Химические свойства средних солей. 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Галяутдинова Динара Адиповна

 

Цели: исследовать химические свойства солей; формировать навыки и умения проведения химического эксперимента и анализа наблюдаемых явлений; совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, делать выводы и обобщения.

 Оборудование: на столах наборы реактивов и химической посуды, необходимые для опытов; таблица растворимости оснований, кислот и солей, фломастеры для каждой группы, инструкции по технике безопасности.

 Тип урока: практическое получение знаний.

 Форма работы: урок-проект.

 Девиз урока: «Услышу – забуду, увижу - запомню, сделаю сам – пойму!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimicheskie_svoystva_srednikh_soley.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

    Химические свойства средних солей

 Цели: исследовать химические свойства солей; формировать навыки и умения проведения химического эксперимента и анализа наблюдаемых явлений; совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, делать выводы и обобщения.

 Оборудование: на столах наборы реактивов и химической посуды, необходимые для опытов; таблица растворимости оснований, кислот и солей, фломастеры для каждой группы, инструкции по технике безопасности.

 Тип урока: практическое получение знаний.

 Форма работы: урок-проект.

 Девиз урока: «Услышу – забуду, увижу - запомню, сделаю сам – пойму!»

                                                Ход урока

  1. Организация класса

 Объединение учащихся класса в четыре группы: «Металлы» , «Щелочи», «Кислоты», «Соли».

Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами.

 Тема, девиз и план урока записаны на доске.

  1. Организация класса(3 мин)
  2. «Мозговой штурм»(5 мин)
  3. Работа над проектом(20 мин)
  4. Презентация мини-проектов(12 мин)
  5. Общие выводы о работе групп. Оценивание работы групп (5 мин)

  1. Актуализация опорных знаний

«Мозговой штурм»

 Составить как можно больше формул солей ( карбонатов, сульфатов, хлоридов, нитратов, сульфидов, сульфитов, фосфатов, силикатов.)

  1. Формирование проблемы проекта: экспериментальное изучение химических свойств солей

 Каждая группа получает задание (на карточках) исследовать, как взаимодействуют соли с другими веществами, и , используя учебник, дополнительную литературу и необходимые таблицы, создать мини-проект в виде плаката.

 Правила работы в группе:

ᵡ   уважать друг друга;

ᵡ    слушать;

ᵡ   помогать;

ᵡ   быть толерантным;

ᵡ   думать;

ᵡ   быть активным.

 Задание для групп

 Группа «Металлы»

 Исследовать взаимодействие солей с металлами.

 Дано: железный гвоздь, гранулы цинка, толстая медная проволока, растворы сульфата меди (II), сульфата железа (II).

 Группа «Щелочи»

Исследовать взаимодействие солей со щелочами.

 Дано: растворы сульфата меди(II), сульфата железа (III), хлорида натрия, гидроксида калия.

 Группа «Кислоты»

 Исследовать взаимодействие солей с кислотами

 Дано: растворы карбоната натрия, хлорида бария, хлорида натрия, серной кислоты.

 Группа «Соли»

 Исследовать взаимодействие солей между собой.

 Дано: раствор хлорида натрия, нитрата бария, сульфата натрия, серной кислоты.

  1. Выполнение проекта

ᵡ  выполнение эксперимента;

ᵡ  обсуждение эксперимента и запись уравнений реакции;

ᵡ  черновое оформление проекта;

ᵡ  создание презентации проекта в виде плаката.

  1. Презентация мини-проектов
  1. Взаимодействие солей с металлами

 Группа исследовала взаимодействие солей с металлами.

 Выяснили, что не все металлы реагируют с солями.

  1. CuSO4 + FeSO4 = FeSO4 + Cu (красный налет на поверхности гвоздя) ;
  2. CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu (красный налет на поверхности гранул) ;
  3. FeSO4 + Cu ≠ (не взаимодействует).

Вывод: соли взаимодействую с металлами при условии, что металл – более активен, чем тот, который входит в состав соли.

  1. Взаимодействие солей со щелочами

Группа исследовала взаимодействие солей со щелочами

Выяснили, что не все соли реагируют со щелочами.

  1. CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4 (выпал голубой осадок) ;
  2. Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3↓ + 3K2SO4 (выпал бурый осадок) ;
  3. NaCl + KOH ≠ (не взаимодействует).

Вывод: растворы солей реагируют со щелочами с образованием нового основания и новой соли, одна из которых нерастворима в воде и образует осадок.

  1. Взаимодействие солей с кислотами

 Группа исследовала взаимодействие солей с кислотами.

 Выяснили, что не все соли взаимодействуют с кислотами.

  1. Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑ (бурное выделение газа) ;
  2. BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl (выпадает белый осадок) ;
  3. NaCl + H2SO4 ≠ (реакция не происходит).

Вывод: соли взаимодействуют с кислотами, если образуется осадок или выделяется газ.

  1. Взаимодействие солей между собой

 Группа исследовала взаимодействие солей между собой.

 Выяснили, что соли не всегда взаимодействуют между собой.

  1. NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3 (выпадает белый осадок) ;
  2. Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaNO3 (выпадает белый осадок) ;
  3. NaCl + Ba(NO3)2 ≠ (не взаимодействует).

Вывод: соли взаимодействуют между собой если образуется осадок.

  1. Общие выводы о химических свойствах солей на основе мини-проектов, созданных учащимися
  2. Подведение итогов урока. Оценивание работы групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие химические свойства неметаллов 10 класс

Презентация к уроку "Общие химические свойства неметаллов" 10 класс учебник И.И.Новошинского...

Презентация "Химические свойства алкенов" 10 класс

Презентация по теме: "Химические свойства алкенов" сопровождает урок химии в 10 классе. В презентации используются видео опыты Единой коллекции ЦОР, на которые имеются ссылки....

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Урок по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс

Урок,  по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс, с использованием технологии деятельностного метода....

Урок по теме "Химические свойства кислот" 8 класс с построением схемы ООД.

Данный материал может использоваться на уроках химии по теме "Химические свойства кислот" для 8 класса.  При изучении данной темы ученики с помощью учителя выстраивают схему ООД....

конспект урока по химии "Физические и химические свойства алкенов" (11 класс)

Конспект урока "Физические и химические свойства алкенов" разработан к учебнику Гузея Л.С. для 11 класса. Изучение физических и химических свойств алкенов базируется на современных представлениях о св...

Как выполнить задание вида "С какими из перечисленных веществ реагирует данное вещество" (на примере темы "Химические свойства оснований", 8 класс)

Предлагаемая презентация может помочь школьникам, много пропускающим по болезни, научиться выполнять  задания данного вида при изучении темы "Свойства оснований"....