Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках химии
статья по химии на тему

Золотарь Веста Петровна

В статье приведены некоторые приемы и методы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках химии

Непременное условие реализации основных функций обучения - активная познавательная деятельность. Ее организация – одна из основных задач учителя, причем в учебно-воспитательном процессе нужно создать условия для осуществления разноуровневой деятельности: от репродуктивной до продуктивно-творческой.

Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Хотелось  бы остановиться на некоторых приемах стимулирования познавательной деятельности учащихся, используемых мною в педагогической практике. Я работаю над темой « Развитие учебных способностей учащихся на уроках химии путем проблемного обучения». Суть его в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи. В ходе проблемно- исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами  действий, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение,  интерес к познанию. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. При этом возрастает потребность в учении, и четко выявляются мотивы познавательной деятельности. При подборе проблемных  заданий стараюсь  учитывать их практическую направленность. Приведу примеры некоторых проблемных задач, используемых на уроках.

Задача 1

Почему категорически запрещается длительная работа двигателя внутреннего сгорания автомашины, трактора в закрытых или слабо проветриваемых помещениях?

Задача 2

Почему продукты питания хранят в холодильниках, т. е при низких температурах?

Задача 3

Почему в домашние холодильники рекомендуется помещать по нескольку таблеток карболена (активированного угля)?

Задача 4

В некоторых вулканических местностях углекислый газ выделяется из трещин земной коры и накапливается в больших количествах в пещерах и долинах. Таковы знаменитая «Собачья пещера» около Неаполя и «Долина смерти» на острове Ява. Животные, чаще  всего собаки, попадая в такие места, погибают, а взрослые люди – нет. Подумайте, почему в этих местах оксид углерода (IV) оказывает удушающее действие только на животных невысокого роста.

Химия – наука экспериментальная, поэтому для глубокого и детального проникновения в суть предмета большое значение имеет формирование экспериментальных умений и навыков. И здесь также применяется проблемный подход. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» в 11 классе - учащимся известно, что индикаторы изменяют окраску в растворах кислот и щелочей. Проводя лабораторный опыт, они убеждаются, что в растворах многих солей наблюдается изменение окраски индикатора. Возникает вопрос: «Почему такое происходит?»  Обдумывание возникшей проблемной ситуации позволяет глубже осмыслить и прочнее усвоить тему гидролиза солей.

Ежедневно каждый учитель решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Мне кажется, что игровые формы обучения, организации контроля знаний, обобщения – это как раз тот прием, который помогает решить проблему, во всяком случае, на начальном этапе обучения химии в 8 классе. Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно только тогда, когда  имеешь определенный запас знаний.

Элементы игры  используются не только на начальном этапе изучения химии, хорошие результаты дает этот прием и в старших классах. Например, в своей практике применяю программированные задания с элементами дидактической игры на повторительно-обобщающих уроках в 10 классе. Дидактическая карточка включает от четырех до десяти вопросов, и на каждый вопрос предполагается от 4 до 6 ответов. Однако учащемуся необходимо выбрать только один правильный ответ, обозначенный буквой, которую он заносит в рабочую тетрадь. В результате выполненного задания ученик составит из букв, обозначающих правильные ответы, название какого-нибудь органического вещества. Такие дидактические материалы составлены для различных по степени подготовленности групп учащихся: А – сильные, В – средние, С – слабые.На обобщающем уроке в 10 классе «Углеводороды» использую «Игру в числа», в ходе которой учащиеся проводят классификацию органических соединений по классам на основе различных характеристик: особенностей строения, свойств.

Современная методика обучения химии включает богатый арсенал методических приемов, направленных на повышение у учащихся интереса к учению: использование на уроке занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Однако, как мне кажется, незаслуженно мало внимания на уроках химии уделяется художественной литературе. Между тем, именно она (особенно научно-фантастического и приключенческого жанров) зачастую содержит интересные описания тех или иных химических явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применения в самых необычных ситуациях. Все это я стараюсь озвучивать на уроках, ведь встреча с известными персонажами, рассмотрение происходящих в книге событий в новом, неожиданном для учащихся ракурсе, вызовут у них интерес к изучаемой теме, помогут создать на уроке ту особую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование  любви к предмету, и, безусловно, повысят уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей. Кроме того, использование  художественной литературы предоставляет немалые возможности для эстетического и нравственного воспитания школьников на уроке. Сфера использования художественной литературы на уроке химии безгранична, мне бы хотелось проиллюстрировать свой опыт в этой области на примере обобщающего урока по теме « Кислород. Оксиды. Горение». В качестве литературных источников используются произведения А. Беляева «Продавец воздуха», Ж. Верна «Таинственный остров», «Опыт доктора Окса», М, Митчелл «Унесенные ветром». С помощью этих источников учащиеся повторяют получение кислорода в промышленности, в лаборатории, условия возникновения и превращения горения, процессы окисления  в воздухе и в чистом кислороде.

Фрагмент урока

 После напоминания, что горение – одна из разновидностей окисления, следует вопрос: Где реакции протекают быстрее и интенсивнее - в воздухе или в чистом кислороде и почему? После ответа на этот вопрос слово предоставляется ученику, который         зачитывает отрывок о воздействии чистого кислорода на живые организмы. «Стоило бросить в землю семечко, как из него поднимался зеленый стебелек, котороый рос не по дням, а по часам. Кочаны капусты превращались в кусты, а грибы становились величиной с зонтик… Но – увы! – все эти растения… быстро блекли и умирали, сожженные, истощенные, обессиленные…. (Ж. Верн  «Опыт доктора Окса»). Учащимся предлагается объяснить отрывок. Комментируя ответы учеников и содержание фрагмента, отмечаю, что согласно современной концепции, человеческий организм приспособился в ходе эволюции к дыханию воздухом, а не чистым кислородом. В случае же дыхания чистым кислородом ускоряются окислительные процессы обмена веществ и человеческий организм быстрее  «сгорает» Так что Ж. Верн в чем-то был прав.

По моему мнению, чтение отрывков из многих художественных произведений может открыть для учащихся новые и интересные стороны химической науки, как и наоборот, знание химии позволит глубже понять некоторые моменты в произведениях, в общем-то от химии далеких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка

В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высо...

Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках физики

В настоящее время  всё чаще можно слышать о нестабильности в экономике, неуверенности в завтрашнем дне, у людей  воспитывается потребительское отношение "жизнь одним днем". У молодого поколе...

Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках физики

В настоящее время  всё чаще можно слышать о нестабильности в экономике, неуверенности в завтрашнем дне, у людей  воспитывается потребительское отношение "жизнь одним днем". У молодого поколе...

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...