реакции ионного обмена
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Марциш Людмила Ивановна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uravneniya_reaktsiy_v_ioonom_vide.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс          Технологическая карта №                      к теме № 1            «Растворы».

Тема урока:

                                                                               «Уравнения реакций в ионном виде».

Цель:

*научить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

КДЦ

                         Для  учителя

                                              Для ученика

Обучающая

Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме: 

*систематизировать сведения об  электролитах, неэлектролитах; слабых и сильных электролитах, ионах

* научить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Знать:

* определение реакции ионного обмена, условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца;

Уметь:

* составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций, объяснять их сущность в свете теории электролитической диссоциации.

Развивающая

Создать условия для поиска между новым и изученным материалом, развитие логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью:

*    организационные навыки;

*    умение работать индивидуально, оформлять записи в тетрадях;

* умение работать с таблицами, алгоритмами;

*    обобщать и выделять главное;

*    самостоятельно применять и систематизировать знания;

*    умение преодолевать трудности;

*    развитие познавательного интереса

Развивать умения:

*    речевой деятельности (быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли);

*    логически мыслить (обобщать, систематизировать, доказывать, анализировать);

*    применять свои знания в решении расчетных задач;

* работать с алгоритмами

Воспитывающая

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку:

*    умение организации времени;

*    умственное воспитание (владение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями, формирование логического, эвристического, системного мышления);

*    нравственное воспитание (формирование личностных качеств- ответственность, организованность, дисциплинированность, правдивость, порядочность);

*   Трудовое воспитание (добросовестное отношение к труду, культура и дисциплина труда, инициатива и творчество в труде);

*    физическое воспитание (укрепление здоровья)

 формировать умения 

*      работать по культуре умственного и практического труда;

*     адекватной оценке своей деятельности

№  урока

         

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

*    составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций, объяснять их сущность в свете теории электролитической диссоциации.

Тип урока:

Урок  изучения нового материала с первичным закреплением

ИДЦ:

Знать:

* определение реакции ионного обмена, условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца;

Уметь:

* составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций, объяснять их сущность в свете теории электролитической диссоциации.

Актуализация

*   электролиты и неэлектролиты; слабые и сильныхеэлектролиты, ионы

Методы обучения:

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно- иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый

По использованию дидактических целей:

формирование умений, навыков

По источникам знаний:

*   Словесный (беседа);

*   наглядный (презентация, алгоритмы, таблицы)

*   практический (задания, эксперимент)

Форма организации учебной деятельности:

Беседа, фронтальная, индивидуальная, парная

Основные понятия:

* реакции ионного обмена; молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения; необратимые реакции

Оборудование:

Учебник; ПСХЭ Д.И.Менделеева; презентация, алгоритмы, таблица «Растворимост», индивидуальные задания;

Растворы веществ: серная кислота, хлорид бария, карбонат натрия, гидроксид натрия, фенолфталеин.

План урока

1. Организационный момент.  Проверка Д/З

2. Актуализация знаний:

А) работа по карточкам (3 человека);

Б) работа у доски

3. Целеполагание и мотивация (подвести учащихся к постановки цели урока и зачем нам это надо)

А) проведение эксперимента

 4. Изучение нового материала

А) объяснение учителем

Б) работа с алгоритмами, таблицей растворимости;

5. Закрепление пройденного материала

6.Д/З:  слайд.

8.  Итог по уровню обученности. Рефлексия.

Приемы деятельности учителя:

Организую работу:

*   по актуализации знаний,  по постановки цели,  , обсуждении  вопросов, работу в парах , с алгоритмами, с таблицей растворимости, проведении эксперимента  

*  провожу беседу с классом;

*  обобщаю ответы учащихся

Организация деятельности учащихся:

* ставят цели, беседуют с учителем, анализируют информацию, делают выводы;

* работают в парах с алгоритмами, с таблицей растворимости;

* проводят эксперимент;

* оформляют записи в тетрадях, слушают учителя и своих товарищей;

* выполняют задания

Развитие умений учащихся:

* схематично (кратко) оформлять информацию;  

* анализировать, ставить цели, делать выводы;

* развитие интеллектуальных способностей,

* сочетание различных видов деятельности (индивидуальная, парная, фронтальная);

* работать в заданном темпе,  сотрудничать в парах, следить за временем.

                                                                                                   

  Структура и содержание урока.

       Этапы     урока      

время

                          Деятельность учителя

Деятельность ученика

контроль

1. Организационный

1 мин.

Определяю готовность к уроку: на столах учебник, дневник, рабочая тетрадь; алгоритм, ПСХЭ ДИМ, таблица растворимости

Проверяют свои рабочие места

фронтальный

2. Актуализация знаний.

Цель: выявить полученные знания по теме: «Сильные и слабые электролиты, диссоциация растворов веществ»

10

мин

*организую индивидуальную работу по карточкам  (3 уч-ся)

* работу с классом у доски. (2 уч-ся)

Задание:

1. Выписать отдельно из перечня веществ электролиты и неэлектролиты:

Раствор хлорида калия, кристаллы хлорида калия, расплав хлорида калия, сахар- кристаллы, кислород,  натрий, раствор нитрата бария.

2. Указать сильные и слабые электролиты, записать их диссоциация, дать названия ионам.

NaOH,  FeCO3,  Zn(OH)2, Mg(NO3)2, HClO4, H2S

* работают индивидуально и у доски выполняют задания, комментируют свои ответы

Фронтально-Индивидуальный

5 учащихся

3. Целеполагание и мотивация

5 мин

Выясняю опорные позиции, создаю условия для постановки целей урока учащимися.

Поясняю для чего нам это надо.

Задание: *Проведите эксперимент и  составьте УХР между

 1) K2SO4 + HCl

2) K2SO4  +  BaCl2

* Укажите тип ХР? (обмена)

*В каких случаях реакции обмена протекают до конца? (если образующееся вещество уходит из сферы реакции в виде осадка, газа или воды.)

* Каким образом можно определить является ли данное вещество нерастворимым, выделится ли оно в виде осадка или останется в растворе?

(по таблице растворимости)

Проблема.

Какая из реакций пойдет до конца? (№2)

1) K2SO4 + HCl

2) K2SO4  +  BaCl2

*Определяют опорные позиции и цели урока, согласно обозначенной темы.

* 1 ученик проводит эксперимент у доски, решаем проблему.

фронтальная

4.Изучение нового материала

Цель: 

25 мин

* объяснение с элементами беседы:

(На этом занятии будем рассматривать обменные процессы с точки зрения ТЭД.

Выполняю эксперимент:

 А)  NaCl  и  Ca(OH)2 изменений нет.

Работа с классом: Составьте УХР.

Вопросы классу: 

* Идет ли данная реакция до конца? (не протекает до конца, т.к. все полученные вещества являются хорошо растворимыми, т.е. сильными электролитами.)

 Отсюда вытекает какой вывод? (что реакции между растворами этих веществ, сводятся к взаимодействию ионов))

* Составьте ионное УХР?

*Чем отличаются правая и левая части уравнения реакции? (ничем, они совершенно одинаковые).

Вывод: никакой химической реакции не произошло, потому что не образовались новые соединения. Если в правой части уравнения находятся только сильные электролиты, то реакция не идет.

Даю понятие РИО:

Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.

Б)  Na2СО3  и Ca(OH)2

* Идет ли данная реакция до конца?

(да, т.к образовался осадок)

Поясняю, что такие реакции являются еще и необратимыми, т.к. выделившийся осадок покинул сферу реакции

* Обращаю внимание на слайд (основные правила для составления РИО)

* Организую работу по составлению ПИУ и СИУ.

* Сообщаю, что эти ионы могли входить в состав любого другого сильного электролита и наблюдалось бы образование карбоната кальция.

Задание: Выберите любые другие электролиты, содержащие ионы кальция и карбонат-ионы.

* Подчеркиваю, что сокращенные ионные уравнения (СИУ)выражают сущность химической реакции и показывают какие ионы реагируют между собой и какое вещество образуется в результате.

В)  Na2СО3  и HCl

* Идет ли данная реакция до конца?

*Прошу уч-ся самостоятельно составить РИО, 1 ученик работает у доски

*Прошу учащихся сформулировать общий вывод (РИО в растворах электролитов идут до конца, когда образуется осадок, газ и вода.)

* слушают учителя, отвечают на вопросы, наблюдают за экспериментом,

анализируют, составляют УРИО, работают с таблицей растворимости, со слайдами в презентации, алгоритмами, делают выводы;

Фронтально-индивидуальное у доски  2 ученика

7. Домашнее задание

2 мин

§ 12 стр. 61 -64    ? 2 стр. 64

§ 15 стр. 73 – 79

Повторить за 8 класс: Химические свойства кислот, солей и оснований.

Записывают Д/З в дневник, в тетрадь

индивидуально

8. Рефлексивно-оценочный этап

2 мин

Нацеливаю учащихся на самооценку своей деятельности

Оценивают свою деятельность на уроке

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА

Тест для учащихся 9 класса  ЧАСТЬ А   А8  " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...

Практическая работа"Реакции ионного обмена"

МАТЕРИАЛЫдля урока по химии в 8 классе на тему:«Практическая работа: Реакции ионного обмена»Карточка № 11.    Распределите вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидрокс...

Реакции ионного обмена химия 9 класс

Интегрированный урок химия - информатика по теме: " Реакции ионного обмена"....

проверочная работа "Реакции ионного обмена"

Тренировочные работы для учащихся 9-х класов помогут им успешнее усвоить данную тему ....

Реакции ионного обмена

В данной методической разработке представлена практическая работа по теме «Реакции ионного обмена», проводимая по инструкции. Такой урок можно проводить при изучении темы «Теория электролитической дис...