Урок по теме: Дисахариды .Полисахариды
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Урок в 10 классе базового уровня по учебнику О.С.Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работу выполнила: учитель химии МБОУ СОШ № 7 города Балаково Саратовской области Богословская И.В.

Урок по теме:

Дисахариды. Полисахариды

Пояснительная записка

   Урок  по теме: « Дисахариды. Полисахариды» подготовлен для 10 класса и проводится при изучении темы «Углеводы».  В работе используется учебник Габриеляна О.С., «Химия. 10 класс». Базовый уровень. Дрофа Москва -  2012

     Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.

     Происходящая всеобъемлющая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?

     Принятие нового ФГОС НОО- признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

    Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться.  Это значит, что при изучении содержания  любого предмета важно не формировать готовые факты , не навешивать новые знания, а создавать условия , при которых ученик с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития , формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.

Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, поэтому данный урок построен таким образом, чтобы научить учащихся находить из потока информации самое главное.

На момент проведения данного урока учащиеся уже познакомились с основными классами органических соединений. Проблема, рассматриваемая на уроке актуальна для учащихся: с углеводами они уже знакомы из курса биологии и жизненного опыта.

На данном уроке необходимо организовать самостоятельную работу учащихся по овладению материалом темы и практическому закреплению теоретических знаний. Урок снабжен компьютерной презентацией.

Урок ведет учитель, он  подводит учащихся к формулированию  целей и задач, создает проблемную ситуацию, предлагает вопросы к обсуждению. Все это не позволяет учащимся отклониться от проблемы. В конце урока совместно с учащимися подводит  итог совместной деятельности.

Цель урока:

Сформировать знания учащихся о важнейших дасахаридай и полисахаридах.

Задачи:

  • Активизировать познавательную активность учащихся;
  • Обсудить значимость углеводов в природе и жизни человека, подвести учащихся к осознанию практической значимости химических знаний в человеческой жизни;
  • Создать условия для развития самостоятельности,  реализации творческой активности, умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы;
  • Продолжить воспитание навыков самостоятельной и совместной с товарищами работы, дисциплинированности, ответственности.
  • Развивать логическое  мышление , умение находить причинно-следственные связи между веществами и явлениями, способности защищать собственное мнение.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор,
  • экран,
  • образцы крахмала и целлюлозы,
  • образцы тканей из ацетатного шелка,
  • образцы продуктов, содержащих крахмал
  • йодная настойка,
  • химические стаканы, пипетки, фарфоровые чашечки,
  • учебник, тетрадь.

Литература

1. Учебник: «Химия 10» О.С.Габриелян,

2. Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.

3. Габриелян О.С, Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.

4. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.

   5. Журнал химия в школе, 2002 № 5.

Лобанова Н.Е. Кислородсодержащие органические соединения. //Первое сентября: химия. – 2006 - № 4. – с. 26-30

6. Программа по химии для средней школы М. «Дрофа» 2005

7. Фролова О.Г. Функциональные группы. //Первое сентября: химия. – 2006. - №9. – с.

 8.Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 1.  

Организация начала урока.

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих и отсутствующих, создание положительного эмоционального настроя.

Школьники готовятся к учебной  деятельности, к восприятию нового материала.

3

2.

Постановка  цели.

Учитель совместно с учащимися ставит цель и задачи  урока.

Учащиеся отвечают на наводящие вопросы и формулируют цель и задачи урока

3

3.

Актуализация знаний.              

Проводится фронтальный опрос. Организует повторение понятий, актуализирует прежние знания, организует диалог с целью уточнения уровня знаний.

Проводит самостоятельную работу предлагая заполнить таблицу

Вспоминают  основные понятия и сведения. Выявляют недостающие знания.

4.

Изучение нового материала.

крахмал

целлюлоза

крахмал

Растворение целлюлозы  в аммиачном растворе гидроксида меди (II)

Кислотный гидролиз целлюлозы

 

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BB

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8a25b31-e58e-3b15-2a49-0d425b51f2e1/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7854399-c116-8e6b-aa4e-544bc5301ae2/index.htm

Предлагает самостоятельно ознакомится с видами с представителями углеводов . Работа по группам. Заполнение таблицы

Выделяет основную информацию, применяет приемы активации

мыслительно деятельности, акцентирует внимание на правильности написания уравнений реакций, иллюстрирующих свойства, контролирует написание уравнений, отвечает на вопросы учеников.

Работают по группам, записывают основные понятия по плану.

Работают с ЭОР,

Просматривают видеофрагменты, конспектируют, отвечают на вопросы учителя после просмотра каждого видеофрагмента.

20

получение триацетилцллюлозы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d778f83b-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

Подведение учащихся к изучению  и пониманию свойств   веществ с помощью демонстрации  ЭОР

Работают с ЭОР,

Записывают формулы и важнейшие свойства предложенных веществ

5.

Этап первичной проверки знаний.

Сравнение строения крахмала и целлюлозы

Химические свойства крахмала и целлюлозы

     

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f833-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_07.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f834-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_08.swf

Организует самостоятельную работу по выполнению задания с последующей проверкой по  вариантам и обсуждением с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний.

Выполняют работу с последующей проверкой для устранения ошибок и неверных представлений.

9

6.

Этап информации о домашнем задании.

Учитель дает четкую информацию с комментариями.

Записывают информацию  о домашнем задании, уточняют.

3

                          Приложение к плану урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Название ресурса

1.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BB

Информационный

Анимация

Крахмал

2.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0

Информационный

Интерактив

Целлюлоза

3.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0

Информационный

Интерактив

Сахароза

4.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8a25b31-e58e-3b15-2a49-0d425b51f2e1/index.htm

Информационный

Интерактив

Растворение целлюлозы  в аммиачном растворе гидроксида меди (II)

5.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7854399-c116-8e6b-aa4e-544bc5301ae2/index.htm

Информационный

Интерактив

Кислотный гидролиз целлюлозы

6

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d778f83b-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

получение триацетилцеллюлозы.

7.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f833-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_07.swf

Контролирующий

Анимация

Сравнение строения крахмала и целлюлозы

8.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f834-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_08.swf

Контролирующий

Анимация

Химические свойства крахмала и целлюлозы

Конспект урока

Ход урока

I этап урока Организационный.

    II этап урока.

         1. Фронтальный опрос:

  1. Какие вещества называются углеводами?
  2. Дайте определение моно-, ди- и полисахаридам.
  3. Какие продукты лучше использовать для быстрого восстановления энергозатрат, утоления чувства голода?

2.Актуализация имеющихся знаний об углеводах и сахарозе.

Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1 и 2 графы данной таблицы.

Я знаю о дисахаридах и полисахаридах

Хочу узнать

Узнал новое

Задание. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи. Отчеты учащихся о результатах работы.

         III этап урока. Изучение нового материала 

     С момента своего появления на Земле человек употребляет растительную пищу, богатую сахарами, крахмалом, использует для своих нужд древесину и другие растительные объекты, содержащие большое количество целлюлозы. В настоящее время человек уже умеет выделять и перерабатывать природные полимеры, получая из них ценные вещества, материалы, продукты: бумагу и ткани, муку и патоку, спирт и древесный уголь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие  дисахариды и полисахариды: крахмал и целлюлозу.

Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагаем прочитать текст по группам

1группа Крахмал

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BB

2 группа Целлюлоза

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0

3 группа  Сахароза

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0

и выполнить задание: изучите текст и заполните таблицу  по данному углеводу:

Признак сравнения

Сахароза

крахмал

целлюлоза

Нахождение в природе

Строение

Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение

После обсуждения, записи сравниваются с готовой таблицей на экране компьютера и записываются в тетрадь.

    В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску. Как называется такая реакция, которая позволяет распознавать вещества? Сейчас мы с вами проделаем небольшие опыты и постараемся обнаружить крахмал в различных продуктах питания, с которыми сталкиваемся каждый день. Перед вами картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб. Добавьте к каждому образцу йодную настойку.

(Учащиеся выполняют лабораторные опыты). Что вы наблюдаете? Какие продукты содержат больше крахмала, какие меньше? Почему вы так думаете?

Вернемся к нашей таблице и рассмотрим другие свойства полисахаридов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8a25b31-e58e-3b15-2a49-0d425b51f2e1/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7854399-c116-8e6b-aa4e-544bc5301ae2/index.htm

Реакция образования сложных эфиров имеет очень большое промышленное значение. Сейчас мы убедимся в этом на примере получения три ацетилцеллюлозы.

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d778f83b-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

(Учащиеся слушают сообщение о получении ацетатного волокна, заранее подготовленное дома одним из учащихся, и рассматривают образцы тканей из ацетатного шелка)

IV этап урока.  Закрепление.

1. В чем отличие моносахаридов от  дисахаридов и полисахаридов?

2. В чем отличие крахмала от целлюлозы?

Выполните упражнение

1 вариант http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f833-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_07.swf

2 вариант  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f834-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_08.swf

Vэтап. Рефлексия

1.Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке?

2. Заполните 3 графу в таблице VI этап.

VI  Домашнее задание. Параграф №15 стр.116 № 7