Занимательно о серьезном
презентация к уроку по химии (5 класс) на тему

Акчурина Наиля Рауфовна

Интересные факты из жизни ученых-химиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelno_o_sereznom.docx25.07 КБ
PDF icon zanimatelno_o_sereznom.pdf911.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательно о серьезном.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 99» села Конобеево Воскресенского района,

Московской области.

2014 год.

№2          Что такое химия?

Жители  небольшого города, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Берцелиус, спросили однажды кухарку, чем собственно занимается ее хозяин.

•        - Не могу сказать в точности,- ответила она.  Он берет большую бутылку с какой - то жидкостью и наливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает в еще меньшую, опять встряхивает, перемешивает и выливает в совсем маленькую.

    - А потом?

- А потом выливает все вон!          

Йенс Як  Берцелиус – шведский химик, президент Шведской королевской

академии.                                                                                                                        

Его научные работы  охватили все главные  проблемы первой половины                        19 века.                                                                                                                                      

Он  экспериментально доказал достоверность закона постоянства вещества                                  и закона кратных отношений.

Ввел современные обозначения химических элементов и первые формулы химических соединений.

Кто такие химики?

Однажды, проезжая по улице, Дмитрий Иванович Менделеев увидел толпу, тащившую в полицейский участок двух неизвестных, и спросил извозчика, не знает ли он, кого это они тащат.

•        - Каких-то  химиков, наверно! – ответил извозчик. – Их, этих химиков, нынче столько развелось, что житья не стало!

•        Великий химик был так огорчен этим ответом, что не попытался даже возразить на него, лишь горестно вздохнул по поводу того, что из-за отсталости России простые люди в ней не имеют даже понятия о химии и думают, что химик и мошенник  -  одно и  тоже.

Невольные пророки

В один из дней 1837 года в подвале частного пансиона в Казани раздался оглушительный взрыв.

Виновником его оказался воспитанник Саша Бутлеров, увлекавшийся химией и тайно от начальства превративший подвал в свою «лабораторию».  За это он был посажен в карцер и по «мудрому» решению педагогического совета был выведен в столовую с повешенной на груди доской, на которой крупными буквами было написано: « Великий  химик».

Придумывая эту издевательскую запись,  незадачливые воспитатели Саши не допускали, конечно,  и мысли, что она может стать пророческой,                            что заклейменный ею «нарушитель пансионных правил» станет действительно великим химиком.

 Он и стал великим химиком через 20 лет, когда сформулировал теорию строения органических соединений.

И так бывало…

В 1777 году французский ученый  Антуан Лавуазье создал кислородную                                                                     теорию окисления веществ.  Несмотря на убедительность                                                    данной теории, она вызвала вначале яростные                                                                     нападки сторонников господствовавшего в  химии                                                                         учения о флогистоне.

Первым из крупных ученых признал кислородную теорию французский химик Клод Луи Бертолле.                                                                                                    

Весть об этом произвела на «флогистонщиков» впечатление внезапно разорвавшейся бомбы: до этого Бертолле опубликовал 17 работ, в которых категорически отвергал теорию Лавуазье, и был избран членом Парижской Академии наук главным образом за эти  работы.

Серебрецо

•        В середине  XVII в.  испанцы  обнаружили в песках реки  Платино-даль-Пино (Колумбия) вместе с драгоценным золотом  крупинки неизвестного им тяжелого серебристого металла. Находка их нисколько не обрадовала: из-за исключительной тугоплавкости этот металл оказался ни на что непригодным и только затруднял очистку добываемого золота

•         Скоро, однако, сметливые, но не совсем чистые на руку испанские ювелиры обнаружили, что платина хорошо сплавляется с золотом, не уменьшая его удельного веса, и стали добавлять к золотым ювелирным изделиям и монетам. Иначе говоря, шельмовать.

Узнав об этом, испанский король приказал имеющиеся запасы платины уничтожить. И вся платина при свидетелях была сброшена в море.

Неприветливая встреча.

•        Когда  1825 г. в Гамбургский порт прибыл из Чили первый пароход с грузом натриевой селитры NaNO3 (чилийской селитры), покупателей на этот незнакомый еще заморский товар в Германии не нашлось. Убедившись в том, что продать селитру не удается, капитан приказал бросить ее в … море.

Знакомая история…

Как был открыт сахарин.

Перед едой надо мыть руки. Несоблюдение этого правила говорит о неопрятности человека и может служить причиной серьезного заболевания или отравления. Однажды, однако, нарушение этого правила оказалось очень полезным: оно помогло сделать интересное открытие.

В 1878 году немецкий химик Фальберг производил опыты с веществом, называемым крезолсульфанидом.  

 Как- то раз он по рассеянности сел за стол, не вымыв предварительно руки, и во время еды почувствовал, что взятый им кусок хлеба необыкновенно сладкий. Химик тут же исследовал содержимое банки, в которую сливал ненужные растворы веществ.

Оказалось, что в ней содержится вещество, образовавшееся во время опытов по сладости в 500 раз превышает сахар.

•        Вещество было названо сахарином и сразу запатентовано в Германии и в США. В 1884 г. начал производиться в промышленном масштабе.

•        В настоящее время сахарин получают в виде бесцветных кристаллов из веществ, образующихся при химической переработке каменного угля.

•        Заменять сахар в питании он не может, так как не усваивается организмом. Но используется при  приготовлении напитков, а также больными сахарным  диабетом, которым сахар употреблять нельзя.

Золото в морской воде.

•        Оказывается, что в морской воде находятся не только растворенные соли, но и золото. Подсчеты показали, что в воде мирового океана его содержится около  8 млрд тонн. Многие химики и инженеры пытались решить эту задачу, но результата не добились.                                                                                      И не удивительно, ведь в 1 тонне морской воды содержится всего 0,01-0,05мг золота.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситникова И.А. Внеклассное мероприятие по физике «И отдых и серьезно!»

Внеклассное мероприятие по физике «И отдых и серьезно!» для учащихся 8-11 классов. Цели: развитие познавательной деятельности, расширение кругозора; развитие умения работать в группе, внимания, мы...

Творческий проект "Давайте поговорим об ОБЖ серьезно"

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Но до сих пор не устоялась программа курса, добавляются новые разделы, все время расши...

Статья "Игра - дело серьезное"

Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания. Приведены примеры игровых приемов, театрализованных и ролевых игр....

Серьезный разговор о серьезной проблеме(Спид)

На сегодняшний день во всем мире заражены и болеют СПИДомболее 3 000 000 человек.nЭти данные неполные, т.к. нет диагностики на присутствии ВИЧ –   инфекции всех жителей...

Статья "Занимательно о серьезном - метод проектов как средство развития воспитанников"

Вся наша жизнь состоит из проблем, которые нужно научиться решать. Когда мы учим ребенка решать проблемы, то начинаем включать его в проектную деятельность. Для воспитанников проект - это возможность,...

Статья " Занимательно о серьезном -метод проектов как средство развития воспитанников

Вся наша жизнь состоит из проблем ,которые нужно научиться решать .  Когда мы учим ребенка решать проблемы ,то начинаем включать его в проектную деятельнстью.Для воспитанников проект-это возможно...

Юмор делает серьезное более серьезным

Рассказ написан учащимся 10 класса...