учебником: §8; таблица 2

10

Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов

1

Комбинированный урок

Металличность или неметалличность атомов химических элементов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и группах, главных подгруппах ПСХЭ Д. И. Менделеева, связанные со строением их атомов. Периодичность изменения свойств элементов, связанная со строением внешних энергетических уровней атомов химических элементов, зарядами ядер атомов, атомными радиусами.

Знать: структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева; строение атома; причины изменения металлических и неметаллических свойств химических элементов в периодах и группах, главных подгруппах.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Письменная самостоятельная работа с самопроверкой. Устная и письменная работа с учебником: §9; таблицы 3, 4; № 1(а), 2(а), 4, с. 32

11

Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома

1

Комбинированный урок

Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева

Знать: план характеристики химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Уметь: характеризовать химические элементы-металлы по плану

Устный опрос. Самостоятельная работа. Устная и письменная работа с учебником: §10

12

Характеристика химического элемента-неметалла на основании положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома

1

Комбинированный урок

Характеристика химического элемента-неметалла на основании положения в ПСХЭД. И. Менделеева и строения атома

Знать: план характеристики химического элемента-неметалла на основании положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Уметь: характеризовать химические элементы-неметаллы по плану

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Самостоятельная работа

13

Обобщение и повторение по теме «Строение атома. Структура ПСХЭ Д. И. Менделеева»

1

Урок обобщающего повторения

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главе 1

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 6-12).

Уметь: применять полученные знания и умения

Устная и письменная групповая самостоятельная работа с самопроверкой: тест

14

Проверочная работа №1. Строение атома. Структура ПСХЭ Д. И. Менделеева

1

Урок контроля знаний

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения и материал по главе 1

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. урок 1-13).

Уметь: применять полученные знания и умения

Проверочная работа №1

Глава 2. Химическая связь. Строение веществ (13 ч)

15

Химические формулы. Относительная молекулярная масса вещества

1

Комбинированный урок

Атомы и молекулы. Качественный и количественный состав вещества. Химическая формула. Характеристика молекулы вещества на основании качественного и количественного состава, химической формулы, относительной молекулярной массы

Знать: понятия химическая формула, индекс, относительная молекулярная масса, количественный и качественный состав вещества.

Уметь: характеризовать вещество по химической формуле; вычислять относительную молекулярную массу вещества по химической формуле

Письменная самостоятельная работа. Устная и письменная работа с учебником: №1, 2, 3(а,б), 4(а), с.38

16

Вычисления по химическим формулам

1

Комбинированный урок

Характеристика вещества по химической формуле. Расчетные задачи по химической формуле

Знать: план характеристики вещества по химической формуле; алгоритмы вычислений по химической формуле; алгоритм вывода формулы соединения по массовым долям химических элементов в нем.

Уметь:  характеризовать вещество по плану; выводить формулу соединения по массовым долям химических элементов в нем

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Письменная работа с учебником: №1, 3(а), с.41; №3, с.77

17

Простые и сложные вещества

1

Комбинированный урок

Атом и молекулы. Простые и сложные вещества

Знать: понятия простое вещество, сложное вещество, химическое соединение.

Уметь: оперировать понятиями атом, молекула, простое вещество, сложное вещество, химическое соединение; отличать простые вещества от сложных; сравнивать понятия простое вещество и химический элемент

Письменная самостоятельная работа. Письменная работа с учебником: №1, 2, с.43. Лабораторная работа: опыт 1, с.42

18

Ковалентная связь. Понятие о валентности и химической связи

1

Урок изучения нового материала

Электронная формула атома. Идеал прочности энергетического уровня атома на примере строения атомов инертных газов. Пути приобретения прочности внешнего электронного слоя атомов неметаллических и металлических элементов. Валентные электроны. Валентность, валентные возможности атомов химических элементов. Химическая связь

Знать: понятия идеал прочности электронного слоя, химическая связь, валентные электроны, валентность атома, валентные возможности атомов химических элементов, неспаренные электроны, общая пара электронов, ковалентная связь.

Уметь: определять валентность и валентные возможности атомов химических элементов

Устная и письменная работа с учебником: п.14; таблица 5; №1, с. 46

19

Образование ковалентной связи на примере некоторых молекул

1

Комбинированный урок

Валентность атомов химических элементов,  валентные возможности атомов

Знать: понятия ковалентная связь, электронная формула, структурная формула, одинарная, двойная. , тройная связь, электронную схему образования ковалентной связи.

Уметь: определять соединения с ковалентной связью; объяснять электронную схему образования ковалентной связи

Устная и письменная работа с учебником: п.15;  с. 49

20

Ковалентная неполярная и полярная связи Электроотрицательность атома

1

Комбинированный урок

Понятие о ковалентной полярной и неполярной связях. Электроотрицательность (ЭО) атома элемента. Изменение ЭО элементов в период и главных подгруппах. Длина и энергия ковалентной связи.

Знать: понятия ряд электроотрицательности, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь, полярность связи, частичный заряд, полярные и неполярные молекулы: причины изменения Э.О. в периодах и в группах, главных подгруппах

Уметь: характеризовать неметаллические элементы по их Э.О.; определять соединения с ковалентной неполярной и полярной химической связью  и составлять электронные схемы образования этих связей

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.

21

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства состава.

1

Комбинированный урок

Атомы и молекулы, простые и сложные вещества. Ковалентная связь. Закон постоянства состава вещества. Типы кристаллических решеток. Характеристика веществ с молекулярными кристаллическими решетками

Знать: закон постоянства состава вещества; понятие кристаллическая решетка; типы кристаллических решеток.

Уметь: объяснить закон постоянства состава вещества; характеризовать вещество по типу молекулярной кристаллической решетки

Письменная самостоятельная работа: химический диктант. Устная и письменная работа с учебником под руководством учителя: п.17;таблица 7; №1,стр.55

22

Ионная связь

1

Комбинированный урок

Идеал прочности энергетического уровня на примере строения атомов инертных газов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток. Приобретение прочности внешнего энергетического уровня металлическими и неметаллическими элементами с образованием положительно заряженных ионов-катионов, отрицательно заряженных ионов- анионов- частиц с завершенным внешним энергетическим уровнем. Ионный вид химической связи между атомами типичных металлов и типичных неметаллов. Ионная кристаллическая решетка

Знать: понятия идеал прочности энергетического уровня, катион, анион, химическая связь, ионная связь, ионная кристаллическая решетка; механизм образования ионной связи; свойства веществ с ионной кристаллической решеткой.

Уметь: определять соединения с ионной связью; объяснять механизм образования ионной связи; характеризовать свойства веществ с ионной кристаллической решеткой

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником: п.18,19; схема 1

23-24

Степень окисления атомов химических элементов в соединениях

2

23 Урок изучения нового материала;

 24. Комбинированный урок

Виды химической связи, валентность атомов химических элементов в соединениях и в свободном состоянии. Постоянная и переменные степени окисления химических элементов. Определение значения и знака степени окисления атомов элементов в ионных соединениях, в соединениях с полярной и неполярной химической связью. Валентность и степень окисления.

Знать: понятия степень окисления, максимальная промежуточная, минимальная степень окисления химического элемента.

Уметь: определять степени окисления и валентность элементов в соединениях; составлять формулы соединений по степени окисления элементов

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.

25

Количество вещества. Моль- единица количества вещества.

1

Комбинированный урок

Химическая формула, относительная молекулярная масса. Количество вещества и; единица измерения – моль. Постоянная Авогадро – число Авогадро. Взаимосвязь массы, числа частиц и количества вещества

Знать: единицу измерения количества вещества – моль; постоянную Авогадро; формулу вычисления количества вещества

Уметь: вычислить количество вещества, используя число структурных частиц и число Авогадро

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.

26

Молярная масса

1

Комбинированный урок

Химическая формула, относительная молекулярная масса.  Молярная масса. Взаимосвязь массы, числа частиц и количества вещества

Знать: понятия молярная масса; формулу вычисления количества вещества по молярной массе вещества и массе вещества

Уметь: вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число структурных частиц по известному количеству вещества( и обратные задачи), используя единицу измерения - моль

Письменная самостоятельная работа: химический диктант. Устная и письменная работа с учебником под руководством учителя:

27

Контрольная работа №1 Химическая связь. Строение вещества

1

Урок контроля знаний

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала  по главе 2

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях(см. уроки 15-26)

Уметь: применять полученные знания и умения

Контрольная работа №1

Глава 3. Классификация сложных неорганических веществ(6ч)

28

Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация

1

Урок изучения нового материала

Сложные вещества. Классификация оксидов по агрегатному состоянию. Физические свойства некоторых оксидов и нахождение их в природе. Значение оксидов в жизни человека и практическое применение некоторых оксидов

Знать: понятия оксиды; классификация оксидов по агрегатному состоянию; нахождение оксидов в природе; физические свойства оксидов; области применения воды, углекислого газа, оксида кальция, оксида кремния.

Уметь: составлять формулы оксидов металлов и неметаллов и называть их; определять по составу соединения его принадлежность к классу оксидов

Устная и письменная работа

29

Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация

1

Комбинированный урок

Состав, определение, общая формула оснований. Классификация оснований по их растворимости в воде. Номенклатура оснований.. качественное определение растворимых оснований индикаторами. Физические свойства оснований, их значение в жизни человека и применение. Правила ОТ и ТБ при работе со щелочами

Знать: понятия гидроксид-ион, основания, щелочи, гашеная известь, известковая вода, индикаторы; физические свойства оснований; области применения важнейших оснований – щелочей – KOH, NaOH, Ca(OH)2, индикаторы- фенолфталеин, лакмус, метилоранж; Правила ТБ и ОТ при работе со щелочами.

Уметь: составлять формулы оснований и называть их; определять по составу Устный опрос. соединения его принадлежность к классу оснований; индикаторами определять растворимые основания - щелочи

Устная и письменная работа

30

Кислоты. Определение, состав, классификация, номенклатура и структурные формулы

1

Комбинированный урок

Состав, определение, названия и структурные формулы кислот. Классификация кислот по их составу. Качественное определение кислот индикаторами. Физические свойства кислот. Их значение в жизни человека и применение. Правила ОТ и ТБ при работе с кислотами

Знать: понятия кислотный остаток, кислоты, простой ион, сложный ион, основность, кислородсодержащие , бескислородные кислоты; физические свойства и области применения серной, соляной, угольной, азотной кислот; индикаторы для определения раствора кислоты_ лакмус, метилоранж,; правила ТБ и ОТ при работе с кислотами, при растворении кислот в воде.

Уметь: составлять молекулярные и структурные формулы кислот, характеризовать и называть их; определять по составу соединения его принадлежность к классу кислот; индикаторами определять растворы кислот

Устная и письменная работа

31

Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура

1

Комбинированный урок

Состав и о определение солей. Номенклатура солей. Классификация солей по их растворимости в воде. Физические свойства солей. Значение солей в жизни человека и их применение. Степени окисления элементов в соединениях

Знать: понятия соли, средние, кислые соли; физические свойства и области применения солей- хлоридов натрия, карбоната кальция. Фосфата кальция, гидрокарбоната натрия, силиката натрия.

Уметь: определять степени окисления элементов в соединении; составлять формулы солей и называть их; определять по составу соединения его принадлежность к классу солей; по названиям солей составлять формулы

Устная и письменная работа

32

Обобщение и повторение по теме «Классификация сложных неорганических веществ»

1

Урок обобщающего повторения

Сложные вещества – оксиды, основания, кислоты, соли, их состав, классификация, номенклатура. Характеристика химического вещества по составу, виду химической связи, типу кристаллической решетки. Расчетные задачи по формуле

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 28-31) .

Уметь: применять полученные знания и умения

Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа: тест

33

Проверочная работа №2. Классификация сложных неорганических веществ

1

Урок контроля знаний

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главе 3

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 28-31) .

Уметь: применять полученные знания и умения

Проверочная работа №2

Глава 4. Химические реакции (8ч)

34

Физические и химические явления. Химические реакции

1

Комбинированный урок

Физические и химические явления. Признаки химических явлений. Условия протекания химических реакций

Знать: понятия физические явления, химические явления, химические реакции; признаки химических реакций и условия их протекания.

Уметь: отличать химические реакции от физических явлений по характерным признакам

Устная и письменная работа с учебником: пар. 28; №1 (а-в), 2 (а, б), с 99. Лабораторная работа: опыты 3, 4, с. 98, 99

35

Практическая работа №3. Признаки химических реакций

1

Урок-практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Признаки химических реакций.

Знать: признаки химических реакций; правила От и Тб.

Уметь: осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и От; описывать наблюдения и делать соответствующие выводы

Практическая работа №3, с. 201, 202

36

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций

1

Урок изучения нового материала

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций

Знать: формулировку закона сохранения массы веществ; алгоритм составления химического уравнения – правила подбора коэффициентов.

Уметь: составлять уравнения химических реакций

Устная и письменная работа с учебником: № 1, 2 (а, г), с. 105. Письменная самостоятельная  работа

37

Основные типы химических реакций (реакции соединения и разложения, экзо и эндотермические реакции)

1

Комбинированный урок

Признаки классификации химических реакций. Типы химических реакций

Знать: признаки классификации химических реакций; типы химических реакций по числу и составу исходных и конечных продуктов реакции – реакции соединения и разложения, по тепловому эффекту – экзо – и эндотермические реакции.

Уметь: определять тип химической реакции по уравнению и составлять уравнение химической реакции определенного типа

38

Типы химических реакций (реакции замещения и обмена)

Комбинированный урок

Признаки классификации химических реакций. Реакции замещения и обмена

Знать: типы химических реакций – реакции замещения и реакции обмена.

Уметь6 определять тип химической реакции по уравнению и составлять уравнение химической реакции определенного типа

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Письменная работа с учебником: пар. 30; №2 (в), с. 110. Лабораорная работа: опыт 5 (3), с. 110

Справочные таблицы. Реактивы и оборудования для химического эксперимента и лабораторной работы: магний, оксид кальция, вода, гидроксид натрия, серная кислота, сульфат меди (II), карбонат кальция, нитрат натрия; пробирки, спиртовка, асбестовая сетка, химическая посуда. Инструкции по От и ТБ

39

Расчеты по уравнениям химических реакций

1

Комбинированный урок

Характеристика химического уравнения. Расчетные задачи по уравнениям реакций

Знать:единицы важнейших величин; алгоритм характеристики химического уравнения; алгоритм решения расчетных задач.

Уметь: характеризовать химическое уравнение реакции; решать расчетные задачи по уравнениям реакций

Письменная самостоятельная работа: тест. Письменная работа с учебником: пар. 31; №1-4, 7, с. 116

40

Основные положения атомно-молекулярного учения. Обобщение и повторение по темам «Классификация сложных неорганических веществ» и «химические реакции»

1

Комбинированный курок

История развития учения об атомах. Атомно-молекулярное учение М. В. Ломоносова и его значение для научного объяснения химических явлений

Знать: основные положения атомно-молекулярного учения; классы неорганических соединений, их классификацию, номенклатуру, физические свойства; типы химических  реакций и их характеристику; алгоритм решения расчетных задач по уравнениям реакций.

Уметь: объяснить физические и химические явления с точки зрения атомно-молекулярного учения; характеризовать химические уравнения; решать расчетные задачи по уравнениям реакций.

Устный опрос: тест. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником: пар.32; №1,2, с. 118

41

Контрольная работа  №2. Классификация сложных неорганических веществ. Химические реакции

1

Урок  контроля знаний

Выявления знаний и умений учащихся,  степени усвоения ими материала по главам 3,4

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях  (см. уроки 28-32, 34-40).

Уметь: применять полученные знания и умения

Контрольная работа №2

Глава 5. Растворы. Электролитическая диссоциация (14ч)

42

Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей.

1

Урок изучения нового материала

Чистые вещества и смеси. Химический анализ состава смеси. Классификация смесей: по агрегатному состоянию веществ,  образующих смесь; по размерам частиц веществ, образующих смесь; по растворимости одного вещества в другом. Значение смесей в природе,  жизни человека и применение чистых веществ и смесей. Способы разделения однородных и неоднородных смесей.

Знать: понятия чистое вещество, смесь, однородная смесь, неоднородная смесь; способы разделения однородных и неоднородных смесей.

Уметь: оперировать понятиями чистое вещество, смесь, однородная смесь, неоднородная смесь; характеризовать смеси по признакам классификации; описывать способы разделения смеси.

Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником: пар. 33 № 1,2, 4 (г), с. 123

43

Практическая работа № 4. Очистка поваренной соли

1

Урок практическая работа

Правила ОТ и ТБ. О чистка однородной смеси – поваренной соли

Знать: способы  разделения не однородных и  однородных смесей; правила ОТ и ТБ.

Уметь: осуществлять разделение однородной смеси фильтрованием и выпариванием воды; описывать наблюдения и делать выводы

Практическая работа №4, с. 202, 203

44

Понятие о растворах. Процесс растворения. Кристаллогидраты

1

Урок изучения нового материала

Значение растворов в природе и жизни человека. Физико-химическая теория растворов. Тепловые явления при растворении, образование гидратов кристаллогидратов. Растворимость веществ в воде при изменении температуры. Растворимость кислот, оснований и солей в воде при температуре + 20 С. Сходство растворов со смесями и химическими соединениями

Знать: понятия растворы, взвеси, суспензии,  эмульсии, гидраты, растворимость.

Уметь: работать с таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде

Устная и письменная работа с учебником: пар. 34; № 1,4, с. 127. Лабораторная работа опыт 6, с. 126

45

Массовая доля растворенного вещества в растворе

1

Комбинированный урок

Массовая доля растворенного вещества. Взаимосвязь массы растворенного вещества и массы раствора, массы растворенного вещества, объема раствора е его плотности.

Знать: единицу измерения массовой  доли растворенного вещества; форму вычисления массовой доли растворенного вещества.

Уметь: применять формулу вычисления массовой доли растворенного вещества  при расчетных задач.

Письменная самостоятельная работа: тест. Письменная работа учебником:пар.35;№1,2,7,8,с.134

46

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации. Гидратация ионов.

1

Комбинированный урок

Виды химической связи. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация, ассоциация. Механизм электролитической диссоциации веществ с различными видами химической связи.

Знать: понятия электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ассоциация, гидратированные и негидратированные ионы, ионы простые и сложные; механизмы электролитической диссоциации.

Уметь: оперировать понятиями электролиты,  неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ассоциация, гидратированные и негратированные ионы, ионы простые и сложные, объясняя механизм электролитической диссоциации; составлять уравнения диссоциации электролитов.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебников: рис.28,29;№1-3,с,с. 142;вопросы.137

47

Основные положения теории электролитической  диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

1

Комбинированный урок.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Простые и сложные катионы и анионы. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые  электролиты.

Знать: понятия катион, анион-простой и сложный, степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты; основные положения теории электролитической диссоциации.

Уметь: определять катионы, анионы и назвать их; объяснить основные положения теории электролитической диссоциации; определить силу электролита, опираясь на значение степени электролитической диссоциации; составлять уравнения диссоциации электролитов.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником :пар.38,39;№ 1,с.142; вопросы и задания.

48

Кислоты, основания и соли в свете представлений об электролитической диссоциации.

1

Комбинированный урок.

Кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов, кислот, оснований и солей. Сильные и слабые электролиты-кислоты и основания.

Знать: понятия кислота, основание, средняя соль, кислая соль, ступени диссоциации в свете теории электролитической диссоциации.

Уметь: составлять уравнения диссоциации сильных и слабых электролитов

Письменная самостоятельная работа. Письменная работа с учебником: №1 ( три примера), с. 148; №1 ( три примера), 2, с. 150

49

Среда водных растворов электролитов

1

Комбинированный урок

Индикаторы. Водородный показатель. Среда раствора – кислотная, нейтральная, щелочная

Знать: понятия водородный показатель, кислотная, нейтральная и щелочная среда раствора; индикаторы на кислотную, нейтральную и щелочную среду раствора.

Уметь: оперировать понятием водородный показатель, определяя реакцию среды раствора; применять индикаторы

Устный опрос: тест. Лабораторная работа: опыт 7, с. 152. Устная работа с учебником: п. 42; таблица 11; схема, стр. 151

50

Реакции ионного обмена. Ионно-молекулярные уравнения реакций

1

Комбинированный урок

Ионные уравнения. Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

Знать: понятия реакции ионного обмена, полные ионно-молекулярные уравнения, сокращенные ионно-молекулярные уравнения; условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов. Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярном, полном ионно-молекулярном, сокращенном ионно-молекулярном виде

Письменная самостоятельная работа: тест. Письменная работа с учебником: №1 (а),  2(б), с. 157. Лабораторная работа: опыт 8, с.157

51, 52

Признаки протекания реакций ионного обмена

2

Комбинированный урок

Реакции ионного обмена между растворами электролитов. Условия протекания реакций ионного обмена до конца

Знать: признаки протекания реакций ионного обмена до конца; понятие реакции нейтрализации.

Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионно-молекулярном, сокращенном ионно-молекулярном виде

Письменная самостоятельная работа: тест. Лабораторная работа: опыт 9, с. 161

53

Практическая работа №5. Определение рН среды универсальным индикатором. Условия протекания химических реакций между электролитами до конца

1

Урок – практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Водородный показатель. Реакция среды исследуемых растворов. Универсальный индикатор. Признаки протекания реакций ионного обмена до конца.

Знать: значение водородного показателя в кислотной, нейтральной и щелочной среде; признаки протекания реакций ионного обмена до конца.

Уметь: определять pH среды универсальным индикатором; осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения и делать соответствующие выводы

Практическая работа №5, с. 205-208

54

Обобщение и повторение по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»

1

Урок обобщающего повторения

Раствори теория электролитической диссоциации. Основания, кислоты, соли в свете теории электролитической диссоциации. Ионно-молекулярные уравнения реакций и условия их протекания. Расчетные задачи по уравнениям реакций

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 42-53).

Уметь: применять полученные знания и умения

Устная и письменная групповая самостоятельная работа с самопроверкой. Устная и письменная работа с учебником: №1, 5, с. 134; №1, с. 142; №1, 2, с. 148; №1, с. 150

55

Контрольная работа № 3. Растворы.

Теория электролитической диссоциации

1

Урок контроля знаний

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главе 5

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 42-54).

Уметь: применять полученные знания и умения

Контрольная работа №3

Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (12 ч)

56

Оксиды.

Способы получения и классификация. Основные оксиды

1

Комбинированный урок

Состав, номенклатура и классификация оксидов. Способы получения оксидов. Химические свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации

Знать: классификацию, номенклатуру, способы получения оксидов; химические свойства основных оксидов – взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, водой.

Уметь: объяснять свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации; составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионно-молекулярном виде; составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения оксидов; решать схемы превращений

Устная и письменная работа с учебником: п. 45; схема 4; №1 (а), с. 167. Лабораторная работа: опыт 10, с. 167

57

Кислотные и амфотерные оксиды

1

Комбинированный урок

Кислотные и амфотерные оксиды. Способы получения кислотных и амфотерных оксидов. Химические свойства кислотных и амфотерных оксидов в свете теории электролитической диссоциации

Знать: способы получения кислотных и амфотерных оксидов; химические свойства кислотных оксидов – взаимодействие с основаниями, основными оксидами, водой, кислотно-основные свойства амфотерных оксидов.

Уметь: объяснять свойства кислотных и амфотерных оксидов в свете теории электролитической диссоциации; составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионно-молекулярном виде; решать расчетные задачи и схемы превращений

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Письменная работа с учебником: п. 46; № 2, 3 (б), с. 172. Лабораторная работа: опыт 11, с. 172

58

Основания. Способы получения и свойства

1

Комбинированный урок

Состав, номенклатура, классификация , диссоциация, оснований. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства растворимых и нерастворимых оснований в свете теории электролитической  диссоциации. Реакции нейтрализации.

Знать: способы  получения растворимых  и не растворимых оснований; химические свойства растворимых  и не растворимых оснований -  взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями, разложение нерастворимых оснований.

Уметь: объяснить химические свойства оснований в свете теории  электролитической диссоциации ; составлять  уравнения  реакций, лежащих в основе получения растворимых  и не растворимых  оснований ,в молекулярном и ионно – молекулярном виде; решать расчётные задачи и схемы превращений.

Письменная самостоятельная работа. Лабораторная  работа: опыт 12, с.175. Письменная работа с учебником : №1(а),2(а), с.176

59

Кислоты. Способы  получения и свойства. Взаимодействие кислот с металлами. Ряд активности металлов.

1

Комбинированный урок

Состав, номенклатура, классификация, диссоциация, кислот. Способы получения кислот. Химические свойства кислот  в свете теории  электролитической  диссоциации. Ряд активности  металлов  и правила  работы  с ними.

Знать: способы  получения  кислот; правила работы с рядом активности  металлов; химические свойства  кислот  -  взаимодействие с металлами, оксидами  металлов, растворимыми и не растворимыми основаниями, солями.

Уметь: составлять уравнения реакций, лежащих, в основе получения кислот, в молекулярном и ионно – молекулярном виде; объяснить свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Письменная самостоятельная работа. Лабораторная  работа: опыт 13,с. 178.Письменая работа с учебником:№1,с. 179;№1 (а,в), с. 181

60

Амфотерные гидроксиды. Способы получения и свойства

1

Комбинированный урок

Способы получения амфотерных гидроксидов. Кислотно-основные свойства амфотерных гидроксидов в свете теории электролитической диссоциации

Знать: способы получения амфотерных гидроксидов; кислотно-основные свойства амфотерных гидроксидов

Уметь: получать амфотерные гидроксиды; объяснять кислотно-основные свойства амфотерных гидроксидов  в свете теории электролитической диссоциации; составлять уравнения реакций обмена в молекулярном и ионно-молекулярном виде; решать расчетные задачи и схемы превращений

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Письменная работа с учебником: №1, с. 183. Лабораторная работа: опыт 14, с. 183

61

Положения химических элементов в периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов

1

Урок изучения нового материала

Положение химических элементов в ПСХД Д. И. Менделеева. Изменение металличности и неметалличности металлов, переходных элементов, неметаллов в периодах и группах, главных подгруппах. Причины изменения кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов, образованных химическими элементами малых периодов и главных подгрупп

Знать: причины изменения металличности и неметалличности металлов, , переходных элементов, неметаллов в периодах и группах, главных подгруппах ПСХД Д. И. Менделеева; причины изменения кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов, образованных химическими элементами малых периодов и главных подгрупп

Уметь: сравнивать кислотно-основный характер оксидов и гидроксидов, образованных химическими элементами малых периодов и главных подгрупп ПСХД Д. И. Менделеева

Устная и письменная работа с учебником: таблицы 12, 13; № 1 (а), 2 (а), с. 186

62

Практическая работа № 7. Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов 3-го периода

1

 

Правила ОТ и ТБ. Кислотно-основные свойства гидроксидов, образованных элементами 3-го периода в их высшей степени окисления. Закономерность изменения кислотно-основных свойств гидроксидов

Знать: характер и закономерность изменения свойств гидроксидов, образованных элементами 3-го периода в их высшей степени окисления.

Уметь: осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения и делать соответствующие выводы

Практическая работа № 7, с. 208, 209

63

Практическая работа № 8. Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы

1

Урок-практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Кислотно-основные свойства гидроксидов, образованных элементами главной подгруппы II группы в их высшей степени окисления, закономерность изменения их кислотно-основных свойств

Знать: характер и закономерность изменения свойств гидроксидов, образованных элементами главной подгруппы II группы в их высшей степени окисления.

Уметь: осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ОТ и ТБ; описывать наблюдения и делать соответствующие выводы

Практическая работа № 8, с. 210

64

Соли. Способы получения и свойства

1

Комбинированный урок

Соли – состав, номенклатура, классификация. Способы получения солей. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации

Знать: способы получения солей: химические свойства средних (нормальных) солей – взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, другими солями; правила применения ряда напряжений металлов.

Уметь: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения солей, в молекулярном и ионно-молекулярном виде; объяснить свойства солей в свете теории электролитической диссоциации; решать расчетные задачи и схемы превращений

Письменная самостоятельная работа. Письменная работа с учебником: №1, 2(а, б), с. 189.Лабораторная работа: опыт 15, с. 189

65

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетический ряд металла и неметалла

1

Комбинированный урок

Свойства кислот, оснований, оксидов, солей в свете теории электролитической диссоциации. Генетический ряд металла и неметалла. Генетическая связь классов неорганических соединений

Знать: понятия генетический ряд, генетическая связь классов неорганических веществ.

Уметь: оперировать понятиями генетический ряд, генетическая связь классов неорганических веществ и составлять схемы генетической связи классов соединений; составлять уравнения реакций по схеме превращений

Письменная самостоятельная работа: тест.

Устная и письменная работа с учебником: п.53; схема 6; №1, с. 192

66

Обобщение и повторение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений. Способы их получения и химические свойства»

1

Урок обобщающего повторения

Важнейшие классы неорганических соединений. Способы получения, химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Генетическая связь классов неорганических соединений. Расчетные задачи по уравнениям реакций

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 56-65)

Уметь: применять полученные знания и умения

Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Устная и письменная работа с учебником: №5, с. 192;№2, 3, с. 189;

№1, 2, с. 186

67

Контрольная работа № 4. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства

1

Урок контроля знаний

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главе 6

Знать: теоретический материал,  изученный на предыдущих занятиях  (см. уроки 56-65)

Контрольная работа №4

68

Повторение и обобщение по курсу химии за 8 класс

1

Урок обобщающего повторения ( урок игра)

Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по курсу химии за 8 класс

Знать: теоретический материал , изученный на предыдущих занятиях( см. уроки 2-66)

Уметь: применять полученные знания и умения

Тест

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ                                                                       ученик должен:

знать/понимать

  • химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом,
    молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса,
    химическая реакция, классификация реакций, электролит и  неэлектролит, электролитическая диссоциация,
  • уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера
    химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент
    принадлежит в Периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций,  тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

•        вычислять: массовую долю химического элемента по формуле
соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

•        устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные
отношения газов при химических реакциях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Учебно-методическое обеспечение

Методическое обеспечение:

1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 8 класс:— М.: Русское слово, 2012.

2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 г.

3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 8 кл.:— М.: Русское слово, 2012.

4. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. ООО «Издательство Оникс»,  2012.

Дидактическое обеспечение:

1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 8 кл.: Учебник.— М.: Русское слово, 2012.

Интернет- ресурсы:

1. Алхимик: сайт по химии. Сайт, победитель конкурса образовательных ресурсов в Рунете, проведенного Фондом Сороса: о химических веществах и явлениях интересно, содержательно, доступно, полезно для широкого круга читателей, от самых маленьких до студентов и учителей.

http://alhimik.ru/index.htm 
2. Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в

газете "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам.

http://him.1september.ru/urok/ 

3. Мир химии: интересные материалы и факты Музей сайта "Мир химии": хроника химии, нобелевские премии по химии, происхождение названий элементов, истории из жизни великих ученых, любопытные факты и т.д. 

http://www.chemworld.narod.ru/museum/index.html 
4. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы. 
http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html 
5. Популярная библиотека химических элементов. Сборник популярных статей, посвященных истории открытия, свойствам, применению химических элементов. 
http://n-t.ru/ri/ps/ 
6. Химия. Школьная энциклопедия
/Систематизированные и иллюстрированные справочные материалы к школьному курсу химии, система навигации как по алфавиту, так и по разделам, справочные таблицы, методы решения задач.

 http://www.chemistryenc.h11.ru 
7. Энциклопедия «Кругосвет»: химия. Популярные иллюстрированные статьи, посвященные широкому кругу химических понятий. Энциклопедия регулярно обновляется.    

http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/51

Список литературы

 Основной:

  1.   Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 8 кл.: Учебник.— М.: Русское слово, 2010.
  2.  Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 8 кл.:— М.: Русское слово, 2010.
  3.          Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 8 класс:— М.: Русское слово, 2010.
  4.  Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. ООО «Издательство Оникс»,  2008
  5.  Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 8 кл. Тетрадь для практических работ. «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.

Дополнительный:

1.   Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2004.

2.  Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: Химия, 1991.

3.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н., Маскаев Ф.Н. Общая химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. – М.: Просвещение, 2005.

4.  Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 2003.

5. Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии. / Под ред. Б.Д. Степина. – М.: Владос, 2003.

6.  Кузьменко Н.Е. Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 1999.

7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии: Современный курс для поступающих в вузы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочие программы 8-11 классов по предмету "Химия"

Настоящие рабочие программы раскрывают содержание обучения химии учащихся в 8-11 классах. В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов ...

Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1

Рабочая программа   Учитель:           Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «За страницами учебника химии»

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправле...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...