Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_himicheskie_reaktsii.docx431.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.

2.1 Цели:

Цели урока сформулированы в контексте введения ФГОС и соответствуют тенденции системно-деятельностного подхода в образовании.

  1. Деятельностные: формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением новых знаний. Ученик не получает знания, а «добывает» их. Используя приёмы активного обучения ученики самостоятельно создают определения нового понятия «химическая реакция».
  2. Образовательные: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Научить познавать. Сформировать понятие «химическая реакция». Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций. Дать первоначальные представления по классификации химических реакций по тепловому эффекту. Формирование навыков выполнения лабораторных опытов. Формирование функциональной грамотности, химической компетентности – связь знаний с жизнью.
  3. Развивающие: развитие мотивированной учебной деятельности. Развитие личностных качеств учеников, а также универсальных учебных действий – УУД: активность и целенаправленность, трудолюбие, готовность к познанию и учебному сотрудничеству, осуществление исследовательской деятельности в форме лабораторного эксперимента. Развитие знаний о явлениях, происходящих с веществами. Развитие интереса учащихся к предмету, их интеллекта, умения анализировать факты, наблюдения. Расширение эрудиции, развитие личностных интересов учащихся. Развитие умения задавать вопросы, выбирать главное и второстепенное. Развитие умения оперировать полученными знаниями, использовать их.
  4. Воспитательные: духовно-нравственное формирование личности ученика. Создание атмосферы сотрудничества, психологического комфорта. Формирование культуры общения, способности к диалогу, формирование ответственного отношения к выполнению заданий (ответственность выбора).
  5. Метапредметные: формирование УУД – умение анализировать прочитанный текст и проведённый эксперимент, умение сравнивать явления и делать выводы, формирование социальной компетентности и функциональной грамотности, формирование способностей к принятию решений в ситуации выбора.

2.2 Содержание учебного материала и этапы урока с описанием видов деятельности учителя и ученика:

Девиз урока: «Познание начинается с удивления» Аристотель

Технологическая карта урока

Этапы урока и их цели

Методы, формы работы

Ресурсы

Результаты

Учителя

Учеников

I. Актуализация знаний

Время этапа – 9 минут
1. Осуществление принципа вариативности – формирование умения адекватно принимать решения при выборе трудности задания.

2. Повторить основные классы веществ: оксиды, кислоты, основания, соли. Акцентировать внимание на многообразии веществ

1. Учитель приглашает для работы за первые парты 6 учеников. На каждой парте 3 конверта разного цвета, с заданиями разного уровня сложности: красный – отлично, зелёный – хорошо, жёлтый – удовлетворительно.

2. Учитель организует с классом игру-эстафету (соревнование колонок).

1. Ученики реализуют право выбора задания определённой сложности и выполняют его на соответствующий результат.

2. Ученики по очереди выходят к доске, прикрепляют к ней карточки с формулами, распределяя их по классам веществ (карточки лежат на столе перед доской). Побеждает колонка, которая быстрее справится с заданием.

Ученики на уроке_2

Цветные конверты с комплектом заданий разной сложности. Набор карточек с формулами веществ.

Вспомнили основные классы веществ. Самостоятельный выбор уровня заданий позволяет сделать самооценку. Осуществление индивидуально-личностного подхода.

II. Формирование новых понятий

Время этапа – 23 минуты
1. Конструирование понятия «химическая реакция»:

Вхождение учащихся в пространство неизвестной области знаний.

Мотивирование к познанию.

Определение круга вопросов, которые нужно изучить.

Формирование навыков практической работы с веществами.

Создание условий для активного приобретения новых знаний.

1. Учитель: «Наш мир это огромная химическая лаборатория. Каждую секунду с веществами происходят изменения – в природе, в нашем организме, быту, что влияет на нашу жизнь». Читает стихотворение (см. приложение). «Наша задача – изучать химические явления. Что же такое химическая реакция? Не будем смотреть определение в учебнике или искать его в словаре, а сконструируем его сами».

2. Учитель спрашивает учеников – что бы они хотели узнать о химических реакциях? Учитель записывает вопросы учеников на доску, формирует кластер.

Выбор главных и второстепенных вопросов.

1. Ученики получили на каждую парту текст определения «химическая реакция», разрезанный на отдельные слова. Работают в паре, собирают определение. Проверяем, записываем в тетрадь.

2. Ученики формулируют вопросы.

Разрезанное на отдельные слова определение «химическая реакция» (на каждую парту).

Ученики самостоятельно добывают знания и определяют ключевой термин. Умение работать в паре.

Умение формулировать вопросы, выделять главные и второстепенные.

2.  Формирование умения наблюдать и анализировать наблюдения

Один из главных вопросов – признаки химических реакций. Чтобы их узнать, учитель организует выполнение лабораторной работы.

Учитель проводит демонстрационный эксперимент – горение свечи, «вулканчик». Знакомит с терминами «экзотермическая» и «эндотермическая» реакция.

Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Химические явления в природе и лаборатории».

Ученики выполняют лабораторную работу.

Ученики на уроке

Ученики наблюдают, называют признаки химических реакций.

Работают с иллюстрацией.

Инструкция для выполнения лабораторной работы. Набор реактивов.

Свеча, фарфоровая чашечка, дихромат аммония, спички.

Растворы кислот, щелочей, индикаторы, раствор сульфата меди и карбоната натрия.

На каждой парте цветная иллюстрация «Химические явления в природе и лаборатории».

Записали в тетрадь результаты наблюдений – признаки химических реакций. Совершенствование навыков выполнения лабораторной работы.

Знакомство с новыми терминами, связь с языкознанием (происхождение терминов).

III. Применение новых понятий

Время этапа – 6 минут

1. Расширение кругозора, связь новых знаний с жизнью, подвести учеников к осмыслению необходимости химических знаний. Формирование химической компетентности и её личностной значимости.

1. Демонстрирует слайды о явлениях природы, произведениях искусства, бытовых явлениях, связанных с химическими реакциями.

ss_2

ss_3

ss_4

ss_5

ss_6

ss_7

2. Организует работу с текстом в парах. На партах в конвертах находятся тексты с интересной информацией. Просит выбрать любой текст из конверта, прочитать его и поделиться с соседом по парте новыми знаниями, убедить соседа, что речь в тексте идёт о химической реакции (образцы текста в приложении).

1. Комментируют слайды, доказывая что на них изображены химические явления.

2. Выбирают любой текст, в соответствии с личным интересом, знакомятся с новой информацией, делятся узнанным с соседом.

Мультимедийная установка, экран, компьютер.
Конверты с разными занимательным текстами о химических реакциях на каждой парте.

Работа с дополнительным источником информации – расширение кругозора. Формирование коммуникативной культуры. Осмысление новых знаний, развитие интереса к предмету.

IV. Рефлексия
Время этапа – 4 минуты

1. Выявить личностное отношение учеников к теме урока с помощью приёма «незаконченное предложение» и диагностической таблицы «Баллы и образы»

Подведение итогов. Ученики строят предложения: «Сегодня на уроке я узнал(а)…», либо «Сегодня на уроке меня удивило…».

tab_ss

V. Домашнее задание

Время этапа – 3 минуты

1. Закрепление полученных знаний, подготовка к «аукциону» химических реакций.

2. Создание условий для развития творческих способностей детей.

Изучить §26, записать в тетрадь примеры химических реакций известных из личного опыта.

По желанию ученикам предлагается выполнить творческое задание: сделать рисунок (комикс), иллюстрирующий химическую реакцию; написать рассказ (эссе) о необходимости химических знаний.


2.3 Методическое обеспечение урока

2.3.1 Используемые образовательные технологии, методы и приёмы.

Главный методический принцип урока можно выразить технологической схемой:

Информация → Интерес → Самостоятельность → Творчество → Успех

Урок построен на основе разумного сочетания традиционных методов и современных образовательных технологий. Поскольку приоритетной задачей является интеллектуальное развитие детей на основе самостоятельной познавательно-мыслительной деятельности, использованы технологии воплощающие идею активного обучения.

  • Технология системно-деятельностного метода обучения проходит «красной нитью» через все этапы урока. Здесь реализуются следующие дидактические принципы:
  • Деятельности – ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам совершенствуя УУД;
  • Непрерывности – преемственность всех этапов урока;
  • Целостности – формирование системного представления о мире (природе, обществе, самом себе);
  • Психологического комфорта – снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса, идея сотрудничества, диалоговые формы обучения;
  • Вариативности – создание ситуации выбора уровня заданий, способов деятельности;
  • Творчества – развитие творческих способностей детей, креативности мышления.
  • Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» используется на этапе формирования новых знаний.
  • Технология проблемного обучения используется на этапе создания кластера вопросов, определение главных и второстепенных вопросов.
  • Технология диалогового обучения осуществляется на этапе применения новых знаний.
  • Технология ИКТ  использование презентации на этапе применения новых знаний.
  • Технология исследовательского обучения используется на этапе химического эксперимента (демонстрационного и лабораторного).
  • Игровые технологии реализуются на этапе актуализации знаний (игра-эстафета).
  • Групповые технологии используются на этапе применения новых знаний (работа в парах).
  • Здоровье-сберегающие технологии используются на этапе актуализации знаний (двигательная активность в игре-эстафете), психологическая комфортность.

Все названные технологии в совокупности создают условия мотивирующие учащихся к самостоятельному инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Формируют универсальные учебные действия, способствуют личностному развитию школьников.

3. Итоги урока

3.1 Формы и методы диагностики предметных и мета-предметных результатов

Главным результатом урока считаю личностное развитие каждого ребёнка. Рефлексия проводимая в конце урока показала что больше всего ребятам нравится выполнять эксперимент, а труднее всего определять главные вопросы в изучаемой теме. Диагностика проводится в виде приёма «баллы и образы». Учащиеся оценивают своё отношение к разным этапам урока и свои действия баллами:

1 балл – совсем не нравится

2 балла – не нравится

3 балла – так себе

4 балла – нравится

5 баллов – очень нравится

Кроме того, к каждой оценке подбирается соответствующий символ. Пример такой таблицы:

Объект оценивания

Балл

Поиск вопросов по новой теме

4

Выполнение лабораторных опытов

5

Работа с текстом

5

Этап урока «игра-эстафета»

4

Такая диагностика позволяет учителю провести серьёзный анализ конструирования урока, использования методических приёмов, определить мета-предметные результаты, формировать самооценку учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Типы химических реакций.

В разработке представлен конспект урока  химии в 8 классе на тему  "Типы химических реакций"  (методика Л.М.Кузнецовой)  и  презентация к конспекту.  А также самоанализ у...

Методическая разработка урока- открытия новых знаний по теме "Вопросительные местоимения"

Материал содержит подробное описание хода урока- открытия новых знаний по теме "Вопросительные местоимения"...

Методическая разработка проверочной работы к уроку по теме урока "Признаки живых организмов" в 9 классе

Эта проверочная работа может быть использована на этапе урока Актуализация, в качестве проверки домашнего задания, либо при первичном закреплении изученного материала в конце урока, либо как задания д...

Классификация химических реакций (по числу и составу исходных и полученных веществ) (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений)

Создание условий для репродуктивного усвоения материала, умения сравнивать и   анализировать.Организовать деятельность учащихся по изучению классификации химических реакций по количеству исх...

Методическая разработка к практико- ориентированному уроку "Качественные реакции в неорганической химии"

Данная разработка включает в себя презентацию  с гиперссылками, описывающими качественные реакции....