Урок химии в 9 классе по теме "Фосфор"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Соколова Валентина Викторовна

Урок изучения нового материала в  курсе химии 9 класса по теме "Фосфор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fosfor.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок химии в 9 классе по теме «ФОСФОР»

Цели: сформировать представления о фосфоре как о химическом элементе и как о простом веществе, аллотропии фосфора; о значении фосфора в природе и практической деятельности человека.

Задачи:

образовательные: 

  • используя интерактивные формы организации урока, создать условия для усвоения знаний по изучаемой теме – « Фосфор и его соединения»
  • изучить  строение атома, аллотропию фосфора, физические и химические свойства фосфора, применение;
  • расширять  знания о многообразии веществ  в природе;
  • совершенствовать знания о связи между строением и свойствами веществ

развивающие:        

  • развить логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи),
  • развить умение выделять главное при работе с теоретическим материалом,
  • развить память (запоминание новых терминов, характерных свойств),
  • развитие зрительного анализатора,
  • развитие умений по работе с ИК –источниками;
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся.

воспитательные:

  • содействовать воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата,
  • способствовать настойчивости в достижении поставленной цели, доброжелательности и деликатности по отношению к одноклассникам,
  • способствовать экологическому воспитанию через знакомство с ролью фосфора в природе, жизни и деятельности человека.

Тип урока:        урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.

Вид урока: Комбинированный, сочетающий лекцию с элементами беседы;

  • Урок теоретических или практических работ исследовательского типа;
  • Самостоятельную работу репродуктивного типа – устные и письменные упражнения;

 Формы работы учащихся:        индивидуальная и коллективная

Техническое оборудование: ПК, интерактивная доска,

ЭОР:

  • презентация Power Point «Фосфор»,
  • информационный модуль-фосфор,
  • Практический модуль-Лабораторная работа «Аллотропия фосфора»,
  • Контрольный модуль-фосфор
  • Видеоролик-горение белого фосфора.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

(в мин)

1

Организационный момент

Приветствие.

Настрой на урок.

Приветствуют и слушают учителя.

1

2

Актуализация знаний, постановка целей и задач

Презентация «Р»

Сл.1,2.

Начинает объяснение нового материала с приведения цитаты Ферсмана А.Е. «Фосфор -элемент жизни и мысли». Знакомит с целями и задачами урока.

Слушают учителя, включаются в беседу

3

3

Объяснение нового материала 1)Историческая справка. Открытие Р

Презентация «Р»

Пр.«Р» Сл.3

Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР

Двое учащихся делают краткие сообщения

30

2)Положение Р в ПСХЭ. Строение атома

3)Физические свойстваР, аллотропия

Пр.«Р» Сл.4,5

Сл.6,7.8,9.

Инф.модуль-фосфор.

Демонстрирует таблицу «аллотропные модификации фосфора», заполняет её вместе с учащимися

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, оформляют конспект в тетради.

4)Химические свойства Р.

 Сл.10,11

Практ.модуль-

ЛР Аллотропия Р

Видеоролик-горение белого Р

Выполняют виртуальный лабораторный опыт

5)Биологическое значение Р. Применение.

6)Получение Р

Пр.«Р» Сл.12,13

Сл.14

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, оформляют конспект в тетради

4

Закрепление знаний

Пр.«Р» Сл.15

Конт.модуль Фосфор

Обобщает новый учебный материал, предлагая задание в презентации.

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Знакомятся с заданием.

Анализируют ответы друг друга

6

5

Итог урока

Формулирует выводы

Фиксируют выводы

Двое учащихся делают краткие сообщения

2

6

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Записывают в дневниках

3

                                                       Ход урока

I. Организационный момент

Начинает объяснение нового материала с приведения цитаты Ферсмана А.Е.

«Фосфор -элемент жизни и мысли». Знакомит с целями  и задачами урока  (Сл.1,2)

II. Изучение нового материала

  1. История открытия фосфора  (Сл.3)

Учитель: Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й, первооткрыватель немецкий алхимик Бранд.

Сообщения учащихся :             История открытия фосфора

1)Из всех древних и средневековых элементов только фосфору может быть приписана совершенно точная (с точностью до года) дата открытия – 1669 год. Открытие фосфора – это важное и неожиданное событие XVII века.

В поисках эликсира молодости и попытках получения золота разорившийся торговец Хенинг Брандт из Гамбурга пытался изготовить "философский камень" из мочи. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм. Брандт выпарил мочу до сиропообразной консистенции, затем перегнал и получил жидкость красного цвета, которую он назвал уринным маслом. Перегнав эту жидкость еще раз, он обнаружил на дне реторты черный осадок. После долгого прокаливания остаток переходил в белое светящееся вещество, оседавшее на стенках колбы – приемника. Брандт посчитал, что выделил элементарный огонь.Интерес к новому веществу был огромный. Брандт показывал новое вещество за деньги. Потом за 200 талеров секрет был продан И. Крафту, который также показывал фосфор за деньги (от греческого "фосфор" – "светоносец").

2)Затем немецкий химик И. Кункель узнал через Крафта рецепт изготовления и сумел получить фосфор, заявив претензию на самостоятельность открытия. В 1680 году фосфор был получен и Бойлем. В 1847 году А. Шреттер получил красный фосфор, нагревая белый фосфор без доступа воздуха  до 300 °C, который в отличие от белого, не был ядовит и не воспламенялся на воздухе. В 1934 году Л. Бриджмен, подвергнув фосфор нагреванию при значительном давлении, получил третью модификацию – черный фосфор.

2. Положение фосфора  в пер.системе.  Строение атома фосфора  

Беседа:- Каково положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? (Сл.4)

- Составьте схему строения атома фосфора, сделайте вывод о проявлении свойств.

- Определите возможные степени окисления фосфора в соединениях.

- Составьте формулу летучего водородного соединения и высшего оксида, расставьте степени окисления. Каков характер оксида?  (Сл.5)

3.Физические свойства Р,  Аллотропные видоизменения фосфора.

Необычное светящееся вещество, полученное Брандом, - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный фосфор и черный фосфор. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом? (Сл.6,7)

Сравните физические свойства аллотропных видоизменений фосфора.              (Самостоятельная работа учащихся с таблицей) (Сл.8,9)

Таблица “Физические свойства белого и красного фосфора”

Характеристика вещества

Свойства фосфора

белого

красного

Физическое состояние

Кристаллическое вещество

Порошкообразное вещество

Твердость

Небольшая - можно резать ножом (под водой)

                              -

Цвет

Бесцветный с желтоватым оттенком

Темно-красный

Запах

Чесночный

Без запаха

Плотность

 (в г/см3)

1,8

2,3

Растворимость в воде

Не растворяется

Не растворяется

Свечение

В темноте светится

Не светится

Действие на организм

Сильный яд

Не ядовит

- Сходны или различны свойства белого и красного фосфора?

- Чем объясняются различия в свойствах?

Белый фосфор – вещество с молекулярной кристаллической решеткой, состоящей из

4-х атомов в молекуле: P4. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в органических растворителях. На воздухе легко окисляется, а в порошкообразном состоянии воспламеняется. Очень ядовит. Светится в темноте. Хранят его под водой.

Красный фосфор – темно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в органических растворителях. На воздухе окисляется медленно и не самовоспламеняется. Неядовит и не светится в темноте.

Черный фосфор – имеет слоистую атомную кристаллическую решетку

- Как вы думаете, можно ли из одного аллотропного видоизменения фосфора получить другое?       (Виртуальна лаборатория  Лаб.работа. «Аллотропия фосфора» )

4. Химические свойства фосфора

- Фосфор часто называют многоликим элементом. Не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. (Инф.модуль-фосфор)

Учащиеся записывают уравнения реакции.

   (Видеоролик «Горение белого фосфора») (сл.10,11)

 В смеси с бертолетовой солью от удара взрывается, воспламеняется:

5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl

Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.

В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.

5. Биологическое значение фосфора  (Сл.12) Фосфор является составной частью тканей организмов человека, животных и растений. В виде фосфатов кальция фосфор присутствует в костях. Входит он также в состав белков, фофолипидов, нуклеиновых кислот. Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Основное его количество мы потребляем с молоком и хлебом. Наиболее богаты фосфором рыба, фасоль, некоторые виды сыра. Для правильного питания необходимо соблюдать баланс между количеством потребляемого фосфора и кальция: оптимальное соотношение этих элементов в пище составляет 1,5 : 1. Избыток богатой фосфором пищи приводит к вымыванию кальция из костей, а при избытке кальция развивается мочекаменная болезнь.

Применение  учащиеся записывают осн.области   применения фосфора, слушая стихотворение                                    «Фосфор»

В руках алхимиков впервые

В подвале мрачном засиял.

И чудесами всех факиров

Он многие века снабжал.

Тот светоносец  знаменитый

Приходит через века опять,

Не для того чтобы светится.

 Чтоб урожаи поднимать.

Он стал фосфористою бронзой,

Дает отличное литье,

Питает фосфор клетки мозга

И входит в спичек коробок.

 Он назван элементом жизни,

Но в этом парадокс, друзья:

Есть фосфор в каждом организме.

Но белый фосфор – сильный яд.

(Сл.13)Главные  потребители фосфора – производство спичек, металлургия, химические производства. Фосфор используют в производстве фосфорной кислоты и фосфорных удобрений, полупроводниковых материалов, как компонент покрытий стальных изделий и т. д. Белый фосфор применяют для изготовления трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство, красный фосфор – основной компонент обмазки зажигательной поверхности спичечных коробков.

6.Получение фосфора (Сл.14)  В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля: Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO

III. Закрепление изученного (Сл.15)   (Конт.модуль Фосфор)Анализ ответов учащихся.

С фосфором и его соединениями связано немало легенд и суеверий.

 Сообщения учащихся: 1) “Светящийся монах”

Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором – ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне “новоявленного” представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района Моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”... 2)Упр.7 стр.164 учебник О.С.Габриеляна Химия-9  зачитывает отрывок из романа А.Конан-Дойла “Собака Баскервилей”.

“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.

-Могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл? Какова температура воспламенения белого фосфора? Прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей?

Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.

IV Подведение итогов урока, комментирование и выставление отметок

Домашнее задание:

1. Изучить текст учебника (пар.28) учебник О.С.Габриеляна  «Химия-9»   по теме “Фосфор и его соединения”.

2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов;

б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.

3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....