Урок-исследование "Химические свойства неорганических веществ"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Конспект урока по химии в 8 классе с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_issled.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                       ТЕМА УРОКА

       «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»                      

                                                                                                       8 КЛАСС

                                                                                                               

Тип урока: обобщающий

Вид урока:  экспериментально-поисковый

Цель урока: на основе экспериментальных  опытов закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.

 Задачи урока:  

 образовательные:  - изучить общие свойства кислот, оснований, солей;

                                    - доказать, что данные свойства характерны для всех кислот,

                                      оснований, солей;              

                                    - повторить способы написания ионных уравнений реакций.

воспитательные:    - формировать умения учащихся работать в группах;

                                   -  оценивать ответы своих товарищей;

развивающие:          - стимулировать познавательную деятельность учащихся

                                    через химический эксперимент;                    

                                    - развивать способность применения опорных знаний;

                         - повысить технику химического эксперимента у учащихся,

                         - развивать умения и навыки наблюдать, делать выводы.

План урока:    

1.Вводное слово учителя: цели и задачи урока, домашнее задание;

 2. Повторение опорных знаний (свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД, работа по карточкам с формулами веществ);

3. Инструктаж по технике безопасности; по выполнению работы;

4. Проведение экспериментальной работы учащимися;

5. Подведение итогов эксперимента, оценивание результативности команд.

Виды работы учащихся:

- ответы на теоретические вопросы,

- проведение химических опытов,

- написание  ионных уравнений реакций, характеризующих общие свойства кислот, оснований, солей;

- подведение итогов эксперимента, формулировка выводов по проделанной работы.

Организация урока: учащиеся класса делятся на команды по 4 человека, каждая команда получает свой лист для исследований, согласно инструкциям проводит эксперименты, результаты фиксируются в своем  исследовательском листе, подводит итоги и делает выводы по проделанной работе. В конце урока команды представляют свои результаты исследований  для оценивания другими учащимися и учителем.

Оборудование: штативы с пробирками, держатели для пробирок, сухое горючее, спички, приспособления для сжигания сухого горючего, салфетки;

Реактивы: кислоты: серная, соляная, фосфорная; основания: гидроксиды калия и натрия; соли: карбонат кальция, сульфат меди, хлорид бария, нитрат серебра, оксид меди, индикаторы: метилоранж, лакмус, фенолфталеин.

Оформление доски.  

 Тема урока  «Химические свойства  неорганических веществ»

 Девиз:  «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать  знания на деле»          (Аристотель)

 Д/з: повторить тему «Генетическая связь между классами веществ», послушайте сказку и ответьте не вопросы.

Сказка. В одном царстве жил капризный царь, захотел он выкрасить весь дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: «где же я такой краски возьму, чтоб не портилась и на весь дворец хватило?» рассердился царь и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластинку с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-й раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз он был аккуратнее, получил осадок и отделил его, затем прокалил его в печке. Так получил он знатную краску, царь остался доволен.

 Ответ:      ( Zn   ZnCL2    Zn(OH)2    ZnO ;      Zn(OH)2    Na2ZnO2  )

Вопросы для обсуждения: из чего была сделана краска; запишите уравнения реакций; приведите формулу краски, что вы знаете об этом веществе.

      ХОД УРОКА:

  1. Вводное слово учителя. Сообщение темы и задач урока, запись домашнего задания.

  1. Повторение опорных знаний:

- работа у доски   -  3 человека составляют свои блок-схемы по основным химическим свойствам кислот, оснований, солей; а затем его защищают.

- работа с классом   -  химический диктант на знание формул кислот, оснований, солей (работа с карточками).

  1. Инструктаж по технике безопасности, правилам выполнениия

экспериментальной работы,  получение и заполнение  исследовательских листов.

      4.Выполнение экспериментальной работы. Каждая команда учащихся

         работает по инструкциям своего варианта (см. приложение «Варианты

         исследовательских  листов),  результаты исследований записываются в

         исследовательские листы, формулируют   выводы по проделанной работе.

         Команда должна защитить результаты своих  исследований перед всеми

         учащимися.

       5.Подведение итогов урока, оценивание результативности команд.

                                                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                            ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

     «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ  ВЕЩЕСТВ»                                                                          

                         

      ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ                 ВАРИАНТ  № 1

КЛАСС _______       КОМАНДА____________________________                             ОЦЕНКА ____

Цель исследования: изучить  общие химические свойства кислот, доказать, что данные свойства характерны для всех кислот.

Исследуемое свойство

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

  1.

Действие на индикатор

Взять три чистые пробирки.

Налить в каждую немного кислоты.

Добавить в одну – лакмус,

в другую – фенолфталеин,

в третью – метилоранж.

Описать изменение цвета растворов.

  2.

Взаимодействие с оксидом металла

В чистую пробирку насыпать немного CuO, добавить кислоты.

Пробирку укрепить в держателе, нагреть до кипения.

Описать изменение цвета раствора.

  3.

Взаимодействие с основанием

В пробирку налить немного NaOH , добавить каплю фенолфталеина.

Прилить кислоты.

Описать изменение цвета раствора.

  4.

Взаимодействие с солью

В пробирку насыпать немного CaCO3.

Прилить кислоты.

Описать наблюдаемый процесс.

ВЫВОДЫ:

 

                                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

            ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ                     ВАРИАНТ  № 2

КЛАСС _______    КОМАНДА___________________________________   ОЦЕНКА _____

Цель исследования: изучить  общие химические свойства оснований, доказать, что данные свойства характерны для всех оснований.

Исследуемое свойство

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

  1.

Действие на индикатор

Взять три чистые пробирки.

Налить в каждую немного щелочи NaOH.

Добавить в одну – лакмус,

в другую – фенолфталеин,

в третью – метилоранж.

Описать изменение цвета растворов.

  2.

Взаимодействие с кислотой

В пробирку налить немного NaOH , добавить каплю фенолфталеина.

Прилить кислоты.

Описать изменение цвета раствора.

  3.

Взаимодействие с солью

В пробирку налить немного CuSO4.

Прилить щелочи.

Описать наблюдаемый процесс.

  4.

Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Пробирку с полученным в 3 опыте гидроксидом меди укрепить в держателе.

Вещество нагреть до кипения.

Описать изменение цвета.

ВЫВОДЫ:

 

                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ  3

                           ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ                ВАРИАНТ  № 3

КЛАСС _______  КОМАНДА_____________________________________    ОЦЕНКА ____

Цель исследования: изучить  общие химические свойства солей, доказать, что данные свойства характерны для всех солей.

Исследуемое свойство

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

  1.

Взаимодействие с кислотой

В пробирку насыпать немного  CaCO3.

Прилить кислоты.

Описать наблюдаемое явление.

  2.

Взаимодействие с основанием

В пробирку налить немного CuSO4.

Добавить щелочи NaOH.

Описать происходящее явление.

  3.

Взаимодействие с солью

В пробирку налить немного раствора  BaCL2.

Прилить раствор AgNO3.

Описать наблюдаемый процесс.

ВЫВОДЫ: