Элективные курсы по химии
элективный курс по химии на тему

Галиева Ильзия Райнуровна

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_khimii_10_novyy.docx32.92 КБ
Файл elektiv_khimiya_11_klass_novyy.docx52.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании

МО учителей-предметников

естественного цикла

25 августа 2014 года

Руководитель МО ______ Гарипова А.И.

  Согласовано с руководителем

  МС МБОУ «СОШ с.Маскара»

  28 августа 2014 года

  __________ Юзмиева С.Г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

__________ М.В. Хадиев

Введено в действие приказом

№142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа элективного курса

«Химия и здоровье человека» по химии

для 10 класса среднего общего образования

 (учебный курс для профильного обучения 10-х классов, 34 часа)

Автор-составитель рабочей программы: Мустафина Ильзия Райнуровна, учитель биологии и химии I квалификационной категории

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Достижения современной химии позволяют получать самые разнообразные вещества и материалы: витамины, гормоны, антибиотики, химические средства защиты растений, фармацевтические препараты, биологически активные вещества. Их производят в процессе промышленного органического синтеза, сырьем для которого служат природный и попутный газы, нефть, каменный и бурый угли, древесина, горючие сланцы, отходы сельскохозяйственного производства и т.п.

Современное производство веществ представляет собой чрезвычайно сложный механизм. оно оснащено совершенными автоматическими линиями, компьютерными средствами управления, устройствами контроля и мониторинга качества выпускаемой продукции и состояния окружающей среды.

Органическая химия представляет собой обширный и самостоятельный раздел химической науки. Она изучает органические вещества, их строение и закономерности протекания реакций с участием органических соединений.

Значение органических соединений огромно уже потому, что жизнь на Земле связана с их возникновением и превращениями. В любом живом организме протекает миллионы химических реакций, обеспечивающих процессы дыхания, пищеварения, размножения, функционирования каждой клетки, органа или ткани. Методы органической химии дают возможность исследовать тонкое строение соединений, составляющих живой организм и регулирующих его функции, т.е. тех соединений, которые участвуют в жизнедеятельности растений, животных, человека.

Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих.

Для изучения выбраны органические вещества, используемые в пищевой, легкой промышленности. Даётся понятие о химизме процессов изменения жиров, углеводов, белков, происходящих при тепловой обработке пищевых продуктов, о красителях и крашении. Отмечена роль органических соединений в обогащении пищевой ценности вкуса, аромата продуктов питания. Уделено внимание синтезам, основанным на замене пищевого сырья не пищевым. Изучаются органические соединения, входящие в состав косметических препаратов, духов, лосьонов.

Элективный курс «Химия и здоровье человека» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,  ориентирован  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества. Элективный курс так же направлен на обобщение и углубление знаний, и на подготовку учащийся для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

В программе  курса приведены разнообразные задания, тесты и упражнения, выполнение которых будет способствовать более полному усвоению материала и поможет при самоконтроле полученных знаний.

Большое внимание уделяется практическим работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер: качественный анализ веществ, синтез веществ, исследование свойств определённых веществ.   

Цели курса:

- углубить базовые знания учащихся по химии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся, научно обосновать важность ведения здорового образа жизни; знать подробную характеристику веществ используемых человеком (их классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойств); последствия токсического действия на организм человека; любознательность как основы познавательной активности

- формировать творческого воображения; придание прикладной направленности практических работ исследовательского характера для выработке у учащихся грамотного поведения при контакте со средствами бытовой химии, использовании лекарств и косметических средств;

Задачи курса:

- воспитывать способностей, склонностей, интересов учащихся;

- развивать ключевых компетенций

- ознакомить с миром веществ

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащиеся должны знать:

  • роль химии в жизни человека, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия данного курса;
  • природные источники пищевых продуктов;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике;
  • определения пищевых добавок в пище человека.

  Учащиеся должны уметь:

  • расшифровать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания;
  • экспериментально определять качественный состав препаратов;
  • определять качественного состава СМС, расшифровка международных символов;
  • поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм-орган, ткань-клетку
  • сделать вывод о возможности использования воды для деятельности человека.

   Ожидаемые результаты:

- данный курс «Химия и здоровье человека» способен существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

- особо важными приоритетами курса «Химия и здоровье человека» является умение  работать самостоятельно с химическими веществами и химическим оборудованием, делать химический анализ пищевых продуктов, веществ, используемых в быту, выделять вещества из растений, синтезировать вещества, сравнивать свойства веществ;

- важную значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, когда они в поисках различной информации работают с различными источниками.

   При проведении занятий планируется использовать лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий и др., беседы с учащимися, включающие лабораторные опыты, семинарские занятия, заслушивание докладов учащихся, защита рефератов.

Содержание

Введение (1 час)

Тема №1  Введение. Цели и назначение элективного курса. Основные требования к учащимся.

Химия и пища (10 ч)

Тема №2 Пища современного человека. «Продуктовая этикетка».

Тема №3 Нитраты в пищевых продуктах

Тема №4 Экспертиза пищевых продуктов. Как соблюдать диету.

Тема №5 Штрих-код и расшифровка.

Тема №6 Химические обозначения пищевых добавок.

Тема №7 Белки. Успехи в изучении строения и синтеза белков

Тема №8 Глюкоза. Свойства глюкозы

Тема №9 Крахмал.

Тема №10 Витамины. Авитаминоз. Как грамотно принимать

Тема №11 «В здоровом теле, здоровый дух»

Бытовая химия (6 ч)

Тема №12 Мыло. Очищающее действие мыла

Тема №13 СМС, Отечественная и зарубежная продукция.

Тема №14 Зубные пасты и порошки

Тема №15 Вещества, используемые для окрашивания волос

Тема №16 Современные лаки

Тема №17 Современные парфюмерных добавок, оптических отбеливателей.

Лекарства в домашней аптечке (5 ч)

Тема №18 Классификация лекарственных средств по воздействию

Тема №19 Антибиотики

Тема №20 Аспирин: за и против

Тема №21 Исследование лекарственных препаратов

 Тема №22 Лекарственные средства. Находящиеся в автомобильной аптечке

Влияние вредных привычек на организм человека (6 ч)

Тема №23 Токсическое действие этанола на организм человека

Тема №24 Химические свойства этанола

Тема №25  Курить-здоровью вредить!

Тема №26  Опасность никотина на молодой организм

Тема №27 Наркотики

Тема №28 Наркомания- опасное пристрастие.

Химия и окружающая среда (6 ч)

Тема №29 Загрязнение окружающей среды диоксинами

Тема №30 Химический состав почвы и микроэлементы

Тема №31 Жизнь аэрозолей

Тема №32 Загрязнение атмосферы выхлопными газами

Тема №33 Вода- наше богатство

Тема №34 Вещества, способные вызывать отравления

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

I

Введение (1 ч)

1 (1)

Цели и назначение элективного курса

5.09

II

Химия и пища (10 ч)

2 (2)

Пища современного человека

12.09

2 (3)

Нитраты в пищевых продуктах

19.09

2 (4)

Экспертиза пищевых продуктов

26.09

2 (5)

Штрих-код и расшифровка

3.10

2 (6)

Химические обозначения пищевых добавок

10.10

2 (7)

Белки. Успехи в изучении строения и синтеза белков

17.10

2 (8)

Глюкоза. Свойства глюкозы

24.10

2 (9)

Крахмал

31.10

2 (10)

Витамины

14.11

2 (11)

«В здоровом теле, здоровый дух»

21.11

III

Бытовая химия (6ч)

3 (12)

Мыло. Очищающее действие мыла

28.11

3 (13)

СМС, Отечественная и зарубежная продукция.

5.12

3 (14)

Зубные пасты и порошки

12.12

3 (15)

Вещества, используемые для окрашивания волос

19.12

3 (16)

Современные лаки

26.12

3 (17)

Современные парфюмерных добавок, оптических отбеливателей

16.01

IV

Лекарства в домашней аптечке (5 ч)

4 (18)

Классификация лекарственных средств по воздействию

23.01

4 (19)

Антибиотики

30.01

4 (20)

Аспирин: за и против

6.02

4 (21)

Исследование лекарственных препаратов

13.02

4 (22)

Лекарственные средства, находящиеся в автомобильной аптечке

20.02

V

Влияние вредных привычек на организм человека (6 ч)

5 (23)

Токсическое действие этанола на организм человека

27.02

5 (24)

Химические свойства этанола

6.03

5 (25)

Курить-здоровью вредить!

13.03

5 (26)

Опасность никотина на молодой организм

20.03

5 (27)

Наркотики

3.04

5(28)

Наркомания- опасное пристрастие

10.04

VI

Химия и окружающая среда (6 ч)

6 (29)

Загрязнение окружающей среды диоксинами

17.04

6(30)

Химический состав почвы и микроэлементы

24.04

6 (31)

Жизнь аэрозолей

8.05

6 (32)

Загрязнение атмосферы выхлопными газами

15.05

6 (33)

Вода- наше богатство

22.05

6 (34)

Вещества, способные вызывать отравления

29.05

Литература для учителя

  1. Ахметов Н.С. «Общая неорганическая химия» Учеб. для вузов.-4 изд.,испр.-М.:Высш. Шк. Изд.Центр «Академия», 2001.
  2. Единый государственный экзамен 2009: Контрольные измерительные материалы: Химия.-М.: Просвещение.
  3. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия: Учеб. для вузов,2-е изд., испр.-М.: высш. Шк., 2010

Литература для учащихся

      1. Бабич Л.В. Практикум по неорганической химии – М., Просвещение, 2008.

      2. Глинка Н.А. Общая химия – Л, 2008.

      3. Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии – М, 2005.

      4. Ермолаев М.В., Ильичева Л.П. Биологическая химия.-М.:Медицина,2009.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании

МО учителей-предметников

естественного цикла

25 августа 2014 года

Руководитель МО ______ Гарипова А.И.

  Согласовано с руководителем

  МС МБОУ «СОШ с.Маскара»

  28 августа 2014 года

  __________ Юзмиева С.Г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

__________ М.В. Хадиев

Введено в действие приказом

№142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа элективного курса

«Химические элементы и их природа» по химии

для 11 класса среднего общего образования

 (учебный курс для профильного обучения 11-х классов, 34 часа)

Автор-составитель рабочей программы: Мустафина Ильзия Райнуровна, учитель биологии и химии I квалификационной категории

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

    Химическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью химии. Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения химии на занятиях элективного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.

 Данный курс по выбору предназначен для учащихся одиннадцатых классов, он является предметно – ориентированным и рассчитан на 34 часа.

Срок проведения – I и II  полугодие.

Содержание данного курса не представлена в базовом курсе химии, а точнее, вскользь упоминается в таких темах, как кислород «Кислород»,                       «Галогены», «Сера» и т.д.

Учебный и вспомогательные материалы – лекция учителя, дидактический материал, справочная литература, фонд кабинета химии.

Наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекции, семинаров, практикумов, парад знаний. Эти формы работы призваны помощь учащимся ориентироваться в выборе будущей сферы деятельности.

Предпочтительные виды деятельности – самостоятельная исследовательская работа, создание проектов.

Критериями, позволяющими педагогу и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты.

Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом.

Итоговая форма отчетности – проект по выбору учащихся.

Цели курса:

  1. Дать ученику возможность лучше познакомиться с предметом,  его

содержанием и характерными видами деятельности.

  1. Развивать интерес к изучению предметов: химии, биологии, разделов медицины.
  2. Дать ученику возможность реализовать свои творческие способности

(возможности), имеющиеся знания и умения в других областях деятельности

при выполнении проектной работы.

  1. Дать ученику возможность оценить свои способности и возможности в изучении

данного предмета, вызвать интерес к живому организму.

  1. Продолжить формировать общеучебные умения и навыки учащихся

планировать работу и поэтапно осуществлять ее, работать с дополнительной

литературой (искать материал и Интернете), навыки эксперимента, умение

проводить презентацию своего проекта, идей.

Задачи курса:

  1. Выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки;
  2. Формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора;
  3. Оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

понимать значение элементов  O, S, N, P, галогенов, ионов металлов для живого организма, биологическую роль электролитов (кислот, солей,                          оснований), образующихся в результате распада жиров, белков, углеводов и механизм действия буферных систем;

Учащиеся должны уметь:

проделывать качественный анализ продуктов  жизнедеятельности организмов (молока, слюны, крови), обнаруживать белок в биоматериале, выделять альбумины и глобулины, составлять уравнения качественных реакций, проводимых на практических занятиях.

Ожидаемый результат:

учащиеся после изучения данного элективного курса углубят знания химических элементов, смогут использовать полученные знания при сдаче  ЕГЭ.

Содержание

Тема 1 Кислород и озон – 2 часа.

Участие кислорода в окислении органических веществ (жиров, углеводов, белков…). Реакции веществ, участвующих в обмене. Поддерживание электрической активности клетки и ее мембраны за счет биологического окисления. Кислород (О2) – основа жизнедеятельности человека, животных, одноклеточных. Кислород в медицине. Отрицательное влияние избытка кислорода (участие в цепных окислительных  реакциях в результате образования свободных перекисных радикалов), разрушение серосодержащих белков, мембран и накопление пироксидов в организме. Кислородный токсикоз (клеточное дыхание, наличие оксидантов – ингибиторов, снижающих цепные окислительные реакции в организмах). Озон: свойства и применение.

Тема 2 Галогены – 4 часа.

Содержание галогенов в тканях. Роль хлоридов в поддержании осмотического давления в клетках и организме в целом. Роль хлорида натрия в регуляции водного обмена. Физиологическая роль соляной кислоты в организме, ее бактерицидные свойства. Образование активных ферментов из неактивных при участии соляной кислоты. Биологические функции фтора и его соединений. Наличие фтора в зубной эмали и в костях человека и животных в виде фторкальциевой соли фосфорной кислоты и фторапатита. Влияние ионов фтора на активность магнийсодержащих ферментов.

Бром – постоянная активная часть тканей организмов, составная часть гормона гипофиза. Соли брома в медицине. Содержание йода в щитовидной железе. Гормоны тироксины. Йодтринадтироксин, ди- и монойоднадтироксин. Влияние тироксина на синтез глюкозы, дыхание, общий обмен – углеводный, жировой, белковый и на высшую нервную деятельность. Потребность человека в йоде и его поступление в организм. Йодная профилактика – введение йодида натрия в столовую соль. Содержание йода в продуктах питания (бобы, шпинат, молоко…)

Тема 3 Сера – 1 час.

Сера – составная часть аминокислот (цистеина, цистеина, метионина), компонентов белков волос, шерсти, рогов, копыт, ногтей, витамина В1 – тиамина, участвующего в обмене углеводов, белков, жиров. Сероводород и серная кислота – продукты распада серосодержащих аминокислот, их биологическая роль. Сера – агроэлемент.

Тема 4 Электролиты – 2 часа.

Электролиты. Биологическая роль солей, кислот, оснований, образующихся в результате распада углеводов, жиров и белков. Поддержание рН среды в организме на нужном уровне за счет электролитов. Противодействующие или буферные системы: карбонатная, фосфатная, белковая. Механизм действия буферных систем.

Тема 5 Азот и фосфор – 2 часа.

Содержание азота и фосфора в организмах. Азот – составная часть белка, нуклеиновых кислот, простетических групп ферментов. Фосфор – составная часть костной ткани, нуклеотидов, нуклеопротеидов, фосфорных эфиров,…, элемент питания. Макроэргические связи – АТФ, АДФ.

Тема 6 Металлы – 1 час.

Ионы металлов как стабилизаторы третичных структур белков – ферментов, ориентирующие функциональные группы активного центра определенным образом для проявление каталитической способности. Ионы металлов – активаторы ферментов. Взаимодействие ионов металлов с субстратами, коферментами, белками. Участие их в ОВР, в образовании металлоферментов, образование «мостиков» между ферментов и субстратом. Ферментативные роли Mg2+, Fe2+, ионов кобальта, марганца, кадмия, цинка, никеля, бария и меди.

Тема 7 Щелочные и щелочноземельные металлы – 2 час.

Содержание ионов Na, K, Ca, Mg в живых организмах в виде солей и соединений с белками, с нуклеиновыми кислотами. Осмотическое давление плазмы крови (роль ионов натрия); Na+ ;К+ , влияющие на нервную деятельность, сердечно – сосудистую систему, функции мышц. К+ и азотный обмен. Роль Са2+ в свертывании крови, в синтезе хлорофилла. Возможность замены кальция, стронция в обмене веществ.

Тема 8 Железо – 1 час.

Участие железа в образовании биологически активных соединений – гемоглобина, миоглобина, каталазы, цитохромов. Содержание железа в тканях глазного хрусталика, роговицы, печени, селезенки. Применение препаратов железа при лечении малокровия, при истощении и упадке сил.

Тема 9 Вода – 2 часа.

Водный и минеральный обмен. Полярность молекулы воды и образование внутримолекулярных и межмолекулярных водородных связей. Значение воды и водородных связей в теплообмене организма, распаде веществ, переносе их в клетки и удаление обменных шлаков из организма. Вода как единое целое с клеточными структурами: функция воды как растворителя, транспортные, механические, химические (гидролиз). Свободная и связанная вода в организме. Обновление вод в организме и её баланс между поступлением и выделением. Вода – источник водорода и кислорода при фотосинтезе.

Тема 10 Качественный анализ органических веществ – 2 час.

Определение С, Н в органическом веществе. Сахароза, CuO, известковая вода, обезвоженный CuSO4 .

Определение азота в органических веществах. Оборудование: азотосодержащее вещество, твердый едкий натрий (NaОН) (1:1),смесь нагреть, выделяющийся аммиак определить по запаху и индикаторной влажной бумажкой.

Тема 11 Обнаружение белка в биологическом материале – 2 час.

К 20-25 мл молока, разб. Н2О(1:3), прибавить по каплям 0,1%-ный СН3ООН до прекращения выделения осадка казеина, который увлекает с собой жиры. Осадок отфильтровать, промыть 2-3 раза водой.

Часть осадка обработать 1%-ным раствором гидроксида натрия, казеин растворится , жир останется в виде эмульсии. Содержимое отфильтровать и с раствором провести цветные реакции на белки: биуретовую, ксантопротеиновую.

б) выделение альбуминов и глобулинов из молока. Из полученного фильтрата в 1-й части опыта (а) провести реакцию с насыщенным раствором NaCl  и прокипятить . Смесь профильтровать, осадок промыть и проделать реакции на белки (цветные).

в) высаливание белков молока.

Молоко и раствор (NH4)2SO4 (1:1). Осаждается казеин и молочный глобулин. Осадок отфильтровать, засыпать  порошком (NH4)2SO4. Выпадает молочный альбумин. В фильтрате определите Са2+, Mg2+ и остаток фосфорной кислоты.(Разделить фильтрат на 3 части.) К первой добавить несколько капель оксалата аммония, ко второй – концен. NH4ОН3, к третьей – молибденового реактива. Описать наблюдения.

г)0,5 мл слюны+1 мл Н2О+3,5 капель роданида аммония. Раствор красный. Почему?

Осаждение белков крови и определение в ней химических компонентов – 3 часа.

2-3 мл Н2О+0,5 мл свежей крови + 2мл 10%-ного раствора трихлоруксусной кислоты. Через 15-18 минут отфильтровать.

б)Zn(OH)2 и 4 мл крови. Смесь поставить на 2-3 минуты на водяную баню. Свернувшиеся белки отфильтровать, промыть, проделать ксантопротеиновую реакцию. В фильтрате определить Са2+, Mg2+ и сахар красной кровяной солью или Cu(OH)2.

в)Приготовление сыворотки крови.

Пробирку с кровью поставить в термостат на 1 час. (t°=37°C).Затем на 3-4 часа в холодильник. Наблюдать за расслоением: прозрачная жидкость и кровяной сгусток.

Тема 12 Обнаружение Са2+, Mg2+ в костной ткани – 2 часа.

а)К 5 г костной ткани прилить 25 мл 0,5%-ного раствора H2SO4. Оставить на сутки. Отфильтровать неорганические вещества. К 4-5 мл добавить 3-4 капли оксалата аммония. Наблюдать образование осадка.

CaHPO4+(NH4)2C2O4=CaC2O4↓+(NH4)2HPO4.

б)Отфильтровать оксалат кальция и к фильтрату прибавить NH4ОН. Наблюдать образование осадка(↓)

MgHPO4+NH4OH=MgNH4PO4↓+H2O

магний-аммоний-фосфат

Тема 13 Обнаружение катионов биологических сред – 1 час.

а) Обнаружение Са2+

1)по осадку:

CaCl2+(NH4)2C2O4= CaC2O4↓+2NH4Cl

1-2 мл              5-6 капель

2)по цвету пламени:

Са2+ окрашивает в кирпично-красный цвет.

б)Обнаружение Mg2+ :

MgCl2+NH4OH+Na2HPO4=

1-2 мл

=MgNH4PO4↓+2NaCl+H2O

суммарное уравнение

1)Mg(OH)2

2) Mg(OH)2+2NH4Cl= MgCl2+2NH3+2 H2O

растворение осадка

3) MgCl+ NH4OH+ Na2HPO4     ↓+…+…

появление осадка

в)4-5 мл FeCl3+5-6 кап.NH4CNS       ↓темно красный цвет роданида железа.  Составить уравнение.

Тема 14 Обнаружение анионов – компонентов биологических сред – 1 час.

а)обнаружение SO42- (реактива Ва2+)

б)обнаружение РО43- :

1) 2-3 мл MgCl2+2-3 мл NH4OH      ↓Mg(OH)2+…

Полученный осадок растворить хлоридом аммония, раствор нагреть и + Na2HPO4 до появления ↓ магний-аммоний-фосфата.

Na2HPO4+ MgCl2+ NH4OH= MgNH4PO4↓+2NaCl+H2O

2) или

Na2HPO4+BaCl2=BaHPO4↓+2NaCl

H2SO4       HCl   CH3COOH     HNO3

В какой из этих кислот растворяется осадок? Опишите наблюдения. Составьте уравнение в ионном виде.

Тема 15 Обобщение и контроль знаний –  9 часов.

Обобщение и повторение пройденного материала. Контроль знаний (зачет). Конференция по смежной тематике химии и биологии (защита проектов). Работа с тестами ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Кислород

6.09

2

Озон

13.09

3

Хлор

20.09

4

Фтор

27.09

5

Бром

11.10

6

Йод

18.10

7

Сера

25.10

8

Электролиты

15.11

9

Буферные системы

22.11

10

Азот

29.11

11

Фосфор

6.12

12

Металлы

13.12

13

Щелочные металлы

20.12

14

Щелочноземельные металлы

27.12

15

Железо

17.01

16

Значение воды

24.01

17

Функции воды

31.01

18

Определение углерода и водорода в органическом веществе.

7.02

19

Определение азота в органических веществах.

14.02

20

Обнаружение белка

21.02

21

Определение некоторых свойств крови.

28.02

22

Обнаружение ионов кальция.

7.03

23

Обнаружение ионов магния.

14.03

24

Обнаружение катионов в биологических сред

14.03

25

Обнаружение анионов

21.03

26

Обобщение

4.04

27

Обобщение

11.03

28

Зачет

18.04

29

Зачет

18.04

30

Защита проектов

25.04

31

Защита проектов

2.05

32

Защита проектов

16.05

33

Работа с тестами ЕГЭ

16.05

34

Работа с тестами ЕГЭ

23.05

Литература для учителя

  1. Анисимов А.А. Основы биохимии. – М, Высшая школа, 1997.
  2. Ахметов Н.С.  Неорганическая химия. - М,2000.
  3. Большая медицинская энциклопедия.- М, Медицина, 1986.
  4. Глинка Н.А. Общая химия-Л., 1989.
  5. Кружки по химии в школе (из опыта работы учителей).- М.:Просвещение,1978.-С.48-58.
  6. Смолин  А.Н., Рождественская В.А. практические работы по органической и биологической химии.- Просвещение, 2001.
  7. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии (Академия пед.наук).- Просвещение, 1986.
  8. Кружки по химии в школе.-М.:Просвещение.
  9.  Скальный А.В., Рудаков И.А. Биоэлемент в медицине.
  10.  Терлецкий Е.Д. Металлы, которые всегда с тобой.-М.:Знания,1986.
  11.  Яковлев Н.А. Биологическая химия. -Изд-во Высшая школа.

Литература для учащихся

1. Бабич Л.В. Практикум по неорганической химии – М., Просвещение, 1998.

2. Гроссе Э. Химия для любознательных – Л., Химия, 1997.

3. Глинка Н.А. Общая химия – Л, 1989.

4. Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии – М, 2005.

5. Ермолаев М.В., Ильичева Л.П. Биологическая химия.-М.:Медицина,1989.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"

Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Элективный курс по химии в 10 классе "Практическая химия"

Элективный курс "Практическая химия" разработан с целью предпрофильной подготовки и расширения знаний учащихсяпо органической химии. Курс расчитан на 17 часов, включает в себя 4 практических занятия. ...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....