Урок по теме: Дисахариды .Полисахариды
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Работу выполнила: учитель химии МБОУ СОШ № 7 города Балаково Саратовской области Богословская И.В.
Урок по теме:
Дисахариды. Полисахариды
Пояснительная записка
Урок по теме: « Дисахариды. Полисахариды» подготовлен для 10 класса и проводится при изучении темы «Углеводы». В работе используется учебник Габриеляна О.С., «Химия. 10 класс». Базовый уровень. Дрофа Москва - 2012
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.
Происходящая всеобъемлющая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?
Принятие нового ФГОС НОО- признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмета важно не формировать готовые факты , не навешивать новые знания, а создавать условия , при которых ученик с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития , формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.
Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, поэтому данный урок построен таким образом, чтобы научить учащихся находить из потока информации самое главное.
На момент проведения данного урока учащиеся уже познакомились с основными классами органических соединений. Проблема, рассматриваемая на уроке актуальна для учащихся: с углеводами они уже знакомы из курса биологии и жизненного опыта.
На данном уроке необходимо организовать самостоятельную работу учащихся по овладению материалом темы и практическому закреплению теоретических знаний. Урок снабжен компьютерной презентацией.
Урок ведет учитель, он подводит учащихся к формулированию целей и задач, создает проблемную ситуацию, предлагает вопросы к обсуждению. Все это не позволяет учащимся отклониться от проблемы. В конце урока совместно с учащимися подводит итог совместной деятельности.
Цель урока:
Сформировать знания учащихся о важнейших дасахаридай и полисахаридах.
Задачи:
- Активизировать познавательную активность учащихся;
- Обсудить значимость углеводов в природе и жизни человека, подвести учащихся к осознанию практической значимости химических знаний в человеческой жизни;
- Создать условия для развития самостоятельности, реализации творческой активности, умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы;
- Продолжить воспитание навыков самостоятельной и совместной с товарищами работы, дисциплинированности, ответственности.
- Развивать логическое мышление , умение находить причинно-следственные связи между веществами и явлениями, способности защищать собственное мнение.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование:
- компьютер
- проектор,
- экран,
- образцы крахмала и целлюлозы,
- образцы тканей из ацетатного шелка,
- образцы продуктов, содержащих крахмал
- йодная настойка,
- химические стаканы, пипетки, фарфоровые чашечки,
- учебник, тетрадь.
Литература
1. Учебник: «Химия 10» О.С.Габриелян,
2. Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.
3. Габриелян О.С, Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.
4. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.
5. Журнал химия в школе, 2002 № 5.
Лобанова Н.Е. Кислородсодержащие органические соединения. //Первое сентября: химия. – 2006 - № 4. – с. 26-30
6. Программа по химии для средней школы М. «Дрофа» 2005
7. Фролова О.Г. Функциональные группы. //Первое сентября: химия. – 2006. - №9. – с.
8.Образовательные ресурсы Интернет
Единая коллекция образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Организация начала урока. | Приветствие учащихся. Проверка присутствующих и отсутствующих, создание положительного эмоционального настроя. | Школьники готовятся к учебной деятельности, к восприятию нового материала. | 3 | |
2. | Постановка цели. | Учитель совместно с учащимися ставит цель и задачи урока. | Учащиеся отвечают на наводящие вопросы и формулируют цель и задачи урока | 3 | |
3. | Актуализация знаний. | Проводится фронтальный опрос. Организует повторение понятий, актуализирует прежние знания, организует диалог с целью уточнения уровня знаний. Проводит самостоятельную работу предлагая заполнить таблицу | Вспоминают основные понятия и сведения. Выявляют недостающие знания. | ||
4. | Изучение нового материала. крахмал целлюлоза крахмал Растворение целлюлозы в аммиачном растворе гидроксида меди (II) Кислотный гидролиз целлюлозы
| http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BB http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8a25b31-e58e-3b15-2a49-0d425b51f2e1/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7854399-c116-8e6b-aa4e-544bc5301ae2/index.htm | Предлагает самостоятельно ознакомится с видами с представителями углеводов . Работа по группам. Заполнение таблицы Выделяет основную информацию, применяет приемы активации мыслительно деятельности, акцентирует внимание на правильности написания уравнений реакций, иллюстрирующих свойства, контролирует написание уравнений, отвечает на вопросы учеников. | Работают по группам, записывают основные понятия по плану. Работают с ЭОР, Просматривают видеофрагменты, конспектируют, отвечают на вопросы учителя после просмотра каждого видеофрагмента. | 20 |
получение триацетилцллюлозы. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d778f83b-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ | Подведение учащихся к изучению и пониманию свойств веществ с помощью демонстрации ЭОР | Работают с ЭОР, Записывают формулы и важнейшие свойства предложенных веществ | ||
5. | Этап первичной проверки знаний. Сравнение строения крахмала и целлюлозы Химические свойства крахмала и целлюлозы |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f833-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_07.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f834-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_08.swf | Организует самостоятельную работу по выполнению задания с последующей проверкой по вариантам и обсуждением с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний. | Выполняют работу с последующей проверкой для устранения ошибок и неверных представлений. | 9 |
6. | Этап информации о домашнем задании. | Учитель дает четкую информацию с комментариями. | Записывают информацию о домашнем задании, уточняют. | 3 |
Приложение к плану урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Конспект урока
Ход урока
I этап урока Организационный.
II этап урока.
1. Фронтальный опрос:
- Какие вещества называются углеводами?
- Дайте определение моно-, ди- и полисахаридам.
- Какие продукты лучше использовать для быстрого восстановления энергозатрат, утоления чувства голода?
2.Актуализация имеющихся знаний об углеводах и сахарозе.
Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1 и 2 графы данной таблицы.
Я знаю о дисахаридах и полисахаридах | Хочу узнать | Узнал новое |
Задание. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи. Отчеты учащихся о результатах работы.
III этап урока. Изучение нового материала
С момента своего появления на Земле человек употребляет растительную пищу, богатую сахарами, крахмалом, использует для своих нужд древесину и другие растительные объекты, содержащие большое количество целлюлозы. В настоящее время человек уже умеет выделять и перерабатывать природные полимеры, получая из них ценные вещества, материалы, продукты: бумагу и ткани, муку и патоку, спирт и древесный уголь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие дисахариды и полисахариды: крахмал и целлюлозу.
Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагаем прочитать текст по группам
1группа Крахмал
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BB
2 группа Целлюлоза
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0
3 группа Сахароза
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0
и выполнить задание: изучите текст и заполните таблицу по данному углеводу:
Признак сравнения | Сахароза | крахмал | целлюлоза |
Нахождение в природе | |||
Строение | |||
Физические свойства | |||
Химические свойства | |||
Получение | |||
Применение |
После обсуждения, записи сравниваются с готовой таблицей на экране компьютера и записываются в тетрадь.
В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску. Как называется такая реакция, которая позволяет распознавать вещества? Сейчас мы с вами проделаем небольшие опыты и постараемся обнаружить крахмал в различных продуктах питания, с которыми сталкиваемся каждый день. Перед вами картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб. Добавьте к каждому образцу йодную настойку.
(Учащиеся выполняют лабораторные опыты). Что вы наблюдаете? Какие продукты содержат больше крахмала, какие меньше? Почему вы так думаете?
Вернемся к нашей таблице и рассмотрим другие свойства полисахаридов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8a25b31-e58e-3b15-2a49-0d425b51f2e1/index.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7854399-c116-8e6b-aa4e-544bc5301ae2/index.htm
Реакция образования сложных эфиров имеет очень большое промышленное значение. Сейчас мы убедимся в этом на примере получения три ацетилцеллюлозы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d778f83b-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/
(Учащиеся слушают сообщение о получении ацетатного волокна, заранее подготовленное дома одним из учащихся, и рассматривают образцы тканей из ацетатного шелка)
IV этап урока. Закрепление.
1. В чем отличие моносахаридов от дисахаридов и полисахаридов?
2. В чем отличие крахмала от целлюлозы?
Выполните упражнение
1 вариант http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f833-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_07.swf
2 вариант http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f834-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_24_08.swf
Vэтап. Рефлексия
1.Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке?
2. Заполните 3 графу в таблице VI этап.
VI Домашнее задание. Параграф №15 стр.116 № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Краткосрочный план урока Дисахариды. Полисахариды
Цель урока: Изучить в сравнении дисахариды и полисахариды, путем выделения основных характеристикВо время урока решались следующие задачи: 1) Развивать умение анализировать информацию, выделаять...
Урок по теме: "Дисахариды"
В данном конспекте урока приведены некоторые представители дисахаридов, строение их молекул, их химические свойства, классификация и распространение в природе...
Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...
Урок по теме "Полисахариды: крахмал и целлюлоза"
Цель урока: рассмотреть важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу в сравнении их состава, строения, физических и химических свойств, применения и значения в природе.Строение и свойства крахмала и це...
Конспект урока по теме: Полисахариды. Крахмал.
Урок предназначен для учащихся изучающих предмет химия на профильном уровне....