Конспект урока по теме: Полисахариды. Крахмал.
план-конспект урока по химии (10 класс)

Урок предназначен для учащихся изучающих предмет химия на профильном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krahmal_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Полисахариды. Крахмал.

Цель: сформировать знания о химическом веществе - крахмал.

Задачи:

- изучит состав и строение молекулы крахмала,

- рассмотреть механизм образования молекулы,

- исследовать физические свойства крахмала,

- изучить химические свойства данного вещества,

- отметить основные области применения,

- изучить нахождение в природе.

Оборудование: крахмал, вода в стакане, ложка для веществ, горячая вода, спиртовая настойка иода, картофель, белый хлеб.

Ход и содержание урока.

  1. Оргмомент. Подготовка класса к уроку.

      2. Введение в тему урока.

Какой раздел химии мы с вами сейчас изучаем? (Углеводы) Каково значение углеводов в нашей жизни?

Углеводы служат важным источником питания: мы потребляем зерно, или скармливаем его животным, в организме которых крахмал превращается в белки и жиры. Самая гигиеничная одежда сделана из целлюлозы или продуктов на её основе: хлопка и льна, вискозного волокна или ацетатного шелка. Деревянные дома и мебель построены из той же целлюлозы, образующей древесину. В основе производства фото - и кинопленки все та же целлюлоза. Книги, газеты, денежные банкноты – всё это продукция целлюлозно-бумажной промышленности. Значит, углеводы обеспечивают нас всем необходимым.

Кроме того, углеводы участвуют в построении сложных белков, ферментов, гормонов. Углеводами являются и такие жизненно необходимые вещества, как гепарин (он играет важнейшую роль - предотвращает свертывание крови), агар-агар (его получают из морских водорослей и применяют в микробиологической и кондитерской промышленности).

Единственным источником энергии на Земле (помимо ядерной) является энергия Солнца, а единственным способом его аккумулирования для обеспечения жизнедеятельности всех живых организмом является процесс фотосинтеза, протекающий в клетках растений и приводящий к синтезу углеводов из воды и углекислого газа. Кстати, именно при этом превращении образуется кислород, без которого жизнь на нашей планете была бы невозможна.

        На какие группы подразделяются углеводы и по каким признакам?

  1. Изучение нового материала.

           Сегодня мы рассмотрим еще один из углеводов – крахмал. К какому виду углеводов он относится? (Крахмал – полисахарид)

          Что вы можете рассказать о данном веществе?  (Выслушать ответ)

  1.          Строение молекулы крахмала.

          Наши познания о данном веществе не столь велики. Но это только на первый взгляд. Вспомните, пожалуйста, из какого вещества и в ходе какого процесса образуется крахмал? (Ответы учащихся)

Итак, основу крахмала составляет глюкоза, причем ее α- форма. Запишите уравнение образования молекулы крахмала, учитывая, что взаимодействие происходит через 1,4-гликозидную связь.

Схема уравнения:

Выделим структурное

 звено крахмала:

Крахмал состоит из двух фракций:

↓                                         ↓

                    амилоза (20-30%)

                                ↓

внутренняя часть крахмального зерна - включает 200 – 1000 остатков

  α-глюкозы и имеет неразветвленное строение.

             амилопектин (70-80%)

                         ↓

    оболочка крахмального зерна – состоит из разветвленных макромолекул, молекулярная масса которых достигает 1 - 6 млн.

2) Физические свойства крахмала.

Лабораторная работа.

Цель: изучить физические свойства крахмала.

План исследования:

- агрегатное состояние

- цвет

- запах

- вкус

- растворимость в холодной воде

- растворимость в горячей воде

Вывод: Крахмал – аморфный порошок белого цвета, без вкуса и запаха, плохо растворим в воде, в горячей воде образует коллоидный раствор.

3) Химические свойства крахмала.

Исходя из строения молекулы крахмала, предположите, какими химическими свойствами может обладать крахмал?

Ответ:

а) как полисахарид, подвергается гидролизу,

б) как многоатомный спирт подвергается алкилированию и ацилированию,

в) окисление или горение,

г) качественная реакция на крахмал.

Из всех перечисленных свойств наибольшее значение имеют гидролиз и качественная реакция. Эфиры крахмала практического значения не имеют, поэтому данные реакции не проводят.

1) Гидролиз протекает под действием воды и ферментов в несколько стадий:

 (С6Н10О5)n → (С6Н10О5)m → С12Н22О11 → n C6H12O6

     крахмал              декстрины               мальтоза              глюкоза

       Реакцию превращения крахмала в глюкозу при каталитическом действии серной кислоты открыл в 1811 г. русский ученый К. Кирхгоф.

2. Качественная реакция на крахмал

6Н10О5)n  + I2 → комплексное соединение сине-фиолетового цвета.

   

Лабораторная работа.

Цель: провести определение наличия крахмала в отдельных продуктах питания.

Задание. Провести обнаружение крахмала в картофеле и белом хлебе.

 

 4) Применение крахмала.

      Перечислите известные вам области применения крахмала.

  • Крахмал является ценным питательным продуктом.
  • Широко применяется в бумажной, текстильной промышленности, в переплетном деле, в полиграфической и косметической промышленности.
  • Крахмал перерабатывается на патоку, глюкозу, которые находят широкое применение в кондитерском производстве.
  • Он используется в медицине в качестве наполнителей (в мазях и присыпках), как  клеящее вещество.

5)  Нахождение в природе.

          Наиболее богато крахмалом зерно злаковых растений: риса (до 86 %), пшеницы (до 75 %), кукурузы (до 72 %), а также клубни картофеля (до 24 %).

         Гликоген – это эквивалент крахмала, синтезируемый в животном организме, т. е. это тоже резервный полисахарид, молекулы которого построены из большого числа остатков α-глюкозы. Содержится гликоген главным образом в печени и мышцах.

Домашнее задание.

Стр. 255 – 259

Упр. 5 (а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Презентация по теме " Полисахариды. Крахмал и целлюлоза"

Презентация наглядно излагает материал по теме Полисахариды....

Урок по теме "Полисахариды: крахмал и целлюлоза"

Цель урока: рассмотреть важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу в сравнении их состава, строения, физических и химических свойств, применения и значения в природе.Строение и свойства крахмала и це...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...