Поваренная соль (Ролевая игра для учащихся 7-8 классов)
методическая разработка по химии (7 класс) на тему
Каждый учебный год в нашей школе проводится декада химии, где организуются внеклассные, внешкольные мероприятия. Учитывая возрастные особенности, в 7-8 классах организуем ознакомление с известными, но в то же время малоизвестными для учащихся средних классов веществами. Предлагаю разработку ролевой игры об одном из таких веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povarennaya_sol_dlya_7-8_klassov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Поваренная соль
(Ролевая игра для учащихся 7-8 классов)
Цели:
обучающие – актуализировать знания о поваренной соли (распространение, значение, получение, применение);
развивающие – совершенствовать умения работать с учебной, научно-популярной литературой, отбирать материал, находить главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, развить интерес к науке химии;
воспитательные – сформировать осознанное отношение к своему здоровью, развить научное мировоззрение, чувство гордости за природные богатства.
Заранее объявляются вопросы викторины. Вопросы вывешиваются на стенде «Подумай и ответь!».
Выпускается информационный бюллетень о поваренной соли.
Используются: модель кристаллической решетки хлорида натрия; слайды; компьютер
На сцене красочно оформленные стенды с крылатыми словами ак. А.Е.Ферсмана: «…Среди всех солей самая главная и основная та, которую мы называем просто солью», народной пословицей: «Соль – богатство, хлеб – здоровье».
Учитель: нас окружает огромное разнообразие веществ своими неповторимыми свойствами и значимостью, особенностями строения и использования. Сегодняшняя встреча с одним из них не первая и не последняя для каждого из нас. Впрочем, слово предоставляю вам, юные друзья.
Ведущий: Случалось ли вам слышать слово «минерал»? Разумеется, в наш век избыточной информации все наслышаны обо всем. Но спросите себя, какие минералы вам знакомы? Первыми на ум придут, скорее всего, нарядные яркие самоцветы: рубин и изумруд, бирюза, малахит, кто-то вспомнит лиловый аметист, кто-то вишнево-красный гранат, а кто-то горный хрусталь – водяно-прозрачный бесцветный кварц. Не будь этих блестящих разноцветных камушков, жизнь потускнела бы, лишившись их красок, их маленьких тайн.
А не вспомнился ли вам минерал, без которого жизни просто быть не может? Не прожить и дня! Что же до тайн – тайн у него побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру, он может на глазах исчезнуть в воде и появиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает белым, как снег, густо-синим, желтоватым, красноватым или бесцветным.
Некогда ценился он весьма дорого, подчас на вес золота. А кое-где из него попросту изготовляли деньги. Ради него караваны верблюдов бороздили пустыню, а парусники – водную гладь. Дарили его на свадьбу как символ довольства будущей семьи. Да и не у всякого был он, а кто имел – нередко запирал на ключ. Ключником запиралась массивная серебряная … солонка в рыцарском застолье – вы ведь догадались уже, что речь идет о поваренной соли.
На сцену выходит юный геолог: среди всех солей «самая главная и основная та, которую мы называем просто солью». Поваренная соль – это минерал галит. Как всякий природный минерал, он не является химически чистым веществом, а содержит до 8% примесей, состав и количество которых зависят от месторождения и способа получения соли. Чаще всего в ней присутствуют хлорид магния, сульфат магния, калия, карбонат кальция, и другие. В поваренной соли могут также содержаться марганец, железо, никель, медь, фтор, рубидий, стронций, барий, серебро, золото, кобальт, хром, цинк, уран, свинец и другие элементы в очень малых количествах.
Пожалуйста, ответьте на мой вопрос: какую массу примесей содержит одна пачка (1 кг) соли?
На сцену выходит юный географ: под землей есть солевые горы, не уступающие по величине самым высоким пикам Памира и Кавказа. Основания их лежат на глубине 5-8 км, а вершины поднимаются до земной поверхности, иногда даже и выступают из нее. Такие гигантские скопления каменной соли получили название соляных куполов.
При высоких давлениях и температуре соль в недрах земли становится пластичной. И поскольку коэффициент ее теплового расширения больше, чем у других пород, она при нагревании расширяется сильнее и выжимается вверх. Огромные массивы соли могут отделяться от материкового слоя и подниматься к поверхности земной коры, поднимая, и иногда протыкая породы, лежащие в недрах земли.
Так как соль играет важную роль в народном хозяйстве, то карта мира крепко «подсолена». Например, Тузколь – соленое озеро в Казахстане, Дуздат – гора в Азербайджане, Экибастуз – казахский город, известный курорт Друскининкай и речка Друска в Литве, а на территории Германии есть географические объекты: Зульц, Сюльте, Гальштадт и другие.
А вы, друзья, какие знаете города России, названия которых связаны с солью?
На сцену выходит юный биолог: в нашей крови ее около 0,6 процента. Соль необходима для поддержания равновесия между клетками и жидкой средой. Без поваренной соли не могли бы функционировать нервные клетки, соль нужна для секреции соляной кислоты в желудке. Но беда в том, что ее потребление резко увеличилось, в частности, в связи с ростом производства консервированных продуктов. Так, консервированный зеленый горошек в среднем посолен в 250 раз больше, чем свежие бобовые. Многие продукты содержат в десятки раз больше соли, чем естественные: колбаса – 20-25 раз больше, чем мясо, сыр – в 20 раз больше, чем творог.
А как вы думаете, когда солить гороховый суп – перед варкой или после? Почему?
На сцену поднимается юный медик: но вот «любимое вещество богов», как назвал поваренную соль Платон, в последнее время все чаще именуют «тихим убийцей». А ведь когда-то в древности соль ценилась наравне с золотом.
Врачи видят в белых кристалликах природного вещества первопричину быстро распространяющегося в мире заболевания – гипертонии.
Вызывая задержку воды в тканях, соль может явиться причиной водянки, действовать, как сердечный яд. Она усиливает болезненную чувствительность нервной системы, содействует удалению из организма кальция, вредно действует на нежные почечные фильтры.
Перегрузка солью ухудшает деятельность сердечно-сосудистой системы даже самого здорового человека. У него начинает нарушаться обмен веществ, в том числе внутриклеточный, который трудно восстанавливается.
Итак, казалось бы, проблему ряда заболеваний можно легко решить, стоит только резко сократить содержание соли в организме. Но оказывается, что в таком случае происходит сокращение объема крови и других жидкостей, а это определяет потенциально опасные последствия для работы сердца и кровообращения. Человек с солевым дефицитом в организме обычно ощущает слабость и сонливость.
Каков же выход из положения? Это разумное употребление соли в пределах положенной нормы. И желательно – натуральной соли, которую природа заготовила в свекле, моркови, картофеле, репе, морской растительности. Минералы из органических продуктов легче усваиваются организмом.
Друзья, а теперь послушайте вопрос: какой раствор называется физиологическим, где и когда он применяется?
На сцену поднимается юный физиотерапевт: польский врач Мечислав Скулимский вблизи города Краково в городе Величка в соленой шахте построил подземный санаторий. В этом санатории он вылечил людей, мучающихся астмой. Там же есть и музей Горных дел. Здешние экспонаты рассказывают об интересной тысячелетней истории добычи соли вблизи города Величка.
А во многих санаториях нашей страны, в том числе и в санаториях нашего края есть галокамеры для лечения дыхательных путей.
Мой вопрос звучит так: почему иногда на привалах солдатам, совершающим длинные пути, рабочим в горячих цехах заводов, дают пить подсоленную воду?
На сцену выходит юный историк: первое из дошедших до нашего времени упоминание о соледобыче на Руси найдено в рукописях XII века. В Киевской Руси пользовались солью из Прикарпатья, из соляных озер и лиманов на Русском (ныне Черном) и Сурожском (Азовском) морях. Соль покупали в Суроже (в Судаке) и везли на север. После присоединения Астраханского края к Московскому государству важными источниками соли стали озера Прикаспия. Здесь впервые солепромышленникам не приходилось «варить» соль, ее просто сгребали со дна озер и отправляли на судах вверх по Волге. И все же потребность в соли не удовлетворялась. От нехватки и дороговизны ее больше всего страдали беднейшие слои населения. Повышение в интересах дворян соляного налога в 1646 г. вызвало движение недовольства низших слоев населения сначала в Москве, затем на юге и в Сибири, потом в Пскове и Новгороде. Это восстание, носившее антифеодальный характер и известное под названием «Соляной бунт» (1648г.), было жестоко подавлено, а соль по-прежнему осталась дорогой и дефицитной.
По свидетельству Марко Поло, «соленые деньги» делали в XII веке в Китае в провинции Кеинду. Соль для этого вываривали в специальных сосудах. «Монеты» формовали из пластичной соляной массы, сушили на горячих кирпичах и ставили на них печать императора.
В годы Великой Отечественной войны фашистские изверги предлагали в качестве «награды» за пойманных партизан 5 пудов соли, но советские люди, беззаветно преданные Родине, готовы были, находясь на временно занятой территории, есть «недосол», но не выдавали своих.
У меня такой вопрос: почему у большинства народов соль издавна служила символом постоянства и нерушимой дружбы?
На сцену выходит юный химик: ныне мировая добыча поваренной соли составляет почти 100 тыс. тонн в год. На пищевые нужды расходуется лишь около четвертой ее части. Куда же идет остальная соль? Поваренная соль необходима при производстве мясных и рыбных консервов, мехов, сыромятных кож, при варке мыла, получение кальцинированной соли в медицине. Но главный потребитель поваренной соли – химическая промышленность. В ней используется не только сама соль, но и оба элемента, составляющие ее. При помощи электрического тока из поваренной соли получают чистый натрий, хлор, едкий натр, которые в свою очередь являются ценным сырьем для получения сплавов, соляной кислоты и хлоридов, удобрений, соды и других веществ.
Ведущий: а сейчас, друзья, мы хотим выслушать ответы на вопросы викторины. Итак:
- Какую массу примесей содержит одна пачка (1 кг) соли?
- Назовите города России, названия которых связаны с солью?
- Когда солить гороховый суп – перед варкой или после? Почему?
4. Какой раствор называется физиологическим, где и когда он применяется?
5. Почему иногда на привалах солдатам, совершающим длинные пути, рабочим в горячих цехах заводов, дают пить подсоленную воду?
6. Почему у большинства народов соль издавна служила символом постоянства и нерушимой дружбы?
7. Перед вами кристаллическая решетка хлорида натрия. Какая связь между частицами этой решетки и как они называются?
8. Какие свойства соли используются при консервировании пищевых продуктов?
Жюри подводит итоги викторины, вручает победителям викторины памятные подарки.
Ведущий: итак, друзья, мы многое узнали о поваренной соли, химическое название которой - хлорид натрия, по словам ак. А.Е.Ферсмана «о самой главной и основной соли среди всех солей».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математическая игра в 5 классе "Своя игра"
игру можно провести на уроке по решению задач, на внеклассном мероприятии по предмету...
Игра "Своя игра" для 9 классов на тему: "Чтение","Музыка"
Этот материал представляет собой презентацию в формате PowerPoint для организации повторения учебного материала по английскому языку в 9 классе Unit 1 Reading... Why not?, Unit 2 Let the music begin.....
Игра "Своя игра" для 10 классов на тему: "Англоязычные страны"
Этот материал представляет собой презентацию в формате PowerPoint для организации повторения учебного материала по английскому языку в 10 классе Unit 1 How different the world is! по учебнику В....
Игра "Своя игра" для 8 классов на тему: "Факты о Великобритании"
Этот материал представляет собой презентацию в формате PowerPoint для организации повторения учебного материала по английскому языку в 8 классе Unit 1 "My country at a glance", Unit 2 "Is your country...
Игра "Своя игра" для 5 классов на тему: "Правила вокруг нас"
Этот материал представляет собой презентацию в формате PowerPoint для организации повторения учебного материала по английскому языку в 5 классе Unit 2 "Rules around us" по учебнику В.П.Кузовлева...
Игра "Своя игра" для 5 классов на тему: "Помощь людям. Путешествия."
Этот материал представляет собой презентацию в формате PowerPoint для организации повторения учебного материала по английскому языку в 5 классе Unit 3 "We must help people around", Unit 4 "Every day a...
Час занимательной математики (интеллектуальная математическая игра в 8 классе, в формате игры "Брейн-ринг")
Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно опер...