Материалы для подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) на тему
Задачи С - 5; тесты А - 5, А - 6
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 98.5 КБ | |
| 95 КБ | |
| 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А 5. ВЕЩЕСТВА МОЛЕКУЛЯРНОГО И НЕМОЛЕКУЛЯРНОГО СТРОЕНИЯ. ЗАВИСИМОСТЬ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЁТКИ.
Типичные затруднения школьников.
Учащиеся часто путают понятия «кристаллическая решётка» и химическая связь.
Кристаллические решётки
- металлические (у металлов)
- ионные (соли, основания, основные оксиды)
- атомные ( для веществ, имеющих высокие температуры плавления)
- молекулярные (для веществ, имеющих низкие температуры плавления)
Для того, чтобы определить в веществах тип химической связи, можно воспользоваться схемой:
вещество
простое сложное
металл неметалл Ме – сложный анион Ме – неМе НеМе – НеМе
ΔЭО ≥ 2 ΔЭО ≤2
метал. связь КНС ионная КПС
межмолекулярная водородная связь – для HF, H2O, NH3, спиртов, карбоновых кислот
Теоретические вопросы.
1. Что такое химическая связь?
2. Какое свойство атомов называется электроотрицательностью? Как зависит электроотрицательность элементов от положения в периодической системе?
3. Какую химическую связь называют ковалентной?
4. Какие два механизма образования ковалентной связи вам известны?
5. Какую химическую связь называют ковалентной неполярной?
6. Какую химическую связь называют ковалентной полярной?
7. Какую химическую связь называют ионной? Между атомами каких элементов она возникает? Каков механизм её образования?
8. Можно ли ионную связь рассматривать как крайний случай ковалентной полярной связи? В чём коренное различие в природе ионной и ковалентной связи?
Задания по теме
1. Рассмотрите по методу ВС механизм образования химической связи в молекулах водорода, хлороводорода; покажите механизм образования связи в хлориде натрия.
2. Приведите примеры веществ, обладающих молекулярной, атомной, ионной решёткой. Каковы их физические свойства?
3. Чем отличаются металлы от других твёрдых веществ?
4. Определите тип кристаллической решётки в следующих твёрдых веществах:
Cu; CuO: S8; CO2; MgCl2; I2; NaI; N2; NaNO3; SiO2, Si; Fe
5. Относительная плотность паров некоторого алкана по воздуху равна 1,517. Установите его формулу, укажите тип гибридизации углеродного атома, подсчитайте общее число σ – связей в молекуле.
1 ВАРИАНТ
1. Только неполярные ковалентные связи присутствуют в молекулах | |
А) водорода и воды | В) кислорода и аммиака |
Б) хлора и хлороводорода | Г) водорода и кислорода |
2. Ионный характер связи наиболее выражен в соединении | |
А) СС14 | В) СаВг2 |
Б) SiO2 | Г) NH3 |
3. Водородная связь НЕ ОБРАЗУЕТСЯ между молекулами | |
А) пропанола | В) аммиака |
Б) ацетона | Г) воды |
4. Атом является структурной частицей в кристаллической решётке | |
А) метана | В) кислорода |
Б) водорода | Г) кремния |
5. В каком ряду вещества имеют только ионную связь | |
А) СС14 , КС1, Сl 2 | В) SO2 , CO, CaF2 |
Б) NaBr, Na2O, KI | Г) H2S , Br2 , K2S |
6. Кристаллическая решётка хлороводорода | |
А) ионная | В) металлическая |
Б) молекулярная | Г) атомная |
7. Молекулярное строение имеет | |
А) иод | В) гидроксид калия |
Б) иодид калия | Г) гидроксид алюминия |
8. Одна из связей образована по донорно - акцепторному механизму в | |
А) молекуле водорода | В) ионе аммония |
Б) молекуле воды | Г) молекуле аммиака |
9. Наибольшую температуру плавления имеет | |
А) оксид углерода (2) | В) серная кислота |
Б) иод | Г) сульфат натрия |
10. В молекуле бутадиена - 1,3 число - и π - связей соответственно равно | |
А) 3 и 2 | В)2 и9 |
Б) 9 и 2 | Г) 8 и 2 |
2 ВАРИАНТ
1. Ионы являются структурными частицами | |
А) кислорода | В) оксида углерода (4) |
Б) воды | Г) хлорида натрия |
2. Немолекулярное строение имеет | |
А) цинк | В) фтороводород |
Б) муравьиная кислота | Г) кислород |
3. В каком соединении ковалентная связь между атомами образуется по донорно – акцепторному механихму | |
A) KCl | B)NH4Cl |
Б) СС14 | Г) СаС12 |
4. Вещества, обладающие твёрдостью, тугоплавкостью, хорошей растворимостью в воде, как правило, имеют кристаллическую решётку | |
А) молекулярную | В) ионную |
Б) атомную | Г) металлическую |
5. В каком ряду вещества имеют ковалентную полярную связь: | |
А) НС1, NaCl, C12 | В) Н2О, NH3, CH4 |
Б) О2 , Н2О , СО2 | Г) NaBr, НВг, СО |
6. Кристаллическая решётка оксида углерода (4) | |
А) ионная | В) металлическая |
Б) молекулярная | Г) атомная |
7. Немолекулярное строение имеет | |
А) фуллерен | В) вода |
Б) алмаз | Г) углекислый газ |
8. Наибольшую температуру плавления имеет | |
А) хлорид калия | В) вода |
Б) бром | Г) оксид углерода (4) |
9. Ряду веществ «поваренная соль, алмаз, углекислый газ» соответствует последовательность типов кристаллических решёток | |
А) ионная, металлическая, молекулярная | В) ионная, молекулярная, атомная |
Б) молекулярная, атомная, ионная | Г) ионная, атомная, молекулярная |
10. Атом углерода образует три ковалентные неполярные связи в молекуле | |
А) СО | В) НСООН |
Б) СО2 | Г) СН3С1 |
Предварительный просмотр:
А 6. МНОГООБРАЗИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
Типичные затруднения школьников.
- Основными классами неорганических соединений являются оксиды (основные, кислотные, амфотерные, несолеобразующие), гидроксиды (основания и кислоты), соли( средние (нормальные), кислые, основные)
- Одной из причин многообразия неорганических соединений является аллотропия
- Оксиды – бинарные соединения, в которых кислород 2 – х валентен. К основным относят, как правило, оксиды элементов I A, II A – подгрупп, кроме BeO, ZnO, являющихся амфотерными; к амфотерным – оксиды металлов, проявляющих валентность III и IV, к кислотным – оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих) и металлов с валентностью выше V.
- Бинарными называют соединения, состоящие из 2 – х элементов (оксиды, хлориды, сульфиды, гидриды, карбиды и др.)
- Кислые соли нужно рассматривать как продукты неполного замещения атомов водорода на атомы металла в молекулах многоосновных кислот ( H2CO3 - NaHCO3)
- Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп на кислотные остатка в молекулах многокислотных оснований (Cu (OH)2 - CuOHCl)
Теоретические вопросы.
- Какие основные классы неорганических соединений вам известны?
- Что называется аллотропией? Аллотропные соединения каких элементов вам известны?
- Дайте определения оксидов, оснований, кислот, солей.
- Какие бинарные соединения, помимо оксидов, вам известны?
- Какова классификация соединений, принадлежащих к классам оксидов, оснований, кислот, солей?
- Какие соединения относят к амфотерным? В чём проявляется амфотерный характер соединений?
- Равнозначны ли понятия: «основание» и «гидроксид»?
- Какие кислоты нельзя получить действием воды на кислотные оксиды?
- У всех ли кислот есть ангидриды?
Задания по теме
- Дайте классификацию перечисленным оксидам:
MgO, SiO, ZnO, NO, CO2, SO2, H2O, Cr2O3, K2O, CuO, N2O3, P2O5, Fe3O4. - Какие из гидроксидов могут образовывать основные соли: гидроксид железа (III), гидроксид аммония, гидроксид магния, гидроксид лития? Предложите примеры таких солей.
- Приведите уравнения реакций, которые доказывают основной характер оксида и гидроксида хрома(III).
- Какие из перечисленных кислот могут образовывать кислые соли: уксусная, сероводородная, хлороводородная, фосфорная? Приведите примеры кислых солей, образованных этими кислотами
- Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно получить: основной хлорид меди (II), гидросульфат калия.
- Напишите уравнения реакций и укажите условия, с помощью которых можно осуществить следующие превращения; определите, к какому классу соединений относятся вещества, являющиеся исходными в предложенных вами реакциях
Zn → ZnSO4 → Zn(OH)2 → Na2[Zn(OH)4] → ZnCl2 → Zn
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
1 ВАРИАНТ
1. К амфотерным оксидам относится | |
А CuO | В Cr2O3 |
Б P2O3 | Г CrO3 |
2. Среди перечисленных веществ кислой солью является | |
А гидрид магния | В гидроксид кальция |
Б гидрокарбонат натрия | Г гидроксокарбонат меди |
3. Высший оксид химического элемента с порядковым номером 16 относится к оксидам | |
А основным | В амфотерным |
Б кислотным | Г несолеобразующим |
4. Оксиды металлов со степенью окисления +6 и выше являются | |
А несолеобразующими | В амфотерными |
Б основными | Г кислотными |
5. Только кислотные оксиды расположены в ряду | |
А CO2 Mn2O7 SO3 | В CrO SO2 CaO |
Б Na2O SiO2 Cr2O3 | Г CuO Al2O3 FeO |
6. Бинарные соединения, одним из элементов которых является хлор, называются: | |
А сульфиды | В хлориды |
Б оксиды | Г гидриды |
7. Амфотерные свойства проявляет гидроксид | |
А серы (6) | В бария (2) |
Б азота (5) | Г хрома (3) |
8. К солям относится вещество с формулой | |
А CH3NH2* H2O | В CH3COONa |
Б CH3COOC2H5 | Г CH3Cl |
9. Гидросульфит калия имеет формулу | |
А KHS | В KHSO4 |
Б KHSO3 | Г KHS2O7 |
10. Укажите несолеобразующий оксид | |
А СО | В SO2 |
Б СО2 | Г SiO2 |
2 ВАРИАНТ
1. К основным оксидам относится | |
А ZnO | В BaO |
Б SiO2 | Г Al2O3 |
2. Среди перечисленных веществ основной солью является | |
А гидрид магния | В гидроксид кальция |
Б гидрокарбонат натрия | Г гидроксокарбонат меди |
3. Высший оксид химического элемента с порядковым номером 16 относится к оксидам | |
А основным | В несолеобразующим |
Б кислотным | Г амфотерным |
4. Какой из элементов способен образовывать кислотный оксид | |
А стронций | В кальций |
Б марганец | Г магний |
5. Только основные оксиды расположены в ряду | |
А CO2 Mn2O7 SO3 | В CrO Na2O CaO |
Б Na2O SiO2 Cr2O3 | Г CuO Al2O3 FeO |
6. Бинарные соединения, одним из элементов которых является бром, называются: | |
А сульфиды | В хлориды |
Б бромиды | Г гидриды |
7. Кислотные свойства проявляет гидроксид | |
А серы (6) | В бария (2) |
Б азота (2) | Г хрома (3) |
8. К кислым солям относится | |
А стиральная сода | В хлорид аммония |
Б пищевая сода | Г малахит |
9. Гидросульфид калия имеет формулу | |
А KHS | В KHSO4 |
Б KHSO3 | Г KHS2O7 |
10. В каком ряду содержатся только те элементы, которые имеют аллотропные формы | |
А Cl N O | В S P Ar |
Б S Si Cl | Г O C P |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩИМ ФОРМУЛАМ.
- На сжигание 1 объёма некоторого алкана требуется в 5 раз больший объём кислорода. Установите МФ алкана.
- Какова структурная формула алкена, если 11,2 г его при взаимодействии с бромоводородом превратились в 27,4 г бромистого алкила с положением атома брома у третичного углерода?
- При гидролизе водным раствором щёлочи дихлорида, полученного присоединением 6,72 л хлора к этиленовому углеводороду, образовалось 22,8 г 2 – х атомного спирта. Какова формула алкена, если известно, что реакции протекают без потерь?
- Установите МФ дибромалкана, содержащего 85,11% брома.
- При дегидратации насыщенного одноатомного спирта и последующей обработке образовавшегося соединения избытком бромоводорода получено 65,4 г бромида с выходом 75% от теоретического. При взаимодействии такого же количества спирта с натрием выделилось 8,96 л газа (н.у.). Определите, какой спирт был взят.
- При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида меди (2) при нагревании образовалось 28,8 г осадка. Установите МФ альдегида.
- При сплавлении натриевой соли одноосновной органической кислоты с гидроксидом натрия выделилось 11,2 л газообразного органического соединения, 1 л которого имеет массу 1,965 г. Какой газ выделился? Какова масса соли, вступившей в реакцию?
- При обработке некоторого количества предельного одноатомного спирта натрием выделилось 4,48 л газа, а при окислении того же количества спирта образовалось 23,2 г альдегида. Определите формулу спирта.
- Неизвестный альдегид массой 6,36 г нагрели со свежеосаждённой взвесью, полученной при действии избытка щёлочи на 22,4 г сульфата меди (2). Образовавшийся осадок отфильтровали и выдержали при 2500С до постоянной массы, которая составила 10,24 г. Определите возможную структурную формулу альдегида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.
Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...
материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ
В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....
материалы для подготовка к ЕГЭ
в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...
материалы для подготовка к ЕГЭ
в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...
Материалы для подготовки к ГИА по алгебре
решение текстовых задач различных видов....
Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по культуре речи
В данной работе я хочу познакомить с дидактическими материалами по культуре речи. Цель данной работы: развитие речевых навыков учащихся, необходимых и при сдаче экзамена, и в общении. Зад...

материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
