Оптимизация обучения решению задач по химии
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Курышова Светлана Аркадьевна

Один  из самых больных вопросов в курсе химии - решение задач. Особенно, когда надо подготовить учащихся к олимпиаде, а «звёздочек» среди них и нет, т.к. чаще всего это обычные ребята, которые хотят заниматься химией, но особых способностей не имеют.

Психологи отмечают разнородность приёмов решения одной и той же задачи разными учащимися, хотя на самом деле метод действия может быть общим, единым. Проблема заключается в том, что мы не успеваем в процессе обучения довести умения учащихся решать отдельные задачи  до навыков в решении задач вообще. В связи с этим у учащихся часто возникает неуверенность в своих действиях и решениях.

Известно, что всякий мыслительный процесс  состоит из ряда умственных операций. И когда навык в решении задач не сформирован, то чаще всего ошибки возникают оттого, что учащиеся знают и применяют лишь часть операций или пользуются ими не в той последовательности. Психологи подчёркивают, что овладение операционной стороной мышления не менее важно, чем знание теории и законов.

Я попыталась этот ряд умственных операций, необходимых для поиска решения любой задачи сделать более универсальным, выделив четыре способа решения для подавляющего разнообразия задач.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezkuryshova_s.a.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегия обучения решению задач по химии Автор: учитель химии МБОУ СОШ № 21 Курышова С.А. г.Ковров 2014 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 города Коврова

Слайд 2

Если дана масса или объём вещества Если даны массы или объёмы смесей Если даны массы или объёмы до и после реакции Если недоста-точно информа-ции для решения Если не дана ни масса, ни объём вещества По основному алгоритму Через систему двух уравнений Через разность масс или объёмов Алгебраический способ Способы решения задач по химии

Слайд 3

I . По основному алгоритму вогадро FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 S ↑ H 2 S + 2 NaOH → Na 2 S + 2H 2 O V (р-ра) = 32,7мл ρ = 1,22 г/мл ω (в-ва) = 20% V (в) = 4,48л ω (в) - ?

Слайд 4

I . По основному алгоритму Действия Формулы Пример 2. Найти количество искомого вещества Сравниваем количество данного и количество искомого вещества

Слайд 5

I . По основному алгоритму m (в-ва) = n · M m (в-ва) = m (р-ра)·ω(в-ва) m (в-ва) = V (р-ра)·ρ·ω(в-ва)

Слайд 6

II . Через систему двух уравнений m см = 33,3г m см = 32,64г При обработке 33,3г смеси карбоната и гидрокарбоната кальция серной кислоты образовалось 32,64г сульфата кальция. Определите количественный состав исходной смеси солей.

Слайд 7

II . Через систему двух уравнений Дано m см (СО и СО 2 ) = 111,5г V см (СО и СО 2 ) = 75л Найти: V (СО) - ? V (СО 2 ) - ? Сколько литров СО и СО 2 содержится в смеси, если известно, что масса 75л смеси газов (н.у.) составляет 111,5г ?

Слайд 8

III . Через разность масс или объёмов Действия Пример 1) Найти разность: Δ m в граммах Δ V в литрах 2) Выразить Δ m или Δ V 3) Приравнять 1) и 2) При взрыве смеси H 2 и O 2 объёмом 1·10 -3 м 3 объём сократился на 0,75·10 -3 м 3 . Газ, оставшийся после реакции, хорошо реагирует с хлором. Определите объёмные доли компонентов в исходной смеси: 1) Δ V = 0,75л 2) Δ V = 3 V – 0 V = 3 V 3) 3 V = 0,75л 1 V = 0,25л 4) Найти V в-ва, прореагировавшего полностью: V O 2 = 1V = 0 ,25л V H 2 = 1 – 0 ,25 = 0,75л 2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O и H 2 1 · 10 -3 м 3 = 1л 0,75 · 10 -3 м 3 = 0,75л V см = 1л V ↓ на 0,75л

Слайд 9

III . Через разность масс или объёмов Железная пластина массой 5г была погружена в 50 мл 15% раствора CuSO 4 (ρ = 1,12 г / мл). После того, как пластину вынули, масса её оказалась равной 5,2г. Какова концентрация в оставшемся растворе? 1) Δ m = 5,2г – 5г = 0,2г 2) Δ m = m Cu – m Fe = 64 x – 56 x = 8 x 3) 8x = 0,2 х = 0,025 моль Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu m (пласт) = 5г V (р-ра) = 50 мл ρ = 1,12 г / мл ω = 15% ω CuSO 4 после р-ции - ? х моль х моль m (пласт) = 5,2г - + Т ж Т ж

Слайд 10

IV . Алгебраический способ Если недостаточно информации для решения Если не дана ни масса, ни объём вещества Вводим неизвестное: x, y … Какой объём хлороводорода (н.у.) надо растворить в 365 гр. 5% соляной кислоты, чтобы получить 8% раствор? Вводим: m = 100г; V = 1л; n = 1 моль При реакции циклоалкана с хлороводором образуется вторичное галогенпроизводное, массовая доля хлора в котором 38,38%. Определите структурную формулу циклоалкана. CnH2n + HCl = CnH2n+1Cl


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

решение задачи по химии по теме кремний химия 9 класс

химия 9 класс учебник страница 185 № 3 решение задачи по теме кремний...

Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии"

Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии" Программа предназначена для учащихся 10—11-х классов, выбравших естественнонаучный (химия) профиль обучения в с...

Развитие учащихся в процессе обучения решению задач на уроках химии

В  статье рассматривается  роль и место расчетных задач в курсе химии: цели и психолого-педагогические аспекты их решения....

Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"

Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"...

Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)

Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г.     Программа элективного курса «Реше...

Занятие №6 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ», элективный предмет по химии для учащихся 10 классов

Нахождение молекулярной формулы по данным о массовых долях элементов и относительной молекулярной массе (или молярной массе)....