Урок "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Сафонова Татьяна Викторовна

Конкурсная работа естественно-научного направления "Педагогический фейерверк" в номинации"Я иду на урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_soli.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОЛИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА

Сафонова Татьяна Викторовна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа города Пугачева Саратовской области имени Т.Г.Мазура»

Технологическая карта урока по химии «Соли, их классификация и свойства».

Учитель: Сафонова Татьяна Викторовна

МОУ «СОШ№1 города Пугачева Саратовской области имени Т.Г.Мазура»

УМК: О.С.Габриелян

Предметная область: химия

Тема урока: «Соли, их классификация и свойства»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 8 класса в предметной области «Химия» по теме «Соли». Изучить состав и химические свойства солей.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о солях. Рассмотреть химические свойства солей. Продолжить формировать умения работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.

Оборудование урока: комплекс «Компьютер + проектор» для демонстрации видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал для работы в парах.

Используемые на уроках технологии:

1.Технология системно-деятельного подхода

2.Технология проблемного обучения

3.Технология игрового обучения

4.Интерактивные технологии

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности

(2мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настрой на работу

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

2

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(3мин)

Цель: подведение детей к тому, чтобы сформулировать тему урока,  поставить задачи.

Составление плана работы на урок.

Опорными являются знания обучающихся о солях, приобретенных ранее на уроках и повседневной жизни.

Конкурс «Загадочная шкатулка»

В шкатулке находятся вещества, которые необходимо угадать:

-В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она -  символ гостеприимства, верности, радушия.

- Он может быть цветной и белый, им дети любят рисовать, художник он в руках умелых, картины может создавать.

Как вы думаете, о каких веществах идет речь?

Проводит подготовку мышления детей:

-Краткая характеристика солей.

- Опишите физические свойства солей.

-Вспомните ранее данные определения солей

Соли – это класс химических соединений, состоящих из ионов металла и ионов кислотного остатка.

Как образуются соли в результате химических превращений?

Ребята! Это уточнение относится только к средним солям.

Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл. Напоминаю, что средние соли диссоциируют в 1 ступень:

K2SO4=2K+ +SO42-

Поваренная соль и мел.

Соли - это твердые вещества, тип химической связи – ионный, отличаются друг от друга растворимостью в воде.

Соли - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

Солями называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка.

Соли получаются в результате различных химических превращений.

Один из способов получения, по реакции нейтрализации:

2KOH+H2SO4=

K2SO4+2H2O

Вывод: соли можно рассматривать как продукт реакций кислот с основаниями, т.е. соли получаются заменой атомов водорода в кислоте атомами металла.

Познавательные

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в парах.

Регулятивные

Формирование умения определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Личностные

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

3

Совместное открытие новых знаний

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Задачи:

Составить представления учащихся  о солях как классе неорганических веществ, познакомить с классификациями солей, экологические проблемы…

-В каких стехиометрических отношениях взаимодействуют между собой серная кислота и гидроксид калия в данной реакции?

Что произойдет, если в реакционной смеси молекул щелочи окажется  меньше этого количества? Предположим, что на одну молекулу

H2SO4  придется только одна молекула KOH.

В таких случаях происходит не полное замещение атомов водорода, а лишь частичное, т.е. 1 атом Н замещается  на металл, другой – остается незамещенным. В результате получаются кислые соли.

KOH+H2SO4=

K НSO4+H2O

Названия кислых солей составляют, так же как и средних, только добавляют слово «гидро»(латинское название водорода)

Рассмотрим диссоциацию этой соли, она идет ступенчато:

K НSO4 ++ HSO4-

I ступень

HSO4-↔H+ +SO42-

II ступень

Важно! В основном диссоциация происходит по первой ступени, по второй  идет в гораздо меньшей степени.

Таким образом, по составу соли могут быть:

-средние K2SO4

- кислые K НSO4

-основныеMgOHCl

Как могут образоваться основные соли?

Ca(OH)2+2HCl=

CaCl2 +2H2O

Что произойдет, если молекул кислоты окажется меньше, указанного в уравнении?

В таких случаях происходит образование основных солей:

Ca(OH)2+HCl=

CaОНCl +H2O

Как будет происходить диссоциация основных солей?

CaОНCl=СаОН++ Cl-  (I ступень)

СаОН+= Ca2+ +OH_

(II ступень)

Диссоциация соли происходит, в основном, по первой ступени, по второй идет в значительно меньшей степени.

Названия основных солей составляют, так же как и средних, только добавляют слово «гидроксо»

CaОНCl – гидроксохлорид кальция.

Рассмотрение химических свойств солей:

1 свойство – взаимодействие солей с кислотами, если образуется осадок или газ.

2 свойство – взаимодействие солей со щелочами, если образуется осадок или газ.

3 учащихся одновременно работают  у доски, без обозрения всего класса.

- 2 молекулы гидроксида калия реагируют с одной молекулой кислоты.

Часть кислоты может остаться.

Образуется не средняя, а какая –то другая соль.

Для реакции надо взять  многокислотное основание и одноосновную кислоту.

Ступенчато.

Учащиеся проделывают лабораторную работу, записывают уравнения реакций в молекулярной и ионной формах:

Na2SiO3 + H2SO4

CaCO3+ HCl

NaOH + FeCl3

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению.

Предметные умения

Должны знать определения понятий: соль, средние соли, кислые соли; должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов.

Метапредметные умения

Познавательные

Общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Осуществление поиска информации, делают умозаключения из изученных закономерностей.

Сравнивают свою работу с работой, выполненной на доске.

4

Закрепление изученного материала

Химический диктант (записать формулы солей по названиям и наоборот)

CaOHNO3

(CuOH)2CO3

Гидрокарбонат натрия

Гидрофосфат кальция

Проверка  через слайд на экране

Учащиеся выполняют задание

Выражают собственное мнение о работе и полученном  результате деятельности.

Коммуникативные

Формируем умение слушать и понимать других, работать в парах, учитывая позицию собеседника.

Познавательные

Формируем умение работать с новой информацией по теме – отбирать, выделять, обобщать.

5

Домашнее задание

Планирование работы на следующий урок.

Записывает на доске и комментирует

П.41, с.222-223, №1,2(а,б, д,е)

Знакомятся с заданием, записывают его.

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение.

6

Рефлексия

Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке я научился…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что я хочу знать о солях…

Оценивают свои знания.

Регулятивные

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Используемая литература:

Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия . 8 класс – Дрофа, 2002. – 416с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – 2-е изд., дораб.- М.-Просвещение, 2011, -223с.

Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект.- 2-е изд., дораб. –М.-Просвещение, 2011.-44с.- (Стандарты второго поколения)