Оптимизация обучения решению задач по химии
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Один из самых больных вопросов в курсе химии - решение задач. Особенно, когда надо подготовить учащихся к олимпиаде, а «звёздочек» среди них и нет, т.к. чаще всего это обычные ребята, которые хотят заниматься химией, но особых способностей не имеют.
Психологи отмечают разнородность приёмов решения одной и той же задачи разными учащимися, хотя на самом деле метод действия может быть общим, единым. Проблема заключается в том, что мы не успеваем в процессе обучения довести умения учащихся решать отдельные задачи до навыков в решении задач вообще. В связи с этим у учащихся часто возникает неуверенность в своих действиях и решениях.
Известно, что всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. И когда навык в решении задач не сформирован, то чаще всего ошибки возникают оттого, что учащиеся знают и применяют лишь часть операций или пользуются ими не в той последовательности. Психологи подчёркивают, что овладение операционной стороной мышления не менее важно, чем знание теории и законов.
Я попыталась этот ряд умственных операций, необходимых для поиска решения любой задачи сделать более универсальным, выделив четыре способа решения для подавляющего разнообразия задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если дана масса или объём вещества Если даны массы или объёмы смесей Если даны массы или объёмы до и после реакции Если недоста-точно информа-ции для решения Если не дана ни масса, ни объём вещества По основному алгоритму Через систему двух уравнений Через разность масс или объёмов Алгебраический способ Способы решения задач по химии
I . По основному алгоритму вогадро FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 S ↑ H 2 S + 2 NaOH → Na 2 S + 2H 2 O V (р-ра) = 32,7мл ρ = 1,22 г/мл ω (в-ва) = 20% V (в) = 4,48л ω (в) - ?
I . По основному алгоритму Действия Формулы Пример 2. Найти количество искомого вещества Сравниваем количество данного и количество искомого вещества
I . По основному алгоритму m (в-ва) = n · M m (в-ва) = m (р-ра)·ω(в-ва) m (в-ва) = V (р-ра)·ρ·ω(в-ва)
II . Через систему двух уравнений m см = 33,3г m см = 32,64г При обработке 33,3г смеси карбоната и гидрокарбоната кальция серной кислоты образовалось 32,64г сульфата кальция. Определите количественный состав исходной смеси солей.
II . Через систему двух уравнений Дано m см (СО и СО 2 ) = 111,5г V см (СО и СО 2 ) = 75л Найти: V (СО) - ? V (СО 2 ) - ? Сколько литров СО и СО 2 содержится в смеси, если известно, что масса 75л смеси газов (н.у.) составляет 111,5г ?
III . Через разность масс или объёмов Действия Пример 1) Найти разность: Δ m в граммах Δ V в литрах 2) Выразить Δ m или Δ V 3) Приравнять 1) и 2) При взрыве смеси H 2 и O 2 объёмом 1·10 -3 м 3 объём сократился на 0,75·10 -3 м 3 . Газ, оставшийся после реакции, хорошо реагирует с хлором. Определите объёмные доли компонентов в исходной смеси: 1) Δ V = 0,75л 2) Δ V = 3 V – 0 V = 3 V 3) 3 V = 0,75л 1 V = 0,25л 4) Найти V в-ва, прореагировавшего полностью: V O 2 = 1V = 0 ,25л V H 2 = 1 – 0 ,25 = 0,75л 2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O и H 2 1 · 10 -3 м 3 = 1л 0,75 · 10 -3 м 3 = 0,75л V см = 1л V ↓ на 0,75л
III . Через разность масс или объёмов Железная пластина массой 5г была погружена в 50 мл 15% раствора CuSO 4 (ρ = 1,12 г / мл). После того, как пластину вынули, масса её оказалась равной 5,2г. Какова концентрация в оставшемся растворе? 1) Δ m = 5,2г – 5г = 0,2г 2) Δ m = m Cu – m Fe = 64 x – 56 x = 8 x 3) 8x = 0,2 х = 0,025 моль Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu m (пласт) = 5г V (р-ра) = 50 мл ρ = 1,12 г / мл ω = 15% ω CuSO 4 после р-ции - ? х моль х моль m (пласт) = 5,2г - + Т ж Т ж
IV . Алгебраический способ Если недостаточно информации для решения Если не дана ни масса, ни объём вещества Вводим неизвестное: x, y … Какой объём хлороводорода (н.у.) надо растворить в 365 гр. 5% соляной кислоты, чтобы получить 8% раствор? Вводим: m = 100г; V = 1л; n = 1 моль При реакции циклоалкана с хлороводором образуется вторичное галогенпроизводное, массовая доля хлора в котором 38,38%. Определите структурную формулу циклоалкана. CnH2n + HCl = CnH2n+1Cl
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-49382-1389629120.png)
Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"
Данный курс предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-167072-1363410312.jpg)
решение задачи по химии по теме кремний химия 9 класс
химия 9 класс учебник страница 185 № 3 решение задачи по теме кремний...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183237-1358605100.jpg)
Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии"
Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии" Программа предназначена для учащихся 10—11-х классов, выбравших естественнонаучный (химия) профиль обучения в с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-205857-1389438252.jpg)
Развитие учащихся в процессе обучения решению задач на уроках химии
В статье рассматривается роль и место расчетных задач в курсе химии: цели и психолого-педагогические аспекты их решения....
Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"
Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-807459-1474719248.jpg)
Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)
Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г. Программа элективного курса «Реше...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-44806-1450635265.jpg)
Занятие №6 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ», элективный предмет по химии для учащихся 10 классов
Нахождение молекулярной формулы по данным о массовых долях элементов и относительной молекулярной массе (или молярной массе)....