Методическая разработка урока- открытия новых знаний по теме "Вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тихомирова Светлана Анатольевна

Материал содержит подробное описание хода урока- открытия новых знаний по теме "Вопросительные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_02.04.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Вопросительные местоимения.

Тихомирова Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя школа № 9»

г.Петропавловск-Камчатский.

Цели урока:

Обучение: сформировать знания о  вопросительных местоимениях.

Развитие: развивать аналитические способности учащихся.

Воспитание: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка, к культуре досуга, нравственные качества учащихся.

Задачи:

1) повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении;

2) создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач;

3)  развивать коммуникативную компетенцию.

Ход урока:

  1. Организационный момент: (1 мин.)

Слово учителя: Здравствуйте, ребята!Уверена, что работа наша будет интересной и плодотворной.

(СЛАЙД 1)

Начнём с небольшого напутствия всем нам (читаем вместе):

На уроке не зевай –

        Сразу всё запоминай!

        Чтоб минутка не пропала,

        Мысль чтоб точно в цель попала!

        Чтобы в русском языке

        Равных не было тебе! 

На этой позитивной ноте откройте тетради и запишите

Второе апреля.

Классная работа.

  1. Актуализация знаний.   (4 мин.)  

К сегодняшнему уроку вы повторяли ранее изученный материал. Воспользовавшись карточкой-помощницей, подготовьтесь расскажите о местоимении как о части речи и об известных разрядах местоимений.      2мин.

Карточка-помощница (вопросы в скобках не озвучивайте, формулируйте ответ) Ответы не читай, а рассказывай.

  1. Местоимение- (какая?) часть речи, которая (что делает?) на предметы, признаки и количества, но не называет их.
  2. Местоимения, как правило, изменяются (как?). Некоторые изменяются по родам и числам.
  3. По значению и грамматическим особенностям местоимения делятся на (сколько?) разрядов.
  4. Указывают на лицо (какие?) местоимения.
  5. На того, о ком говорят, указывает (какое?) местоимение.

        (отвечает 1 ученик )

Началась новая четверть, но   не стоит забывать о полезном досуге. Напомните, пожалуйста, значение этого слова. К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать значение?

(Время, свободное от работы)   Отдыхать с пользой можно по-разному.

Неплохо можно отдохнуть на рыбалке, дома, занимаясь любимым делом.

Предлагаю половить необычных рыбок. Есть в классе любители рыбалки?  2 человека у доски…,

(Рыбки: мной, я, себе, неё, собой, им, вами, себя, нас, кто? что? какой? чей? сколько? каков?)

8 работают с карточками,

Остальные составляют и записывают 3 предложения о вашем отдыхе на каникулах, используя личные и возвратные местоимения.

Личные местоимения           Возвратное местоимение    ???

Карточка:  (подпишите)

    1)Сколько на свете замечательных книг!    

   2)Хорошее произведение воспитывает чувства, формирует характер. 3)Недаром Максим Горький говорил: «Всем хорошим в себе я обязан книгам.»

    4)Польза общения с художниками слова и в том, что они укрепляют нашу грамотность, прививают вкус к хорошему слову, любовь к родному языку. 5)Такова роль книги в жизни человека.

Задание: выписать номера предложений, в которых встречаются личные или возвратное местоимения. Подчеркните эти местоимения.

№_______________________________________                                          

 Посмотрим, как справились с заданием те, кто остался дома

(отдайте свою карточку соседу по парте).

Текст на доске.

-Ребята, в каком предложении есть местоимения обоих разрядов. (3) Давайте его запишем. (собрать карточки, поставить оценки)

-Отдыхать, читая хорошие книги, полезно и интересно. Вы согласны со мной?

-А кто озвучит предложения об отдыхе.

- Удачная ли получилась рыбалка? (оценить)

4. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока. (4 мин.)

- Ой, ребята, так ведь не все рыбки пойманы. Почему?

Правильно, эти слова не являются ни личными, ни возвратными местоимениями. Какие же это местоимения? Вот для них ведёрко.

(Ребус)

-  Значит, сегодня мы с вами изучим ещё один разряд местоимений.

Запишите тему урока: «Вопросительные местоимения»

- Давайте определим цель нашего урока?

Мы должны узнать об их значении, употреблении в речи, уметь находить в тексте вопросительные местоимения.

- Откройте учебник на стр. 171. Прочитайте.

-Для чего служат вопросительные местоимения?

- Обратите внимание на произношение местоимений

Что

Кого

Чьего

-1 работает у доски, а остальные проговаривают теоретический материал на стр. 171 друг другу (проговорите в парах)

-Запишите транскрипцию.

-Устно просклоняем слово «сколько» стр.172

 Какой вывод сделаем о постановке ударения? Всегда ударный первый слог.

  1. Первичная проверка понимания материала. Упр. 407.

(3 мин.) Ребята, а кто из вас путешествовал под парусом? Никто? Это наверно очень увлекательно. Вот сейчас у вас представляется такая возможность путешествия. Возьмите свои кораблики. Прежде надо натянуть парус, но парус необычный на нём задание ….

Выполняем на листочке с парусом. Взаимопроверка. Делаем вывод о синтаксической функции вопросительных местоимений.

Обратить внимание на относительное местоимение.

4.Физкультминутка (1 мин.)

Чтоб следующее выполнить задание,

Чуть-чуть надо отдохнуть. 

Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза. Нарисуйте глазами местоимение «Я», носом «ОН», правой рукой «СЕБЕ», левой рукой «КОМУ?»

5. Закрепление (7 мин.)

-Продолжим работу. Замечательно проводить свободное время в лесу, собирая грибы.

Спишите текст, заменив вопросы в скобках ответами. Вопросы не пишите. Не забывайте, что местоимения помогают нам избежать повтора одного и того же слова. Подбирая слова, вы можете совещаться друг с другом, вместе выбирать наиболее подходящее слово.

          Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. (Над кем?) смеются соседи: « Вам бы (что?) с собой брать, тогда хоть какую-нибудь сыроежку отыщете.»

         Я выслушиваю эти (какие?) нападки. Они меня не задевают. Ведь никто не подозревает, что я (что?) не собираю. Мне жаль срывать (что?). Они выросли возле (чего?). Я знаю на ней каждый  грибок, но не рву (что?), а слежу за тем, как они растут.

-О каком отношении к природе идёт речь в тексте?

-Какова же роль местоимений в речи?

Важность местоимений: если постучали в дверь….

  1. Домашнее задание (2 мин)

Из грибов можно приготовить много вкусных блюд. Скажите, а что можно приготовить, но нельзя съесть?

- стр. 171-172- повторить, подготовить связный рассказ о вопросительных местоимениях.

- упр. 409 (напомнить о видах предложений по цели высказывания)

Или

-составить 10 вопросительных предложений для интервью известного человека.

-индив.: найти в книгах, интернете 7 вопросов шуток с вопросительными местоимениями.

Например: какие две ноты растут на грядке?

7. Подведение итогов. (2 мин.)

- Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?

-Воспользовавшись карточкой, Игорь подведёт итог.

8. Объявление  отметок с мотивировкой. (3 мин.)

9. Рефлексия (3 мин)

Я думаю, многие любят отдыхать на море. Наклей рыбку.

- Я считаю, что мы хорошо поработали. Спасибо за активность, за помощь, за правильные и интересные ответы.  Желаю вам успехов. Урок  окончен. До свидания!

_____________________________________________________________________________

Урок начался с оргмомента, в котором было напутствие. Цель: создание положительного эмоционального  настроя учащихся на урок.

Следующим этапом урока являлась актуализация  знаний, проводилась с целью повторения материала по теме «Местоимение». Форма опроса по теме, я думаю, избрана  рационально. Актуализация носила повторительно-обобщающий характер, использовался словесный метод, фронтальная форма работы с учащимися, что позволило вспомнить понятие «местоимение» и его морфологические признаки, разряды, необходимые для восприятия новой темы. Я считаю, что в процессе актуализации знаний ученики подготовились к активному и осознанному усвоению нового материала.  Учитывая возраст детей, я применила игровую технологию, чтобы создать психологически комфортную среду. Элемент состязательности способствовал повышению мотивации учащихся.

 Введение темы и цели урока для учащихся проведено через элемент технологии проблемного обучения. Формирование новых знаний осуществлялось в соответствии с возрастом учащихся, уровнем их обученности. Наиболее рациональным, на мой взгляд, было использование частично-поискового метода: знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно из учебника. Учащиеся под руководством учителя рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

Выбранные методы, на мой взгляд, соответствовали содержанию урока, способствовали активизации творческого мышления, вовлечению в процесс познания. Ученики самостоятельно делали  выводы о значении вопросительных местоимений, их синтаксической функции. Это свидетельствует об усвоении темы школьниками.

Для  закрепления изученного материала провели тренировочное упражнение  с использованием  учебника, творческую работу, в ходе которых отрабатывались навыки применения знаний путем повторения.

          С целью поддержания интереса к предмету, развития их умения делать выбор домашнее задание было дифференцированным. Ученикам были предложены упражнение из учебника, творческое задание, индивидуальное задание с использованием интернет - ресурсов с целью развития информационной компетенции. На этапе первичной проверки усвоения знаний использовали приём взаимопроверки, на этапе закрепления работа проходила в парах. Всё это способствует развитию умения взаимодействовать, коммуникативной компетенции, умения работать в команде.

              Урок проводился с учетом требований к здоровьесбережению.

Во-первых, количество видов учебной деятельности было разнообразно: слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений.

 Во-вторых, использовались различные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

В-третьих, был предложен посильный материал.

 В-четвертых, на уроке проводилась физкультминутка.

В-пятых, был создан благоприятный психологический микроклимат на уроке, что проявлялось в настрое на продуктивную работу.  

В целом считаю что поставленные цели достигнуты, задачи решены.