Рабочие программы по химии биологии
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему

Федосеева Ольга Николаевна

Рабочие программы составлены на основе общеобразовательных программ и авторских

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

МО «____________»

Протокол № _____

От «__»_______2014г.

Руководитель МО

_Федосеева.О.Н.____________________

Согласовано

«__»_______2014г

Зам директора по УВР

(руководитель  МСШ)

____________________

_Лазарева.Л.В._______/_ ___________/

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2014г.

Директор МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

________Голяковская.Е.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«_______по химии_________»

для учащихся__(8А, 8Б, 9А, 9Б 9В)___классов

                          Образовательная область: _естествознание_

Разработала:

Федосеева Ольга Николаевна,

учитель __(химии-биологии),

высшей квалификационной категории.

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для   8 – 11 классов 2013год.;

Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян . Дрофа 2013год

Федеральный государственный стандарт основного общего образования 2008.года..

Сведения о программе:

Авторская  программа курса химии 8 – 11 классов построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она сохраняет присущий русской средней школе высокий теоретический уровень  и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознано и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Для разработки рабочей программы по химии была выбрана авторская программа О.С. Габриеляна, т.к. программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по химии. По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Практическую работу по теме приёмы обращения с лабораторным оборудованием  считаю необходимым проводить  во время ознакомления  с начальными  понятиями во введении.   Считаю необходимым больше уделить времени на тему :растворы ,растворение.

Цели и задачи:

Ведущими целями и задачами рабочей программы являются:

формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

формирование умений безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул  веществ и уравнений реакций.

усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

воспитание элементов экологической культуры.

развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач  в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место и роль учебного курса:

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химической связи и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана данная рабочая программа:

В 8 классе на 68 часов  (2 часа в неделю), контрольных работ –  2.  практических работ – 7, форма итоговой аттестации – контрольная работ ,тестирование. Резервное время -1 час.

Для изучения темы 2 взято 2 часа с часов темы 3 для так как тема требует усвоения многих сложных понятий.На изучение темы 6 взят час из резервного времени для решения задач по теме «Растворы»

В 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю), контрольных работ – 4, практических работ – 6,  форма итоговой аттестации – контрольная работа. Резерв-4 часа используется на решение расчётных задач.

Формы организации образовательного процесса:

фронтальные;

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

практикумы.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи;

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

учет особенностей различного ролевого поведения.

Виды и формы контроля:

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, беседа, проверочная работа), итоговый (итоговое тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса, контрольных работ.

Основное содержание учебного курса.

8 КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 68 ч)

Введение( 6 ч)

Тема 1. Атомы химических элементов .Строение атома . Состав ядра.

Тема 2

 Простые вещества (4ч)

Тема 3

 Соединения химических элементов (12ч)

Тема 4

 Изменения, происходящие с веществами (11).

.

Тема 5. Простейшие операции ,происходящие с веществами-4ч..

Тема 6.Растворение. Растворы. Свойства растворов. Растворение  растворимость.

.

Практикум Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Ионные реакции Решение экспериментальных задач .Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Итоговое тестирование

Основное содержание учебного курса.

9 КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 68 ч)

Тема 1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)

Тема 2

 Металлы (15 ч)

Тема 3

 Неметаллы (23 ч)

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений(3ч)

 Тема 5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации. Периодическая система Д.И.(10ч)

Резерв-4ч Решение расчётных задач

 


Примерное тематическое планирование по химии 8 класс.

Наименование разделов и тем .

Всего часов из них.

Лабораторные работы и практические.Тема и кол-во часов

Требования к уровню подготовки.

Контрольные и диагностические материалы .Тема и кол-во часов.

Факт дата проведения урока.

Корректировка.

Раздел: Общая химия.

1

 Введение .Предмет химия. Понятие-химический. Элемент.

6-1

Знать/понимать.-химические понятия: атом, химический элемент, вещество.

2

Формы существования химического элемента. Простые и сложные вещества. Явления.

1

Уметь определять: - простые и сложные вещества Знать/понимать-химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ

3

История возникновения и развития химии. Химическая символика.

1

Доклад о истории развития химии.

4

Структура периодической системы. Относительная атомная и молекулярная масса

1

.Знать/понимать-химические понятия:  относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь определять:качественный и количественный состав вещества по химической формуле вычислять: относительную молекулярную массу вещества; я.

5

Массовая доля химического элемента.

1

  Знать: Составление алгоритма решения задач по данной теме. Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

6

1

Прак .раб1 .Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Очистка поваренной соли.

Знать лабораторное оборудование. Уметь обращаться с лабораторным штативом и спиртовкой.

7

Тема 1. Атомы химических элементов .Строение атома . Состав ядра.

9-1

Знать символы 20 химических элементов.Уметь определять состав ядра элементов1-3 периода.

8,9

Электронное строение атома. Внешний энергетический уровень

2

 Знать правило построения атомов. Уметь составлять схемы строения атомов 1, 2 и 3 периодов..

10

Ионная связь.

1

Знать/понимать- химическое понятие: ион,ионная химическая связь Уметь-определять ионную связь в химических соединениях.

11

Ковалентная связь.

1

Знать/понимать-химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связьУметь определять ковалентную связь в соединениях.

12

Степень окисления.

1

Знать понятие степень окисления. Уметь определять степени окисления по П.Системе.

13

Металлическая связь.

1

Знать/понимать-химическое понятие: металлическая связь Уметь-определять: тип химической связи в металлах.

14

Кристаллические решётки.

1

Знать типы химических решёток. Уметь давать характеристику свойств веществ по типу кристаллической решётки.

15

Уметь применять понятия и законы на практике при решении упражнений.

Контрольная работа 1.по теме» Атомы химических элементов»

16

Тема 2.Простые вещества-Металлы..

4-1

Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту

17

Простые вещества-неметаллы.

1

Уметь-характеризовать :положение неметаллов в периодической системе ;строение атомов неметаллов.

18

Количества вещества

1

Знать/понимать химические понятия: моль,молярная масса Уметь- вычислять: молярную массу, количество вещества.

19

Молярный объём веществ.

1

. Знать/понимать химическое  понятие: молярный объем Уметь- вычислять: по количеству  (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

20

Тема3. Соединения химических элементов. Степень окисления. Определение степени окисления.

12-1

Уметь-определять: степень окисления элементов в соединениях.

21

Бинарные соединения. Составление формул.

1

Уметь- называть: бинарные соединения по их химическим формулам

22

Представители бинарных соединений.

1

23

Основания. Состав, строение ,свойства.

1

Уметь определять состав оснований. Знать определения.

24

Качественные реакции. Индикаторы.

1

Химической реакции, индикаторов.Уметь применять индикаторы для определения кислот ,солей, щелочей.

25

Кислоты .Состав ,строение, свойства.

1

Знать определение кислот .их состав. Уметь составлять формулы.

26

Представители кислот.

1

Знать основных представителей кислот их применение.

27

Соли производные кислот и оснований.

1

Знать определение солей их классификацию. Уметь составлять формулы солей и давать им названия.

28

Представители кислот.

1

Знать основных представителей кислот их применение.

29

Чистые вещества и смеси.

1

Знать понятия чистое вещество и смесь. Уметь их определять.

30

Рас.зад. Массовая и объёмная доля компонентов.

1

Знать формулы для определения .Уметь применять при решении задач.

31

Рас.зад .Массовая доля вещества в растворе.

1

Знать формулы для определения .Уметь применять при решении задач.

32

Тема 4. Изменения ,происходящие с веществами. Явления физические и химические.

11-1

Знать определения явлений. Уметь определять химические и физические явления.

33

Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.

1

Знать определения химических реакций ,химических уравнений. Уметь применять закон сохранения массы веществ при составлении уравнений.

34

Расчёты по химическим уравнениям.

1

Знать алгоритм решения задач по уравнениям. Уметь применять его на практике.

35

Типы химических реакций .разложения, соединения.

1

Знать классификацию типов химических реакций. Уметь определять реакции разложения и соединения.

36

Типы химических реакций. Замещения, обмена.

1

Знать классификацию типов химических реакций. Уметь определять реакции замещения и обмена.

37

Типы химических реакций на примере воды .

1

Уметь определять типы реакций на примере воды.

38 39

Расчёты по химическим уравнениям. Масса и кол-во вещества.

2

Знать алгоритм решения задач по химическим уравнениям разных неизвестных. Уметь применять на практике.

40

Расчёты по химическим уравнениям. Масса продукта и объём.

1

Знать алгоритм решения задач по химическим уравнениям разных неизвестных. Уметь применять на практике.

41

Расчёты по химическим уравнениям .Растворы.

1

Знать формулу .Уметь применять при решении задач.

42

1

Уметь применять понятия ,определения и формулы при решении упражнений.

Контр.раб.2 по теме изменения, происходящие с веществами.

43

Тема 5.Простейшие операции с веществами.

4-1

Практ.раб.2.Наблюдение за горящей свечой.

Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности.

44

1

Практ.раб 3. Анализ почвы и воды.

Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности.

45

1

Практ.раб.4.Признаки химических реакций.

Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности.

46

1

Практ.раб.5.Приготовление растворов.

Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности.

47

Тема 6.Растворение. Растворы. Свойства растворов. Растворение  растворимость.

18+1 резерв

Знать понятия: растворение, растворы, растворимость.

48

Виды растворов.

1

Уметь классифицировать растворы.

49

Электролитическая диссоциация .

1

Знать основные понятия:э. диссоциация, электролиты, сильные ,слабые.

50

Основные положения электролитической диссоциации .

1

Знать основные положения электролитической диссоциации.

51

Механизм электролитической диссоциации.

1

Уметь расписывать схему электролитической диссоциации веществ с различным видом связи.

52

Степень электролитической диссоциации.

1

Знать определение степени электролитической диссоциации .Уметь определять её по формуле.

53

Ионные уравнения.

1

Уметь объяснять: сущность  реакций ионного обмена- определять: возможность протекания  реакций ионного обмена до конца. -составлять:  полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

54

Условия протекания реакций обмена.

1

Знать три условия протекания реакций обмена.

55

Кислоты и их классификация.

1

Уметь- называть кислоты характеризовать: химические свойства кислот - определять:  возможность протекания типичных реакций кислот.

56

Основания и их классификация.

1

Уметь называть основания:характеризовать: химические свойства оснований.определять: возможность протекания типичных реакций оснований

57

Оксиды их классификация , свойства.

1

Уметь - называть оксиды определять: принадлежность веществ к  классу оксидов характеризовать: химические свойства   оксидов.

58

Соли их классификация ,свойства.

1

Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей  характеризовать: химические свойства солей.

59

Использование таблицы растворимости

1

Уметь пользоваться таблицей растворимости.

60

Генетические ряды металлов и неметаллов.

1

Уметь :Составлять генетические цепочки и их осуществлять.

61,62

Генетическая  связь между  классами неорганических  веществ.

2

Работа в группах по составлению генетических цепочек.

63-64

Окислительно-восстановительные реакции.

2

.Знать/понимать химические понятия: окислитель и восстановитель окисление и восстановление.определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени  окисления химических элементов

65-66

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2

Работа в группах по карточкам. Уметь составлять электронный баланс.

67

.Практикум Свойства растворов электролитов.

1

Практ  раб.6. Ионные реакции.

Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности . условия протекания химических реакций.

68

1

Практ. раб.7.Условия  течения химических реакций.

Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности . условия протекания ионных реакций

Примерное тематическое планирование по химии 9 класс.

Наименование разделов и тем.

Всего часов из них

Лабораторные и практические. Тема и кол-во часов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Контрольные и диагностические материалы

Факт .дата проведения урока.

Корректировка

Раздел:1.Неорганическая химия.

58

        

1

Повторение 8 кл. Общая характеристика химического элемента по периодической системе.

10-1

Знать/понимать:

    химические понятия:

химический элемент, атом;

      основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

     называть:

химические элементы по их символам;

        

2

характеристика химического элемента .по периодической системе.

1

      объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп

        

3

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

Знать свойства амфотерных соединений. Определение

        

4

Периодическая система и закон в свете учения о строении атома.

1

Знать/понимать:

¾      химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

¾      называть:

соединения изученных классов;

¾     характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

¾      определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

¾      составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

        

5

Химическая организация живой и неживой природы.

1

Знать единство природы и разницу

        

6

Классификация химических реакций по различным основаниям

1

Знать классификацию по всем признакам

7

Понятие о скорости химической реакции.

1

Знать понятие скорости реакции и факторы ,влияющие на скорость

8

Катализаторы

1

Знать понятие катализаторы ,ингибиторы.

9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»

10

Контрольная 1 по теме «Введение»

11

Тема 1.Металлы. История открытия металлов.

14-1

Уметь:

    характеризовать:

положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка).

12

Положение в Периодической системе..

1

Доклады по разновидностям сплавов.(выбор) Знать определение сплавы Уметь определять физические свойства металлов

14

Химические свойства металлов.

1

Уметь:

     характеризовать:

химические свойства металлов;

¾      составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и

15

Металлы в природе. Способы получения

1

Уметь применять правила электрохимического ряда.

16

Понятие о коррозии.

1

Знать/понимать:

     химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

      составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

17

Общая характеристика 1 группы. Щелочные металлы.

1

Уметь:

      называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

      объяснять:

закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

    характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;

       

.

18

Соединения щелочных металлов.

1

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов

19

Щелочноземельные металлы.

1

Уметь:

   называть:

соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

      объяснять:

закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

     характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

20

Соединения щелочноземельных металлов.

1

Знать основные соединения .

21

Железо и его соединения.

1

Уметь:

      называть:

соединения железа по их химическим формулам;

     характеризовать:

особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и

22

Алюминий и его соединения

1

Уметь:

      называть:

соединения алюминия по их химическим формулам;

    характеризовать:

алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

 

23

Обобщение знаний по теме «Металлы 2»

1

24

1

Конт.раб.2 по теме «Металлы».

25

Тема 2. «Свойства металлов и их соединений»

Практ№1: Осуществление цепочки химических превращений

Уметь:

     характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

     обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

      использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

26

Практ№2:Получение и свойства соединений металлов.

27

Тема 3.Неметаллы .Общая характеристика неметаллов. Положение в периодической системе

25

Знать/понимать:

     химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

      называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

      объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

     характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки)

28

Общие химические свойства неметаллов

1

29

Водород.

1

Уметь:

      объяснять:

двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

    характеризовать:

физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

     составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

      распознавать опытным путём:

водород среди других газов;

       использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с водородом.

30

Вода.

1

31

Галогены.

1

Знать/понимать:

     химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

      объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

     характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;

      определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

       

32

Соединения галогенов.

1

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с хлором.

33

Кислород.

1

Знать/понимать:

    химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

    объяснять:

строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

     характеризовать:

физические свойства кислорода;

химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

     определять:

тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах;

степень окисления атома кислорода в соединениях;

     составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

     распознавать опытным путём:

кислород среди других газов;

      использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения).

34

Сера ,её физические и химические свойства

1

Уметь:

      объяснять:

строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;

    характеризовать:

физические свойства серы;

химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

      определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

       

35

Соединения серы.

.1

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

36

Серная кислота как электролит и её соли.

1

37

Серная кислота как окислитель. Получение и применение.

1

38

Азот и его свойства.

1

39

Аммиак и его свойства Соли аммония.

1

Знать/понимать:

     химическую символику:

формулу аммиака.

Уметь:

      называть:

аммиак по его химической формуле;

     характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

     определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);

      распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

       использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

40

Оксиды азота. Азотная кислота как электролит.

1

Знать/понимать:

      химическую символику:

формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:

      называть:

оксиды азота по их химическим формулам;

    характеризовать:

физические свойства оксидов азота;

химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);

      определять:

принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений;

степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизнидля: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

41

Азотная кислота как окислитель, её получение.

1

Знать/понимать:

       химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

     характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение азотной кислоты;

     определять:

принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений;

валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

      распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

                 использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой.

 

42

Фосфор ,соединения. Понятия о фосфорных удобрениях.

1

. Уметь:

    объяснять:

строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

     характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

      определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

43

Углерод.

1

Уметь:

      объяснять:

строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

     характеризовать:

химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

     определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

степень окисления атома углерода в соединениях;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

44

Оксиды углерода.

1

45

Угольная кислота и её соли. Жёсткость воды.

1

46

Кремний.

1

Знать/понимать:

      химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

      называть:

оксиды углерода по их химическим формулам;

     характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);

      определять:

принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений;

степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;

      составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);

        распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

       использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с оксидом углерода (II).

        

47

Соединения кремния.

1

Знать/понимать:

       химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

Уметь:

      называть:

оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

     характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

      определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;

        

48

Силикатная промышленность

1

        

49

Обобщение .Решение упражнений по теме «неметаллы»

1

Работа в группах по заранее подготовленным вопросам.

50

Контрольная 3 работа по теме «Неметаллы»

51

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов.

3-1

Практ.раб.4.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа Кислорода»

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

52

1

Практ.раб.5.решение экспериментальных задач по теме «подгруппа азота и углерода»

53

1

Практ .раб №6.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

54

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации. Периодическая система Д.И.

10-1

Все требования освещены по темам изучения

55

Периодический закон Д.И.

Менделеева.

1

Все требования освещены по темам изучения

56

Виды химической связи.

 Типы кристаллических рещёток.

1

Все требования освещены по темам изучения

57

Классификация химических реакций по разным признакам.

1

Все требования освещены по темам изучения

58

Скорость химической реакции.

1

Все требования освещены по темам изучения

59

Диссоциация электролитов .Ионные уравнения.

1

Все требования освещены по темам изучения

60

Окислительно-восстановительные реакции.

1

61

Классификация неорганических веществ

1

62

Классификация и свойства неорганических веществ

1

63

1

Конт.раб.4 по теме в виде тренинга тестирования по вариантам прошлых лет

64

Урок-практикум по заданиям ГИА(работа над ошибками)

1

Резервное время-4 часа использовать на решение расчётных задач (64+4)=68 часов

Итого-68часов


Планируемые требования подготовки обучающихся (выпускников) на конец учебного года:8 и 9 класс.

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Информация об основной используемой  литературе.

1. О.С. Габриелян Химия 8, Дрофа, М. 2008г.

Учебник содержит весь необходимый теоретический и практический материал для базового изучения курса химии в общеобразовательных учебных заведениях. Вместе с учебником «Химия 9» он составляет комплект, который может служить полным курсом химии для основной школы.

Язык изложения простой, образный, способствующий пониманию и усвоению химических знаний. Автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из повседневной жизни, литературы, истории.

2. О.С. Габриелян  Химия  9, Дрофа, М. 2008г.

Учебник «Химия – 9» - это вторая часть авторского курса О.С. Габриеляна, отвечающего концентрической концепции школьного химического образования.

В учебнике автор излагает химию элементов в связи с биологией, медициной, историей, литературой, прибегает к необычному художественному способу описания веществ или химических процессов. Курс завершается знакомством с миром органических веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии и биологии.

Рабочие программы по химии составлены к учебникам О.С. Габриэляна 8-11 классы, программы на разное количество часов 34, 68, 102 часа в год. Программы по биологии составлены по линии Н.И. Сонина 11 кла...

Рабочие программы по химии, биологии, экологии.

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...

рабочие программы по химии, биологии 6Б и внеклассная работа

Рабочие  программы по химии 8 класс по Рудзитису , 9-11 классы по Новошинской ...

Рабочие программы по химии и биологии

Папка содержит рабочие программы по химии и биологии....

Рабочие программы по химии и биологии

Рабочие программы по химии и биологии содержат следующий материал: КТП, пояснительную записку по предметам, КИМы, список используемой литературы...

Рабочие программы по химии и биологии

Рабочие программы по химии и биологии 2022-2023 год...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...