Методический материал по теме "Ионные реакции"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Подилько Наталья Николаевна

Тема "Ионные реакции" изучается в курсе химии 8 класса. Данный материал представлен в помощь учителям и для самостоятельного изучения данной темы учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ionnye_reaktsii.doc49 КБ
Office presentation icon urok_ionnye_reaktsii.ppt58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОУУН

Тема: «Ионные уравнения реакций».

Цель:

  • Обобщить сведения учащихся об ионах и их классификации;
  • Развивать инфомационно-коммуникативную деятельность через приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
  • Развитие умений и навыков при работе с таблицей растворимости веществ.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.

Ход урока:

  1. Организационный момент урока.

  1. Актуализация знаний по теме:

На последнем уроке мы с вами рассмотрели ТЭД, познакомились с ее основными положениями.

? Давайте вспомним, какой процесс называется Электролитической диссоциацией?

- Процесс распада электролита на ионы.

? А что такое ион?

- Это положительно (катионы) или отрицательно (анионы) заряженные частицы.

   ? Давайте вспомним определение кислот, оснований и солей с точки зрения ТЭД?

- кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.

НСl = Н + Cl‾

-  основания – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп ОН‾.

NaOH = Na + OH‾

- соли – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотных остатков.

KCl = K + Cl‾

Тема сегодняшнего урока «Ионные уравнения реакций».


  1. Изучение нового материала.

Запишем уравнение реакции взаимодействия солей друг с другом в молекулярном виде (т.е. записанное в виде молекул):

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl  

(работа с таблицей растворимости)

? Укажите тип химической реакции.

- реакция обмена.

? Какие реакции называются реакциями обмена?

- Реакция обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.

? А отражает ли эта запись в истинном свете проведенную реакцию? Разве в растворе есть молекулы Na2SO4  или молекулы BaCl2  - ведь это электролиты? Что же в действительности произошло с молекулами электролитов?

- электролиты распались на ионы.

?Давайте запишем, те ионы, которые имеются в растворе, вместо молекул.

? Итак, кто запишет на доске на какие ионы распалась молекула Na2SO4 ?

 - 2Na + SO4‾²   

? На какие ионы распалась молекула BaCl2 ?

- Ba ²  +  2Cl‾

 (на доске запись: 2Na + SO4‾²    + Ba ²  +  2Cl‾  = …..)

? Теперь напишем продукты реакции в виде ионов.

- BaSO4↓ (т.к. вещество выпадает в осадок – нерастворимое, поэтому записываем его в молекулярном виде).

- 2Na  + 2Cl‾

(на доске полная запись: 2Na + SO4‾²    + Ba ²  +  2Cl‾  = BaSO4↓ + 2Na  + 2Cl‾)

? Итак, мы записали с вами уравнение реакции в виде ионов, значит, какое это будет уравнение?

- ионное уравнение.

? Сделайте вывод, какое уравнение называется ионным?

- Ионное уравнение реакции – уравнение реакции между ионами.

? Теперь давайте сократим из обеих частей уравнения одинаковые ионы.

(на доске полная запись: 2Na + SO4‾²    + Ba ²  +  2Cl‾  = BaSO4↓ + 2Na  + 2Cl‾)

? Какие ионы не участвуют в реакции?

- Ba ²  и  SO4‾²   

 

? Запишем оставшиеся ионы и молекулы, соблюдая математические знаки.

(на доске запись: Ba ² + SO4‾²   = BaSO4↓)

? Глядя на эту запись уравнения, какой вывод мы можем сделать, к чему сводится суть реакции?

- При взаимодействии ионов Ba ² и сульфат-ионов SO4‾² образуется осадок  BaSO4

? Скажите, последнее уравнение будет являться ионным? Докажите это.

- Да. Т.к. в составе уравнения имеются ионы.

? А теперь посмотрите на эти два ионных уравнения и сравните их, в чем общность и в чем различия между ними? Подберите аргументы.

- общность: и в том и другом электролиты расписаны на ионы, т.е. эти два уравнения являются ионными.

- различия: в первом расписаны все молекулы на ионы, т.е. полная запись уравнения, а во втором – те которые не участвуют в реакции.

? Исходя из того что вы мне сказали, давайте попробуем дать названия этим уравнениям. Первое уравнение, в котором все молекулы расписаны на ионы – как мы его назовем?

- Полное ионное уравнение.

? Второе уравнение будет являться соответственно?

- Сокращенным.

? Сделайте вывод, какие бывают ионные уравнения?

- Ионные уравнения бывают полные и сокращенные.

? Как из полного ионного уравнения получить сокращенное?

- Нужно в левой и правой части полного ионного уравнения вычеркнуть одинаковые ионы.

? Давайте обобщим все то, что мы изучили сегодня в этой части урока.

- сегодня мы познакомились с ионными уравнениями реакций – уравнения реакциями между ионами.

- определили, что ионные уравнения бывают полные и сокращенные.

  1. Закрепление материала.

? А теперь давайте на другом примере попробуем аргументировано доказать как из полного ионного уравнения получить сокращенное ионное уравнения.

(к доске выходит ученик)

? Записываем реакцию взаимодействия NaOH и HNO3.

(на доске запись: NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O)

? Укажите тип химической реакции.

- Реакция обмена. Нейтрализации.

? Распишите все имеющиеся электролиты на ионы.

(на доске полная запись: Na + OH‾ + H + NO3‾  = Na + NO3‾ + H2O)

? Какое мы записали уравнение?

- Полное ионное уравнение.

? Подберите аргументы, чтобы доказать, что мы записали полное ионное уравнение.

- Это уравнение является полным ионы, т.к. в нем все молекулы электролитов расписаны на ионы.

? Как из полного ионного уравнения получить сокращенное ионное уравнение. Запишите.

- OH‾ + H = H2O

? В чем сущность данной реакции?

-  Сущность реакции заключается в том, что при взаимодействии ионов водорода и гидроксид-ионов образуется малодиссоциирующее вещество - вода).

? Рассмотрим ионные реакции, которые протекают с образованием газа.

(к доске выходит ученик)

? Записываем реакцию взаимодействия Na2CO3 и HCl.

(на доске запись: Na2CO3  + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑).

? Укажите тип химической реакции.

- Реакция обмена.

? Распишите все имеющиеся электролиты на ионы.

(на доске полная запись: 2Na + CO3‾² + 2H + 2Cl‾  = 2Na + 2Cl‾  + H2O + CO2↑).

? Какое мы записали уравнение?

- Полное ионное уравнение.

? Подберите аргументы, чтобы доказать, что мы записали полное ионное уравнение.

- Это уравнение является полным ионы, т.к. в нем все молекулы электролитов расписаны на ионы.

? Как из полного ионного уравнения получить сокращенное ионное уравнение. Запишите.

CO3‾² + 2H  = H2O + CO2

? В чем сущность данной реакции?

-  Сущность реакции заключается в том, что при взаимодействии ионов водорода и карбонат-ионов образуются два малодиссоциирующих вещества  - вода и газ.

? Итак, какие вещества не диссоциируют на ионы?

- Малодиссоциирующие вещества – газообразные, нерастворимые и вода не диссоциируют на ионы.

  1. Домашнее задание.

§ 37, упражнения 3,4.

По аналогии с теми реакциями, которые мы рассматривали с вами на уроке.

Упражнение 3 – записать молекулярное и ионные уравнения реакций на конкретном примере.

Упражнение 4 – предложить свои примеры ионных уравнений, протекающих с образованием осадков, пользуясь таблицей растворимости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Типы химических реакций.

В разработке представлен конспект урока  химии в 8 классе на тему  "Типы химических реакций"  (методика Л.М.Кузнецовой)  и  презентация к конспекту.  А также самоанализ у...

Дидактический материал по теме "Реакции ионного обмена"

Представлена презентация для проверки знаний учащихся 9 класса по теме "Реакции ионного обмена" в тестовом виде...

Методическая разработка урока: "Химические реакции"

Кузьмина Марина Владимировна.Учитель химииГБОУ школа № 212  Фрунзенского районаСанкт - Петербурга Класс: 8 Тема урока: «Химические реакции».Цель урока: установить отличия физических явл...

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...